Двигатель плохо заводится: причины и решение проблемы


Причин отчего мотор не подает признаков жизни великое множество, а иногда одна проблема тянет за собой другую, и сразу сложно разобраться почему машина превратилась в недвижимость. Мы разберем самые частые причины не касаясь нюансов.

Стартер.

Стартер — это небольшой электродвигатель, который передает коленчатому валу крутящий момент, необходимый для воспламенения топлива.

Если после поворота ключа (или нажатия кнопки старта двигателя) ничего не происходит или раздаются нехарактерные щелчки, то скорее всего проблема в стартере. Иногда он начинает работать только после нескольких неудачных попыток поворота ключа, или крутит двигатель очень медленно, хотя аккумулятор заряжен.

Причины из-за которых не заводится машина в этом случае могут быть разными: от износа щеток или подшипников до окислившихся контактов и замыкания проводки. На месте вы сможете проверить только контакты от аккумулятора, и сам аккумулятор — может быть он вышел из строя. Остальное лучше доверить специалистам. Стоимость ремонта зависит от того, что случилось со стартером. Может быть его удастся починить или придется заменить целиком.

Генератор или аккумулятор.

Если в двух словах, то генератор — это устройство, превращающее часть энергии двигателя в накопленный заряд аккумулятора. Неисправный генератор не заряжает (или заряжает недостаточно) аккумулятор, у которого не хватает заряда, чтобы запустить стартер. Старый аккумулятор плохо держит заряд и быстро разряжается, особенно на морозе. Обычно проблема в чем-то одном.

Аккумулятор может быть разряжен «в ноль» и тогда стартер не будет крутиться, а панель приборов не включится. Если напряжение еще есть, то машина предупредит вас о разряженной батарее пиктограммой на панели приборов. Автомобиль может завестись после того как его «прикурили» от другого, но вы почувствуете, что генератор заряжает аккумулятор в пол силы и после стоянки в машине снова нет «тока».

Если генератор сломался, то единственная дорога — в сервис. Кстати, проверьте ремень генератора, если знаете, где он расположен. Возможно, проблема в нем. Если видите, что его оборвало, заказывайте эвакуатор. В современных моторах на этом ремне работает система охлаждения и двигатель можно перегреть, если поехать своим ходом. Старую батарею по силам заменить самому, предварительно проверив надежность контактов на клеммах и линию проводов от генератора к аккумулятору.

Свечи зажигания.

Двигатель может не заводиться из-за отложений на свечах из-за которых они работают некорректно или вовсе не дают искру. Обычно такое происходит по вине топлива плохого качества. Еще варианты: износ электрода или свечного разъема.

Система подачи топлива.

Может быть неисправен топливный насос — сгорел или проблемы с проводкой. Само по себе это устройство редко ломается. Чаще так бывает из-за привычки ездить «на парах», заливая в бак минимум. Топливные насосы охлаждаются, «купаясь» в топливе, а если его мало, то перегреваются и работают на износ.

Другая причина: поврежден топливный шланг. В этом случае в машине обычно пахнет горючим. Иногда сильно засорен топливный фильтр, который перестает быть фильтрующим элементом и превращается в заглушку.

ЭБУ.

Электронный блок управления двигателем может быть неисправен — из-за этого запустить двигатель не получается. Часто такое бывает, когда коробка ЭБУ в коррозии и контакты на плате внутри повреждены. В некоторых моделях машин блок управления конструктивно неудачно расположен. Он начинает ржаветь через пару лет эксплуатации, а потом начинаются проблемы с пуском мотора. Единственный способ помочь автомобилю — отвезти его в сервис на проверку. Сюда же добавим проблемы с сигнализацией, которая может заблокировать автомобиль из-за какой-нибудь ошибки.

Так как автомобиль — сложное устройство, состоящее из множества элементов, то слабых мест может быть великое множество.

Перечислим другие возможные проблемы из-за которых машина может не заводиться:

  • недостаточное давление в цилиндрах;
  • негерметичность проводов зажигания;
  • неисправные датчики положения коленвала, распредвала, холостого хода, кислорода;
  • проблемы с цепью или ремнем ГРМ;
  • неисправность катушки зажигания;
  • или банально кончилось топливо, а вы не заметили, или врет показатель его уровня.

В машине нет топлива

Это самая распространенная проблема, с которой сталкиваются миллионы автолюбителей. Уровень топлива – это первое, что вы должны проверить, как бы смешно это ни звучало. Ведь вы вполне могли не заметить, что уровень топлива машины находится на нуле. Да, это может выглядеть глупо, но, поверьте, очень часто причина отказа запуска двигателя именно в этом. Так что если это произошло с вами – вперед на АЗС. Вот такое простое решение проблемы.

Коленвал прокручивается, но двигатель не запускается

Стартер крутится, но двигатель не может завестись. Основные ситуации:

  • двигатель не заводится при обычной температуре;
  • зимний запуск;
  • запуск двигателя — «на горячую».

В таблице приведены возможные причины.

НеисправностьТип двигателя внутреннего сгорания (ДВС)
КарбюраторИнжекторДизель
Неисправность бензонасоса++
Неисправность топливного насоса высокого давления (ТНВД)+
Низкий уровень топлива в поплавковой камере+
Недостаточное давление в топливной рампе+
Засорились форсунки++
Засорился воздушный фильтр+++
Утечка тока с высоковольтных катушек или проводов++
Не работают свечи зажигания++
Блокировка запуска иммобилайзером при неисправности электронного блока управления (ЭБУ)++
Недостаточная компрессия в цилиндрах двигателя+++

Все отказы можно объединить в 5 групп:

  1. отсутствие или нехватка топлива;
  2. воздушное голодание;
  3. пропала искра;
  4. низкая компрессия;
  5. сбой управления.

Ослаблены зажимы высоковольтных проводов

Второй самой распространенной причиной незапуска двигателя являются плохие контакты высоковольтных проводов с клеммами аккумулятора. Это происходит из-за того, что ослабли зажимы высоковольтных проводов. Так что если ваша машина не заводится, откройте капот и проверьте затяжку клемм, а также их состояние. Если на них есть окисление, очистите клеммы, а затем попробуйте включить зажигание еще раз. Кстати, первый признак, что клеммы имеют плохой контакт из-за слабой затяжки, – это как раз окисление на них.

В поисках искры

При наличии проблем в системе зажигания двигатель иногда схватывает, но не заводится. На карбюраторном двигателе можно проверять наличие напряжения на свечах зажигания методом «на пробой». Сняв провод с наконечника свечи, выкручиваем ее из крышки головки блока. Затем снова надеваем на нее провод, кладем на любую металлическую поверхность (лишь бы рядом не оказалось потеков бензина) и включаем стартер.

Искровой разряд между центральным и боковыми электродами свидетельствует об исправности свечи. Если разряда нет, проверяем — есть ли напряжение на высоковольтных проводах, катушке зажигания, поднеся конец тестируемого провода к массе. Таким способом находим источник неисправности в системе зажигания.

Внимание: подобные действия нельзя производить на двигателях с контроллером (инжекторных и дизельных) во избежание выхода из строя ЭБУ.

В этом случае остается только один вариант: контролировать наличие напряжения посредством диагностического прибора — тестера. С его помощью можно проверить все электрические компоненты электрической цепи системы зажигания.

Контакты аккумулятора загрязнены

Если вы видите какой-то беловатый, зеленоватый оттенок вокруг контактов аккумулятора, то соединение высоковольтных проводов с батареей может быть слабым. Осторожно отсоедините зажимы с батареи (налет является кислой средой) и очистите контакты аккумулятора подходящим инструментом (например, щеткой для очистки металла). Если у вас нет под рукой инструмента, попробуйте постучать по каждому контакту аккумулятора каким-нибудь автомобильным ключом, чтобы сбить с контактов немного грязи и налета. Затем повторите процесс запуска двигателя еще раз.

Низкое давление в рампе

Мотор заводится со второго раза, если давление на топливном рампе слишком низкое и форспечить впрыска не могут обеспечивать нормальную подачу горючего. Перед стартом бензонасосу требуется время, чтобы это поднять. Разные насосы показывают разное давление, но у нового оно должно быть около 6 атм. Давление в 5 атм свидетельствует о сильном износе, а давление в 4,0 атм — это уже повод для беспокойства.

Неработающий насос можно распознать на слух: отсутствует характерное жужжание во время работы стартера. В лучшем случае виноват плохой контакт в электроцепи, а в худшем — ждет замена насоса.

Если топливный насос исправен, а давление в рампе то падает, то восстанавливается: это связано с негерметичностью регулятора давления топлива. При его замене работоспособность системы подачи бензина восстановится.


Чем опасно «паленое» масло? Бракованная продукция разрушает моторы Подробнее

Аккумулятор разрядился

Итак, вы проверили зажимы высоковольтных проводов, клеммы аккумулятора и ничего не нашли? Вы по-прежнему не знаете, почему автомобиль не заводится? Вероятно, в вашей машине разрядился аккумулятор. Если у вас есть провода для «прикуривания», вы можете найти другого автомобилиста, который согласится помочь вам «прикурить» вашу машину. Если ваш автомобиль запустился от другой машины, обратитесь к автомеханику для диагностики аккумулятора на вашей машине. Возможно, пришло время приобрести новую батарею.

Мороз, мотор не завелся: что делать?

Когда двигатель не ожил в сильные холода, уже поздно кусать локти, что не позаботился о состоянии аккумулятора и замене масла по сезону. А что вообще можно сделать в −30°С прямо у капота? Какой дать мотору последний шанс?

И все-таки скажем пару слов об «АКБ и SAE». Если батарея не с «полпинка» заводит двигатель даже при небольших морозцах или тем более в отапливаемом гараже, так нечего пенять, что она не прокрутит коленвал, когда на улице прихватит по-настоящему. Вязкость же масла, соответствующая вашей зиме — это все-таки ключевой фактор. Если со щупа не капает, а тянется, либо на нем уже нет никаких движений, лучше вовсе забыть о попытке оживления двигателя, так сказать, «естественным путем». Возможный пуск может вылиться в работу «на сухую» и, соответственно, капитальный ремонт.

Почему еще может не завестись мотор:

  • Свечи с окончившимся ресурсом, то есть с бо́льшими, чем надо, зазорами и следами пробоев на изоляторе;
  • Насос и форсунки не обеспечивают качественного распыла топлива;
  • Утечки тока через трещины высоковольтных проводов, состояние катушек зажигания;
  • Плохое состояние ЦПГ, то есть низкая компрессия;
  • Грязный воздушный фильтр, что создает сопротивление на впуске;
  • Характерный режим эксплуатации разъездной машины: короткие поездки и частые остановки, когда заряд батареи постоянно расходуется на пусковой ток и не успевает восполняться;
  • На автомобилях с автономным предпусковым подогревателем эта «печка» может высосать из АКБ всю энергию, которой потом не хватит на запуск.


Безусловно, не стоит полностью сбрасывать со счетов своеобразные прошивки блоков управления двигателем некоторых автомобилей. Ради соответствия строгим экологическим нормам они не имеют так называемого прогревочного режима с обогащенной топливной смесью. Но касается это в основном моделей для европейского и других рынков, где нет морозов и заведомо качественное топливо. Есть редкие исключения. Один из недавних примеров — Renault Kaptur с 2,0-литровым мотором, который в прошлый сезон отказывался заводиться при −25°С (ПО с тех пор обновили). Другой пример: иные не новые уже моторы Honda (скажем, F23), не схватывающие даже при 0 градусов.

В основном нежелание заводиться связано с указанными выше причинами, касающимися эксплуатации и обслуживания. Причем все, кроме последних двух, могут затруднить пуск и при положительных температурах.

Ну и, наконец, нельзя на 100% быть уверенным в качестве топлива. Несмотря на то, что оно растет, в стране еще хватает «самоваров». Да и в крупных сетях оно может «плавать». При соблюдении всех правил обслуживания именно топливо способно стать камнем преткновения при низкотемпературном пуске.

Пускаем — не горим, не заливаем

Правила пуска давно и подробно прописаны. Сначала для прогрева АКБ включаем на 10–15 секунд ближний свет, и также нужно, чтобы насос подкачал топливо. На некоторых машинах (например, на праворульных) ближний свет можно включить, когда ключ повернут до первого щелчка (положение ACC), но в этом случае надо помнить, что насос включится, только когда ключ будет повернут в положении ON — то есть «зажигание» (перед включением стартера следует подождать 3–5 секунд). Далее, собственно, пуск — прокрутка стартером те же 10–15 секунд. Если двигатель не завелся, перерыв на две-три минуты и еще одна попытка. Сколько их можно делать? Обычно две-четыре.


Перерывы между попытками необходимы для охлаждения стартера. Особо упертые автовладельцы, которые крутят им до победного, потом вызывают эвакуатор. Доводят обмотку до состояния, как на фото

Когда есть вспышки по некоторым цилиндрам, можно попробовать покрутить еще. Чаще же после этого надо констатировать — бензином залило свечи. Попутно еще и высадился аккумулятор.

Основные принципы «прикурки» просты. Например, в инструкции по эксплуатации к Ford Focus они сформулированы так:

1. Заглушить двигатель «донора». 2. Подсоединить плюс к плюсу, а минус «донора» не к минусу «реципиента», а к заземляющему штырю под капотом. (Строго указано — «не к минусу!». Если «к минусу», есть риск повредить АКБ. Но сколько делали на практике — все нормально было — прим. автора). 3. Завести двигатель «донора». 4. Завести двигатель «реципиента». 5. Дать обеим машинам поработать три минуты и только потом отсоединять провода.


Сечение проводов для «прикуривания» должно быть никак не 4–6 мм² (что обычно встречается на китайских товарах), а в 4–6 раз больше. Иначе будете «греть» улицу, а не заводить свой двигатель

Есть мнение, что если «донором» выступает дорогая современная машина, то для защиты ее сложной электроники будет лучше, если в момент «прикуривания» мотор будет заглушен, либо при заведенном двигателе следует включить все энергопотребители по максимуму. Какую-то статистику трудно привести, но знакомые электрики рассказывают, что машины после «прикуривания» периодически притаскивают с неисправными блоками.

Кстати, варварский метод «установка свежего аккумулятора, пуск на нем и потом возвращение старого прямо на заведенном двигателе» требует нагрузки сети уже вашего автомобиля. Это допустимо со старыми моделями, у которых нет многочисленных блоков управления. Но и в этом случае все может пройти неудачно — перегорят предохранители или ЭБУ.

Важно: «прикуривать» не от другой машины, а от так называемого пускача (пускового устройства, бустера), нужно еще аккуратнее. Не зря автоэлектрики называет его «дурь-машина». Если крайний случай, то пользоваться такими средствами можно, но лучше этот метод применять на моделях древних. На современных можно много чего спалить.

Само собой, «прикурка» в данной ситуации лишь попутная операция (потому что крутили — высадили). Надо вентилировать камеры сгорания. Иногда помогает режим продувки, когда в момент пуска педаль газа нажимается до отказа, из-за чего не происходит впрыска топлива. Это возможно не на всех моделях. Надежнее выкрутить свечи, отключить подачу топлива и провентилировать цилиндры тем же стартером (отметим, что для простого автомобилиста задача по отключению подачи топлива может оказаться нетривиальной; для современных «сложных» авто лучше сразу тепловая пушка или эвакуатор). Потом все собрать и… Не факт, что заведется.

Греть или впрыскивать?

Есть у топлива такая характеристика — давление насыщенных паров, определяющее его способность испаряться и, по сути, поджигаться. С падением температуры оно снижается — вплоть до того момента, когда пуск двигателя становится невозможным.

Чтобы исключить это, можно идти двумя путями. Первый — создать условия, при которых происходило бы испарение топлива. Попросту поднять температуру во впускном коллекторе. Сделать это собственными руками проблематично. Кто-то клянется: мол, клал бутылки с кипятком на коллектор и потом заводил. Все-таки подобный способ кажется малоэффективным. Впрочем, если создать дополнительные благоприятные условия (иметь под рукой несколько емкостей, укрывать их вместе с трактом изолирующим тепло материалом), то попробовать можно. А вот лить на коллектор кипяток, пусть даже через тряпку, которая должна предотвратить разбрызгивание, чревато. Сколько было случаев, когда от наледи, образующейся на шестернях ГРМ, перескакивал ремень! Во многих автомобилях, начиная года с 2000-го, подобного теплового удара может не выдержать пластиковый коллектор. Не говоря уже о том, что весь отсек окажется «залит льдом».

Не будем тут говорить о паяльной лампе и углях из печи. В наше время в городе это столь же актуально, как улучшение низкотемпературной вязкости масла добавлением в него бензина.

Второй вариант — заменить автомобильное топливо более летучими веществами, которые впрыскиваются во впускной тракт. Речь о пусковых смесях на основе эфира, которые есть в ассортименте многих производителей масел и автохимии, включая, например, такого уважаемого, как Liqui Moly. Вроде пользоваться можно, однако очень осторожно. И нагрузка на поршневую группу высокая (ударная), и можно порвать воздушный фильтр вместе с его трактом и впускным коллектором. Такие случаи известны.

SOS: безопасно, но накладно?

Другой способ — обратиться к . На самом деле это не так дорого, как может показаться. Разовый вызов именно для поднятия температуры двигателя и пуска (а не просто для «прикуривания») обойдется от 700–1500 руб. Вопрос в том, насколько качественно проведут эту процедуру. Многие приходят в этот бизнес по принципу «основной работы нет, давай-ка я займусь отогревом». То есть круглогодично не имеют дела с автомобилями, с их обслуживанием и ремонтом. Не обладают достаточным опытом и профессиональным инструментом. Например, откажутся от реанимации «сложного» мотора, в котором для того, чтобы выкрутить свечи, нужно разобрать пол-отсека. Используют недорогие и пожароопасные тепловые пушки на газе, способные спалить весь автомобиль.

Да сколько примеров, когда под капотом жгут трубки и патрубки, расплавляют пластик, бамперы. Просто не могут завести, берут деньги и уезжают.

Идеальный вариант — когда подобного рода услуга совмещена с ремонтной деятельностью. Иными словами, есть свой автосервис, куда можно утащить жертву неудачного пуска и устранить неисправности, появившиеся либо «до», либо «в процессе». Или у того, кто занимается отогревом, должна быть хотя бы партнерская СТО для той же цели. Это надо узнавать заранее, по телефону. Как и то, какой объем работ готовы сделать «у капота». Будут ли бороться за пуск или «прикурят»-подогреют и разведут руками: «завести не получилось, до свидания».

Можно ли убить двигатель неправильным запуском в морозы?

Считается, что низкотемпературный пуск — это такое незначительное неприятное приключение. Ну, замерз, прыгая вокруг автомобиля, потерял время. Завелся или заплатил деньги, чтобы завели. В крайнем случае уехал на такси, оставив машину до лучших, теплых дней. В реальности вот вам список того, что можно уничтожить неправильным подходом:

  • Сжечь стартер.
  • Организовать встречу поршней с клапанами из-за перескока ремня ГРМ от наледи на шестернях.
  • Залить водой (которая превратится в лед) генератор, стартер, разъемы и датчики.
  • Повредить пластиковые детали перепадом температур или расплавить пушкой.

Кстати, риск повредить ЦПГ существует не только от встречи поршней с клапанами.

  • Проблемы могут быть, если вследствии перелива топлива накачать бензин в поддон — пару и больше уровней по щупу. Несмотря на то, что топливо испаряется при работе двигателя, огромное его количество снижает смазывающие способности масла. После низкотемпературного пуска со значительным переливом топлива нужно обязательно менять масло.
  • Гидроудар. Похоже на байку. Тем не менее приходилось слышать истории о том, как при хорошей компрессии и фанатизме владельца во вращении стартером топливо не успевало уходить в поддон и вызывало это разрушительное явление.
  • Разрушение катализатора от несгоревшего топлива. Впоследствии попадание керамической пыли в цилиндры.

Лучшая гарантия от проблем с пуском двигателя в морозы — это правильные действия, которые надо совершить заранее. Подробности — в нашем материале «Подготовка к зимней эксплуатации. То, о чем нередко забываем».

Стартер не реагирует

Когда вы вставляете ключ зажигания (или, в более новых авто, нажимаете кнопку старт), электродвигатель (так называемый стартер), подключенный к аккумулятору автомобиля, заводит ваш двигатель, чтобы запустить его. Если при этом стартер не крутится, а просто щелкает или издает ужасный скрежет, пришло время вызывать эвакуатор или тащить машину в технический центр на буксире. Скорее всего, стартер вышел из строя.

Разряжён аккумулятор

Что происходит: стартер прокручивает двигатель, но медленно. Индикаторы на приборной панели тускнеют или гаснут.

Из‑за низкого заряда АКБ стартер недостаточно или с затруднением раскручивает двигатель, и о запуске не может быть речи. Такое случается после длительного простоя, особенно зимой, когда проблема усугубляется загустевшим моторным маслом.

Что делать: завести машину, «прикурив» от аккумулятора соседа или одним из других способов, а затем зарядить или заменить АКБ.

Вышло из строя реле топливного насоса

Когда ваш автомобиль глохнет и больше не заводится или если он при запуске дергается, пыхтит, а затем все-таки двигатель заводится, обратите внимание на топливный насос. Или на реле топливного насоса. Правда, если вы ничего не понимаете в ремонте автомобилей и их диагностике, придется вам обратиться к специалисту.

Что означает – не заводится двигатель?

Под этой поломкой понимают такую ситуацию – стартер функционирует, но машина не заводится, поскольку двигатель не запускается. В ситуации, когда стартер трещит, но не крутит мотор, проблема чаще всего в системе запуска или аккумуляторе, а не самом силовом агрегате. Это очень важно, поскольку не работающий стартер и не запускающийся двигатель требуют внимания различных специалистов. В первом случае потребуется электрик, а во втором – диагностика, которой занимается другой специалист.

Еще один важный момент, который нужно зафиксировать для быстрой и точной диагностики проблемы – обстоятельства поломки. Двигатель может остановиться на ходу, не запускаться, когда он теплый или на холодную. Данная информация поможет сэкономить время при выявлении поломки. Чаще всего проблема возникает при холодном запуске двигателя.

Ваша машина в порядке, но брелок/ключ не работает

Причина, по которой двигатель не заводится, может вообще не иметь отношения к вашей машине. Вполне возможно, что в вашем брелоке разрядился элемент питания (аккумулятор/батарейка). Изучите руководство к автомобилю, чтобы узнать, как запустить двигатель в машине в подобной ситуации, или обратитесь к дилеру для диагностики ключа/брелока (на случай, если ключ вышел из строя).

Неполадки в системе зажигания

Что происходит: стартер крутит, но мотор даже не схватывает.

При отсутствии искры топливо‑воздушная смесь не воспламеняется и, соответственно, двигатель не может запуститься. Причины кроются в пробитых катушках зажигания или проводах, а также свечах со слоем нагара или треснутым изолятором.

Что делать: проще всего вывернуть свечи и визуально оценить состояние электродов: они должными быть чистыми и сухими. Далее надеть надсвечник, приложить резьбу свечи в металлической части двигателя и покрутить стартером. Если искра есть, значит, с зажиганием всё в порядке. Если нет, нужно попробовать другие свечи, а затем проверять провода и катушки, также меняя их на заведомо исправные.

Вы не можете запустить двигатель, потому что АКПП стоит в режиме «Драйв»

Другая возможная причина, по которой ваша машина не заводится, – это если вы, возможно, забываете ставить автоматическую коробку передач в режим «Паркинг» с режима «Драйв» или «Задняя передача – R», когда выключаете двигатель. Для того чтобы запустить двигатель, переведите селектор АКПП в режим «Паркинг – Р» и повторите попытку завести автомобиль.

Популярные причины

Перечислим самые распространенные причины по которым машина отказывается заводится, а также краткие советы, что предпринимать в конкретном случае:

  • Проблемы с аккумуляторной батареей. Разряд аккумулятора возможен при долгом простое машины в гараже или на стоянке. Особенно, если температура воздуха отрицательная. При этом аккумулятор может разрядиться на 30-35%. Выходов из этой ситуации несколько. Для начала нужно на некоторое время (2-3 секунды) включить дальний свет для того, чтобы активировать электролит. Также стоит проверить, не окислились ли клеммы на аккумуляторе, и хороший ли на них контакт. Однако лучше всего при долгой стоянке снимать батарею и заряжать ее.
  • Система подачи топлива. Если стартер работает, но двигатель не заводится, одна из причин этого — неисправность бензонасоса. Необходимо провести замер давления в топливной магистрали. Это даст представление о состоянии насоса, фильтра и других узлов системы. Также возможно повреждение топливного шланга. Это можно выяснить визуально по потекам и запаху топлива. Выход — замена фильтра или шланга, ремонт или замена бензонасоса.
  • Свечи зажигания. Одной из причиной может быть отложение сажи на свече. В свою очередь, причина этого заключается в образовании неправильной топливной смеси. Еще одна причина — масло на свече зажигания, что может быть следствием перелива его уровня. Еще причины — лаковые или шлаковые отложения, износ электрода или разъема свечи и так далее. Выход — выкрутить, проверить, протереть или высушить проблемную свечу. При необходимости заменить ее.
  • Воздушный фильтр. Засоренный фильтр также может стать причиной того, что двигатель не заводится. Необходимо проверить его состояние, при необходимости произвести замену.
  • Предохранители. Необходимо сразу проверить три реле с предохранителями — ЭБУ, вентилятора и топливного насоса.
  • Стартер. Проверить его работу можно путем подачи на контакты напряжения непосредственно с аккумуляторной батареи. Если при этом он не крутится или не происходит выбрасывание бендикса, необходимо провести демонтаж стартера и замену неисправной детали.

Кроме перечисленных причин существуют также и множество других. Далее рассмотрим распространенную ситуацию, когда машина не заводится на морозе и почему это происходит.

Свечи залиты бензином

Современным автомобилям с электронным впрыском топлива не требуется, чтобы вы перед запуском двигателя закачивали топливо, нажимая педаль газа. Так что не нужно нажимать педаль газа перед запуском инжекторного мотора, чтобы не залить свечи бензином. Иначе вы можете не запустить двигатель. К сожалению, некоторые водители забывают об этом. Особенно если недавно пересели с карбюраторной машины на инжекторную. В целом же, конечно, залить свечи можно и на карбюраторном двигателе. Но на инжекторном это можно сделать очень быстро. Залитые бензином свечи не смогут при запуске двигателя дать искру, чтобы воспламенить в камере сгорания топливную смесь.

Как узнать: поступает ли топливо

Основной признак отсутствия топлива — стартер двигатель крутит, но тот не заводится. На карбюраторном двигателе проверить это всего легче. Достаточно отсоединить от карбюратора бензопровод и резко нажать на педаль газа. Если бензин выстрелит струйкой, значит — топливо поступает. Нет струйки — проверяйте игольчатый клапан карбюратора, топливный фильтр, бензонасос, всасывающий патрубок топливного бака.

У двигателя с электронным впрыском проверку легче начать с бензонасоса. Расположен он в бензобаке или рядом с ним. Работу электрической части проверяют на слух, сняв подушку заднего сиденья. Удобнее проверять вдвоем: водитель включает на несколько секунд стартер, а помощник слушает — работает ли двигатель. Можно проверить и одному, если подключить насос напрямую к батарее, используя обрезки провода.

Окончательно убедиться в работоспособности гидравлической части можно только измерив давление в топливной рампе с помощью манометра. Если же его нет под рукой, нажмите на контрольный клапан под колпачком — оттуда должен брызнуть бензин.

Так же проверяют и работоспособность ТНВД дизеля. У инжекторов и дизелей топливо в цилиндры подается форсунками, которые тоже могут причиной отсутствия впрыска. Форсунки, как и ТНВД, проверяют на специальных диагностических стендах в сервисных центрах.

Наконец, топливо, которым вы вчера заправились, может оказаться некачественным.

Пришло время для нового ремня ГРМ

Если ваш двигатель молчит, когда вы поворачиваете ключ в замке зажигания, то, вполне возможно, произошел обрыв ремня ГРМ. Это серьезная проблема, для решения которой вам понадобится механик. Ремень ГРМ является наиболее важным элементом технического обслуживания двигателя. Дело в том, что вышедший из строя ремень ГРМ может привести во многих автомобилях к повреждению двигателя, в результате чего будет необходим его дорогостоящий крупный ремонт или даже полная замена мотора.

Смотрите также: Зачем менять ремень ГРМ

Да, есть автомобили, где обрыв ремня ГРМ не приводит к повреждению двигателя, но таких машин меньше, чем тех, где повреждение ремня приводит к ужасным последствиям. Все дело в клапанах, которые при обрыве ремня встречаются с поршнями, в результате чего идет повреждение как клапанов, так и поршней. К сожалению, независимо от того, какой у вас тип двигателя, при обрыве ремня вам придется вызывать эвакуатор и тащить машину в автосервис.

Ситуация третья. Машина заводится и глохнет через несколько секунд

Плохо заводится машина? Причины могут быть разными. Казалось бы, это меньшее из зол — ведь машина заводится! Но то, что она сразу же глохнет, может обойтись в копеечку…

Падение компрессии в цилиндрах

Часто такое встречается при повышенной влажности воздуха. Если у тебя дизель, то он работает несколько иначе своего бензинового собрата. Из-за падения компрессии не происходит возгорания дизельного топлива, что является признаком износа цилиндров и уплотнительных колец. Не хочу огорчать, но возможно, мотору светит капитальный ремонт…

  • СтильГрязь как полотно: художники, что превращают немытые машины в искусство Если для вас грязный автомобиль — это просто грязный автомобиль, то в современном уличном искусстве делать вам нечего. Но если покрытые пылью и потеками грязи стекла и кузовные панели пробуждают желание творить — вам будут рады в немногочисленном пока сообществе Dirty Car Art.

Загрязненные фильтры

Снова вспоминаем про техрегламент. Это касается как топливного, так и воздушного фильтров. Двигателю для нормальной работы нужен чистый бензин. Забитые фильтры не справляются со своей главной функцией — предотвращение попадания пыли и грязи в двигатель. Частицы грязи, различные примеси мешают бензину нормально воспламеняться, поэтому мотор заводится и тут же глохнет.

Pexels

Бензонасос

Этот пункт читать владельцам машин с инжекторным двигателем. Выявить неполадки в топливной системе достаточно просто человеку с хорошим слухом. В тишине нужно повернуть ключ в положение зажигания — должно прозвучать характерное, тихое жужжание. Значит топливный насос работает. Не жужжит? Значит, либо он умер, либо произошла другая неисправность в топливной системе. Это может быть замерзшая в топливной магистрали вода, разъединенный контакт в цепи или даже перегоревший предохранитель. Проверку нужно начать именно с предохранителя. Не перегорел? Тогда проверяем наличие топлива на клапане Шрадера. Если его нет, нужно обратиться в автосервис — самому лезть в топливную систему не советую категорически.

  • ПриколыУдивительное рядом: 20 «сюрпризов», которые автомеханики обнаруживали в машинах Готовься придерживать свою челюсть, чего только не увидишь в салонах автомобилей.

Цепь ГРМ или ремень

Это достаточно неспецифичная в данной ситуации проблема, так как проблемы с ремнем ГРМ сложно пропустить. Если машина завелась и тут же заглохла, при этом вы не успели тронуться с места, возможно ремень просто слетел с нужного зуба или порвался. Это не так печально. Намного хуже, если обрыв ремня привел к сгибанию клапанов, деформации шатунов, разрушению головки блока цилиндров. В этом случае придется ремонтировать сам двигатель.

Pexels

Менее популярные причины

Как и в прошлой ситуации, когда плохо заводится машина, причины могут быть разные — выше мы перечислили самые распространенные, но корень проблемы может скрываться в неисправности следующих элементов:

  • Дроссельный клапан (для карбюраторов). В этом случае проблемы дают о себе знать на холодный мотор
  • Кислородный датчик. К сожалению, это устройство, называемое еще лямбда-зонд, не подлежит ремонту. Требуется замена
  • Навесное оборудование, которое «заклинило». Это может быть компрессор кондиционера, генератор или насос гидроусилителя руля.
  • Датчик положения коленчатого вала (ДПКВ). Вероятно, бортовой компьютер выдаст ошибку. Стартер будет вращаться, машина даже сможет завестись, но вот заглохнуть она тоже сможет в любую минуту

Не в порядке компьютер

В современных автомобилях встроено несколько высокотехнологичных компьютерных гаджетов. Компьютеры получают информацию от различных датчиков. В том числе о неисправностях двигателя. Если ваша машина не заводится, то, возможно, какой-либо датчик, сообщивший компьютеру о проблеме в двигателе, и стал причиной его блокировки запуска. Также не исключено, что есть проблемы с компьютером, управляющим двигателем (блок управления). В любом случае вам необходимо обратиться к специалисту для проведения комплексной электронной диагностики автомобиля.

Смотрите также: Как сделать диагностику автомобиля самостоятельно

Почему не заводится автомобиль зимой?

В зимнее время все болячки автомобиля вылезают наружу. Иногда приходится узнавать о поломках утром у холодной машины. Вот несколько причин почему она не заводится, чтобы сэкономить вам время.

Разрядился аккумулятор.

Стартер крутит медленно или машина вообще не подает признаков жизни. Это одна из самых частых проблем с запуском двигателя зимой. Зимой старые аккумуляторы разряжаются быстрее. Особенно если в цепи машины есть источники потребления в виде противоугонной системы или видеорегистратора. Меняйте батарею на новую и можно большего объема — это не навредит. Главное, чтобы аккумулятор был такого же размера.

Замерзло топливо.

Так бывает, если автомобиль дизельный. Специальные присадки в солярке не дают ей замерзнуть в морозы, но не всегда эти добавки работают, а иногда сами владельцы забывают, что наступила зима. Работоспособность топливной системы может быть нарушена из-за замерзшей в ней воды из некачественного топлива. Эвакуация в теплое помещение обычно помогает решить проблему.

Свечи накаливания пора менять.

Зимой чаще выходят из строя свечи накаливания. Тут выход один — менять и лучше комплектом.

Моторное масло загустело.

На морозе многие масла имеют неприятное свойство густеть, тогда стартер не может провернуть вязкую массу. На случай морозов заливайте сезонное масло с вязкостью 0W или 5W, а еще ищите отзывы реальных автовладельцев о масле, которое они используют в холода. Отзывы важнее надписей на этикетках, тем более у всех производителей есть хвалебные слова про минимальную восприимчивость их лубрикантов к низким температурам.

Не пристегнуты ремни безопасности

Хотите верьте, хотите нет, но некоторые автомобили не заведутся, пока ремни безопасности не будут надежно закреплены. Безопасно, да, но тем не менее владельцы таких авто очень расстраиваются и злятся из-за подобной настройки. Так что прежде чем ругать автомобиль за то, что он не хочет заводиться, пристегните ремни безопасности. Возможно, ваша машина оснащена этой необычной функцией. Кстати, ее можно отключить, перенастроив компьютер.

Повреждения стартера

Автомобиль не заводится также и по причинам поломки стартера. На старых автомобилях 1990-х годов бывает, что главный элемент зацепления стартера (бендикс или обгонная муфта) не входит в зацепление с венцом маховика. Причина тому — износ деталей, выкрошеные зубья или иные повреждения механики. Иногда раздается скрежет зубьев, но мотор со второго или с третьего раза все же запускается. Это значит, что муфта все еще цепляется за вал, но дни ее недолги. Хуже, когда из-за поломки бендикс сцепляеся с венцом намертво и не может отсоединиться после начала работы силового агрегата. Тогда стартер с визгом проворачивается на маховике и выходит из строя. Подобное также случается, если водитель после запуска мотора слишком долго держит ключ зажигания в положении «старт».


Нулевой износ. Каковы оптимальные обороты мотора? Подробнее

Вы не сняли машину с охраны, или руль не до конца разблокировался

Во многих автомобилях, если вы не разблокировали рулевое колесо, вставив ключ в замок зажигания, может не заводиться двигатель. В этом случае слегка подтолкните руль в любом направлении, поворачивая ключ в замке. Так вы разблокируете руль и запустите двигатель.

Также очень часто многие водители не могут запустить двигатель, не сняв автомобиль с охранной системы. В большинстве автомобилей, когда включена сигнализация, работает блокировка зажигания. В этом случае снимите машину с сигнализации и повторите запуск двигателя.

Не крутит стартер: причины

При повороте ключа раздается слабый щелчок (пусковое реле), стартер не включается:

  • пригорание контактов в замке зажигания (характерная болезнь ВАЗ-2105);
  • окисление клемм аккумулятора;
  • разряд аккумуляторной батареи (АКБ).

Для устранения неисправности нужно почистить контакты или зарядить батарею с помощью зарядного устройства.

Срабатывает тяговое (силовое) реле стартера, но вращаться стартер не может:

  • заклинило втягивающий якорь вследствие износа направляющих втулок;
  • поломка зубьев бендикса, из-за чего нет зацепления с зубчатым венцом маховика;
  • сгорела обмотка статора.

Стартер снимают, диагностируют, при невозможности ремонта заменяют новым.

Поврежденный ременной привод

Вместе с двигателем работают многие технические узлы, которые имеют от него ременной привод. Это генератор электрического тока, насос гидроусилителя рулевого управления, компрессор кондиционера и помпа системы охлаждения. При высокой выработке ресурса один из этих узлов может заклинить. Тогда нагрузка на мотор резко возрастет, при запуске он не сможет провернуть валы.

Для проверки повреждений можно посмотреть, как вращаются ремни приводов и не напрягаются ли они сверх меры. Подтвердить подозрения можно, сняв какой-то из ремней, кроме привода ГРМ. Тогда мотор заведется. Если вышел из строя привод кондиционера или генератор, то до станции технического обслуживания можно добраться своим ходом. Конечно, это получится только на автомобилях, где насос охлаждающей жидкости вращается ремнем ГРМ.


Задиристая пыль. Чем опасен грязный мотор? Подробнее

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]