Сборка узлов коробки передач
Очередность этапов сборки ведущего вала 11 КП (рис. 1):
- Сначала собирается шариковый подшипник 12 (эта операция называется подсборка), для чего стопорное кольцо 13 устанавливается в канавку детали.
- После этого подшипник ставят на место на ведущем вале. Выточка подшипника должна быть обращена наружу.
Рис. 1. Детали коробки передач: 1 – картер коробки; 2, 3, 8 и 26 – прокладки; 4 – пробка спускного отверстия с магнитом; 5, 17 и 55 – болты; 6 и 56 – пружинные шайбы; 7 – крышка люка; 9, 13, 27, 37, 39, 43, 50 и 60 – стопорные кольца; 10, 19 и 38 – роликовые подшипники; 11 – ведущий вал; 12, 16, 28 и 59 – шариковые подшипники; 14 – гайка подшипника ведущего вала; 15 – крышка подшипника ведущего вала; 18 – блок шестерен заднего хода; 20 и 35 – распорные втулки; 21 – ось блока шестерен; 22 – стопор оси; 23 – пробка маслоналивного отверстия; 24 – крышка заднего подшипника промежуточного вала; 25 – упорная гайка заднего подшипника промежуточного вала; 29 – промежуточный вал; 30 – шпонка шестерен; 31 – шестерня второй передачи промежуточного вала; 32 – шестерня заднего хода промежуточного вала; 33 – шестерня третьей передачи промежуточного вала; 34 – шестерня четвертой передачи промежуточного вала; 36 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала; 40 – заглушка; 41 – уплотнительной кольцо; 42 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 44, 47, 51 и 65 – упорные шайбы; 45 — шестерня четвертой передачи ведомого вала; 46 – втулка шестерни четвертой передачи; 48 — шестерня третьей передачи ведомого вала; 49 – синхронизатор второй и третьей передач в сборе; 52 – шестерня второй передачи ведомого вала; 53 – шестерня первой передачи ведомого вала; 54 – ведомый вал; 57 – стопор штуцера; 58 – штуцер; 61 и 67 – ведущие шестерни привода спидометра; 62 и 68 – ведомые шестерни привода спидометра; 63 – сальник; 64 – фланец ведомого вала; 66 – гайки фланца
- Напрессовка подшипника производится после размещения ведущего вала на столе пресса, где предусмотрено специальное приспособление. Для этого используют оправку, которой до конца забивают деталь на шейку вала.
- С помощью динамометрического ключа закручивают гайки 14 с усилием 20 кГм.
- Чтобы исключить случайное откручивание, закернивают буртик детали в паз ведущего вала.
- После установки узла на столе пресса в специальное приспособление солидолом производится смазка внутреннего гнезда шестерни.
- Ставятся на место ролики 10 подшипника.
Важно! Последний из роликов должен быть вставлен свободно, надо избегать натяга. После завершения этого этапа проверяется, насколько легко вращаются установленные ролики. Вращение должно быть свободным, но без выпадения из посадочного места.
- Перед установкой роликов их проверяют на принадлежность к одной группе по размеру. Допустимые отклонения от установленных размеров для каждой из трех групп: 8,0 – (0,003-0,008) мм.
- 8,0 – (0,005-0,010) мм.
- 8,0 – (0,008-0,013) мм.
Интересно: Установка роликового подшипника, собранного в сепаратор, началась с 1967 года, когда было принято решение перейти на такой способ вместо установки отдельных роликов. Это вызвано необходимостью продления срока службы переднего подшипника, с одной стороны, и стремлением упростить процесс сборки/разборки КП.
- Стопорное кольцо 9 ставится на свое место после того, как в канавку установлены ролики 10.
- До начала операции по сборке синхронизатора 2-й и 3-й передач в приспособление ставятся три опоры фиксирующего устройства. Фрезерованная часть поверхности опор (лыска) должна быть обращена наружу.
- После установки опор, которые служат блокирующими пальцами, нужно провести совмещение отверстий. Затем на наружные стороны напрессовывают кольца.
- Производится сборка фиксаторов (их три, нужно собрать шарики и пружины), которые ставятся в посадочное место в каретке.
- По такой же схеме собирается второе кольцо, которое затем забивается на блокирующие пальцы.
Важно! Необходимо следить за тем, чтобы внешние края кольца хорошо прилегали к торцевым поверхностям блокирующих пальцев.
- Опрессовка пальцев шариком с обеих сторон производится после установки каретки в приспособление с усилием от 4600 кг.
- После сборки синхронизатора нужно на специальном приспособление (рис. 2) провести проверку усилия, которое требуется для вывода каретки 2 из центрального положения.
Рис. 2. Приспособление для проверки синхронизатора на усилие включения
Проверка синхронизатора заключается в создании нагрузки определенной величины, чтобы включить синхронизатор. Нагрузка, подтверждающая годность синхронизатора, составляет 20 кГ. При проверке каретка должна находиться в нейтральном положении. Нагрузка производится с помощью рукоятки 4 и должна быть плавной. Для проверки синхронизатор нужно установить на центрирующую конусную втулку 1.
Сборка промежуточного вала 29 (рис. 1) начинается с напрессовки шестерен:
- На шлицы вала наносится смазка.
- Затем в паз устанавливают шпонку 30 и шестерню 31 второй передачи.
- Фиксация вала в кронштейне 6 производится на призме стенда 5 (рис. 3). Необходимое для фиксации усилие обеспечивает шток тормозной камеры 7. Управляется тормозная камера с помощью рукоятки 4 пневмокрана.
Возможные поломки КПП
Определить имеется ли поломка КПП или нет возможно по характерным звукам. Признаки неполадок:
- возникновение сильного шума;
- самопроизвольная активизация передач;
- течь масла.
В случае появления сильного шума со стороны раздаточной коробки, целесообразно проверить состояние шестерен, подшипников. Данные элементы подлежат замене. При износе зубьев водитель может столкнуться с такой проблемой, как самопроизвольное включение передач
Обращать внимание нужно на состояние уплотнительных элементов. При продолжительной эксплуатации транспортного средства они быстро теряют свои рабочие свойства
Это является причиной того, что будет отмечаться течь жидкости. Проверке подлежат мембрана в пневмокамере, крепления.
Сборка коробки передач из узлов
Для этой операции применяются стенды с одним или несколькими постами (рис. 6), для подачи к стенду используется тельфер.
- Сначала требуется зафиксировать сменную головку 2 на картере 3 КПП.
- С помощью тельфера переместить закрепленную на картере головку и сам картер к месту проведения операции по сборке. Необходимые для работы детали нужно подготовить заранее и разместить рядом со стендом.
Рис. 6. Многопостовой стенд для сборки коробок передач
- Отверстия закрывают: пробку 23 (рис. 1) вкручивают в маслоналивное, в сливное также вкручивается специальная пробка 4 с магнитом.
- Стопорное кольцо 39 ставится на место в картере 1 плоскогубцами.
- На промежуточный вал 29 надевается роликовый подшипник 38. После того, как на передний конец вала одет подшипник, он вместе с шестернями устанавливается в картере 1. Очередность при установке такая: в гнездо шарикового подшипника вставляется задний конец детали, после этого в наружное кольцо вставляется передний конец. Этот конец вала устанавливается вместе с подшипником.
- Запрессовка стопора 27 на задний конец вала производится после того, как кольцо надето на шариковый подшипник.
- Используя оправку, задний конец вала вместе с подшипником вставляется в посадочное место в картере.
- Затяжка гайки 25 на резьбе вала 29 осуществляется с помощью динамометрического ключа.
- Закернивание делают вдавливанием торца гайки в паз.
Вал, после установки в картер, должен приводиться во вращение движением руки без затруднений. Это показывает, что его сборка и монтаж проведены правильно. Для этого крышка 24 ставится на посадочное место заднего шарикового подшипника 28 с закручиванием крепежа, который был собран вместе с шайбами 6 и прокладками 26, на 3 нитки. После установки крышки и предварительного закручивания окончательная затяжка делается с усилием от 2,0 до 3,5 кГм.
Очередность сборки блока шестерен заднего хода:
- Распорная втулка 20 ставится между роликовыми подшипниками 19, которые размещаются в блоке через технологическое отверстие.
- Ось 21 блока при опускании узла в картер 1 должна попасть в предназначенное для нее отверстие в картере.
- Запрессовка производится медным молотком. Запрессовывается ось блока до момента, когда торец канавки упрется в плоскость картера.
- Размещение стопора производится таким образом, чтобы он попал в канавку оси.
- Крепеж стопора затягивают с усилием от 1,5 до 2,0 кГм.
- Собирают крышки люков, устанавливая крепеж с пружинными шайбами и прокладки, затем размещают на местах в картере. Усилие затяжки должно быть до 2 кГм.
- Используя оправку, установленную на свое место в картере 1, заглушку 40 промежуточного вала забивают в посадочном месте.
- Уплотнители 41 размещают в выточке, которая есть в посадочном месте переднего роликового подшипника.
Для того, чтобы собрать ведомый вал 54 требуется:
- Разместить его в картере 1 КПП.
- С использованием специального инструмента на задний шариковый подшипник 59 надеть стопор 60.
- После этого подшипник со стопором устанавливают на вал. Выточка на стопоре должна быть обращена наружу.
- Используя оправку и молоток, производится запрессовка подшипника на вал и в посадочное место в картере.
- Ведущая шестерня спидометра надевается на конец ведомого вала, который выступает из картера.
- Затем с помощью оправки она запрессовывается в подшипник до конца.
Двигатель на ЗиЛ. Автор темы Jack
Подскажите, встанет ли двигатель ЯМЗ-236 на зил-130 вместо бензиновой 8 и какую кпп и задний мост поставить??? .Просто есть задумка по постройке седельного тягача на длинной базе зил-130.
Andrey (Aias) 100% что влезет если кабина 131 стоит, родная 130 под вопросом, коробку лучше ставить мазовскую, а если найдешь кожух то лучше камазовскую с делителем.
Alexander (Socrates) Была разработка самого ЗИЛа. Был даже опытный образец сделан на базе ЗИЛ-130. Коробку дучше КАМАЗ с делителем, а задний мост либо КАМАЗ либо РАБА
Denis (Macario) Только не лопнет ли у тебя рама чЕрез пару тысяч.
Alexander (Socrates) Можно вариант продумать и с японским дизелем каким-нибудь. Он легче 236, а по мощности равны могут быть
Nikolay (Ffransis) ——————–
Roman (Razanah) раньше в колхозах ставили дизеля от мтз-80 встаёт привосходно.
Alexander (Socrates) От МТЗ до сих пор двигатели ставят (Д-240; Д- 245).
236 тоже нормально встает если кабина нового образца.
Sergey (Obayana) Дмитрий, у меня товарищ делал не вышло.в130 не входит надо кадину 131 и облицовку, но двс надо поднять над рамой см на 6-7 и на рессорах см на10 под капотом места нет совсем поддон переделывать, кпп с маза, хфостовик высоко соединить с родным мостом проблема кардан на излом угол атаки более30 градусов, поставили задний мост с 131 слабый расматревался задний мост с камаза нона этом порэкт закончился, всё выбрасили и поставили 240 на родное кпп и мост но для седелки двс слабый 6 тонн ему тяжко и ещё на счет маздвс перед тежолый зад ведущий чуть снежок подьем мешина не едит, совет- НЕЗАМОРАЧИВАЙСЯ
Ruslan (Rayanna)
Ivan (Haruka) Руслан, 236й движок влезет, но надо кабину поднимать, или оставлять Зиловский радиатор. Но с Зиловским неизвестно как с охлаждением будет при больших нагрузках
Alexey (Vanja) Как посадишь в раму, чем глубже тем лучше
Sergey (Obayana) Продам двигатель 2.0 10тыс.км. пробег, 135кобыл, бензин, с МКПП, раздаткой, полный привод, есть кардан, редуктор, проводы, кулоки, кулиса, педали, проводка и многое др.
Sergey (Obayana) Смд ставят.с дт 75 и комбайн нива.поёт с турбиной но скорость слаба
Ignat (Vikram) здорово ребята хотел узнать ваше мнение что если движ вареный на зил 130 на чем это может отразится подскажите кто в знает если не трудно
Ignat (Vikram) или это утиль уже
Groundhog (Justica) Продам мотор от w124 602 2.5 дизель со всем навесным. В навесное входит весь свап комплект, что бы поставить и завести, вплоть до всех патрубков и т д, + радиатор и выхлоп.цена 30 000р Мотор стоит на машине, можно завести. город СПБ
Kirill (Chuki) Но от кары мост не пойдет мазовский пойдет он потигавитей будет это сто пудов и тогда точьно будет зверь
Kirill (Chuki) Когда с места сьезжаешь нагрузка идет на задок а каровский такую нагрузку не выдержит ему шестерня порвет при сильной нагрузке так что ставе смело мазовский
СИНХРОНИЗАТОР
Синхронизаторы обеспечивают бесшумность при включении. Разница в частоте вращения муфты синхронизатора и включении шестерни выравнивается плавно благодаря возникающей между ними силе трения. Механизм переключения КПП имеет фиксирующее устройство оно удерживает стержни переключения в требуемом положении.
Синхронизатор ЗИЛ-130
Синхронизатор автобусов ЛАЗ-695, ЛАЗ-697 и автомобиля ЗИЛ-130 (рис. 132) работает следующим образом.
При перемещении муфты 11 влево с помощью вилки переключения коническое бронзовое кольцо передвинется вместе с ней и прижмется к конической поверхности шестерни 1. Конические кольца 7 и муфта ]] связаны между собой не жестко, а через три фиксирующих пальца 5 с шариками и пружиной. Шестерня 1 и кольца 7 вращаются с разной окружной скоростью. До тех пор, пока за счет силы трения эти скорости не сравняются, муфта 11 будет смещаться (рис. 132, б).
Синхронизатор ЗИЛ-130
Оба бронзовых кольца 7 жестко связаны друг с другом при помощи пальцев 12. Муфта 11 будет передвигаться до того момента, пока коническая поверхность 10 муфты не упрется в коническую поверхность 9 пальца (рис. 132, а и г). Когда же скорости колец 7 синхронизатора и конуса шестерни 1 выравняются, палец 12 расположится по центру отверстия муфты 11, блокирующие конические поверхности разъединятся (рис. 132, в и д), и муфта продолжит свое смещение. Ее наружные зубья 13 войдут в зацепление с внутренними зубьями шестерни вала 1, которая, таким образом, соединится с помощью синхронизатора с ведомым валом 14.
Самодельная техника и приспособления Автор темы Сергей
здраствуйте подскажите как сделать на зил 131 блокировку мостов включаемую и выключаемую зарание благодаен
Серега (Dakheel) завари диф и поставь хабы! или поищи готовую заводскую
Сергей (Fychan) это не выход
Владимир (Roly) Куда вы хотите загнать 131 на блокировках? Если он сядет на мосты, то и блокировка не поможет, а достать его от туда…..
Сергей (Fychan) да но с блокировкой он бы шел намного веселее и увереннее и меньше бы застрявал
Владимир (Roly) Если вы его всадите на блокировках, то чем доставать будете? Выверните ему все внутренности. Это же не ГТС
Анатолий (Boulos) У него и без блокировок средний редуктор рвет!
олег (Katleen) …мосты или редуктора от зил 4334, с блокировкой дифа-привод пневмо!!!!!!!!!!
Пётр (Ditrik) Лучшая блокировка это лебедка испытано лишь бы было за что зацепиться У меня Зил 131 с двигателем от Бычка идет очень хорошо по грязи он по сравнению с бензиновым малооборотистый я сам ставил
Анатолий (Boulos) Можно обойтись лебедкой на крайний случай
Виктор (Friedegunde) Здравствуйте! Я сейчас пытаюсь поставить на 131 дизель от бычка. Хотел бы узнать как родной поддон становится или нет?
Пётр (Ditrik) Виктор ставь не заморачивайся все подходит единственное что придется переделать привод газа движок Бычка как там и стоял глушак еще нужно переделать и КПП если есть Бычка ставь ее а если нет то на Зиловской укорачивай первичный вал гдето на 50мм если что еще будет нужно обращайся помогу по лесу ездить дури хватает и нижний патрубок я делал вставлял один в другой разные диаметры а так все подойдет
Виктор (Friedegunde) у меня кпп зил 131. разве она отличается от кпп бычка? картер сцепления я взял с 131
Владимир (Roly) кпп – бычок и кпп зил-131 разные вещи !!! у меня на газ-66 двиг д-245 и коробка с бычка скорость макс 90 км, ч,,,, поставил коробку со 131 скорость пропала макс 65-70 км, ч а с виду они одинаковые!!!!
олег (Katleen) У БЫЧКА 5 ПОВЫШЕННАЯ А ЗИЛА 130 131 ПРЯМАЯ)
Виктор (Friedegunde) А длина первичного вала отличается?
Владимир (Roly) бычковский пер вал короче
Виктор (Friedegunde) Спасибо!
Владимир (Roly) Да незашто!!!
Сергей (Fychan)
Сергей (Fychan) Это польский автомобиль STAR 660, аналог ЗИЛ 157 вот на нем стоят все мосты с блокировкой дифференциала, которая включается воздушной камерой типа тормозной.А так мосты полностью скопированы с ЗИЛ 157. Сьездите ы Польшу и вопрос решен по блокировке.
Задняя передача – ЗИЛ 41052 – YouTube
Больше тест-драйвов каждый день – подписывайтесь на канал – Присоединяйтесь к АВТО ПЛЮС …
Раздаточная коробка автомобиль ЗИЛ 131: техническое …
Чтобы быть уверенным в автомобиле ЗИЛ 131 раздаточная коробка … Передний мост имеет электропневматическое включение. … Сам картер коробки сделан из чугуна, он разъемный, задняя часть …. половина ведомых валов имеют одинаковую угловую скорость, а другая … Сцепление на ЗИЛ 130.
Ремонт своими руками
При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.
Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.
Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.
Как выполнить сборку узлов трансмиссии?
Сначала собирается ведущий вал:
Для сборки промежуточного вала выполняется запрессовка шестеренок:
Пользователь Владимир Пивинов показал в ролике, как выполнить ремонт коробки передач, если вылетает пятая скорость.
Ведомый вал собирается так:
Пользователь Василий Панченко в своем ролике показал, как выбивает первичный вал на ЗИЛовской трансмиссии.
Процедура сборки и разборки механизма переключения коробки передач выполняется с помощью специального приспособления.
Найти такой прибор в продаже проблематично, его следует искать на СТО:
Последний узел, который остается собрать, это рычаг переключения трансмиссии:
Схема устройства для диагностики синхронизирующих устройств на усилие включения Стенд для запрессовки шестеренок на валы трансмиссии Специальный стенд для сборки КПП ЗИЛ
Как выполнить сборку трансмиссии?
Чтобы установить и произвести сборку всех компонентов в один агрегат, нужно использовать специальные стенды, которые оснащены одним или несколькими постами:
Пользователь Андрей Свердлов в своем ролике рассказал, какие нюансы следует учесть при сборке трансмиссионного агрегата ЗИЛ.