Двигатель Шевроле Нива — Описание, технические характеристики и увеличение мощности


Автомобили модели Chevrolet Niva получили достаточно мощный для данного типа машин двигатель ВАЗ-2123, главными конструкционными особенностями которого является 4-х цилиндровый механизм вертикального расположения. Двигатель Шевроле Нива имеет встроенную систему контроля впрыска топлива, а также соответствует европейским стандартам Euro 2 по выбросу токсичных веществ.

Сравнивая новую модификацию ВАЗ-2123 с предыдущими аналогами, сразу замечается одно из главных для автомобилиста преимуществ – уменьшенный уровень шума. Такой результат был достигнут благодаря использованию гидронатяжителей цепей, а также однорядным цепным устройством.

Причиной пониженного производства шума служит наличие опоры гидравлики клапанов. Этот движок имеет еще одно отличие от предыдущих моделей данного движка – возможность установки датчиков детонации на блоках цилиндра, которую обеспечивают бобышки.

Конструкция

Нельзя не признать, что конструктивно двигатель Нива Шевроле уже устарел, что неудивительно, поскольку выпускается он с 1994 года, а его разработка проходила еще в 80-е годы.

Его объем составляет 1.7 литра. 4-цилиндровый блок выполнен из чугуна, а сверху стоит головка на 8 клапанов с 1 верхним распределительным валом. Привод ГРМ цепной. В нем реализована закрытая система жидкостного охлаждения с принудительной циркуляцией. Впрыск распределенный.

Стоит отметить наличие цепи в приводе ГРМ с гидронатяжителем, благодаря чему саму цепь не нужно подтягивать. Кроме того, имеются гидрокомпенсаторы, что избавляет владельца от необходимости регулировки клапанов.

С другой стороны реализация всего этого в плане качества не на высоте, а потому некоторые хозяева авто оснащают машину регулировочными болтами и механическим натяжителем.

Конструкционные особенности двигателя ВАЗ-2123

Механизм распределительного вала в ВАЗ-2123 особых изменений по сравнению с предыдущими моделями не претерпел. Он имеет все так же однорядную втулочно-роликовую цепь, из-за чего все звездочки в устройстве движка имеют однорядное строение. Таким образом конструкторы данной модели добились улучшения работы насоса для перекачки масла. О самой замене масла можете читать здесь: замена масла Нива Шевроле.

В остальном все составляющие остались прежними и не отличаются от прошлых моделей, таких как 21214. Об этом можно судить исходя из установки пружинно-гидравлической системы, которая на протяжении многих лет используется в механизмах ВАЗ.

Насос для перекачки воды, а также генератор приводятся в движение при помощи взаимодействия со шкивом, установленным на коленчатом валу и приводящим вышеупомянутые устройства в движение при помощи поликлинового ремня.

Стандартный ремень, используемый в двигателе Шеви Нива, имеет название «GATES» и порядковый номер 58436 5РК1888.

Его характеристики:

  1. стандартная длина ремня – 188,8 см;
  2. ширина ремня – 1,7 см;
  3. данный ремень имеет всего 5 клиньев.

К одной из самых заметных перемен в новом моторе относится измененная конструкция двигательного отсека и измененная балка моста. Изменение форм произошло из-за конструкционной особенности – отсутствия крепления редуктора переднего моста непосредственно к мотору.

Поэтому данный образец Нивы несовместим с деталями и креплениями из-под движка более ранних машин этого производителя.

Система забора воздуха на ВАЗ-2123

Новый образец автомобиля Шевроле Нива имеет совершенно новую систему забора воздуха. К главному отличию относится значительное увеличение объема воздушного фильтра, что можно заметить по значительно выросшему корпусу.

Также были конструктивно изменены такие элементы, как ресивер, впускные трубы и патрубок, замененный на дроссельный вариант.

Изменения претерпела и электронная составляющая автомобиля. Главное управление мотором осуществляется благодаря контроллеру «BOSCH» образца МР 7.9.7. В некоторых отдельных экземплярах устанавливали также систему «Январь» 7.2.

Это сказывается не только на удобном интерфейсе для пользователя, но и позволяет контролировать расход топлива за счет усовершенствованной системы контроля впрыска, имеющего попарно-параллельную конструкцию. Таким образом, данная машина имеет возможность соответствовать стандартам Евро-2.

Для понижения выброса вредных веществ из авто, можно установить систему фазированного впрыска бензина, что поможет поднять планку безопасности до уровня Евро-3 и в то же время оптимизирует использование топлива за счет более точной его подачи.

К остальным изменениям, связанным с работой двигателя Шевроле Нива можно отнести:

  1. Топливная рампа, использующая форсунку типа «SIEMENS»;
  2. Модуль зажигания остался прежним еще со времен ВАЗ-2112;
  3. Генератор, установленный на Шевроле Нива имеет порядковый номер 9402.3701-01. Конструкторы выбрали для него верхнее расположение;
  4. Для зажигания в машине используется стартер модели 5722.3708. Его главная особенность – наличие планетарного редуктора. Максимально возможная мощность – 1,55 кВ;
  5. Для защиты мотора был установлен кожух из пластика.

Характеристики

Технические характеристики двигателя Нива Шевроле представлены в таблице.

МодельВАЗ 2123
МатериалЧугун
Объем1 690 см³
КонструкцияРядная
Мощность80 л. с. на 5 200 об./мин
Крутящий момент125 Нм на 3 000 об./мин
Количество цилиндров4
Количество клапанов8
Система питанияИнжектор
Ход поршня80 мм
Диаметр цилиндра82 мм
Степень сжатия9.4 ед.

Расход топлива заявлен следующий.

Город11.5 л
Трасса8.3 л
Смешанный цикл10.5 л

Но на практике аппетит внедорожника заметно выше.

Какая модификация лучше

Однозначно сказать, какой из двигателей более надежен и лучше невозможно. Тут многое зависит от того, как вы эксплуатируете автомобиль. Для городских условий лучше подойдет Z18XE, он более эффективен на асфальте. ВАЗ-2123 имеет более низкие обороты, что очень хорошо на бездорожье.

Если брать надежность, ломаются оба автомобиля. Но, у Z18XE гораздо меньше мелких неисправностей, которые портят жизнь автолюбителям. В то же время, как ВАЗ-2123 хорошо известен небольшими проблемами с течами, сбоями датчиков и другими недочетами.

Источник

Неисправности

Стоит отметить типичные поломки двигателя Chevrolet Niva.

Стук

В авто, которые были выпущены до 2009 года, отмечается стук гидрокомпенсаторов, причем проявляться это начинало уже на 60 000 км пробега. В 2009 году проблема была частично решена, и ресурс гидрокомпенсаторов вырос до отметки в 100 000 км.

Течь

Одна из самых острых проблем силового агрегата. Как правило, течет масло из-под клапанной крышки, а также протекает задний сальник коленвала.

ГРМ

Наличие гидронатяжителя в конструкции мотора может обернуться проблемами, так как его надежность не на высоте. Наиболее уязвимый компонент – обратный клапан и алюминиевая трубка маслоподачи.

Владельцы отмечают, что менять их приходится уже после 50 000 км. Начинается все с шума, и если пустить ситуацию на самотек, это может закончиться перескоком цепи.

Троит

Зажигание «ходит» около 100 000 км, и в случае поломки двигатель Нива Шевроле начинает троить.

Глохнет

Всему виной датчик дроссельной заслонки, который порой выходит из строя после 100 000 км. В таком случае мотор глохнет после запуска.

Что касается остальных компонентов, то в зоне риска находятся регулятор холостого хода, помпа, масляный насос и некоторые другие агрегаты. Бывают случаи прогорания прокладки головки блока. Порой разваливается кронштейн крепления выпускного коллектора.

Доработка

Некоторые автовладельцы для того чтобы улучшить технические характеристики и увеличить мощность, делают тюнинг двигателя Шевроле Нива. Но прежде чем прибегать к этой процедуре нужно все хорошенько обдумать, это связанно с тем, что каких то сверх результатов достигнуть не получится.

Есть несколько способов немного улучшить работу силового агрегата:

  1. Увеличение хода поршня с объёма 1,7 до 1,9 литров. В этом случае производится расточка, и увеличивается внутренний диаметр гильз, после чего подбираются новые поршни и кольца. Устанавливается коленчатый вал с укороченным шатуном и удлинёнными плечами. Помимо этого дорабатывается ГБЦ, растачивается впускное и выпускное окно, а клапан меняется на деталь большего диаметра, вместе с этим растачиваются и меняются на новые клапанные седла.
  2. Старый карбюратор меняется на новый и вместе с этим штатные шатуны заменяются на более легкие.
  3. Чип тюнинг. Производится замена старой прошивки на улучшенную.

Все эти доработки, имеют смыл лишь тогда, когда вместе с ними производится и улучшение тяги, так как эта главная особенность такого типа автомобилей. Самое главное чтобы все доработки двигателя производил опытный человек, знающий свое дело, иначе все проделанные работы приведут к проблемам которые повлекут за собой поломку силового агрегата.

Замена

Даже если следить за мотором, вовремя менять масло и фильтры, это не гарантирует отсутствие поломок. Что касается покупки другого двигателя на Нива Шевроле, то новый в дилерском центре стоит порядка 80 000 рублей. Естественно, если вы купили подержанный внедорожник, такие траты кажутся чрезмерными.

Относительно б/у силовых агрегатов, то можно найти немало вариантов в диапазоне 20 000 – 30 000 рублей. Но к состоянию подобных моторов есть немало вопросов.

Как видно, двигатель Нива Шевроле имеет немало слабых мест. Однако альтернативы ему нет, а потому владельцам внедорожника приходится мириться с ситуацией.

Как поменять масло в двигателе Шевроле Нива своими руками

Согласно регламента технического обслуживания данного силового агрегата, замена масла должна производиться после пройденного пути, равного 15 000 километров. При эксплуатации машины в сложных условиях временной промежуток уменьшается до 7 500 км.

Мероприятия по замене смазочной жидкости выполняются при выключенном моторе, спустя несколько минут после поездки. Автомобиль должен располагаться на специальной возвышенной площадке – эстакаде.

Порядок действий:

  • очистить сливную пробку, расположенную в нижней части поддона картера;
  • подставить емкость для сбора отработанной смазки;
  • отвинтить пробку;
  • выждать 10 – 15 минут, пока сольется горячее масло;
  • демонтировать старый и установить новый масляный фильтр;
  • очистить пробку и вкрутить ее на прежнее место;
  • залить порцию нового масла (3,5 – 3,7 литров) через заливную горловину;
  • выждать 10 минут и проверить уровень при помощи масляного щупа (на данном этапе он должен иметь максимальное значение);
  • запустить двигатель;
  • проверить, не появились ли масляные протечки в районе фильтра и пробки слива;
  • заглушить мотор;
  • повторно проверить количество смазочной жидкости (теперь нормой считается уровень между отметками MAX и MIN);
  • при необходимости долить недостающее масло.

Плюсы и минусы обычной Нивы по сравнению с Шеви Нивой

Выделим характерные особенности, касающиеся как 21-й Нивы, так и последующих моделей ВАЗ-21213 и ВАЗ-21214. Длинную Ниву (ВАЗ-2131), пикап (ВАЗ-2329) и прочие модификации рассматривать не будем. Итак, начнем с неоспоримых достоинств обычной Нивы по сравнению с Шевиком:

  1. Проходимость . За счет короткой базы у 21-й модели геометрическая проходимость лучше.
  2. Стоимость . В одинаковом состоянии обычная Нива будет в 1,5-2 раза дешевле Шевика.
  3. Доступность и дешевизна запчастей. Особенно касается кузовных деталей.
  4. «Психологическая проходимость» . Обычную ниву не так страшно поцарапать или слегка помять в отличие от Шевроле.
  5. Лучшая предрасположенность к внедорожному тюнингу .

Теперь перечислим недостатки 21-й Нивы по сравнению с Chevrolet Niva:

  1. Низкий уровень комфорта . Шум, вибрация, отсутствие гидроусилителя (на старых Нивах), неудобная посадка водителя.
  2. Устаревший дизайн . Хотя это спорный момент, т.к. дизайн обычной Нивы узнаваем во всем мире, чего не скажешь о Шниве.
  3. Плохая аэродинамика.
  4. Плохая управляемость на трассе.
  5. Тесный салон. Сюда можно отнести неудобную посадку на задний ряд и маленький багажник.

С достоинствами и недостатками обычной Нивы по сравнению с Шевиком все ясно. Перейдем к Шевроле Ниве.

Перечислим основные достоинства Шевроле Нивы:

  1. Современный и вполне удачный дизайн .
  2. Пассивная безопасность . Хоть ее уровень недопустимо низкий, он все же чуть выше, чем у обычной Нивы. Шевики последних лет выпуска в плане безопасности предпочтительнее.
  3. Относительно высокий уровень комфорта при движении. Меньшая вибрация, меньше шум, удобная посадка водителя, гидроусилитель.
  4. Просторный салон . Сюда также можно отнести удобный задний ряд, посадку на него и относительно вместительный багажник.
  5. Неплохая аэродинамика .
  1. Дороже обычной Нивы как при покупке, так и в обслуживании и ремонте.
  2. Хуже проходимость за счет удлиненной базы и более низких бамперов.
  3. Обилие пластика , особенно на новых Шевиках. Спорный момент, т.к. пластик защищает кузов от небольших повреждений (царапин, сколов).
  4. Слабый двигатель . Динамика Шевика хуже, чем обычной Нивы.
  5. Больше масса . На болотистых грунтах это минус, но в других случаях может быть плюсом (неглубокая грязь, рыхлый снег).

Стоит также обратить внимание на еще один момент — жесткость кузова. Вроде у «трехдверки» она должна быть выше, однако у Шевика лонжероны толще, поэтому не все так однозначно

Обслуживание

Чтобы двигатель прослужил как можно дольше, необходимо правильно его обслуживать. Основное правило – своевременная замена масла. Производитель рекомендует производить ее раз в 15 тысяч километров. При этом каждая вторая замена обязательно должна сочетаться с промывкой. Эти правила применимы к обоим типам двигателей.

Масло следует использовать только синтетическое. При этом нет особых ограничений по типу, подойдет любое:

  • 0W-30;
  • 0W-40;
  • 5W-30;
  • 5W-40;
  • 5W-50;
  • 10W-40;
  • 15W-40.

Необходимый объем для полной замены в Z18XE – 4,5 литра, для ВАЗ-2121 достаточно 3,75 литра.

Преимущество ВАЗ-2123 в том, что для привода ГРМ используется цепь. Она имеет более высокий ресурс, и поэтому меняется значительно реже. Производитель не дает четких рекомендаций по ее замене, но по опыту владельцев, лучше всего производить проверку или замену на 150 тысяч километров пробега. Определить проблемы с цепью можно по повышенному шуму на высоких оборотах – это свидетельствует о выходе из строя натяжителя и растяжении.

Ремень на Z18XE лучше всего производить замену 45-50 тысяч километров пробега, иначе увеличивается риск обрыва. Двигатель 16-клапанный, поэтому скорее всего их загнет и потребуется дорогостоящий ремонт.

Компьютерная диагностика

Наиболее полная диагностика возможна при наличии компьютера или ноутбука. Для того, чтобы воспользоваться этим способом необходимо приобрести адаптер. Этот адаптер выполняет сразу две функции. Он является переходником от порта К-line к пору USB или к порту COM. Также он выполняет роль дешифратора, что позволяет передавать сигналы от ЭБУ в ПК. Еще потребуется на ноутбук установить соответствующий софт. Бесплатных версий в интернете очень много. Есть универсальные программы, а также программы, написанные для конкретного автомобиля. После соединения с компьютером потребуется включить зажигание и запустить программу. Соединение произойдет автоматически.

Интерфейс компьютерной программы очень удобен и позволяет интуитивно ориентироваться даже неопытному пользователю. Весь функционал можно поделить на несколько разделов. Это параметры, ошибки и настройки. Если первые два раздела являются информационными, то с помощью третьего раздела можно управлять системами автомобиля.

Ремонтопригодность мотора

Движок Шевроле Нива будет служить долго, если за ним ухаживать, использовать качественные расходные материалы, хорошее топливо. Однако, даже самый надёжный механизм иногда может выйти из строя, в таком случае потребуется ремонт двигателя. Останавливаться на том, как выполнить капремонт ДВС самостоятельно не будем, для этого нужен солидный опыт, наличие инструмента, оборудования, запчастей.

Доверьте такое дело специалистам, так будет надёжнее. Правильно отремонтированный ВАЗ 2123 двигатель позволит длительное время эксплуатировать машину. Капитальный ремонт, его объем операция не из дешевых, поэтому важно правильно эксплуатировать транспортное средство.

Давайте рассмотрим какая может быть «мелкая» причина отказов ДВС, устраняемая самостоятельно. Это могут быть такие факторы:

  1. Уменьшение мощности движка;
  2. Троение при работе силового агрегата;
  3. Плохой пуск в любую погоду;
  4. Мотор перегревается;
  5. Плавающие обороты ДВС.

Нельзя сказать, что это все признаки поломок движка, могут быть и другие, устранить которые под силу самостоятельно удаётся не каждому водителю. Мощность падать может по нескольким причинам:

  • Плохое качество используемого бензина;
  • Проблемы электронного блока управления;
  • Перебои в работе датчиков двигателя;
  • Троит двигатель;
  • Повышенный износ деталей поршневой группы.

Могут быть и другие причины, определить которые помогает специальное оборудование, имеющееся в ремонтных мастерских. Троение работающего движка может быть вызвано перебоями в работе форсунок. Устраняют такую неисправность их чисткой. Троящий мотор увеличивает расход бензина, теряет мощность.

Пуск силового агрегата также зависит от качества топливной смеси, компрессии мотора, исправности системы подачи топлива, блока зажигания, исправности стартера, заряда аккумуляторной батареи. Перегрев мотора из-за условий его эксплуатации практически невозможен. В системе охлаждения может быть два варианта обдува радиатора, с одним или двумя вентиляторами.

Чаще всего перегрев происходит при заклинивании термостата или протечках в системе охлаждения. Плавать обороты могут по вине отказов датчиков двигателя, проблем с ЭБУ, нарушениях в работе дроссельной заслонки. Выявить, а затем устранить такие проблемы можно после проведения компьютерной диагностики.

Совет! Неквалифицированное вмешательство в ДВС вашего автомобиля, может нанести серьёзный урон не только вашему кошельку, но и мотору.

Чип-тюнинг

Силовой агрегат серийного выпуска показывает прекрасные эксплуатационные данные, серьезно отличающиеся от обычных. Двигатель, подвергнутый большим изменениям и обладающий большим объемом камеры сгорания, пониженной шатунной массой, уменьшенным в весе коленвалом, модернезированным распредвалом и разрезной шестеренкой приводного устройства ГРМ особо требует смены показателей электроблока, с помощью которого осуществляется управление:

Водители, долго эксплуатирующие данный автомобиль, считают, что электроника управления не терпит вмешательства в работу, и все действия по перепрошивке программы с целью ее модернизации остаются безрезультатными. Это на самом деле так, но относится данная особенность только к машинам первых серийных выпусков. Сегодня калибровать запоминающее устройство возможно. Обычному двигателю чип-тюнинг увеличит показатели мощности и крутящий момент на десять – пятнадцать процентов. Для турбированного мотора увеличение произойдет минимум на треть первоначального показателя.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]