Признаки неисправного или неисправного реле стеклоочистителя с прерывистым режимом работы

Комфорт езды в дождливую погоду и хорошую видимость на дороге обеспечивает реле стеклоочистителя с регулируемой паузой. Однако не у всех моделей транспортных средств предусмотрена подобная комплектация. В этом случае режим взмахов щеток может быть недостаточно комфортным.

В этом случае можно самостоятельно доработать конструкцию стеклоочистителей. Для этого потребуется воспользоваться советами специалистов. Этот процесс вполне можно выполнить своими руками. Как выбрать и установить реле стеклоочистителя на свой автомобиль, будет рассмотрено далее.

Функции реле

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой «УАЗ», «ВАЗ», «Шевроле», «Киа» и других марок автомобилей отличается функциональностью и конструкцией. Следует отметить, что представленная деталь имеется практически в каждом транспортном средстве. Однако ее функциональность значительно отличается.

Во время дождя снега или иных осадков их интенсивность может быть разной. Во время проливного дождя необходимо, чтобы щетки делали частые взмахи, открывая хорошую видимость дороги. Но в моросящий дождь или мелкий снег этого не требуется. Щетки должны изредка смахивать крупинки с лобового стекла.

Если в модели регулятора частоты взмахов не предусмотрены затяжные паузы движения, это может вызвать дискомфорт. Многие водители сталкивались с ситуацией, когда щетки, перемещаясь часто по лобовому стеклу, просто размазывают редкие капли дождя. При этом остаются разводы. Они ухудшают видимость. Это является небезопасным фактором при движении.

Принцип работы привода, двигателя и прочих узлов механизма

Если схема и устройство стеклоочистителя не вызывает вопросов, перейдем к следующему пункту — принципу работы. Держатель щетки стеклоочистителя вместе с установленным на нем лезвием передвигается влево и вправо, что позволяет практически полностью очистить ветровое стекло. Как сказано выше, с помощью переключателя водитель может отрегулировать скорость, с которой держатель щетки стеклоочистителя будет передвигаться. Некоторые современные авто комплектуются скрытыми очистителям. В данном случае механизм стеклоочистителя устанавливается под лобовым стеклом, а когда водителю нужно включить дворники, устройство выдвигает вверх этот механизм, который после отключения «спрячется» обратно.

В целом очистители для лобового и заднего стекла — это практически идентичные изделия, но и в их работе есть отличия. К примеру, держатель щетки стеклоочистителя может работать только в одном режиме, без возможности регулировки. То есть если передние дворники являются частью целой системы, включающей в себя множество элементов и блок управления, то задний дворник имеет только одну функцию. Одним из основных компонентов омывателя считается насос, предназначенный для активации электромотора системы.

Стандартные реле

Стандартные реле стеклоочистителя с регулируемой паузой «ВАЗ», «УАЗ» и прочих марок автомобилей имеют два режима функционирования. В первом щетки взмахивают без паузы. Этот режим подходит, если идет проливной дождь. Второй режим имеет паузу между взмахами. Стандартно она составляет 4 секунды.

Такая ситуация иногда не позволяет подобрать оптимальный режим для устранения капель с лобового стекла. Во многих современных моделях автомобилей предусмотрена регулировка с возможностью настройки время между взмахами щеток. Однако в относительно недорогих моделях транспортных средств такой возможности нет.

В этом случае водитель вынужден либо мириться с таким режимом взмаха щеток, либо включать его в ручном режиме. В этом случае буквально каждые 20 с. приходится задействовать стеклоочистители, а затем их снова выключать. Это позволяет обеспечить нормальную видимость. Однако ручное включение дворников может отвлекать водителя. Такое действие может привести к ДТП. Поэтому рекомендуется переоборудовать свой автомобиль при помощи более современной конструкции реле.

Реле времени для стеклоочистителя

Многие автомобили старых типов не оборудованы реле времени для прерывистой работы стеклоочистителя, что создает неудобства при их эксплуатации. У современных автомобилей такие устройства уже имеются, однако рассчитаны они только на одно время паузы и возможность его регулировки в зависимости от дорожных условий не предусмотрена. Ниже приводится простая схема реле времени, сборка которого доступна даже начинающему радиолюбителю. Благодаря использованию однопереходного транзистора устройство обладает независимостью времени срабатывания от изменения напряжения питания и температуры окружающей среды. На рис. 1 показана схема включения прерывателя У1 в цепь двигателя стеклоочистителя У2 через тумблер с нейтральным средним положением В1.

Рис. 1, Схема включения прерывателя в цепь двигателя Рис. 2. Принципиальная схема реле времени на однопереходном транзисторе.

Вместо тумблера В1 могут быть использованы два выключателя отдельно для непрерывной и прерывистой работы.

Прерыватель работает следующим образом. При установке тумблера В1 в положение «Прер» практически все напряжение питания оказывается приложенным к реле времени. В это время щетки стеклоочистителя стоят в исходном положении, а контакты концевого выключателя В2, управляемого электромотором M1, разомкнуты. Через резисторы R2 и R3 (рис. 2) начинает заряжаться конденсатор С1.

Постоянная времени цепочки R2 R3 С1 определяет время паузы. Когда напряжение на конденсаторе C1 достигнет величины напряжения срабатывания транзистора T1 (через время паузы), импульс С этою транзистора через резистор R5 поступит на управляющий электрод тиристора Д2 и откроет его. Электродвигатель M1 начинает вращаться и замыкает контакты концевого выключателя В2. Во время рабочего хода двигателя, до момента возврата щеток в исходное положение, контакты В2 остаются замкнутыми. За этот период конденсатор С1 разряжается через резистор R1 и диод Д1. При возврате щеток в исходное положение контакты В2 размыкаются, электродвигатель M1 останавливается, и весь цикл повторяется снова. Конденсатор С2 служит для повышения помехоустойчивости реле времени.

При указанных на схеме номиналах элементов R2, R3 и С1 время паузы может меняться от 1—2 до 5—7 с. Для увеличения времени паузы до 10—15 с необходимо увеличить сопротивление резистора К2 до 100 кОм.

На рис. 3 показана схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора.

Рис. 3. Принципиальная схема реле времени на транзисторном аналоге однопереходного транзистора

В схеме могут быть использованы резисторы любого типа, конденсаторы С1, С2 — электролитические, типа К50-6, К52-1, К52-2, К53-1, ЭТО и т. п., диод Д1 — кремниевый, типа Д219, Д220, Д223, КД503, КД504, КД510 и т. п. Тиристор Д2 — типа КУ201 или КУ202 с любым буквенным индексом. Однопереходный транзистор Т1 (см. рис. 2)—типа КТ117 с любым буквенным индексом. Транзистор Т1 (см. рис. 3) — типа МП106 или МП116, транзистор Т2 — типа MПI102. МП103, МП113, КТ315, КТ342, КТ602 или КТ603.

Возможности современных реле

Сегодня многие производители выпускают современные реле стеклоочистителя с регулируемой паузой на «Шевроле Нива», «ВАЗ», «Ладу-Калину» и прочие разновидности моделей транспортных средств. Для каждого авто разработаны определенные системы, позволяющие правильно отрегулировать работу дворников.

При установке подобного устройства на своем транспортном средстве у водителя появляется возможность регулировать взмахи щеток с интервалом от 0,5 до 45 с. Такая функция позволяет выбрать наиболее комфортный режим, соответствующий существующим погодным условиям.

При этом можно настроить не только движение дворников при движении по трассе в непогоду, но и при режиме очистки стекла. Если на него будет подаваться вода, стандартный блок управления сделает 4 взмаха щетками. Последний из них будет выполнен практически по сухому стеклу. При наличии регулируемого реле взмахов будет всего 3. Это предотвратит скольжение резиновых элементов щеток по сухой поверхности.

В чём преимущество реле с регулируемой паузой

Как правило все современные автомобили имеют минимум 2 режима работы стеклоочистителей: прерывистый (то есть с паузой между взмахам щёток) и постоянный. А приходилось ли вам сталкиваться с ситуацией, когда при слабом моросящем дожде в режиме работы стеклоочистителей «с паузой» эта самая паузы слишком короткая и дворники «шкрябают» по ещё не успевшему намокнуть лобовому стеклу? Думаю большинство водителей попадали в подобные ситуации. Если на вашем автомобиле нет возможность отрегулировать паузу в работе щёток остаётся только два способа решения вышеозначенной проблемы. Первый — включать и выключать дворники по мере необходимости, но это отвлекает водителя от управления автомобилем, создаёт дополнительные риски для безопасного вождения, особенно если поездка дальняя. Второй способ — оставить всё как есть, то есть смириться с ходом щёток по сухому стеклу, однако это во-первых приводит к повышенному износу чистящей ленты дворников, во-вторых может раздражать водителя.

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой позволяет за счёт подпора необходимой паузы между взмахами дворников, легко и наиболее эффективно решить вышеназванную проблему, сделав поездку в условиях мелкого дождя наиболее комфортной.

Существует два типа подобных реле:

  • с несколькими заранее заданными интервалами между взмахами (например: 1, 2,4,8, 10 секунд, водителю остаётся только выбрать наиболее подходящий к текущим условиям интервал;
  • с возможность установки любого необходимого интервала, т.е. водитель исходя из текущих условий может установить по определённому алгоритму практически любой интервал.

Преимущества

Заказать реле стеклоочистителя с регулируемой паузой стоит по нескольким причинам. Такое переоборудование конструкции позволяет получить массу преимуществ. Комфортный режим взмахов щеток позволяет обеспечить хорошую видимость на дороге в любую погоду. Не зависимо от интенсивности осадков, очистка будет производиться в максимально подходящем режиме.

Если пауза при взмахах щеток составит даже 0,5 секунды, это значительно увеличит срок эксплуатации дворников и их резиновых элементов. Сила трения будет меньше воздействовать на материал. При этом в процессе очистки стекол при помощи подачи струи воды получится избежать движения щеток по сухой поверхности. Это также значительно продлевает срок эксплуатации щеток.

При этом покупка дополнительного реле не потребует больших финансовых затрат. При желании установить этот блок управления можно своими руками. Для этого не потребуется много сил и времени. Простая процедура поможет повысить комфорт при вождении авто в непогоду.

Где находится реле паузы дворников

Позле брызгания дворники делают 3 взмаха 2. Регулировка прерывистого режима.

Делается это. Включаются дворники делается взмах или несколько взмахов без разницы.

Далее дворники выключаются, с этого момента начинается отсчет новой паузы. Перепрограммирование возможно в любой момент путем повторения указанных выше действий. Сосбтвенно и все, смотрим видос На этом все, будут вопросы более детально — отвечу, пишите. Благодарю за внимание.

Если у вас на панели приборов горит реле стеклоочистителя рено логан неисправности подушек безопасности, проверьте шлейф и разъём подключения подушки в руле. Чтобы найти точную причину, проведите диагностику ошибок через диагностичекий разъём, для этого можно обратиться к электрику с нужным оборудованием.

Если не работают указатели поворотов, проверьте исправность ламп и отсутствие короткого замыкания в их разъёмах, подрулевой переключатель и его контакты. Также поворотники могут некорректно работать при коротком замыкании в других световых приборах. F09 10А — ближний свет в левой фаре, лампа включения ближнего света на панели, насос омывателя фар.

F10 10А — ближний свет в правой фаре. Если перестали реле стеклоочистителя рено логан фары и пропал ближний свет, первым делом проверьте эти предохранители и лампы, сгореть могли как одна из фар, так и обе. Также проверьте реле стеклоочистителя рено логан переключатель, наличие контактов в его разъёме.

Если проблему утранить не получается, прозвоните тестером проводку, проверьте наличие массы и напряжения в разъёмах для ламп. F11 10А — левая фара, дальний свет, лампа включения дальнего на панели приборов.

F12 10А — правая фара, дальний свет. Если фары перестали светить дальним в соответствующем режиме, проверьте лампы, подрулевой переключатель с разъёмом и проводку.

F13 30 А — задние электрические стеклоподьемники. F14 30 А — передние электрические стеклоподьемники. F15 10 А — ABS. F16 15 А — Подогрев передних сидений.

Если перестали нагреваться передние сиденья при включении реле стеклоочистителя рено логан подогрева, проверьте разъёмы под сиденьями и конаткты в. Прозвоните их на наличие напряжения 12 В и подайте напряжение для проверки исправности нагревательных элементов.

Если элементы не греют, разберите сиденье и осмотрите. При обнаружении сломанного провода припаяйте его на место. Дело может быть и в проводке, и в кнопке включения. Я же разрезал и сделал все строго по схеме. Реле стеклоочистителя рено логан вот тот самый разъем и провода, которые были отрезаны и скручены, как того велит схема, торчащие из разъема концы были заизолированы — они не нужны.

Где стоит реле стеклоочистителя рено логан? | avtoremont13.ru

Блок в салоне Монтажный блок находится в левом торце приборной реле стеклоочистителя рено логан, добраться до него можно открыв водительскую дверь и сняв крышку. На внутренней стороне крышки закреплены резервные предохранители и пинцет. Предохранители в салонном монтажном блоке F01 20А — стеклоочиститель, обмотка реле обогрева заднего стекла. Если при включении выключателя слышится щелчок, часто проблема кроется в попадании влаги и воды внутрь мотор-редуктора.

Предохранители и реле Renault Logan, электрические реле стеклоочистителя рено логан При открытии крышки мотор редуктора будьте аккуратны, можно повредить провода, идущие к щёткам.

При сборке провода должны быть ровно уложены в пазы. Очищать и осмотривать весь механизм лучше полностью сняв его с автомобиля. Щётки дворников для лучшей очистки стекла и улучшения обзора лучше устанавливать разного размера: F02 5 А — приборная панель, обмотки реле К5 топливного насоса и реле стеклоочистителя рено логан зажигания, система управления двигателем от реле стеклоочистителя рено логан зажигания ЭБУ.

F0З 20 А — лампы стоп-сигналов, лампа заднего хода, омыватель лобового стекла. Renault Logan75 л. Проверьте исправность всех ламп, они могли перегореть все по очереди, а также контакты в патронах.

Если не горит лампа заднего хода, проверьте для начала саму лампу. Если она целая, скорее всего дело в выключателе, который расположен на коробке передач с левой стороны.

Новое реле

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой для «ВАЗ-2107», «ИЖ», «Лада Гранта» и прочие модели автомобилей нужно правильно выбирать. Существует несколько популярных производителей представленной техники, продукция которых сегодня пользуется большим спросом.

Для автомобилей отечественного производства с новым предохранительным блоком, а также иномарок с таким же расположением элементов конструкции наиболее популярной моделью является 723.3777-05. Это реле производит ЗАО «Энергомаш». Стоимость такого прибора составляет около 200 руб.

Следует сказать, что на отечественных дорогах ездит множество автомобилей, у которых предохранительный блок имеет старую конфигурацию. Для таких транспортных средств наиболее популярной моделью является 724.3777-01 и 39.3777-03. Первую конструкцию производит ЗАО «Энергомаш», а вторую – не менее популярный бренд «Русский партнер». Стоимость такой продукции также находится в пределах 170-200 руб.

Как установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой

Оценив все преимущества реле с регулировкой паузы многие автомобилисты задаются вопросом, а как установить его на свой автомобиль и вообще возможно ли это? Существует три способа добавить эту функцию, если она не предусмотрена у вашего автомобиля.

Подбор необходимых деталей от такой же машины, но в более «богатой» комплектации.

Часто на иномарках в самых простых комплектация нет регулировки паузы стеклоочистителей, однако эта функция появляется в других комплектациях. Чаще всего достаточно поменять реле стеклоочистителя и подрулевой переключатель, причём не обязательно на новые. Можно подобрать необходимые детали на авторазборке.

Замена установленного реле на реле с регулируемой паузой.

На вторичном рынке существует достаточно много готовых решений по замене штатного реле стеклоочистителя, доработанным, с возможность установки паузы между взмахами щёток в достаточно широких пределах (например, от 0,5 до 45 секунд). Причём к плюсам этого решения можно отнести то, что установка подобного реле производится в штатное место, не требует доработки проводки или переделки подрулевых переключателей. Правда, чаще всего такие предложения рассчитаны на отечественные автомобили.

Вот несколько вариантов таких реле с указанием применяемости и артикулов:

Производства ООО «Русский партнер»

Как установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой

  1. РЕЛЕ 39.3777-03 подходит для автомобилей ВАЗ 2110, 2111, 2112; ВАЗ 2108, 2109 (со «старым!» блоком предохранителей); ВАЗ 2123 Chevy-Niva; АЗЛК 2141, Святогор; ИЖ 2126 (ОДА) со «старым!» блоком предохранителей; УАЗ 3160.
  2. РЕЛЕ 54.3777 подходит для ВАЗ 2113, 2114, 2115; ВАЗ 2108, 2109 с «новым!» блоком предохранителей (предохранители ножевого типа); ВАЗ 1117, 1118, 1119 ( Калина ); ВАЗ 2170, 2171, 2172 ( Приора ); ГАЗ 3111; ИЖ 2126 (ОДА) с «новым!» блоком предохранителей. Кроме того реле 54.3777 подходит для некоторых иномарок, так как имеет «европейское» расположение контактов. Возможность применения реле зависит от конкретной модели автомобиля.
  3. РЕЛЕ 39.3777-02 для автомобилей ГАЗ: ГАЗЕЛЬ; БАРГУЗИН; СОБОЛЬ; ГАЗ 31105; УАЗ 31514 и 31519 с 1998 г.;

Производства ЗАО “Энергомаш”

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой производства ЗАО “Энергомаш”

  1. 72.3777-01 Для автомобилей «Газель», «Соболь»;
  2. 721.3777-01 Для автомобилей «Волга» 3102, 3110;
  3. 722.3777-02 Для автомобилей ВАЗ-2101, -2102, -2103, -2104, -2105, -2106, -2107, Нива
  4. 723.3777-01 Для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -2113, -2114, -2115, -11183 (Лада-Калина), ИЖ 2126;
  5. 723.3777-05 с датчиком дождя Для автомобилей ВАЗ-2113, -2114, -2115, -2170, Lada Kalina. ГАЗ 3111; ВАЗ-2108, -2109, -2110, ИЖ 2126 (с новым блоком предохранителей); иномарках (с аналогичным расположением контактов реле);
  6. 724.3777-01 Для автомобилей ВАЗ-2108, -2109, -2110, ИЖ 2126 (старый блок предохранителей), АЗЛК 2141, УАЗ 3160, Нива Шевроле

Реле б/у

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой для «ВАЗ-2110», «ИЖ», «Приора» и прочих моделей автомобилей не обязательно должно быть новым. В продаже представлены блоки управления, которые уже были установлены в ту или иную марку транспортного средства. В этой категории представлено достаточно много качественных моделей реле.

Преимуществом б/у разновидностей блоков управления является полная готовность к установке. Чаще всего подобные конструкции прошли качественную доработку. В этом случае установить реле в посадочное место будет гораздо проще. Подключение производится при помощи подготовленных проводов. Место для установки реле не потребуется переоборудовать.

Специалисты утверждают, что бывшие в употреблении конструкции в большей степени предназначены для отечественных марок автомобилей. Владельцам иномарок рекомендуется приобретать новые блоки. В этом случае доработка конструкции будет оптимальной для соответствующей марки автомобиля.

С чего начать?

Чтобы заменить стандартную деталь на ее усовершенствованную версию, необходимо рассмотреть, где находится реле стеклоочистителя. Следует отметить, что в некоторых новых иномарках такая функция закладывается еще на этапе производства транспортного средства. Однако в удешевленных видах комплектации может быть стандартный набор деталей. Чтобы поменять старый стеклоочиститель, необходимо обратить внимание на конструкцию дворников. Независимо от модели машины и типа дворников (передние или задние разновидности), реле устанавливается непосредственно на стекло авто.

Чтобы иметь возможность демонтировать старую деталь, необходимо осмотреть основание устройства и найти, где стоит реле стеклоочистителя. При заводской сборке оно прикручивается к кузову. Деталь находится недалеко от ручки открытия капота. Демонтаж производится при помощи отвертки. Также потребуется снять и колонку.

Особенности замены реле

Прежде чем провести замену, нужно рассмотреть технологию проведения этой работы. Желательно изучить инструкцию производителя. В ней указано, как устроена система управления работой дворников.

В некоторых моделях такая процедура проводится проще. Во многих автомобилях иностранного производства существует функция доработки системы. Дело в том, что на рынок поставляются транспортные средства как с полной, так и удешевленной комплектацией. Во втором варианте производитель изначально предполагает, что водитель может провести при желании доработку.

В случае проведения установки дополнительного блока управления на подобную иномарку и авто отечественного производства процедура будет отличаться. Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой «Гранта», «Приора», «ВАЗ» установить несколько сложнее. Однако при покупке доработанной б/у детали эта процедура значительно упрощается.

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой

Очень часто погодные условия на дороге складываются таким образом (например, при слабом моросящем дожде), что возникает необходимость в прерывистой работе щёток стеклоочистителей. В таких ситуациях многие автомобилисты понимают насколько удобно иметь на своём автомобиле реле стеклоочистителя с регулируемой паузой. Благодаря этой конструкции комфортность вождения значительно повышается. О необходимости такого реле, о том как им пользоваться и можно ли его установить на ваш автомобиль если его ещё нет мы и поговорим в этой статье.

Начало работы

Чтобы установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой своими руками, нужно сначала выполнить демонтаж дворников. Конструкция их может значительно отличаться в зависимости от модели транспортных средств. Также стоит отметить, что щетки могут быть передними и задними. Однако независимо от их разновидности, реле находится на стекле транспортного средства.

Если схемы устройства дворников нет, можно найти место установки блока управления самостоятельно. Для этого нужно осмотреть основание щеток. Чаще всего в иностранных и отечественных автомобилях этот элемент прикручен к кузову машины.

Чаще всего реле находится неподалеку от ручки открытия капота. Когда деталь будет найдена, проводится ее демонтаж. Для этого нужно подготовить простую отвертку. Очень аккуратно проводится снятие старого реле. Нужно стараться не оцарапать кузов и не повредить иные элементы системы. Также нужно снять колонку дворников.

Модернизация стеклоочистителей. Стеклоочиститель-автомат.

В. Ломанович, А. Кузьминский

Стеклоочистители, устанавливаемые на некоторых современных автомобилях, работают в непрерывном режиме. Однако рационально снабдить стеклоочиститель соответствующим автоматическим устройством, обеспечивающим его периодическое включение и отключение по заданной программе. На рис. 1 приведена схема электронного устройствадля автоматического включения стеклоочистителя с заданной периодичностью.

Рис. 1. Принципиальная схема устройств для автоматического включения стеклоочистителя

Мультивибратор на транзисторах Т1 и Т2 генерирует прямоугольные импульсы, которые подаются на базу транзистора Т3, в коллекторную цепь которого включено электромагнитное реле Р1. Длительность импульсов, поступающих па вход транзистора Т3, изменяется в пределах от 1 ДО 30 с в зависимости от положения движка переменного резистора R2, при этом соответственно изменяется и период срабатывания реле Р1. Нормально замкнутые контакты 1Р1 и 2P1 реле P1 включены параллельно и служат для управления двигателем стеклоочистителя.

При подключении электронного автомата к типовому стеклоочистителю нужно отсоединить зажим «3» от шасси с тем, чтобы в дальнейшем контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 (см. рис. 1) можно было подключить к точке «3» и шасси (общий минус). При этом сохраняется возможность работы стеклоочистителя в обычном (неавтоматическом) режиме.

После подачи напряжения на электронное устройство реле Р1 срабатывает и контакты 1Р1 и 2Р1 разрывают цепь питания электродвигателя стеклоочистителя через 0,3—0,5 с после замыкания тумблера В1. Время, в течение которого электродвигатель выключен, зависит от длительности управляющих импульсов, поступающих на базу транзистора Т3 от мультивибратора (см. рис. 1).

После окончания паузы контакты реле Р1 замыкаются и стеклоочиститель начинает работать. С помощью переменного резистора R2 длительность пауз можно изменять. Так же, как в режиме непрерывной работы, автостоп отключает электродвигатель только после того, как щетки стеклоочистителя займут исходное положение на ветровом стекле.

Отметим, что электронный автомат позволяет использовать стеклоочиститель в любом из режимов непрерывной работы (с малой или большой скоростью перемещения щеток). В случае отказа электронного блока работоспособность стеклоочистителя в обычном режиме сохраняется.

Вместо переменного резистора R2 можно установить малогабаритный переключатель на 2—5 рабочих положений (например, кулачковый переключатель ПКМ), коммутирующий несколько постоянных резисторов. Сопротивление их подбирают таким образом, чтобы получить желательную длительность паузы между включениями двигателя стеклоочистителя.

На рис. 2 приведена схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич».

Рис. 2. Схема установки электронного блока на автомобиле «Москвич»

Выбор программы работы стеклоочистителя осуществляется с помощью многополюсного кулачкового переключателя на пять положений типа ПКМ9-1 (В1—В9), который устанавливается на щитке водителя. Первоначально, как показано на рис. 2, все контакты ПКМ9-1 разомкнуты, рукоятка его находится в первом положении и стеклоочиститель не работает. Во втором положении переключателя замыкается выключатель В1 и стеклоочиститель начинает работать в непрерывном режиме с медленным перемещением щеток по ветровому стеклу. В третьем положении ПКМ9-1 кроме В1 замыкаются выключатели В2 и В3. Добавочное сопротивление Rд цепи обмотки возбуждения ОВ2 электродвигателя при этом замыкается накоротко, и стеклоочиститель переводится по второй непрерывный режим с ускоренным движением щеток. В четвертом положении переключателя ПКМ9-1 выключатели B1, В2 и ВЗ размыкаются, а В4, В6, В8 замыкаются. При этом подается питание на электронный блок и устанавливается первый автоматический режим с паузами в 5 с между включениями электродвигателя стеклоочистителя. В пятом положении ПКМ9-1 устанавливается второй автоматический режим с паузами в 10 с между включениями стеклоочистителя (В4, В6 и В8 разомкнуты, В5, В7 и В9 замкнуты).

Все постоянные резисторы типа МЛТ-0,5. Переменный резистор R2 может быть типа СП3-6, СП3-13 или СПО-0,5. Электролитические конденсаторы С1 и С2 типа К50-6 или ЭМ, С3 — типа МБМ или БМ. В качестве транзисторов Т1 и Т2 могут быть применены маломощные низкочастотные транзисторы типа П13—П16, МП39— МП42 и другие, а в качестве Т3 — транзисторы типа МП25—МП26 с любыми буквенными индексами. Переключатель ПКМ9-1 перед установкой нужно разобрать и установить кулачки так, чтобы они обеспечивали замыкание и размыкание выключателей B1—В9 в указанной выше последовательности. Электромагнитное реле Р1 типа РЭС-9, паспорт РС4.524.202 или РЭС-6, паспорт РФО.452.106.

Налаживание автомата стеклоочистителя в основном сводится к подбору величины сопротивления резистора R3, т. е. времени, в течение которого контакты 1Р1 и 2Р1 реле Р1 остаются замкнутыми при работе устройства в автоматическом режиме. Это время не должно превышать время полного хода щеток стеклоочистителя (туда и обратно) на большой скорости, которое составляет 0,8—1 с.

Процесс установки

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой устанавливается своими руками просто. Для этого нужно найти блок щеток и открыть на нем крышку. Здесь ранее находилось старое реле. Идеально, если новый блок управления был доработан и может легко быть установлен в существующее посадочное место.

После этого нужно произвести настройку системы. После монтажа всех элементов системы в обратном порядке, необходимо включить режим прерывистого движения дворников. В этом случае пауза будет длиться стандартное количество времени. Далее можно задать свои настройки.

Для этого водитель должен отключить щетки. После этого он выдерживает требуемый интервал времени. Например, это будет 2 секунды. Затем водитель снова включает прерывистый режим движения щеток. В этом случае реле запомнит, с какой частотой нужно делать взмахи дворниками. Это очень удобный способ управления движением щеток.

Устранение неисправностей

Низкое качество очистки стекла обычно связано с износом чистящей ленты, а также загрязнением шарниров в каркасных щетках и ограничением подвижности коромысел. Эту проблему решить проще всего:

  • В каркасных щетках меняется чистящая лента. Щетки нужно предварительно демонтировать, вынуть изношенный элемент, установить на его место новый, зафиксировать стальными пластинами и закрепить щетку на рычаге.
  • Бескаркасные щетки меняются целиком.

Иногда лента в хорошем состоянии, но щетки оставляют разводы, потому что засорились пазы, в которых держится лента. В этом случае их просто следует почистить. Если металлический каркас покрылся ржавчиной, а коромысла утратили подвижность, щетки лучше заменить целиком.

Чистящая лента стоит недорого, но некоторые автомобилисты не спешат ее менять. Восстановить эластичность ленты можно, окунув ее в бензин и промыв теплым мыльным раствором, после этой процедуры полезно покрыть ленту силиконовой смазкой. Следы жира хорошо удаляются уайт-спиритом. Износившуюся, скругленную кромку можно выровнять с помощью мелкозернистой наждачки, приклеенной к твердой основе.

Замедленное движение дворников может быть связано:

  • С износом моторедуктора. Его необходимо разобрать, почистить, смазать, при критическом износе – заменить.
  • С коррозией, загрязнениями, недостаточностью смазки подвижных соединений. Вся механическая часть демонтируется, разбирается, очищается, смазывается.
  • С ошибкой, допущенной в процессе монтажа, которую нужно выявить и устранить.

Неправильная сборка также может приводить к тому, что дворники не возвращаются в парковочную позицию. Еще одна причина этой проблемы – износ или поломка шлиц привода, в этом случае их нужно заменить.

Проблемы в работе электродвигателя могут быть связаны как с его поломкой, так и с механическими неполадками. В случае повреждения самого моторедуктора лучше всего заменить его целиком. Но если проблему можно устранить путем замены поврежденной шестерни, чистки загрязненного коллектора и регулировки концевого выключателя, можно избежать замены.

Если двигатель не включается, нужно выполнить ревизию проводов питания, проводов обмотки, коллектора, щеток, а также подрулевого переключателя, в состав которого входит переключатель очистителя.

  • Поврежденные провода питания заменяются целыми, окислившиеся наконечники зачищаются.
  • Вышедший из строя переключатель меняется.
  • Загрязненный коллектор можно почистить, продуть внутренние полости и зачистить шкуркой поверхность.
  • В случае прогорания коллектора лучше заменить моторедуктор.
  • Замена моторедуктора также рекомендована при обрыве проводов обмотки, хотя можно заменить только якорь.

Отключение двигателя вследствие срабатывания предохранителя может быть вызвано коротким замыканием в обмотке, в этом случае моторедуктор подлежит замене. Но довольно часто аварийное отключение связано со стопорением щеток вследствие их примерзания к стеклу, деформации рычагов, попадания постороннего предмета в механизм. В этом случае нужно устранить причину. Примерзшие щетки аккуратно отделяются от стекла с помощью скребка, чтобы не повредить чистящую кромку, но лучше дождаться оттаивания. Механизм очищается от загрязнений и посторонних предметов, стопорящих его работу. Деформированные элементы привода выравниваются, а при выраженной деформации заменяются новыми. После устранения причины срабатывания предохранителя перегоревший одноразовый заменяется новым, термобиметаллический можно снова использовать.

Нарушения работы очистителя в прерывистом режиме чаще всего связаны с повреждением реле или переключателя. Если щетки в прерывистом режиме движутся без пауз, а с реле все в порядке, может не срабатывать концевой выключатель. В этом случае нужно его отрегулировать, подогнуть контакты или пружинную пластину, которую отгибает кулачок шестерни. Возможно также, что контакты концевого выключателя загрязнились и нуждаются в зачистке.

Когда же щетки не движутся при работающем двигателе, проблема кроется в шестерне моторедуктора, необходимо произвести ревизию самой шестерни и кривошипа на ее оси:

  • если поломаны зубья шестерни, ее нужно заменить;
  • если ослабло крепление кривошипа, нужно до предела затянуть гайку.

Особенности доработки

Реле стеклоочистителя с регулируемой паузой можно не покупать, а просто доработать. Это достаточно сложный процесс. Он требует от мастера соответствующей подготовки. Потребуется владеть техникой пайки и знанием электроники хотя бы на начальном уровне. Именно по этой причине проще купить новый прибор.

Однако при желании можно провести доработку самостоятельно. Для этого нужно снять крышку и вынуть плату. Интервал между взмахами регулирует резистор. Его найти достаточно несложно для человека, который разбирается в электронике. Чтобы создавать паузу в 4 секунды реле имеет в своем составе резистор 62 КОм. Если это значение уменьшить, можно сократить интервал между взмахами.

Доработка системы

При желании заменить реле заднего стеклоочистителя или щеток лобового стекла водитель имеет возможность доработать деталь самостоятельно. Для этого нужно владеть начальными знаниями об устройстве электрических приборов. Чтобы выполнить калибровку, необходимо снять крышку корпуса. Далее демонтируется печатная плата. Пауза между взмахами зависит от типа резистора. Тщательно рассмотрев схему, найти его будет просто. В стандартных моделях (пауза 4 секунды) этот элемент имеет сопротивление 62 Ком. Если же его уменьшить до 45 Ком, пауза между взмахами щеток составит 3 секунды.

Чтобы растянуть паузу до 10 секунд, следует приобрести резистор с сопротивлением 100 Ком. Если же водитель желает сделать интервал между взмахами щеток в 17 секунд, можно установить в схему резистор с номиналом 200 Ком. Устройства с сопротивлением 500 Ком применять нежелательно. Точность интервала при этом значительно снизится.

Процедура доработки

Старый резистор нужно выпаять с одной стороны. К его свободной ножке припаивают один провод. Вторую жилу нужно соединить с местом, где он был установлен. Провод можно применять один двужильный или два одножильных. Второй конец соединяют с центральным контактом.

Далее крышку реле можно закрыть и установить прибор в систему. Проверяется ее работоспособность.

Рассмотрев, как выбрать и установить реле стеклоочистителя с регулируемой паузой, можно выполнить эту процедуру самостоятельно.

Как добавить в реле регулировку пауз

В первую очередь, чтобы иметь возможность регулировать длительность соответственной паузы необходимо снять само реле дворников с автомобиля. Я думаю, найти его будет не очень трудной задачей, так как каждый дворник любой модели автомобиля всегда расположен на лобовом стекле, где он и выполняет свое предназначение. Если быть точнее, то реле прикручено к кузову недалеко от ручки открывания самого капота. И вот отвинчиваем реле, а также колонку и несем нашу деталь домой или в любое иное удобное место, где вам будет комфортно провести остальную работу.

Теперь, чтобы прерыватель стеклоочистителя с регулировкой паузы можно было откалибровать, открываем крышку снятой детали и снимаем печатную плату, которая присоединена к ней с другой стороны. Теперь тщательно рассматриваем схему.

Напоминаю, что пауза между взмахами дворников обеспечивается резистором. Без правильного обращения с ним система чистки лобового стекла не будет работать.

Именно благодаря изменению сопротивления регулировка паузы стеклоочистителя стает вполне возможной. Если между взмахами дворника существует интервал в четыре секунды, то сопротивления резистора равно 62 Ком. К примеру, значение 45 Ком предусматривает задержку в три секунды. Если поставить на реле паузы стеклоочистителя резистор с сопротивляемостью примерно 30 Ком, то интервал будет составлять всего две секунды.

Если вы приняли решение оставить первоначальный резистор, то я советую приготовиться к выпаиванию любой его ножки на выбор из той же платы. В случае замены на резистор с меньшим номиналом, первоначальный следует выпаивать только одной ножкой. Потом берем где-то пятьдесят сантиметров пары одножильных проводов или один двухжильный провод и припаиваем один провод к освободившейся ножке резистора, а второй – к тому месту, где вы только что выпаяли освободившуюся ножку.

Желательно, чтобы провода были одеты в специальный прозрачный кембрик термоусадочного типа, так как он гарантирует отличную изоляцию. Одеваем трубочку на само соединение и едва нагреваем с помощью зажигалки, что заставит ее сжаться и плотно осесть. Такой способ намного более эффективный, нежели изолента. На этом с реле паузы стеклоочистителя мы еще не закончили, хотя оба провода уже припаяны. Теперь делаем на них узелок, чтобы из-за невнимательности случайно их не оторвать и прикрываем крышку реле, попутно протягивая эти провода вместе с стандартными (штатными). Не забудьте приклеить крышку самого реле паузы дворников, к примеру, термоклеевым пистолетом.

После этого берем в руки резистор переменного типа с произвольным номиналом сопротивления (к примеру, 100 Ком). Если вы хотите растянуть паузу между взмахами дворников, то я советую выбирать резистор с номиналом более 100 Ком. Чем выше его сопротивление, тем дольше пауза. 100 Ком означает интервал на десять секунд, а 200 Ком – на семнадцать и так далее. Я настоятельно не рекомендую выбирать сопротивление в размере 500 Ком, так как точность установки паузы значительно снизится.

Берем этот переменный резистор и любой из двух проводов, чтобы припаять его к центральному контакту, а второй провод припаиваем к любому крайнему контакту на ваш выбор. Вот и все, работа сделана.

Теперь берем модифицированное реле, устанавливаем обратно на автомобиль, а резистор желательно разместить поближе к переключателю стеклоочистителей, к примеру, на рулевой колонке. Оформить механизм пользования можно полностью на свое усмотрение. В этом деле уже нет рамок.

Как видите, такая адаптация интервала дворников под ваше понимание комфорта не является очень трудным делом. Да и стоимость новеньких реле и резисторов не очень высокая. Тем не менее, это определенно стоит потраченного времени, и стеклоочистители в мелкий дождь больше не будут донимать вас своим чересчур малым интервалом активности.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]