Проверяем втягивающее реле стартера на исправность

Основной неисправностью, при которой стартер ВАЗ 2109-2108 отказывается крутить двигатель, является выход из строя втягивающего реле. То есть, при повороте ключа зажигания либо вообще ничего не происходит, либо слышны щелчки, но вал не вращается. В этом случае реле необходимо заменить на новое. Для проведения этого ремонта, понадобится следующий инструмент:

  • головка торцевая на 13
  • трещотка или вороток
  • отвертка с плоским лезвием

Первым делом необходимо снять стартер с автомобиля ВАЗ 2109-2108. После чего откручиваем гайку крепления провода обмотки стартера к реле:

И отводим этот провод в сторону, чтобы он в дальнейшем нам не мешался:

Затем отверткой отворачиваем два болтика крепления втягивающего к корпусу, как это представлено на фото ниже:

И теперь можно без каких-либо проблем отсоединять втягивающее от стартера. Для этого необходимо немного приподнять его вверх, чтобы отсоединить якорь реле от рычага стартера, так как они находятся в зацеплении друг с другом:

Конечный результат работы показан на приведенной снимке ниже:

Покупаем новое реле по цене порядка 500 рублей и производим его замену. При установке стоит иметь ввиду, чтобы опять-таки якорь зацепился за внутренний рычаг. То есть, можно все это вставить поочередно, сначала якорь зацепить отдельно, а потом вставить реле:

И окончательно закручиваем все болтики и устанавливаем стартер обратно на автомобиль. Как видите, сложностей при выполнении данного вида ремонта ВАЗ 2109-2108 не должно возникнуть. Если остались вопросы, задавайте ниже в комментариях, будем разбираться вместе.

Наверное, всем автовладельцам приходилось попадать в ситуацию, в которой мотор не желает запускаться. В основном, решить подобную задачу можно зарядкой аккумулятора или зачисткой контактных элементов. В то же время, порой случается и так, что без ремонта втягивающего реле стартера проблему нельзя решить. О том, как же провести подобную процедуру, мы и поговорим сейчас. Для тех, кто не хочет разбираться самостоятельно, можно сразу обратиться на сервис, где качественно сделают ремонт стартера.

Особенности устройства втягивающего реле

Для того чтобы самостоятельно починить любую деталь в автомобиле, надо понимать, как она устроена. Это даст представление о том, какие элементы есть внутри, как они работают, и соответственно, как к ним добраться для ремонта.

Втягивающее реле – это капсула, внутри которой установлен электрический магнит, возвратная пружина и стержень. Магнит состоит из двух обмоток: втягивающего сердечника, и удерживающей его в определённом положении обмотки. Именно их работа двигает и фиксирует сердечник внутри механизма.


Как только происходит поворот ключа при заводе двигателя, от аккумулятора происходит подача электричества на обмотки, которые выполняют функцию втягивания. Вследствие этого, вокруг сердечника появляется электромагнитное поле, которое приводит его в движение. Одновременно сжимается возвратная пружина, которая потом вернёт его в исходное положение. Совместно с этими движениями происходит присоединение противоположного конца детали к маховику. За счёт этого, шестерёнка, соединённая с бендиксом, соединяется с маховиком и передаёт ему движение.

В результате всех этих манипуляций происходит старт двигателя. После чего механизм отключает внутри себя электрический ток, и возвращает все свои детали в исходное положение. Только сердечник остаётся в исходном положении благодаря одной из обмоток.

Справка. Существуют реле только с одной обмоткой, обладающей функцией втягивания. Но такие детали не распространены из-за того, что потребляют много электричества, и как следствие, быстрее сажают аккумулятор.

Выбор детали на Ваз-2110

Часто меняют в сборе весь стартер, но мы рекомендуем так не делать. Втягивающее реле стоит намного дешевле всего комплекта.

К выбору нового реле стоит подойти со всей серьёзностью, поскольку от качества детали будет зависеть — насколько долго оно прослужит владельцу.

Аналоги

Кроме предложенного варианта оригинальной детали существует достаточно много аналогов, которые можно устанавливать на автомобиль. Так, многие автолюбители именно так и поступают. Рассмотрим, что предлагает владельцу 2110 автомобильный рынок запасных частей:

    Cargo 131143– стоимость составляет 1200 рублей. Высокое качество за небольшие деньги.

Признаки и причины выхода из строя реле

Если реле сломалось, то об этом расскажут следующие признаки:

  • при попытке завести двигатель ключом, он не запускается, или заводится только после двух-трёх попыток;
  • после запуска двигателя раздаётся жужжание. Это значит, что стартер вращается на повышенных оборотах, хотя уже не должен.

Если наблюдается хотя бы один из этих признаков, то это повод насторожиться. Реле может скоро сломаться. Причин, по которым это происходит несколько:

  • одна из обмоток, или обе сразу обгорели или оборвались;
  • деформация возвратной пружины внутри механизма;
  • внутри детали произошло короткое замыкание на одной из обмоток;
  • уменьшилась площадь поверхности контактных пластин, или они полностью сгорели.


Понимая причины по которым реле выходит из строя, ремонт займёт меньше времени, т.к. сразу понятно где искать неисправность.

Основные причины и симптомы дисфункции

Обнаружить неисправности ВР достаточно просто по характерным признакам:

  • Стартер продолжает работать после заведения силового агрегата, издавая жужжащие звуки и набирая скорость.
  • Может наблюдаться громкий щелчок при активации системы зажигания, но запуск стартера не происходит. Этого щелчка может не быть, если произошел обрыв катушки или недостаточный заряд питания.
  • Работа стартера осуществляется впустую, он крутит, но при этом воздействие на моторный маховик не оказывает.

Наиболее частыми причинами неисправности втягивающего становятся:

  • Повреждение электромагнита и его обмоток;
  • Деформация корпуса;
  • Повреждение контактов;
  • Ослабление или обрыв обратной пружины;
  • Нарушение работы якоря.

Перечисленные выше моменты имеют место при естественном износе детали, разрушении компонентов, деформации пластин контактов, перегорания обмотки.

Какой вид реле подлежит ремонту?

В автомобиле может быть установлен один из двух типов реле: разборное и неразборное. Если в машине второй тип реле, то починить его своими руками не всегда получится.

Неразборное реле можно починить только в том случае, если пригорели контактные пластины. В случае если испортилась одна из обмоток или в них произошло короткое замыкание, то починить его уже не удастся – только замена детали.

Важно! В случае самостоятельного ремонта, при изъятии реле, рекомендуется пометить клеммы, для того чтобы не перепутать их при установке механизма на место. Также не лишним будет зачистить и обезжирить контакты на реле и стартере.

Ремонт

О ремонте устройства, как таковом, говорить не приходится, поскольку данный узел невозможно починить, если он неразборный. В случае поломки производится замена детали. Из всей схемы детали ремонту может подлежать только якорь. Если рассматривать на примере все той же «десятки», то сложнее будет демонтировать стартер, чем поменять сам элемент.

Чтобы осуществить замену, машину нужно загнать на яму, так как в данной модели до стартера можно добраться исключительно снизу. При имеющейся защите потребуется сперва снять ее. Затем снимается вся ведущая проводка. После чего возможен демонтаж последнего при откручивании фиксирующих гаек.

Когда узел снят и очищен от грязи, следов коррозии и окисления, нужно открутить закрепляющие втягивающее реле болты. Снятие крепления не влияет на якорь, надежно прикрепленный к пружинной вилке ушком. Последующие демонтаж детали и установка новой максимально просты. Приобретенный элемент необходимо надежно зафиксировать болтами.

Ремонт разборного узла будет состоять из нескольких этапов:

  • Откручивание закрепляющих гаек корпусной крышки;
  • Отпайка концов обмотки при надобности;
  • Снятие крышки и проверка ключевых моментов – обгорание силовых контактов требует зачистки наждачкой, их износ сопровождается заменой;
  • Сборка узла в логичной последовательности и проверка на дееспособность;
  • Установка.

Во время разборки происходит замена вышедших из строя элементов, которая вернуть узлу его прежнюю работоспособность. Однако, эта деталь системы зажигания при выходе из строя и последующих мероприятиях уже не будет давать надежной работы. Оптимально, произвести ее замену на новую.

Как проверить втягивающее реле стартера?

При проверке реле, в первую очередь нужно посмотреть: не нарушена ли проводка, соединяющая его со стартером. Делается это просто: смотрим визуально и ищем места разрывов. Затем, пробуем завести двигатель, если произошёл звук срабатывания – с проводами всё в порядке.

Бывают случаи, что при повороте ключа раздаётся щелчок, но отсутствует вращение стартера – значит подгорели контактные пластины. Проверить это можно подав напряжение на двигатель автомобиля, минуя реле. В этом случае клеммы реле отсоединяются от замка. Затем отвёрткой надо замкнуть клеммы, расположенные на батарее и на стартере. Если началось вращение, то неполадки во втягивающем устройстве.


Есть еще способ провести проверку стартера. Делается это следующим образом:

  1. Контакты реле соединяются короткими проводами с «плюсом» и «минусом» аккумулятора.
  2. Конец провода «минус» к аккумулятору не присоединяется. Он кладётся на контакт. Если в этот момент раздался щелчок, значит деталь работает исправно, если нет, значит деталь неисправна.

Диагностика

Для того, чтобы диагностировать поломку этого узла не потребуется даже его демонтаж. Наиболее наглядным будет конкретный пример: например, диагностика на ВАЗ-2110.

Для начала нужно сделать несколько действий для возможности оптимальной оценки:

  • проверить фиксацию клемм и состояние аккумулятора, убрать имеющиеся следы окисления на контактах и клеммах;
  • убедиться в надежном креплении проводки, при наличии коррозии – провести зачистку наждачкой;
  • проверить функционирование агрегата включением стартера.

При неработающем устройстве сперва стоит обратить внимание на проводку, чтобы исключить обрыв. При исправном функционировании последней нужно проверить работу тягового реле. сделать это довольно легко: лучше всего, если кто-то попробует завести мотор, а другой участник процесса будет прислушиваться к звукам подкапотного пространства. Отсутствие клацанья укажет на дисфункцию реле и необходимость проведения ремонтных работ или замены на новый.

Если характерный звук имеется, клацает, а функционирование стартера не наблюдается, есть вероятность пригорания пластин контактов. Проверка осуществляется посредством отвертки. Нужно отсоединить клемму, направляющуюся от замка зажигания. Затем нужно сцепить клеммы, соединенную с аккумулятором и идущую к стартеру. Это образует прямую подачу напряжения без участия в цепи реле. При функционировании данной схемы налицо поломка.

Такую же проверку можно осуществить на демонтирнованной детали:

  • деталь устанавливают в непосредственной близи с аккумулятором, как можно ближе к проводам;
  • контакты соединяются с соответствующими плюсовыми и минусовыми клеммами;
  • при прикосновении к корпусу агрегата свободного конца минусового провода должен прозвучать щелчок, говорящий об работоспособности устройства, в ином случае требуется замена или ремонтные работы.

Для диагностики также можно воспользоваться мультиметром, который укажет на первопричину неисправности: проблема со стартером либо аккума с проводкой. Прибор подводят к плюсовой клемме, принимающей напряжение автомобильного аккумулятора. Второй провод измерительного прибора нужно подключить к массе. Прибегнув к посторонней помощи, чтобы помощник повернул ключ в замке зажигания, нужно сверить данные о напряжении – нормой является показатель в 12 В. При более низких значениях высока вероятность низкого заряда АКБ, которая не позволяет произвести запуск ротора, но дает импульс для активации агрегата. Также возможна диагностика тестером.

Как вариант, можно использовать контрольную лампу и батарейку, чтобы определить поломку. Для этого нужно просто подключить лампу к обмотке: если она загорится, значит, все в порядке, если же никакого эффекта не последует, значит причина кроется в обрыве. Короткое замыкание таким методом проверить сложно, ввиду незначительного влияния возможных отклонений на яркость света.

Конструкция стартера

Агрегат, используемый для запуска двигателя автомобиля, по своей сути является компактным и мощным электродвигателем, конструкция которого дополнена несколькими специфическими деталями:

  • Расположенным на валу якоря бендиксом (обгонной муфтой), необходимым для передачи крутящего момента от электромотора на коленчатый вал ДВС.
  • Вилкой, продольно перемещающей муфту по валу якоря. Она установлена в передней крышке (маске) стартера.
  • Втягивающим реле, приводящим в движение вилку и замыкающим электрическую цепь, по которой ток поступает на обмотки электромотора. Оно, как и вилка, установлено на передней крышке.

Передача крутящего момента к бендиксу может производиться напрямую или через повышающий крутящий момент планетарный редуктор, который монтируется в основном корпусе узла, его передней или задней крышке.

Схема втягивающего реле стартера

Устройство втягивающего реле стартера

Конструкция узла довольно проста. Внутри металлического корпуса находятся:

  1. Сердечник, который также называют якорем или ротором. Сердечник изготавливают из магнитного либо намагничиваемого сплава, либо выполняют в виде стального стержня с обмоткой.
  2. Приводной шток, закреплённый на сердечнике.
  3. Возвратная пружина якоря.
  4. Замыкающий шток с расположенной на нём контактной пластиной.
  5. Пружины сжатия и возврата контактной пластины.
  6. Втягивающая обмотка.
  7. Удерживающая обмотка.
  8. Задняя крышка реле, изготовленная из диэлектрического материала, чаще всего пластика.
  9. Проходящие сквозь крышку болты с расположенными на их внутренних концах контактными пластинами. С одного из этих болтов ток подаётся на втягивающую и удерживающую обмотки.
  10. В некоторых случаях имеются одна или две дополнительные клеммы для подачи напряжения на обмотки.

Узел в сборе крепится винтами или болтами к передней крышке (маске) стартера.

Причины неисправностей, когда элемент не срабатывает

Неисправности втягивающего реле стартера являются причинами обездвиживания транспортного средства. Они могут быть обусловлены:

  • уменьшением контактной площади контактов на платинах;
  • обрыв или обгорание обмотки;
  • деформирование пружины возвратного типа;
  • замыкание в одной из обмоток.

Проверка

Ваз 2110 втягивающий стартер

Для проверки работоспособности стартера потребуется аккумулятор и два провода:

  • Сначала снимается стартер;
  • При помощи первого провода вывод втягивающего реле присоединяется к положительной клемме аккумулятора;
  • Второй кабель подводится к минусовой клемме с массой стартера;

Примечание: если будет щелчок, то это говорит о том, что механизм, «бендикс» работает. Важно, чтобы щелчок был резким и быстрым. Если же звук кажется вялым, затянутым, то внутри механизма, что-то не ладно, например, сгорели пятачковые контакты.

Почему втягивающее щелкает а стартер не крутит

Приветствую всех любителей ремонтировать автомобиль своими руками. Тема этой статьи очень актуальная и будет она о том, почему автомобильный стартер не крутит втягивающая щелкает. Ну если быть еще точнее то будем пробовать отремонтировать не разборное втягивающее реле стартера.

Когда втягивающее реле стартера щелкает стартер не крутит причина может быть и в том, что медная большая пластина внутри втягивающего реле перестала замыкать внутренние контакты.

Как правило современные втягивающие реле производятся не разборными, но если очень надо, то и его можно разобрать и сделать.

Правда для этого необходим достаточно большой опыт. Процесс ремонта, так же можно посмотреть в конце статьи в видео формате.

Подопытным будет выступать стартер от автомобиля Мицубиси Спейс Вагон.

Обратите внимание на втягивающий цилиндр — это его правильное положение в собранном втягивающем реле.

Если поставите наоборот, бендикс не достанет до маховика.

Так, как я почти уверен в том, что стартер не крутит втягивающая щелкает из за отсутствия контакта в самом втягивающем реле то и попробую разобрать его, тем более, что приобрести новое мне не удалось.

Как снять и поставить

Для удобства стартер лучше снять, хотя, многие и без этого обходятся. С другой стороны, можно разом и релюшку заменить и стартер продиагностировать, только снимать надо аккуратнее.

Для снятия самого устройства тяга первым делом отключаемся от питания аккумулятора, этот момент очень важен, иначе, вас может хорошенько долбануть током да и проводку всю точно сожжете. Сам стартер хорошо бы почистить от скопившейся пыли и грязи, будет проще работать. Процесс будет описан для того типа реле, который сборный и у которого можно заменить части, он сложнее неразборного по объективным причинам.

  1. Клемму с АКБ снимать проще десятым ключом (снимаем минус!).
  2. С самого реле снимать нужно красный провод, точнее, его клемму.
  3. Восьмым ключом отвинчиваем гайку щеточного узла, она находится на задней части релюшки, на болте, снимаем контакт, который она держала.
  4. Теперь отвинчиваем крепления реле к массе (это те самые стяжные виньты).
  5. Нужно снять силовой провод и потом вытащить тягловое реле.
  6. Теперь отвинтите торцевые крепления-гайки, снимите верхнюю часть реле.
  7. Старый сердечник реле нужно заменить на новый.
  8. А теперь вспоминаем, как мы все разбирали, и собираем в обратной последовательности.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]