Антифриз или тосол является рабочей жидкостью, которая предназначена для циркуляции в контуре жидкостной системы охлаждения двигателя. Недостаточный уровень охлаждающей жидкости (ОЖ), существенная потеря ее свойств, попадание воздуха в систему и другие неисправности приводят к тому, что двигатель не работает в оптимальном для силового агрегата температурном режиме.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем отличается антифриз от тосола. Из этой статьи вы узнаете об основных отличиях данных типов ОЖ для системы охлаждения.
Появление течи антифриза является распространенной проблемой, которая требует немедленного решения. Дело в том, что даже незначительное подтекание способно неожиданно перерасти в серьезную течь. В результате двигатель может быстро перегреться, что приводит к серьезным последствиям для мотора. По указанной причине важно найти место протечки и устранить течь антифриза в системе охлаждения. В этой статье мы рассмотрим, откуда может течь антифриз, поговорим о том, как найти течь антифриза, а также ответим на вопрос, при помощи чего можно устранить протечки.
Как работает система охлаждения двигателя
Любое легковое транспортное средство оснащено системой охлаждения. Объем содержащегося жидкого нагревателя бывает обычно в пределах десяти литров. Либо тосол, либо антифриз выступает в качестве «охлаждайки». Нагревается жидкий элемент при работе.
Температурный диапазон нормального функционирования составляет в районах Севера – минус сорок градусов, а самый высокий предел равен плюс ста градусам.
Несмотря на существенную разницу в температуре объем антифриза увеличивается в пределах пяти десяти процентов.
Это говорит о необходимости наличия резервной емкости, обеспечивающей одновременно выполнение не одной, а нескольких функций:
- В радиаторное устройство переходит лишняя жидкость для охлаждения;
- Работа системы обеспечивается в закрытых условиях при соответствующем давлении. Когда в бачок поступает жидкий охладитель, прослойка воздуха подвергается сжатию, наряду с увеличением давления. При этом выдавливается пробка. Чтобы избежать этого через клапан выгоняется сжатый объем воздуха;
- Когда происходит охлаждение жидкости, то из резервуара она перетекает одновременно с подачей воздуха снаружи. Такие условия создаются, чтобы не возникало в патрубках разряжения и воздушная пробка, при этом, не образуется.
Из себя бачок представляет емкость, закрытую крышкой из пластика. Форма его может оказаться любой. Крышка снабжена перепускным клапаном. Он и обеспечивает в процессе закипания тосола воздушный или паровой обмен.
В каких местах чаще всего течет антифриз?
- Места обжимки резиновых патрубков хомутами. Из-за многочисленных перепадов температур, вибраций и нередко некачественного состава, резинотехнические изделия склонны пересыхать и трескаться. Течь антифриза появляется вблизи металлических хомутов. При этом наибольшее разрушительное воздействие на резиновые шланги оказывают перетянутые хомуты «советского» вида. Многие из них при затягивании повреждают патрубок острыми краями зажимного механизма. Негативное воздействие на сохранность резинотехнических изделий системы охлаждения оказывают и попадающее на них дизельное топливо, бензин, моторное масло.
На автомобилях с доустановленным газобаллонным оборудованием (ГБО) в первую очередь течь стоит искать в местах подключения шлангов к газовому редуктору, а также на тройниках. С их помощью газовщики разрывают штатную рубашку охлаждения двигателя для подачи ОЖ к редуктору.
- Трещины пластиковых патрубков, корпуса термостата. На некоторых авто негерметичность термостата и отдельных изделий из пластика – конструктивная особенность, которая случается практически со всеми двигателями дефектной серии. В остальных случаях поломка чаще всего обусловлена неквалифицированным ремонтом, при котором детали затягиваются со слишком большим усилием, вследствие чего пластик трескается.
- Негерметичность радиатора охлаждения двигателя. Чаще протекает радиатор по пластиковому корпусу и по сотам, которые повреждаются при попадании в них камней.
- Недостаточная герметичность резиновых уплотнений, использующихся для герметизации посадочных мест вкладыша термостата, датчика температуры ОЖ (ДТОЖ). Для устранения течи необходимо очистить посадочное место и заменить резиновое уплотнение.
- Внешнее повреждение теплообменника, соединительных металлических трубок. Течь теплообменника по корпусу появляется вследствие внешних механических воздействий в процессе ремонта либо из-за корродирования стенок охладителя. Коррозия теплообменника зачастую появляется из-за использования некачественного антифриза. Вышесказанное относится и к соединительным металлическим патрубкам, которые нередко находятся в весьма неблагоприятных местах подкапотного пространства.
Список возможных неполадок
Вытекание из бачка тосола означает наличие неисправного элемента. При этом протечка может быть явно видна, а может оказаться скрытой.
Происходить это может так:
- Через пробку в бачке жидкостная субстанция выбрасывается наружу. В этом случае потеки образуются как около крышки, так и на стенках расширительного бачка. В сухую погоду под автомобилем будет нетрудно обнаружить характерное мокрое пятно;
- В других местах также может выявиться протечка. Например, в местах соединений, в патрубках, в основном радиаторном устройстве или помпе;
- Возникновение протечек в невидимых местах. К примеру, мог прохудиться радиатор отопителя в салоне, либо вдруг прогорела под цилиндром прокладка.
Если, не удалось самостоятельно справиться с определением причины возникновения протечки, то стоит воспользоваться возможностями глубокой диагностики. В редких случаях приходится заниматься разборкой всей системы.
Проблема может оказаться и в салоне. Состояние радиатора можно проверить после снятия декоративных панелей. Жидкость вполне может капать на пол, после того, как выплеснется через печной радиатор.
Его трудно заметить из-за коврика, но запах всегда даст о себе знать. Он неприятно сладковатый, а получившиеся жирноватые потеки довольно сложно поддаются очистке.
Вам также может быть интересно
Почему в салоне может пахнуть антифризом: несколько серьезных причин
Многие автомобилисты сталкивались с неприятной ситуацией, когда пахнет антифризом в машине. Почему это происходит? Насколько ситуация опасна для автомобиля и его владельца, как устранить неполадку? Разберемся со специалистами.
Почему потемнел и помутнел антифриз в расширительном бачке
Понимание, почему смесь может потемнеть, поможет вовремя выявить и исправить проблему. Это явление может говорить о смешивании хладагента с другими функциональными жидкостями, а это всегда следствие поломок. Но даже если антифриз просто потемнел, без других симптомов, он однозначно нуждается в замене.
Причины поломок
В основном на практике дело сводится к загрязнению или заклиниванию клапана на крышке. Тогда, не найдя выход и находящийся под давлением воздух заставляет тосол вышибать то место конструкции, которое является наиболее слабым. Чаще всего им оказывается либо патрубковый стык, либо пробочная резьба.
В случае. Если клапан просто не закрывается, то происходит постоянный конфликт атмосферы и системы, при котором пара образуется больше, чем это необходимо.
Утечки не видно, а уровень тосола заметно понижается. Сложность заключается в том, что вно утечка себя никак не обозначает.
Кроме того, причины могут быть следующими:
- При неисправности крышечного клапана нередко образуется трещина, через которую антифриз и вытекает;
- Жидкий состав попадает наружу при неисправности помпового сальника. Тогда его можно заметить, как на ремне, так и на блоке цилиндров;
- Радиаторная течь, когда произошла коррозия или случилось повреждение от механического воздействия;
- Если прогорела прокладка между цилиндрами и головкой, то газы будут просачиваться сквозь образовавшиеся микроскопические трещинки, которые со временем расширяясь способны соединить камеры и каналы с водой и маслом.
Как определить утечку, если не видно подтеков?
Во многих из описанных выше случаев вы можете не увидеть подтеки антифриза в подкапотном пространстве. Если место течи находится вблизи выхлопной системы, небольшие подтеки будут быстро испаряться. Многие из участков водяной рубашки охлаждения двигателя находятся в труднодоступных местах, что делает невозможным их визуальный осмотр.
Яркий пример такого дефекта – утечка антифриза в развале блока цилиндров, встречающаяся на дизельных двигателях объемом 3 л от VW/Audi (CRCA/CASA и их сородичи).
Значительно облегчает поиск места подтеков люминисцентная добавка. Состав с флуоресцентной примесью контрастно выделяется под лучами ультрафиолетового света, что позволяет определить утечку среди масляных запотеваний и следов других технических жидкостей.
Некоторые производители включают люминесцентную добавку в состав антифриза. Если охлаждающая жидкость в системе охлаждения двигателя вашего авто не обладает столь полезным свойством, вы можете самостоятельно залить УФ добавку. Подобные составы выпускает Liqui Molly, Tracer Products (ТР-3900 Dye-Lite) и многие другие бренды. Для поиска утечки необходимо будет приобрести или изготовить самостоятельно ультрафиолетовую лампу.
Как устранить поломку своими руками
Ремонту всегда должна предшествовать предварительная диагностика. Сначала уточняется причина, а потом устраняется сама проблема с вытеканием тосола.
Неполадки на практике обычно устраняются одним из следующих способов:
- При неисправности пробочного клапана, он просто прочищается. Может быть даже его потребуется заменить, что довольно дорого обходится;
- Если лопнул бачок, то его меняют на новый или, как минимум, запаять;
- Замена шлангов производится, если протечка в них. Только в случае нижней протечки можно просто их можно немного подрезать;
- Отверстие в помповом сальнике, требует заменять не только его, но и водяной насос;
- Обнаруженная проблема в радиаторе, позволяет провести ремонтные работы. Работники сервиса могут сделать проверку на то, что образовавшиеся трещинки не возникли вследствие коррозии;
Когда пробивается ГБЦ-прокладка, то меняется она незамедлительно, так как невозможно использовать автомобиль с такого рода поломкой.
В случае, когда проблема обнаружила себя во время поездки, рекомендуется в систему добавить воды. Делается это для того, чтобы иметь возможность добраться до ближайшего сервисного центра. Кроме случаев с прогоранием прокладки. Тогда один выход- вызов эвакуаторной техники.
Способы устранения
Прежде чем приступать к ремонту, следует разобраться, откуда и почему вытекает антифриз, то есть, сделать диагностику. Протекающие шланги выявить нетрудно, как и выбросы жидкости из бачка – цветные потеки видны в районе крышки. С радиаторами сложнее – свищи в трубках обычно маленькие, обдуваются на ходу воздушным потоком и протечки на первый взгляд незаметны.
Совет. Заливайте в систему охлаждения машины антифриз c флуоресцентной добавкой. Она отражает свет ультрафиолетовой лампы, благодаря чему малейшие потеки хорошо видны.
Различные неполадки устраняются следующими способами:
- Неисправный клапан пробки расширительного бачка попытайтесь прочистить и промыть. Если это не поможет, деталь следует поменять, стоит она недорого.
- Лопнувший бачок стоит заменить. Существует практика ремонта пластиковых емкостей методом пайки, но данный вариант не слишком надежен – корпус может треснуть при очередном скачке давления.
- Протекающие шланги однозначно меняются. Исключение – трещина у самого торца, тогда патрубок подрезается (если позволяет длина).
- Прохудившийся сальник помпы подлежит замене только на старых «Жигулях» ВАЗ 2101–07. На остальных автомобилях он меняется в сборе с водяным насосом.
- Автомобильные радиаторы можно отремонтировать, если трещины в сотах не стали результатом коррозии алюминиевого сплава. В любом случае агрегат нужно снять и отвезти на автосервис для проверки.
- Пробитая прокладка ГБЦ меняется незамедлительно, ездить с данной поломкой нельзя. Работа связана с разборкой двигателя, ее следует доверить мастеру – мотористу.