Доброго времени суток вам! Недавно пригнали на ремонт ВАЗ 2101, нужно было произвести капитальный ремонт тормозной системы в копейке. И немного посмотрев, что пишут о этом в интернете, решил написать некую инструкцию по ремонту тормозов.
Ремонт тормозов ВАЗ 2101
Постараюсь все быстро и по сути. Мое мнение, что тормозная система в автомобиле это не то, на чем можно экономить, но как всегда бюджет… Ах бюджет…
Так и с моим ремонтом, пригнали и говорят, что меняем все по минимуму, во все цилиндры ремкомплекты и тп… Ну что ж, надо так надо. Диагностика показала:
- Передние цилиндры практически заклинили, шланги имели трещины
- Главный тормозной цилиндр имел громадную выработку и подтекал
- Трос ручника заклинил
- Задние цилиндры подтекали
Мало того, так еще и недолугими ремонтниками были перепутаны местами трубки на главном цилиндре, задний контур был подключен вместо правого переднего колеса, а правое колесо на заднем контуре:) И авто ездило…
В общем, ремонт тормозов в копейке дело не слишком сложное, хотя работы и немало и оно заключает в себя следующие разделы:
- Ремонт или замена главного тормозного цилиндра
- Ремонт передних тормозов
- Ремонт задних тормозов
- Прокачка тормозной системы ВАЗ 2101
- Регулировка ручного тормоза
А теперь все по пунктам.
Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения ВАЗ 2101
ПРИЧИНА | МЕТОД УСТРАНЕНИЯ |
Недостаточная эффективность торможения | |
Утечка тормозной жидкости из колесных цилиндров передних или задних тормозов | Замените негодные детали колесных цилиндров, промойте и просушите колодки и барабаны, прокачайте систему гидропривода |
Воздух в тормозной системе | Удалите воздух из системы |
Повреждены резиновые уплотнители в главном тормозном цилиндре | Замените уплотнители и прокачайте систему |
Повреждены резиновые шланги привода тормозов | Проверьте шланги, поврежденные замените |
Неполное растормаживание всех колес | |
Отсутствует свободный ход педали тормоза | Отрегулируйте свободный ход педали |
Засорение компенсационного отверстия в главном цилиндре | Прочистите отверстие и прокачайте гидропривод тормозов |
Разбухание резиновых уплотнителей главного цилиндра вследствие попадания в жидкость бензина, минеральных масел и т. п. | Тщательно промойте всю систему тормозной жидкостью, замените поврежденные детали, прокачайте систему гидропривода |
Заедание поршня главного цилиндра | Проверьте и при необходимости замените главный цилиндр, прокачайте привод тормозов |
Притормаживание одного из колес при отпущенной педали тормоза | |
Ослабла или поломалась стяжная пружина колодок тормоза | Замените пружины |
Заедание поршня в колесном цилиндре вследствие коррозии или засорения | Разберите цилиндр. Очистите и промойте детали, поврежденные замените |
Набухание уплотнительных колец колесного цилиндра из-за попадания в жидкость горюче-смазочных материалов | Замените кольца, промойте тормозной жидкостью систему гидропривода тормозов |
Отсутствует зазор между колодками и барабаном | Отрегулируйте стояночный и задний тормоза |
Нарушение положения суппорта относительно тормозного диска вследствие ослабления болтов его крепления к кронштейну | Затяните болты крепления; при необходимости замените поврежденные детали |
Повышенное биение тормозного диска (более 0,15 мм) | Прошлифуйте диск, если толщина менее 9,0 мм – замените его |
Занос или увод автомобиля в сторону при торможении | |
1. Утечка тормозной жидкости в одном из колесных цилиндров | Замените уплотнители и прокачайте систему |
Заедание поршня колесного цилиндра тормозов | Проверьте и устраните заедание поршня в цилиндре, при необходимости замените поврежденные детали |
Закупоривание какой-либо стальной трубки вследствие вмятины или засорения | Замените трубку или прочистите ее и прокачайте систему |
Разное давление в шинах | Установите нормальное давление |
Неправильные углы установки передних колес | Отрегулируйте углы установки колес |
Загрязнение или замасливание дисков, барабанов и накладок | Очистите детали тормозных механизмов |
Неправильная установка регулятора давления | Отрегулируйте положение регулятора давления |
Неисправен регулятор давления | Отремонтируйте или замените регулятор давления |
Увеличенное усилие нажима на педаль тормоза | |
Разбухание уплотнителей цилиндров из-за попадания в жидкость бензина, масел и т. д. | Тщательно промойте всю систему, замените поврежденные резиновые детали; прокачайте систему |
Скрип или визг тормозов | |
Ослабление стяжной пружины тормозных колодок заднего тормоза | Проверьте стяжную пружину и при необходимости замените новой |
Овальность тормозных барабанов задних тормозов | Расточите барабаны |
Замасливание фрикционных накладок | Зачистите накладки металлической щеткой, применяя теплую воду с моющими средствами. Устраните причины попадания жидкости или смазки на тормозные колодки |
Износ накладок или включение в них инородных тел | Замените колодки |
Чрезмерное биение тормозного диска или неравномерный износ | Прошлифуйте диск, при толщине менее 9 мм – замените диск в сборе со ступицей подшипников передних колес |
Видео про «Возможные неисправности тормозов, их причины и методы устранения» для ВАЗ 2101
Как проверить вакуумный усилитель тормозов.
Как прокачать главный тормозной или почему не прокачиваются тормоза.
ПОЧЕМУ НЕ ПРОКАЧИВАЮТСЯ ТОРМОЗА И СЦЕПЛЕНИЕ!!!
Как самостоятельно прокачать тормоза на ВАЗ 2107 Видео,фото
Тормозная система, как все автомобильные системы, требует периодической проверки и обслуживания. Кроме контроля состояния тормозных колодок необходимо периодически удалять пузырьки воздуха, появляющиеся в тормозной жидкости. Для удалений воздуха необходима прокачка системы. Выполнить операцию можно без обращения к специалистам СТО. Для этого не нужны специальные знания и квалификация. Потребуется специальный инструмент и помощник.
Когда необходима прокачка тормозов ВАЗ 2107
Прокачивать тормозную систему приходится в четырех случаях:
- Замена тормозной жидкости. Срок службы тормозной жидкости ограничен. Со временем она поглощает влагу из воздуха, что может стать причиной коррозии поверхности тормозных цилиндров и выхода их из строя. Также вода ухудшает основное свойство тормозной жидкости — снижает температуру кипения.
- Рекомендуемый срок службы тормозной жидкости на автомобилях ВАЗ – 2 года, после чего стоит произвести его замену. Это касается стандартной тормозной жидкости на гликолевой основе.
- Устранение неисправности тормозной системы. При замене тормозных шлангов и цилиндров неизбежна утечка тормозной жидкости и попадание воздуха в систему. Поэтому после ремонтных работ обязательно проводится прокачка тормозов ВАЗ 2107.
- Попадание воздуха во время эксплуатации. Это проявляется в ухудшении эффективности торможения, «мягкой педали» или в неравномерном торможении отдельных колес.
Что необходимо для прокачки тормозной системы
Прокачать тормозную систему самому практически невозможно. Работы выполняются вдвоём. Один человек («слесарь») работает с тормозной системой, откручивает штуцера. Второй («напарник») находится в салоне автомобиля и должен по команде нажимать или отпускать педаль тормоза.
Также нужны такие инструменты:
- накидной ключ на 8/10;
- трубочка из ПВХ или резиновая шлангочка, внутренний диаметр которой соответствует диаметру штуцера;
- емкость для сбора отработанной жидкости.
- Так же необходима тормозная жидкость.
Если на автомобили установлены штуцеры под ключ на 8, их лучше заменить на аналогичные под шестигранник на 10. Последние впоследствии будет проще открутить, не сорвав грани.
Как прокачать тормоза на ВАЗ 2107
Для удобства работ и обеспечения свободного доступа к штуцерам тормозных цилиндров следует воспользоваться смотровой ямой. Конструкция передних тормозных механизмов требует снятия колес для прокачки тормозной системы.
Перед началом работ необходимо заполнить до максимума тормозной бачок, а во время прокачки необходимо следить, чтоб он был постоянно наполнен тормозной жидкостью. Если упустить этот момент, в рабочий цилиндр попадет воздух и придется начинать работу заново.
Порядок действий для каждого из 4 рабочих цилиндров следующий:
- Снять защитный колпачок со штуцера.
- Ослабить затяжку штуцера при помощи накидного ключа. Если штуцер давно не откручивали, могут потребоваться значительные усилия. Надо быть особенно осторожным, чтобы не повредить грани, иначе работа может сильно осложниться, вплоть до того, что потребуется замена тормозного цилиндра.
- Надеть на штуцер трубку и опустить ее коне в емкость для тормозной жидкости.
Непосредственно прокачка выполняется следующим образом:
- «Напарник», сидящий в салоне, по команде «слесаря» выжимает педаль до упора.
- «Слесарь» откручивает штуцер на половину оборота, чтобы жидкость вместе с пузырьками воздуха вышла в емкость по надетой трубке. Педаль тормоза «проваливается» до пола.
- «Слесарь» закручивает штуцер, «напарник» по команде отпускает педаль.
Процедура повторяется, пока из трубки не перестанут выходить пузырьки воздуха. Во время прокачки коне трубки должен быть постоянно опущен в тормозную жидкость, чтоб воздух не попал в цилиндр.
Таким образом прокачиваются все четыре рабочих тормозных цилиндра. Следует придерживаться определенной последовательности при прокачке цилиндров. Прокачивают их «от дальнего к ближнему»:
- Правый задний.
- Левый задний.
- Правый передний.
- Левый передний.
После завершения прокачки каждого цилиндра необходимо затянуть штуцер и надеть защитный колпачок.
Прокачка тормозов ВАЗ 2107 вполне осуществима в домашних условиях и для этого не нужны дорогостоящие специальные инструменты и приспособления. Особой квалификации тоже не требуется. Отпускать и нажимать тормозную педаль по команде «слесаря» может даже ребенок.
Нередко владельцы модернизируют тормозную систему, устанавливая более эффективные, качественные и дорогие детали. Однако это никак не меняет методики прокачки и не отменяет необходимости периодических работ по замене тормозной жидкости.
https://youtube.com/watch?v=Zz5lBYsXajo
Другой вариант схемы VAZ-2101
Наружное освещение
1 – Фары 2101 2 – подкапотная лампа; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель света заднего хода; 6 – блок предохранителей; 7 – контрольная лампа наружного освещения в комбинации приборов; 8 – лампа освещения вещевого ящика; 9 – лампа освещения комбинации приборов; 10 – штепсельная розетка для переносной лампы; 11 – выключатель освещения приборов; 12 – выключатель наружного освещения; 13 – выключатель стоп-сигнала; 14 – выключатель зажигания; 15 – выключатели плафонов, расположенные в стойках передних дверей; 16 – выключатели плафонов, расположенные в стойках задних дверей; 17 – плафоны; 18 – лампа освещения багажника; 19 – задние фонари; 20 – фонарь освещения номерного знака; 21 – фонарь света заднего хода
Включение фар 2101
1 – фары VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – генератор; 4 – блок предохранителей; 5 – переключатель света фар; 6 – выключатель наружного освещения; 7 – выключатель зажигания; 8 – контрольная лампа дальнего света фар в комбинации приборов
Указатели поворота
1 – подфарники VAZ 2101; 2 – боковые указатели поворота; 3 – аккумуляторная батарея; 4 – генератор; 5 – выключатель зажигания; 6 – блок предохранителей; 7 – реле-прерыватель указателей поворота; 8 – контрольная лампа указателей поворота; 9 – переключатель указателей поворота; 10 – задние фонари
Звуковые сигналы 2101
1 – звуковые сигналы; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – блок предохранителей; 4 – выключатель звуковых сигналов; 5 – генератор VAZ 2101.
Схема стеклоочистителя
1 – генератор VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – переключатель стеклоочистителя; 5 – реле стеклоочистителя; 6 – моторедуктор стеклоочистителя; 7 – термобиметаллический предохранитель; 8 – выключатель стеклоочистителя, расположенный в насосе омывателя стекла; 9 – блок предохранителей.
Полезное: Распиновка монтажных блоков автомобилей ВАЗ
Вентилятор отопителя Жигули
1 – генератор VAZ 2101; 2 – аккумуляторная батарея; 3 – выключатель зажигания; 4 – блок предохранителей; 5 – переключатель отопителя; 6 – добавочный резистор; 7 – электродвигатель вентилятора отопителя.
Схема блока зажигания
Замок крепится на вал рулевого управления. Часть цепей питания, которые защищены предохранителями, подключены напрямую к аккумулятору, независимо от положения ключа:
- плафон салона;
- звуковой сигнал;
- прикуриватель;
- стоп-сигнал.
Для корректировки напряжения, которое вырабатывает генератор, в цепи предусмотрен реле-регулятор. В его обязанности входит контроль напряжения на выходе из генератора, и при падении показаний реле подает сигнал на контрольную лампу, находящуюся на панели приборов. При малом напряжении зарядки АКБ может разряжаться раньше времени, не успевать дозарядиться, что может вывести ее из строя. При слишком высоком зарядном напряжении электролит в АКБ может закипеть, что тоже ни к чему хорошему не приведет.
Положение ключа | Контакт под напр. | Включаемые цепи |
«Стоянка» | «30″-«INT» | Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель |
«30/1» | — | |
«Выключено» | «30», «30/1» | — |
«Зажигание» | «30″-«INT» | — |
«30/1″-«15» | Наружное освещение, стеклоочиститель, отопитель | |
«Стартер» | «30″-«50» | Стартер |
«30″-«16» |
Прокачка тормозов ваз 2101 Жигули
Вы наверное спросите зачем делать прокачку тормозов на ВАЗ, ответ очень прост, если вы этого не сделаете, то эффективность вашей тормозной системы будет под сомнением и я бы не доверял ее на 100%. Получается вы жмете на педаль тормоза, а ваш автомобильчик при этом не хочет останавливаться или система начинает работать, когда педаль прошла пол пути – увеличился свободный ход педали.
Это происходит из-за того что в системе вместе с жидкостью присутствует воздух, а с школьной программы мы знаем что воздух может сжиматься по сравнению с жидкими телами.
Чаще всего воздух может пробраться в ваши тормоза, если вы проводили ее ремонт, меняли шлангочки и патрубки, другие элементы, которые поддерживают герметичность системы, а может просто года дают о себе знать.
Ниже мы тщательно рассмотрим порядок прокачки тормозов на примере славно известных Жигулей – ВАЗ 2101. Для этой операции вам понадобится напарник и лучше всего прокачку проводить на смотровой яме, так более удобнее.
Порядок прокачки тормозов ВАЗ 2101
- Для начала мы должны проверить герметичность системы и убедится что у нас ничего не протекает, посмотрите в бачок с тормозной жидкостью, возможно ее нужно долить.
- Как мне сказали бывалые водители, прокачку тормозов нужно делать с длинного трубопровода, а у нас это задние колеса. Имеется ввиду расстояние от главного цилиндра до рабочего.
- Что бы было более понятнее, покажем как это делается на примере переднего колеса, которое мы снимаем, одеваем на штуцер прозрачный шланг (1). Второй конец которого вставляем в баночку или пластиковую бутылку и туда наливаем «тормозуху», ну что бы было видно пузырьки воздуха, который мы хотим выгнать с нашей тормозной системы.
- Ваш товарищ жмет на педаль тормоза несколько раз (3-5), через каждые 2-3 секунды. Вы тем временем не спите, а откручиваете штуцер немного, то есть 1/2–3/4 оборота, при этом педаль для создания давления в системе должна быть нажата.
- Таким образом прокачиваем тормоза, пока не перестанет вытекать жидкость с трубочки и педаль дойдет до упора, после чего закручиваем штуцер при нажатой педали тормоза, потом можете снять шланг.
- Вытрите тормозную жидкость с штуцера и не забудьте надеть защитный колпачок.
- Следите за уровнем тормозной жидкости, который будет постоянно падать, что бы не закачать порцию свежего воздуха в систему, с которым вы боритесь.
- Далее проделываем тот же порядок прокачки тормозов, на том же контуре, а потом переходим на два других колеса другого.
- Если вы все правильно сделали, то педалька не должна проходить более 1/2–2/3 своего хода.
- Я рассказывал об регуляторе давления задних тормозов, что бы все было правильно, прокачку нужно делать при нагруженном задке авто.
- При смене тормозной жидкости на новую, открутите на 1,5–2 оборота штуцеры удаления воздуха на всех колесах. Резкими движениями нажимаем на педаль и медленно попускаем, те штуцеры где появится жидкость, закручиваем, а далее как писалось выше полностью прокачиваем тормоза автомобиля ВАЗ.
- Может случится неприятная ситуация, вы мучаетесь, прокачиваете тормоза, а воздух все равно есть, это может быть из-за неисправности патрубков их соединений, а может вышли из строя колесные или главный цилиндр.
Советы!!!
Если ваша рабочая лошадка ездит давно, то задумайтесь об замене тормозной жидкости на новую и свежую.
Если тормозная жидкость еще может вам послужить, то отфильтруйте ее и дайте ей постоять в закрытой банке.
Popularity: 37%
Педаль тормоза
Основным органом управления системы торможения ВАЗ 2101 является педаль тормоза, расположенная в салоне под рулевой колонкой между педалями сцепления и акселератора. Посредством педали передаётся мускульное воздействие от ног водителя на ГТЦ. Если регулировка педали тормоза выполнена правильно, свободный ход будет равен 4–6 см. При нажатии на неё и прохождении указанного расстояния, транспортное средство начинает плавно замедляться.
Прокачка тормозов ваз 2101 Жигули
Это происходит из-за того что в системе вместе с жидкостью присутствует воздух, а с школьной программы мы знаем что воздух может сжиматься по сравнению с жидкими телами.
Чаще всего воздух может пробраться в ваши тормоза, если вы проводили ее ремонт, меняли шлангочки и патрубки, другие элементы, которые поддерживают герметичность системы, а может просто года дают о себе знать.
Ниже мы тщательно рассмотрим порядок прокачки тормозов на примере славно известных Жигулей – ВАЗ 2101. Для этой операции вам понадобится напарник и лучше всего прокачку проводить на смотровой яме, так более удобнее.
Порядок прокачки тормозов ВАЗ 2101
- Для начала мы должны проверить герметичность системы и убедится что у нас ничего не протекает, посмотрите в бачок с тормозной жидкостью, возможно ее нужно долить.
- Как мне сказали бывалые водители, прокачку тормозов нужно делать с длинного трубопровода, а у нас это задние колеса. Имеется ввиду расстояние от главного цилиндра до рабочего.
- Что бы было более понятнее, покажем как это делается на примере переднего колеса, которое мы снимаем, одеваем на штуцер прозрачный шланг (1). Второй конец которого вставляем в баночку или пластиковую бутылку и туда наливаем «тормозуху», ну что бы было видно пузырьки воздуха, который мы хотим выгнать с нашей тормозной системы.
- Ваш товарищ жмет на педаль тормоза несколько раз (3-5), через каждые 2-3 секунды. Вы тем временем не спите, а откручиваете штуцер немного, то есть 1/2–3/4 оборота, при этом педаль для создания давления в системе должна быть нажата.
- Таким образом прокачиваем тормоза, пока не перестанет вытекать жидкость с трубочки и педаль дойдет до упора, после чего закручиваем штуцер при нажатой педали тормоза, потом можете снять шланг.
- Вытрите тормозную жидкость с штуцера и не забудьте надеть защитный колпачок.
- Следите за уровнем тормозной жидкости, который будет постоянно падать, что бы не закачать порцию свежего воздуха в систему, с которым вы боритесь.
- Далее проделываем тот же порядок прокачки тормозов, на том же контуре, а потом переходим на два других колеса другого.
- Если вы все правильно сделали, то педалька не должна проходить более 1/2–2/3 своего хода.
- Я рассказывал об регуляторе давления задних тормозов, что бы все было правильно, прокачку нужно делать при нагруженном задке авто.
- При смене тормозной жидкости на новую, открутите на 1,5–2 оборота штуцеры удаления воздуха на всех колесах. Резкими движениями нажимаем на педаль и медленно попускаем, те штуцеры где появится жидкость, закручиваем, а далее как писалось выше полностью прокачиваем тормоза автомобиля ВАЗ.
- Может случится неприятная ситуация, вы мучаетесь, прокачиваете тормоза, а воздух все равно есть, это может быть из-за неисправности патрубков их соединений, а может вышли из строя колесные или главный цилиндр.
Советы.
Если ваша рабочая лошадка ездит давно, то задумайтесь об замене тормозной жидкости на новую и свежую.
Если тормозная жидкость еще может вам послужить, то отфильтруйте ее и дайте ей постоять в закрытой банке.
Общее устройство рабочей ТС
Принципиальная схема ТС включает следующие элементы:
- тормозной механизм;
- тормозной привод.
Тормозной механизм реализует функцию торможения – достижения момента, который необходим для уменьшения скорости движения или остановки.
На ВАЗ-2107 установлены классический вариант фрикционных механизмов, основанных на силе трения.
Их конструкция может быть представлена следующими двумя вариантами:
- дисковыми (работа механизма на сжимание);
- барабанными (работа механизма на разжимание).
В ВАЗ-2107 дисковый механизм применяется на передних колесах, а барабанный – на задних.
Тормозной привод нужен для управления тормозными механизмами. Выделяют механический, пневматический, гидравлический, электрический и комбинированные принципы действия приводов. В ВАЗ-2107 применяется самый распространенный – гидравлический – принцип, основанный на действии тормозной жидкости (специальной маслянистой субстанции).
Схема гидравлического привода включает в себя:
- педаль тормоза (для управления гидроприводом);
- вакуумный усилитель (для создания дополнительного усилия при нажатии на педаль);
- главный тормозной цилиндр с расширительным бачком (для обеспечения роста или снижения давления жидкости в двухконтурной системе, а также для пополнения жидкости);
- колесные (или рабочие) цилиндры (для доведения управляющих функций педали до тормозного механизма);
- регулятор давления задних тормозов (для корректировки тормозного усилия при увеличении массы автомобиля);
- трубопроводы и шланги (для размещения и перемещения тормозной жидкости по системе).
Реализация тормозных функций в ВАЗ-2107 (как и в родственных моделях – седанах 2101, 2103, 2105, 2106 и универсалах 2102, 2104) предусматривает использование двух параллельных независимых контуров гидропривода. В случае неисправности одного контура, тормозные функции перераспределяются на второй.
Неисправности ГТЦ
Тормозная система ВАЗ 2101 конструктивно имеет множество деталей, которые по причине износа, низкого качества или несвоевременного обслуживания могут выйти из строя. Можно выделить следующие характерные признаки неполадок:
- медленная остановка транспортного средства после нажатия на тормозную педаль. Одна из причин — пришли в негодность манжетные уплотнения поршней, что привело к потере герметичности;
- большое усилие на педаль. Такая проблема появляется при увеличении манжет в размерах, например, при установке некачественного ремкомплекта;
- тормозная педаль имеет короткий ход. Рабочей среде, т. е. тормозной жидкости, некуда уходить из-за того, что засорилось компенсационное отверстие. Кроме этого, возможно перекрытие канала разбухшими манжетами;
- автомобиль тормозит только при упоре педали в пол. Этот говорит о полном выходе манжетных уплотнений из строя, когда жидкость уходит в бачок, а не в систему;
- тормозные колодки не отходят от дисков и барабанов, в результате чего они нагреваются во время движения. Причина кроется в заедании одного из поршней либо образовании засора в перепускном отверстии.
При утрате герметичности жидкость начинает вытекать из цилиндра
Указанные признаки могут проявляться также и при неполадках с другими частями системы торможения. Например, педаль может проваливаться при отсутствии жидкости в одном из колёсных цилиндров либо в случае попадания в систему воздуха
Поэтому для окончательной диагностики необходимо обратить внимание на дополнительные особенности поведения автомобиля. Например, есть определённые признаки, которые явно указывают на проблемы с другими составляющими тормозной системы, а не с ГТЦ:
- увод автомобиля в сторону при торможении;
- подклинивание тормозных механизмов на одном из колёс;
- появление звуков, нехарактерных для нормальной работы тормозов (скрип, писк, скрежет);
- нагрев тормозных колодок либо дисков на одном колесе.
Проверка главного тормозного цилиндра
Самая частая причина неполадок ГТЦ — износ уплотнителей. При замене манжет нужно учитывать, что ремонт имеет смысл лишь в том случае, когда поршень и стенки цилиндра не имеют выработки. Иначе замена резиновых уплотнений не принесёт никакого результата и вскоре всё равно придётся ставить новую деталь. Перед тем как приступить к проверке главного гидропривода тормозов, следует убедиться, что с другими элементами системы проблемы отсутствуют:
- Осматривают колёса с внутренней поверхности на предмет выявления подтёков тормозной жидкости из РТЦ.
- Проверяют целостность бачка и шлангов, соединяющих его с ГТЦ, а также наличие жидкости и её уровень.
Подтёки жидкости на внутренней стороне колеса свидетельствуют о нарушении герметичности тормозной системы
Явным признаком того, что с главным цилиндром возникли неполадки, является появление жидкости на корпусе узла. Исправный механизм должен быть всегда сухим без намёка на протекание. Если гидропривод утратил герметичность, его необходимо демонтировать в обязательном порядке для дальнейшей разборки и ремонта. Определить, что ГТЦ перепускает жидкость, т. е. она не поступает в систему, а возвращается в расширительный бачок при нажатии на педаль, можно следующим образом:
- Открывают крышку резервуара.
- На водительское место усаживают помощника. Двигатель не запускают.
- Напарник нажимает на педаль тормоза, а вы прислушиваетесь к звукам, которые исходят из бачка.
- Если из ёмкости слышно бульканье, а педаль при этом легко нажимается, значит, жидкость вместо системы поступает в бачок. Неисправность заключается в износе уплотнителей, которые неспособны создавать необходимое давление в контурах цилиндра.
Рабочие тормозные цилиндры
Из-за конструктивных отличий между тормозами передней и задней оси, каждый механизм стоит рассмотреть по отдельности.
Передние тормоза
На ВАЗ 2101 спереди используются тормоза дискового типа. Крепление суппорта выполнено к кронштейну 11 посредством болтового соединения 9. Фиксация кронштейна осуществляется к фланцу цапфы 10 вместе с защитным элементом 13 и поворотным рычагом.
В суппорте есть прорези для тормозного диска 18 и колодок 16, а также посадочные места, в которых закреплены два цилиндра 17. Для их фиксации по отношению к суппорту в самом гидроцилиндре есть фиксирующий элемент 4, который входит в паз суппорта. В гидроцилиндрах установлены поршни 3, для уплотнения которых используются манжеты 6, расположенные в канавке цилиндра. Для предотвращения попадания грязи в цилиндр, снаружи он защищён резиновым элементом. Оба цилиндра соединяются друг с другом трубкой 2, посредством которой обеспечивается одновременное нажатие на тормозные колодки по обеим сторонам диска. Во внешнем гидроцилиндре есть штуцер 1, через который удаляется воздух из системы, а к внутреннему через такой же элемент подводится рабочая жидкость. При нажатии педали поршневой элемент 3 надавливает на колодки 16. Последние фиксируются пальцами 8 и поджимаются упругими элементами 15. Штоки в цилиндре удерживаются посредством шплинтов 14. Крепление тормозного диска к ступице выполнено двумя штифтами.
Ремонт гидроцилиндра
В случае возникновения неполадок с РТЦ передка, механизм демонтируют и устанавливают новый либо производят ремонт, заменяя манжетные уплотнения. Для снятия цилиндра потребуются такие инструменты:
- отвёртка с плоским лезвием;
- молоток;
- плоскогубцы;
- клещи;
- домкрат;
- набор рожковых ключей;
- ключ для откручивания тормозных трубок.
Процедуру ремонта выполняем в следующем порядке:
- Домкратим передок автомобиля с той стороны, где предполагается замена гидроцилиндров, и демонтируем колесо.
- Плоскогубцами извлекаем шплинты, которыми фиксируются направляющие стержни колодок.
Замена колодок
Если процедура ремонта сводится только к замене колодок, то выполняем п. 1–6 по замене РТЦ и монтируем новые тормозные элементы с предварительным нанесением смазки Литол-24 на направляющие. Передние колодки требуют замены, как только фрикционная накладка достигнет толщины 1,5 мм.
Задние тормоза
Тормоза задней оси «копейки» барабанного типа. Детали механизма закреплены на специальном щите, который фиксируется к торцевой части задней балки. Снизу щита установлены детали, одна из которых служит опорным элементом для нижней части колодок торможения.
Чтобы была возможность регулировать расстояние между барабаном и колодками, используются эксцентрики 8, в которые упираются колодки под воздействием упругих элементов 5 и 10.
РТЦ состоит из корпуса и двух поршней 2, распираемых упругим элементом 7. Посредством этой же пружины к торцевой части поршней поджимаются манжетные уплотнения 3.
Конструктивно поршни выполнены таким образом, что с наружной стороны есть специальные упоры для верхних концов тормозных колодок. Герметичность цилиндров обеспечивается защитным элементом 1. Прокачка устройства обеспечивается через штуцер 6.
Замена цилиндра
Для замены задних РТЦ потребуются такие инструменты:
- набор ключей;
- ключ для откручивания тормозных трубок;
- отвёртка;
- молоток.
Операция состоит из следующих шагов:
- Поднимаем заднюю часть машины и демонтируем колесо.
- Откручиваем направляющие штифты.
Ремонтом гидроцилиндров занимаются редко, поскольку замена уплотнителей ненадолго продлевает работоспособность механизма. Поэтому при неполадках РТЦ лучше устанавливать новую деталь.
Замена колодок
Тормозные колодки задка необходимо заменить при достижении фрикционным материалом такой же толщины, как и в случае с передними тормозными элементами. Для замены понадобятся плоскогубцы и отвёртка. Процедуру осуществляем в такой последовательности:
- Нажимаем и проворачиваем чашки, которыми удерживаются колодки. Снимаем чашки вместе с пружиной.
Регулятор давления
Задние тормоза оснащаются регулирующим элементом, посредством которого происходит корректировка давления в приводе торможения при изменении нагрузки машины. Суть работы регулятора заключается в автоматическом прекращении подачи жидкости к рабочим гидроцилиндрам, что способствует уменьшению вероятности возникновения юза задней оси во время торможения.
Исправность механизма легко проверить. Для этого выполняем следующие шаги:
- Очищаем деталь от загрязнений и снимаем пыльник.
- Напарник надавливает на тормозную педаль, создавая усилие 70–80 кгс. В это время второй человек контролирует движение выступающей части поршня.
- При перемещении поршневого элемента на 0,5–0,9 мм, регулятор считается исправным. Если это не так, устройство подлежит замене.
Видео: настройка регулятора давления тормозов на «Жигулях»
Многие автовладельцы классических «Жигулей» убирают со своей машины регулятор давления. Основная причина — закисание поршня, в результате чего жидкость не подаётся к РТЦ задней оси, а педаль после торможения становится вялой.
Трубки и шланги
Тормозные трубки и шланги системы торможения ВАЗовской «копейки» используются как спереди, так и сзади. Их назначение — соединение ГТЦ и РТЦ между собой и подача к ним тормозной жидкости. Иногда соединительные элементы приходят в негодность, особенно это касается шлангов, что обусловлено старением резины.
Повреждение шланга приводит к утечке жидкости и разгерметизации тормозной системыКрепятся рассматриваемые детали посредством резьбового соединения. В их замене не возникает каких-либо сложностей. Требуется всего лишь отвернуть крепёж с обеих сторон, демонтировать изношенный элемент и на его место установить новый.
Главный тормозной цилиндр
ГТЦ ВАЗовской «копейки» — механизм гидравлического типа, состоящий из двух секций и рассчитанный на функционирование системы с двумя контурами.
Если с одним из контуров возникают проблемы, второй хоть и не с такой эффективностью, но обеспечит остановку автомобиля. Монтируется ГТЦ к кронштейну педального узла.
Поршни 3 и 5 отвечают за работоспособность разных контуров. Начальное положение поршневых элементов обеспечивают пружины 8, посредством которых поршни прижимаются в винты 7. Гидроцилиндр уплотняется соответствующими манжетами 6. В передней части корпус заглушён пробкой 1.
Основные неполадки ГТЦ — износ манжетных уплотнений, поршня или самого цилиндра. Если резиновые изделия можно поменять на новые из ремкомплекта, то в случае повреждения цилиндра или поршня, устройство придётся полностью заменить. Поскольку изделие расположено под капотом возле главного цилиндра сцепления, то его замена не вызывает каких-либо сложностей.
Видео: замена ГТЦ на «классике»
Абсолютные неисправности тормозной системы ВАЗ 2107
Неэффективность работы тормозной системы – самая распространенная неисправность. Диагностируется она по увеличению тормозного пути и ухудшению замедления при торможении. Определить это можно на глаз. Если тормозной путь со скорости 40 км/ч превышает 12,2 метра, использование автомобиля (даже для перемещения к месту ремонта) запрещается.
Причинами неисправности могут быть:
- Утечка тормозной жидкости.
- Наличие в системе воздуха.
- Поломка тормозных цилиндров (главного или рабочих).
- Износ колодок.
То есть, проверке подлежит вся тормозная система.
Утечка тормозной жидкости. Причина этой неисправность – износ цилиндров и элементов трубопровода тормозной системы. С данным типом поломки эксплуатация транспортного средства запрещена. Для устранения утечки необходимо провести тщательно проверить элементы системы и произвести замену поврежденных.
Поломка стояночного тормоза. Это частый дефект, проявляющийся в движении автомобиля при поднятом рычаге «ручника». Причина этого кроется в растяжении троса или износе барабанов и тормозных колодок.
Согласно ПДД, «ручник» должен удерживать машину на уклоне до 16 градусов при полной загрузке. Если его эффективность хуже, двигаться на машине можно лишь к месту ремонта.
Устранить проблему можно регулировкой троса или заменой изношенных элементов.
Рекомендуемая тормозная жидкость и цена
За основу составляющей ТЖ входят смеси полигликолей и их эфиров или/и силиконов, дополнительными присадками, основная функция которых это сохранения металлических составляющих тормозной системы от коррозии.
Можно приобрести тормозную жидкость 6 класса и качеством выше от изготовителя Тосол-Синтез «ROSDOT 6», объём бетеля 1 л, артикул 4606532003845, цена 400 рублей. Высокий уровень класса тормозной жидкости ROSDOT 6 advanced ABS formula даёт возможность перемешивать ее с ТЖ более низкого класса, такими как DOT3, DOT4 и DOT 4 plus. Однако переплачивать за более дорогую не имеет смысла так как «ROSDOT 6» обеспечивает надёжное функционирование тормозной системы.
Также подходящими для заливания в тормозную систему Лады Весты будут жидкости классов DOT 4, DOT 5.1.
Тормозная жидкость имеет оттенки цветов от светло-жёлтого до коричневого окраса.
Наиболее подходящие ТЖ. Тормозная жидкость «BRAKE FLUID», DOT 4, объём тары 1 л производства компаний: TRW, код товара PFB401; Hella-Pagid, артикул 8DF355360021; Bosch, код товара 1987479107; Textar, артикул 95002200. Стоимость товаров колеблется пределах от 300 до 340 рублей. Канистра объёмом 1 литр Liqui Moly, код товара 8834, обойдётся 510 рублей.
Цены актуальны на осень 2017-го года для Москвы и области.
Как поменять тормозную жидкость своими руками
Для осуществления поставленной задачи потребуются:
- смотровая яма или эстакада;
- прозрачная трубка с диаметром 4-5 мм;
- ключи для штуцеров «на 7» и «на 8» мм;
- ёмкость для слива старой ТЖ;
- новая ТЖ соответствующая спецификациям завода-изготовителя.
Руководство по замене ТЖ на Ладе Весте
- Устанавливаем автомобиль на яму или эстакаду.
- Откручиваем крышку бачка главного тормозного цилиндра.
- С помощью тряпок очищаем штуцер тормозного цилиндра заднего правого колеса.
- Снимаем защитный колпачок со штуцера.
- Одеваем на прокачной штуцер ключ «на 7» мм, а затем прозрачную виниловую трубку. Другой конец трубки опускаем в прозрачную бутыль, в которой находится немного ТЖ.
- Подсобник из водительского места выжимает педаль тормоза 3-4 раза, а затем нажимает и удерживает педаль до конца.
- Тем временем, отворачиваем прокачной штуцер для выпуска ТЖ.
- Как только ТЖ перестанет выходить из трубки, завинчиваем штуцер.
- Повторяем действия до тех пор, пока не окончится выход ТЖ с пузырьками воздуха.
- При необходимости доливаем ТЖ в бачок цилиндра.
- Повторяем аналогичные действия на тормозных цилиндрах других колёс.
1
Производим замену тормозной жидкости на Лада Веста.
2
Отворачиваем крышку заливной горловины бачка.
3
Откачиваем старую жидкость из бачка шприцем или резиновой грушей.
4
Заливаем в бачок новую тормозную жидкость.
5
Снимаем колесо для более удобного доступа к суппорту и штуцеру прокачки на нем.
6
Снимаем уплотнительную резинку со штуцера, которая защищает от грязи.
7
Одеваем ключ и трубку для слива отработанной тормозной жидкости на штуцер прокачки.
8
Далее помощник нажимает на педали, чтобы создать давление в контуре, в это время необходимо послабить ключом штуцер прокачки.
9
Сливаем отработанную тормозную жидкость вместе с пузырьками воздуха в заранее подготовленную бутылочку. Процедуру с нажатием педалей необходимо повторить несколько раз
При сливании обращаем внимание на цвет и спускаем до тех пор, пока не пойдет чистая тормозная жидкость. Таким образом, прокачиваем все колеса. 10
10
Далее закручиваем штуцер.
11
Проверяем уровень в бачке и доливаем тормозную жидкость. Закручиваем крышку на заливной горловине.