Во второй половине 80-х гг. прошлого столетия расход топлива на ВАЗ-2109 соответствовал международным требованиям к экономичности. Завод предлагал несколько модификаций карбюраторных двигателей, отличавшихся рабочим объемом, мощностью и затратами горючего. Позднее появились варианты с системами впрыска бензина, позволившими снизить токсичность выхлопных газов.
Расход топлива ВАЗ-2109 соответствует требованиям к экономичности.
Описание и технические характеристики автомобиля ВАЗ-2109
Машины с 5-дверным кузовом типа хетчбэк стали производиться в 1987 г.
… о параметрах модели
Изначально завод предлагал для внутреннего рынка версии с карбюраторными двигателями объемом 1,3 и 1,5 л, а для экспорта собиралась модель с 1,1-литровым мотором.
В начале 90-х была проведена модернизация кузова и салона, а уже в 1995 г. появились первые товарные образцы с бензиновым агрегатом 1,5 л с системой впрыска GM. Производство автомобилей продолжалось до 2011 г. (в Украине), причем техника оснащалась 8-клапанным двигателем ВАЗ-11183 с увеличенным до 1,6 л рабочим объемом.
Машины оснащались механической коробкой передач с 4 или 5 передачами переднего хода и цилиндрической главной парой. Крутящий момент передавался на передние колеса со стойками типа Макферсон и цилиндрическими пружинами.
Сзади использовалась торсионная балка с амортизаторами и барабанными тормозными механизмами (спереди — диски). В отделке салона широко применялись панели, формованные из пластика. На автомобиле предусмотрено рулевое управление с реечным механизмом (без усилителя).
Краткие технические характеристики машины ВАЗ-2109:
- длина кузова — 4006 мм;
- ширина без зеркал — 1650 мм;
- высота (на стандартных шинах 165/70R13) — 1402 мм;
- дорожный просвет — 165 мм;
- колесная база — 2460 мм;
- снаряженная масса — 945 кг;
- грузоподъемность — 425 кг.
ВАЗ-2109 оснащался механической коробкой передач.
Установка момента опережения зажигания
При правильно выставленном моменте зажигания все показатели работы двигателя (приемистость, мощность, холостой ход, расход энергоносителя) находятся в пределах нормы. Для проведения работ необходимо иметь стробоскоп и тахометр, рожковый или накидной ключ на 10. В общих чертах, настройка производится так:
- Двигатель прогревается до рабочей температуры. На слух или по тахометру устанавливаются низкие обороты холостого хода (менее 800 оборотов в минуту), после чего мотор глушится.
- На картере коробки передач ищется лючок с видимой частью маховика и шкалой. Чаще всего он закрыт резиновой пробкой, которую нужно извлечь.
Фактические показатели расхода топлива в зависимости от типа двигателя
Кроме машин со стандартным кузовом, в 1995-99 гг. на территории Финляндии собиралась модификация Baltic, которая отличалась оформлением салона, передка и задней части. На всех собранных хетчбэках устанавливался 1,5-литровый мотор ВАЗ-2111. Расход горючего не отличался от показателей российских собратьев. В таблице приведены модели двигателей и заявленные заводом АвтоВАЗ характеристики экономичности (в л на 100 км пути).
Расход топлива ВАЗ-2109 по маркам моделей двигателя
Большинство построенных хетчбэков эксплуатировалось в структурах МВД. Машины периодически встречаются на вторичном рынке.
Карбюратор Солекс. Как снизить расход с помощью подбора жиклеров
Расход топлива на ладе весте
Это достаточно простой и действенный способ повышения экономичности бензинового мотора. Суть метода состоит в подборе топливных жиклеров для главной системы дозирования. Жиклер подбирается только для первой камеры и настраивается система холостого хода.
- Двигатель прогревается до рабочей температуры (около 90 градусов).
- Бутылка с бензином устанавливается под капотом. Всасывающий штуцер бензонасоса отключается от топливного шланга и другим шлангом соединяется с бутылкой.
- Проезжается контрольный участок на оптимальной скорости 60-70 км/час и замеряется уровень горючего в бутылке.
- Снимается крышка карбюратора, жиклер меняется на другой, меньшего сечения (например, 107,5 на 105). После этого снова проводится замер использованного топлива на контрольном участке. При этом внимательно отслеживается динамика авто и появление провалов при нажатии на акселератор.
- При штатной ситуации можно поменять жиклер на еще меньший. При появлении провалов эксперименты прекращаются. После этого настраивается холостой ход.
- Топливный жиклер холостого хода меняется на аналогичный, но большего сечения (к примеру, 40 на 42), регулируются обороты, и совершается контрольный заезд.
- Если в результате настройки провалы исчезли – настройка прошла успешно, если нет – жиклер холостого хода меняется на увеличенный и снова проводится заезд.
Результатом всех этих манипуляций должна стать стабильная работа мотора на холостом ходу, отсутствие провала педали газа при трогании с места и езде. Главный итог – сокращение затрат горючего.
Реальное потребление горючего на 100 километров
В процессе эксплуатации техники водители отмечают отклонение расхода горючего в большую сторону по сравнению с заводскими данными. При проведении сертификации производитель выполняет замеры в условиях полигона, создавая максимально комфортные условия.
… о заводских замерах расхода топлива
За рулем машин сидят испытатели со стажем, перед которыми поставлена задача добиться минимального расхода бензина при имитации различных условий эксплуатации.
Инжектор
Применение системы распределенного впрыска позволило плавно регулировать состав топливо-воздушной смеси в зависимости от нагрузки и температуры системы охлаждения. В результате упала токсичность выхлопных газов, но расход бензина остался прежним. Мотор объемом 1,5 л сжигает до 10 л топлива в городских условиях, а на трассе автомобилю хватает 6,5-7 л горючего при скорости до 110 км/ч. Модификация с 1,6-литровым агрегатом отличается увеличенными затратами бензина в населенных пунктах (до 11 л в зимнее время или в плотных пробках).
Инжектор позволяет регулировать состав топливо-воздушной смеси.
Карбюратор
На карбюраторных машинах с редким 1,1-литровым мотором расход в городских условиях не превышает 9 л, на трассе можно уложиться в 6 л. Распространенная версия объемом 1,3 л показывает схожие результаты в населенных пунктах, а на шоссе при 90 км/ч и спокойном ритме движения двигателю требуется около 5,5 л бензина А-95.
… о расходе топлива
Модификация с объемом 1,5 л расходует в городе до 10 л. На шоссе при 100-110 км/ч машина сжигает не более 7 л топлива.
Отзывы владельцев
«Отличный автомобиль, особенно для русских дорог. С виду автомобиль кажется маленьким, но внутри очень много места как для пассажиров, так и для различных грузов. Использую машину в основном для работы: днем развожу товары по магазинам, а по вечерам подрабатываю в такси. В обоих направлениях машина хорошо себя проявляет. Салон достаточно комфортный, сидеть удобно, но оснащение слабовато даже на модели, выпущенной в 21 веке. Собрано все качественно, надежно, на долгие годы вперед, но шумоизоляции практически нет. С одной стороны, это плюс, так как можно наслаждаться звуком мотора, когда едешь по трассе, но это быстро надоедает. Планирую решить эту проблему в скором времени. В городе проблем особых нет в использовании, так как у машины хорошее управление, да и вся подвеска в целом. Но с одним мне не повезло. У моего автомобиля большой расход, хотя у остальных таких проблем не наблюдается. Трачу я примерно 10 литров», — пишет Валерий из Уфы.
«Эта машина у меня первая после получения прав. В стоке мне она не сильно нравится, но планирую сделать ее под себя. Покрашу, сделаю обвесы. Салон тут еще более-менее, но тоже что-нибудь сотворю. Перешью в кожу, приборку в алькантару, да и соберу все качественнее. Так как планирую ездить быстро, то проведу работы и с мотором. Стоковый очень слабых для своего объема. Зато расход бензина очень достойный, даже на одном уровне с иномарками. Мне еще никогда не приходилось тратить больше 9 литров по городу, хотя езжу я часто и быстро», — такой отзыв оставил об автомобиле Александр из Воронежа.
«Этот автомобиль мне отдал отец. Себе же он приобрел иномарку, сказав, что я должен набираться опыта в вождении на отечественном автомобиле. Научишься управлять им – сможешь водить что угодно. Поначалу управление мне казалось очень сложным, так как тут нет вообще ничего, что упрощало бы вождение. Но потом привык, и даже стало нравиться. Автомобиль очень достойный, хорошо подходит для города. Места внутри много, сидеть удобно. Плохо только то, что со временем этот мотор стал для меня слишком слабым, так как хочется выезжать на трассу и получать удовольствие от скорости. Но зато у него небольшой расход, который составляет всего литров 8», — такие слова написал Максим из Калининграда.
«Многие знакомые советовали взять девятку, но не простую, а с увеличенным мотором, так как она намного лучше во всем. Но мне она как-то не особо понравилась. Я рассчитывал на что-то более комфортное и технологичное. Машина 2000 года выпуска, а оснащена она технологиями восьмидесятых. Мотор откровенно слабый, тянет еле-еле для своего объема. Радует, что хоть топлива съедает мало, не больше 9 литров. Может быть, если провести различные доработки, то автомобиль и будет дарить приятные ощущения от вождения, но пока этого не происходит», — это отзыв от Леонида из Липецка.
«Купил улучшенную девятку с рук, так как давно хотел взять ее, но как второй автомобиль. Планирую провести с ней ряд различных улучшений и ездить по выставкам, так как такие машины пользуются большой популярностью. От стока хочу оставить только кузов, да и тот обвешу, как только могу, чтобы были узнаваемы только очертания. Пока езжу на стоке, ведь на все это нужно заработать. Сам по себе автомобиль не плох, но постоянно ездить на нем я не смог бы. Уровень комфорта минимален, а мотор не дотягивает до иностранных конкурентов. Но есть приятный бонус – расход топлива не превышает значения в 9 литров», — так написал Дмитрий из Краснодара.
«За все время поездил на многих наших автомобилях, но остановиться решил именно на ВАЗ 21093. Девятка мне всегда нравилась, а тут еще и версия с большим мотором, который показывает вполне сносную скорость и разгон. По уровню комфорта машина ничем не лучше прошлых моделей и явно находится на ступень ниже после иномарок, но ощущения и адреналин от вождения не передать словами. Менять автомобиль на другой не планирую, так как такого показателя расхода по городу за эту стоимость просто не найти. Мой средний показатель – 8 литров», — это отзыв от Павла из Екатеринбурга.
Источник
Причины увеличенного расхода топлива ВАЗ-2109
Владельцы машин ВАЗ-2109 могут столкнуться с внезапным ростом расхода горючего, возникающим из-за поломки или неправильной регулировки узлов силового агрегата. Следует учесть, что в зимнее время и в плотных пробках затраты бензина могут временно увеличиваться на 10-15%, что не является признаком неисправности. Проверку систем необходимо проводить при стабильно возросшем расходе вне зависимости от режима движения и загрузки салона.
Не налажена работа автомобиля
На экономичность двигателя оказывает отрицательное влияние неправильная регулировка системы зажигания ( в т.ч. неисправности катушки зажигания , раннее или позднее зажигание ) и карбюратора (проблема не касается моторов с инжектором, снабженных электронным блоком управления). Некорректно настроенные ступичные подшипники или плохо выставленные углы установки передних колес способствуют ухудшению управляемости и приводят к росту расхода на 1-2 л.
На экономичность двигателя влияет регулировка системы зажигания.
… о расходе топлива
Дополнительное негативное влияние оказывают изношенные детали поршневой группы либо заклинивший термостат системы охлаждения.
Манера вождения
Затраты горючего зависят также от манеры управления и условий эксплуатации. Водители, раскручивающие мотор до максимальных оборотов и передвигающиеся на пониженных передачах, получают расход в городе на уровне 11-11,5 л. На трассе при разгоне до 120-130 км/ч двигатель сжигает 8-9 л горючего. Если автомобиль эксплуатируется с прицепом или багажником на крыше кузова, то мотору потребуется дополнительное топливо (от 1 до 2 л в зависимости от режима передвижения).
Нарушение работы клапанов или заслонки
На карбюраторных моторах на расход горючего влияет корректность регулировки дроссельной заслонки и исправность электромагнитных клапанов. Неправильно настроенная система подачи топливной смеси ухудшает динамику, затрудняет запуск двигателя и увеличивает затраты бензина на 5-10%. Владельцам рекомендуется периодически проверять корректность работы карбюратора и регулировать основные узлы.
Нарушение работы клапанов увеличивает расход горючего.
Проблемы с ЭПХХ
Карбюраторы моторов на ВАЗ-2109 по умолчанию оснащались экономайзером принудительного холостого хода (ЭПХХ), позволявшим уменьшить расход горючего и снизить токсичность выхлопа. В состав системы входил электромагнитный клапан, который работал по сигналу от контроллера и выключателя, расположенного на оси привода дроссельной заслонки. При неисправности компонентов ЭПХХ происходит увеличение расхода горючего.
Поломки в системе управления
На машинах с системой распределенного впрыска расход горючего возрастает при поломке датчиков или повреждении жгутов проводки. Водитель получает сигнал о возникших неисправностях контрольной лампой Check Engine, установленной в комбинации приборов. Для определения неисправного блока используют диагностический компьютер, который подключают к специальному разъему.
Снижение давления топлива и поломка инжектора
На инжекторных системах питания топливо подается электрическим бензонасосом. Расположенный в рампе регулятор давления сбрасывает излишек бензина обратно в бак. При поломке помпы или клапана нарушается нормальная работа двигателя, что приводит к росту расхода горючего. На экономичность оказывает влияние состояние распылительных головок топливных форсунок , которые постепенно забиваются грязью и требуют очистки в ультразвуковой ванне.
… о диагностике расхода топлива
Неисправные электромагнитные форсунки определяются при проведении компьютерной диагностики.
Перерасход при оснащенности инжектором
Стоит отметить, что при изменении системы подачи топлива, превышение использования бензина не меньше, но имеет ряд других причин. Поэтому, потребление топлива у ВАЗ 2109 инжектор соответствует таким показателям
:
- потребление топлива в городе составляет 7-8 литров на 100 км
- нормы расходу бензина у Lada 2109 на трассе — 5-6 литров на 100 км, при скорости 90 км /ч
- расход топлива на трассе при скорости 120 км / ч — 8-9 литров на 100 км
Поломка в системе управления ВАЗ
Любые перебои в электронном оборудовании автомобиля ведут к тому, что реальный расход топлива на инжекторной ВАЗ 2109 стремительно растет. При некорректной работе датчиков температуры, кислорода, массового расхода воздуха, электронный блок управления не может адекватно реагировать на изменения. Это и провоцирует резкое ухудшение ситуации с топливом.
Снижение давления и поломка инжектора в ВАЗ
Снижение давления в топливной системе ведет к моментальному снижению мощности автомобиля ВАЗ, из-за этого повышается период работы двигателя на высоких оборотах. Нарушение самого инжектора сразу же увеличивает топливный расход. Чтобы избежать этого, нужно периодически проводить чистку форсунок.
Источник
Эффективные методы снижения расхода топлива ВАЗ-2109
Для снижения затрат на топливо необходимо:
- поддерживать исправное состояние силового агрегата;
- контролировать работу тормозных механизмов и ступичных подшипников;
- не устанавливать дополнительные элементы на кузов, увеличивающие сопротивление;
- проверять и корректировать давление в шинах;
- не передвигаться со скоростью более 100 км/ч и избегать езды с открытыми окнами;
- воздерживаться от поездок на короткие расстояния при отрицательной температуре воздуха;
- не допускать перегрузки автомобиля и длительного движения на пониженных передачах.