Аккумуляторная батарея является важным и ответственным элементом в устройстве любого авто. При этом срок службы АКБ является ограниченным и зависит от целого ряда факторов и особенностей. Как правило, «здоровье» аккумуляторной батареи напрямую связано с качеством работы генератора (зарядка АКБ), а также общим состоянием проводки (утечки и саморазряд) и двигателя (разряд батареи при попытке завести мотор).
Еще следует отметить, что также на ресурс аккумулятора автомобиля оказывает влияние среда, в которой он находится, а также регулярность и качество обслуживания аккумулятора автомобиля. При этом обслуживание предполагает не только контроль заряда и зарядку АКБ внешним зарядным устройством при такой необходимости, но и проверку уровня и плотности электролита, а также общего состояния раствора в «банках» АКБ.
В свою очередь, также необходимо процедурой является чистка клемм, так как при необходимости обслужить аккумулятор, уход, чистка и оценка состояния клемм является рекомендуемой и ответственной процедурой. Если просто, даже если с батареей и генератором все в порядке, однако окисляются клеммы аккумулятора, батарея будет активно изнашиваться и быстро выйдет из строя. Далее мы рассмотрим, как почистить аккумулятор и его клеммы.
Клеммы АКБ: когда нужна чистка клемм аккумулятора
Итак, большинство автовладельцев хорошо знают, что окисление контактов является достаточно серьезной проблемой, особенно если речь идет об аккумуляторе. На начало процесса окисления может указывать характерный белый налет. Однако не всегда такой налет может активно формироваться и быть заметным невооруженным взглядом.
Бывает и так, что окислов не видно, при этом общий процесс окисления аккумулятора все равно уже идет полным ходом. Окисленная клемма аккумулятора автомобиля приводит к следующему:
- при запуске ДВС падает напряжение в бортовой сети;
- отмечается активный саморазряд аккумулятора;
Чтобы более точно проверить, происходит ли окисление, если нет белого налета на клеммах, нужно приготовить раствор соды 10% (на 200-250 миллилитров дистиллированной воды добавляют 2 столовых ложки соды). Полученным раствором немного смачивают клеммы аккумулятора.
В том случае, если окисление клемм имеет место быть, раствор будет нейтрализовать остатки электролита. При этом можно будет заметить кипение нанесенного раствора. Если это так, кипение четко укажет на то, что окисляется клемма аккумулятора и необходима очистка клемм АКБ. Также после очистки будет нужна смазка клемм аккумулятора.
При этом ошибочно полагать, что достаточно только нанести смазку. Чистить клеммы нужно обязательно, а уже затем выполнять смазку клемм аккумулятора автомобиля. Для того чтобы выполнить очистку правильно, необходимо учитывать определенные рекомендации, приведенные ниже.
Уход за системой зажигания
Высоковольтные провода, катушки и распределители нуждаются в чистоте. Периодически протирайте их, не оставляя «мостиков» из грязи. Со временем на них скапливается влага, которая способствует пробою высоким напряжением (до 20 000 вольт). После очистки обработайте провода и крышки водовытесняющим спреем.
Стоит заметить, что в авто с контактной системой зажигания для «бегунка трамблёра» «нулёвка» или спичечный коробок — это единственный вариант зачистки.
Скоблить ножом рабочую поверхность категорически не рекомендуется.
Чем очистить клеммы АКБ и как это сделать правильно
Прежде всего, нужно подготовить материалы для очистки. На практике, в условиях гаража лучше всего окисления удаляются войлоком. При помощи войлока можно снять не слишком сильные окислы быстро и мягко, сам войлок хорошо противостоит кислотам.
Также отметим, что среди способов дальнейшей защиты клемм от окисления практикуется метод, когда устанавливаются войлочные прокладки, пропитанные маслом. В этом случае войлок также пригодится. Еще кроме войлока потребуется, как минимум, губка, зубная щетка, а также необходимо приготовить упомянутый выше раствор соды.
Если же окисление слишком активное и обширное, нужна наждачная бумага (мелкозернистая). При этом нужно именно мелкое зерно, чтобы остатки абразива не оставались на поверхностях.
Можно использовать и щетки с металлической щетиной, особые чистки для клемм или двусторонние щетки типа ершик и т.п. При этом наличие дрели, позволит ускорить и облегчить процесс, так как вручную наждачкой или щеткой работать дольше и сложнее.
Обратите внимание, при работе с дрелью лучше всего подойдет переносной шуруповерт, куда устанавливается щетка-насадка. При этом чистка клемм выполняется на средних оборотах, без нажима. Выполнять чистку нужно деликатно, даже если удаление окислов потребует больше времени.
- В любом случае, перед тем, как приобретать тот или иной инструмент, важно определить, насколько сильно окислились клеммы аккумулятора. Если процесс только начался, белого налета нет, тогда достаточно наждачки, войлока и раствора соды.
Если же явно виден слой белого налета, потребуется более тщательная очистка. В этом случае можно задуматься о подготовке щеток-насадок и дрели. Добавим, что в продаже также можно потискать особые спецсредства для зачистки клемм и удаления окисления. Такие решения используют как отдельно, так и в комплексе.
Еще не забывайте о специальной смазке для защиты клемм аккумулятора. Эту смазку в обязательном порядке нужно нанести после очистки. В противном случае клеммы быстро окислятся повторно.
- Подготовив все необходимое, можно переходить к тому, как выполнить очистку, если окислились клеммы АКБ. Прежде всего, важно понимать, что удалить окисление нужно максимально качественно. Если этого не сделать, после поверхностной очистки через время придется снова снимать белый налет с клемм.
Прежде всего, перед тем, как будет очищаться сама клемма аккумулятора, необходимо очистить АКБ и осмотреть его на предмет целостности. Бывает так, что возле клемм есть трещины, то есть электролит будет вызывать повторное окисление клемм даже после их очистки. В такой ситуации лучше сразу менять аккумулятор.
Если же с АКБ все в порядке, необходимо протереть корпус батареи от налета, остатков кислот, пыли и грязи. Для удаления загрязнений используется слабый раствор соды и ветошь. Также можно очистить корпус аккумулятора при помощи очистителей для мойки двигателя.
Рекомендуем также прочитать статью о том, как сделать десульфатацию аккумулятора. Из этой статьи вы узнаете о причинах, по которым начинается сульфатация аккумулятора, а также как сделать десульфатацию аккумулятора своими руками.
Почистив аккумулятор снаружи, можно переходить к удалению продуктов окисления с самих клемм. Важно понимать, что все работы должны выполняться с соблюдением техники безопасности (при снятии АКБ не забываем, что внутри находится кислота), а также нельзя прилагать усилий, работая в области самих клемм.
Важно не допустить случайных повреждений корпуса АКБ, клемм и т.п. Рекомендуется также защитить органы зрения и дыхания, работать в перчатках, а также выполнять работу в проветриваемом помещении. По окончании чистки необходимо промыть клеммы дистиллированной водой.
Закончив с чисткой, нужно знать, как смазать клеммы аккумулятора для их защиты. Только что очищенные клеммы АКБ закручиваются, после чего их следует обработать выбранной смазкой для клемм аккумулятора. На этом процесс чистки и смазки клемм можно считать завершенным.
А зачем смазывать?
Как правильно зарядить гелевый аккумулятор? 2 способа: обычным и специальным зарядным устройством
Причин здесь несколько, но все же первоначально это одна причина, итак:
- Для того чтобы улучшить электрический контакт цепи, есть смазки которые реально улучшают пропускные свойства электричества
- Пожалуй, самая важная причина – ЭТО ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА. Все дело в том, что свинец (из него также сделаны клеммы) имеет обыкновение окисляться. Особенно под воздействием окружающей среды. Еще один минус, на старых автомобилях клеммы были из меди, а контакты соответственно из свинца, разные металлы со временем появлялись окисления. НУ и если брать старые АКБ, обслуживаемые (сделанные по сурмянистой технологии), то у них зачастую из банок выкипал электролит, причем достаточно бурно. Испарения шли вместе с частью серной кислоты, она также могла попадать на контакты. Вот вам – ОПЯТЬ ЖЕ ОКИСЛЕНИЯ.
Кстати многие автоэлектрики рекомендуют обрабатывать такими защитными составами и массу кузова, она также со временем может окисляться. Собственно чтобы ничего не окисляло эти контакты и смазывали клеммы, если это не 100% защита, то как минимум продукты распада не появлялись достаточно долгое время.
Подведем итоги
Как видно, обслуживая аккумулятор, клемма АКБ является тем элементом, которому нужно уделить особое внимание. На деле, именно по причине окисления клемм даже исправные батареи могут самостоятельно разряжаться, плохо аккумулировать заряд от генератора, с трудом заводить двигатель и т.д. При этом без очистки даже попытки зарядить аккумулятор внешними ЗУ могут не дать ожидаемого результата.
Рекомендуем также прочитать статью о том, чем смазать клеммы аккумулятора. Из этой статьи вы узнаете, для чего нужна смазка клемм, а также какой смазкой лучше смазать клеммы аккумулятора.
Причина – полностью заряженная батарея после активного разряда при запуске ДВС не сможет обновить израсходованную энергию в полном объеме даже в том случае, если генератор дает нормальную зарядку. В результате проблемы с аккумулятором без чистки и смазки клемм через небольшой промежуток времени начнутся снова.
По этой причине приведенная выше информация позволяет в полной мере устранить не сам результат проблемы, а ее источник, которым являются окисленные клеммы аккумулятора автомобиля. Также правильный подбор и нанесение защитной смазки на клеммы АКБ позволит избежать возникновения подобных неисправностей в будущем и существенно продлить срок службы аккумуляторной батареи.
Фонари в пол—накала
Другая проблема — окисление печатных плат задних фонарей
, знакомая владельцам ВАЗ—2110. При включении «поворотников» начинают попеременно мигать «габариты» и стоп—сигналы. Это потерявшаяся «масса» ищет себе короткий путь. Чтобы избежать проблем, снимите разъём, почистите его шкуркой с зерном 800—1500, и обработайте водовытеснителем.
При установке дополнительного оборудования следите, чтобы саморезы не повредили шлейфы электропроводки. Худший вариант — нарушение целостности CAN—шины. Количество возможных проблем сложно представить даже опытному автоэлектрику.
Содержать в чистоте контакты совсем не сложно. Эта нехитрая процедура избавит от проблем с электрикой и вселит уверенность в своём автомобиле.
Надёжных контактов и стабильной искры!
Эксперт Topdetal.ru Илья И.
Щадящие способы очистки
Множество автомобилистов чисто эмпирическим путем нашли наиболее эффективные способы очистки аккумуляторных клемм. При этом не требуется прилагать особенные физические усилия. Решить данную проблему можно с помощью подручных материалов, бытовой химии и даже лекарственных средств.
Содой
При использовании автомобиля со временем клеммы разъедает попавший на них электролит. Это способствует образованию ржавчины, сульфатов на поверхности соединений. Для избавления от остатков кислоты рекомендуется использовать содовый раствор, для приготовления которого нужно растворить столовую ложку соды внутри стакана теплой воды.
Нужно обработать смоченной в растворе соды тряпкой клеммы, а затем протереть их насухо. Для удаления сульфата меди понадобится раствор пищевой соды, а также жесткая щетка.
Здесь важно обильно обработать контакты жидкостью, а после тщательно обработать поверхности щеткой.
Данную процедуру нужно проводить в следующем порядке:
- вначале снять с аккумулятора отрицательный, а затем положительный провод;
- терминалы обмотать смоченной в содовом растворе салфеткой, клеммы на проводах опустить внутрь емкостей примерно на 20 минут;
- удалить ржавчину на контактах;
- приготовить свежий содовый раствор, замочить в нем клеммы повторно;
- очистить контакты водой, протереть влажной тряпкой, дать просохнуть.
Нанести небольшое количество вазелина или другой защитной смазки, подсоединить вначале плюсовой, а затем отрицательный контакт.
Наждачной бумагой, металлической щеткой
Белый налет на аккумуляторных клеммах – это свинец, который окислился. Для обеспечения лучшей электропроводности металл лучше очистить от всех окислов. При этом подойдет механический способ. Для него понадобится обычная наждачная бумага с крупной зернистостью.
Для проведения очистки контактов аккумулятора, клемм нужно выключить двигатель, отсоединить контакты. Желательно убрать ключ из замка зажигания.
Сама процедура очистки является простой. Нужно попросту зачистить аккумуляторные полюсы, клеммы до блестящего состояния.
Бензином
Этот метод следует применять с повышенной осторожностью, поскольку бензин при попадании на резиновые или пластиковые элементы может разъедать их. С другой стороны, этот вид автомобильного топлива отлично справляется с окислами, уничтожая их до металла.
Здесь нужно хорошо пропитать тряпку и аккуратно натирать клеммы, контакты аккумулятора до полного удаления следов коррозии, белого налета.
Описанные выше способы являются наиболее эффективными и простыми. Решить проблему одним из этих методов сможет даже начинающий автомобилист.
Следует помнить, что популярное средство WD-40 здесь не очень подойдет, поскольку этот состав содержит токопроводящие вещества неизвестной природы. Также нужно с осторожностью относиться к ацетону. Этот растворитель разрушает даже металлы.
Преимущества и недостатки токопроводящих составов
- Сильные стороны мы уже рассмотрели. Защита от внешних воздействий, надежный контакт при вибрации, облегчение размыкания разъема (электропроводность не причем, в любом случае – это смазка). Еще одно преимущество – токопроводящая паста в некоторых случаях может выступить в качестве разделительного слоя между разнородными металлами. Например, при прямом соединении меди и алюминия, возникает электрохимическая реакция, металлы стремительно коррозируют. Слой пасты снижает негативное влияние. Применение смазки для электрических контактов
- К недостаткам можно отнести возможность замыкания. Если разъем достаточно плотный, паста может закоротить расположенные рядом контакты. Понятно, что при высоких значениях силы тока, смазка просто испарится: но может возникнуть и возгорание. В таком случае поможет предохранитель. А если замкнуть сигнальные слаботочные контакты, то в лучшем случае электронные модули не будут выполнять команды, а в худшем – выйдет из строя элементная база.
Поэтому, токопроводящие составы не наносятся как слой масла на бутерброд. Составом покрываются только контакты, по возможности без образования потеков и капель. Соответственно, на компактных разъемах с плотной гребенкой применение невозможно.
Очистители и смазки контактов автомобиля: какие лучше
Наиболее востребованными очистителями для окислившихся контактов машин являются 3 вида.
- ABRO Electronic Contact Cleaner.
Средством пользуются для очищения электрических контактов. Изготавливается в аэрозольной упаковке 2-х видов: 163 и 283 мл. Отлично убирает грязь, жиры, масла, не разрушает пластмассу.
- AVS Crystal Contact Cleaner.
Относительно дешевое средство для чистки контактов, дающее хороший результат после обработки. Убирает влагу и загрязнения с разъемов автомобиля. Нейтрально относится к резиновым, пластмассовым, окрашенным поверхностям. В магазинах представлен в аэрозольных баллончиках.
- Hi-Gear HG40.
Один из популярных очистителей Источник voditeliauto.ru
Довольно дорогое средство, однако цена оправдана, поскольку эффективно очищает контакты автомобиля. Производится в аэрозольных емкостях, имеет удобный распылитель. Кроме очищения, образует на покрытии контактов тонкий слой в виде защитной пленки. Такая прослойка какое-то время защищает поверхность от возникновения коррозии. Благодаря этому улучшается качество соединения.
Причины окисления
По каким причинам возникают окислительные процессы на клеммах
Налет от окисла-звоночек владельцу автомобиля для принятия необходимых мер. Первостепенно разобраться в причинах возникновения окиси до зачищения клемм и обработки.
Причины:
- При отсутствии герметичности и недостаточном контакте наконечника с аккумулятором происходит испарение электролита, который вызывает окисление.
- Механическое повреждение клеммы-при сколах, царапинах лучше заменить.
- Отсутствие герметичности в месте выхода клемм.
- Перезарядка генератора-часто вызвана нарушением рабочих процессов в работе регулятора напряжения.
- Отсутствие массы на двигателе.
Литол
С советских времён в роли главного средства, предохраняющего от коррозии, применялись густые токонепроводящие смазки:
- нигрол;
- солидол;
- шахтол;
- литол;
- технический жир.
В настоящее время для защиты аккумуляторных клемм продолжает оставаться актуальным литол из-за своей наибольшей эффективности. Этот ГСМ обладает хорошими проникающими свойствами, покрывая площадь металлических поверхностей контактной зоны изолирующим слоем.
При естественном износе, температурных перепадах физическое состояние и качества литола изменяются, он твердеет. Поэтому во время реализации регламентных мероприятий по зачистке контактов (которые положены дважды в год) остатки старой смазки полностью удаляются, после чего наносится свежая.
Основные правила нанесения смазки на контакты
Существует несколько моментов, которые нужно учитывать при смазке:
- внутренние полости разъемов надо тщательно очистить от влаги, убрать пыль, просушить;
- зачистить такие контакты, как «папа» наждачной бумагой (мелкой), опилки при этом удаляются;
- разъемы «мама» зачищаются с помощью тонкой иглы, надфиля, узкой наждачной полосы.
Автомобильные разъемы Источник 12vt.ru2