Тот факт, что со временем моторное масло становится тёмным, большинство автолюбителей воспринимает как должное. Гораздо больше противоречий можно встретить в сети, если речь идёт о слишком быстром загрязнении смазочной жидкости. Здесь мнения сильно различаются – одни утверждают, что беспокоиться нечего, особенно если силовой агрегат возрастной, другие считают, что это признак надвигающейся катастрофы, требующий немедленного реагирования. Мы постараемся максимально подробно описать эту проблему, используя многоаспектный подход – так у читателя сложится более объективное мнение о проблеме.
Потемневшее масло в двигателе
Почему масло темнеет
Для начала давайте попробуем выяснить, как вообще работает ММ в силовом агрегате. Интуитивно понятно, что эта жидкость используется для того, чтобы предотвратить преждевременный износ трущихся поверхностей деталей двигателя. Но это не единственная функция масла: оно также выступает в качестве адсорбента, очищающего поверхности мотора от технических загрязнений, которые неизбежны в процессе эксплуатации автомобиля. Поскольку само по себе моторное масло не имеет адсорбирующих свойств, в него вводятся специальные присадки, которые изменяют щелочное число жидкости.
Чёрное масло в двигателе указывает на то, что щелочь таки выполняет свои функции – нейтрализует кислоты, а также избавляет мотор от нагара и прочих загрязнителей. Поскольку система смазки по определению герметична, вся эта грязь оказывается в смазочной жидкости. Частично она оседает на масляном фильтре, но он не способен уловить наиболее мелкие частицы. Так что цвет масла достаточно быстро изменяется на более тёмный, и чем изношеннее силовой агрегат, тем отчётливее проявляется эта зависимость.
А вот когда смазка длительное время сохраняет свой цвет – это уже повод задуматься, а справляется ли она со своими очистительными обязанностями? Скорее всего – нет, а значит, либо вы сознательно приобрели дешёвое масло сомнительного качества, либо вам попалась подделка, которых сегодня на рынке – пруд пруди. Из-за отсутствия качественных присадок такая жидкость выполняет только смазывающие функции. Да и те, скорее всего, отнюдь не должным образом.
«Правильное» масло характеризуется достаточным показателем щелочного числа, благодаря чему помогает предотвратить две основные причины преждевременного износа силового агрегата:
- масляного дефицита, являющегося следствием закупорки каналов загрязнениями, препятствующими нормальной циркуляции жидкости;
- ухудшению теплоотвода, следствием которого является перегрев мотора со всеми вытекающими негативными последствиями. В частности, локальный перегрев становится причиной проворачивания вкладышей, деформации и разрушения распредвала и других не менее опасных последствий.
Но не всё так однозначно. Высокое щелочное число, оказывается, в определённых случаях вместо пользы приносит ощутимый вред. Под такими случаями, прежде всего, следует понимать игнорирование регламентной замены смазки. При длительном использовании адсорбционная присадка, противостоя обильной загрязнённости мотора, постепенно утрачивает свои очистительные свойства.
Так что потемнению цвета изначально светлого и прозрачного продукта удивляться не стоит: это естественный процесс. В некоторых случаях масло в двигателе чернеет быстро, иногда – на протяжении довольно длительного времени, но в любом случае цвет меняется на более тёмный. Скорость процесса изначально мало о чём говорит, поскольку зависит от множества разноплановых факторов, основными из которых являются:
- состояние мотора, насколько регулярно выполнялись регламентные процедуры;
- какова концентрация моющих присадок в используемом в настоящее время продукте;
- насколько давно вы производили замену ММ и маслофильтра.
Чем старее силовой агрегат, тем больше в нём накопилось различных отложений, поэтому после заливки свежей жидкости она темнеет быстрее, нежели на относительно новом моторе. Скорость изменения цвета напрямую зависит и от количества щелочных присадок, которое в разных марках масел может отличаться на ощутимую величину.
Более быстрое потемнение моторного масла в дизельном двигателе связано с характеристиками солярки, в составе которой намного больше веществ, генерирующих при сгорании сажу. По этой причине на таких моторах масло чернеет практически сразу, и этот факт должен быть известен каждому владельцу машины с дизельным силовым агрегатом.
Если вы убеждены, что скорость процесса слишком высока, у вас есть имеется два способа выполнения эксперимента, который поможет установить истину:
- использование более качественного фирменного масла, в качестве которого можно не сомневаться;
- более частая замена смазочной жидкости (примерно на 20-30% чаще, чем рекомендует автопроизводитель).
Но на такой шаг стоит идти только в тех случаях, когда загрязнение смазки некритично, то есть не создаёт проблем, угрожающих состоянию силового агрегата. Но когда этот процесс сопровождается сбоями в работе мотора, следует сначала выполнить тщательную диагностику всех его систем и узлов, которые позволят указать на возможную причину быстрого загрязнения техжидкости.
Почерневшее масло на щупе
Можно попытаться снизить скорость загрязнения смазочной жидкости, осуществив промывку мотора специальными смесями, которые в состоянии очистить внутренние поверхности двигателя от тех отложений, с которыми не справляется масло. Но здесь нельзя переусердствовать, поскольку такие составы оказывают разрушающее воздействие на резиновые детали и уплотнения. К тому же заранее нельзя предсказать реакцию базовой смазки на смешение с очищающим раствором – при негативном сценарии ММ потеряет значительную часть своих характеристик.
Перечислим факторы, оказывающие наибольшее влияние на скорость потемнения моторного масла:
- попадание в двигатель картерных газов. Проблемы в системе избавления от картерных газов приводят к тому, что часть их проникает обратно в ЦПГ, где они могут контактировать с моторным маслом. В результате смазка окисляется, теряя свои эксплуатационные характеристики и быстро меняя цвет на тёмный. Если неисправность значительная, скорость этого процесса стремительно возрастает;
- износ поршневой группы. Главное следствие этого явления – потеря герметичности ЦПГ, в результате чего в камеру сгорания начинает попадать смазка, которой там быть не должно, а горючее – в картер силового агрегата, разжижая смазочную техническую жидкость. Масло в итоге теряет свои изначальные смазочные и чистящие свойства, усиливая износ трущихся деталей и собственное загрязнение. Диагностировать такую проблему достаточно просто: необходимо просто протереть чистой светлой ветошью масляный щуп. Наличие разводов насыщенного чёрного цвета будет свидетельствовать о таком явлении, как угар смазки, происходящий в результате её сгорания в цилиндрах. При увеличении зазоров вследствие износа мотора можно наблюдать и увеличенный расход ММ, и проблемы с пуском двигателя, и высокую степень задымлённости выхлопа;
- высокое значение зольности и TBN. Сульфатная зольность – показатель, который характеризует количественное содержание в масле элементов, которые не сгорают. Он напрямую коррелирует со щёлочным числом, обозначаемым аббревиатурой TBN. Это означает, что чем выше зольность, тем быстрее будет темнеть смазочная жидкость в процессе эксплуатации. Это нельзя назвать недостатком – высокие моющие способности только приветствуются, однако при выборе масла следует ориентироваться на рекомендованные автопроизводителем показатели, стараясь не превышать их без необходимости. Нужно также понимать, что смазка с низким показателем щёлочности очень чувствительна к качеству горючего и быстрее теряет свои чистящие свойства. По этой причине замену такого ММ следует производить намного чаще – примерно каждые 7-7.5 тысяч километров;
- перегрев мотора – ещё одна причина, из-за которой масло в двигателе темнеет намного быстрее. К таким последствиям приводит эксплуатация автомобиля в агрессивном режиме с длительными повышенными нагрузками. Причиной перегрева может быть утечка охлаждающей жидкости, а также неисправности термостата или водяного насоса, возникновение в магистрали системы охлаждения воздушных пробок.
Причины
Как известно, в составе любого смазывающего вещества для ДВС могут быть присадки. Более того, их может быть множество и каждая из них внедряется в состав расходного материала с определенной целью. В частности, это могут быть химические элементы, отвечающие, к примеру, за снижение трения элементов двигателя, за температурные свойства, за вязкость и так далее.
Щуп для проверки уровня смазывающего материала с остатками черного масла
И одной из таких присадок является вещество, отвечающее за щелочный показатель. И недаром, ведь щелочь — это очень важный элемент в составе любого смазывающего материала. В частности, она ликвидирует химические вещества, которые могут попасть в систему смазки во время эксплуатации моторной жидкости. Кроме того, щелочь предотвращает появление в моторе осадков и отложений, одновременно удаляя всю грязь и вредоносный нагар.
Но если щелочи содержится в ММ недостаточно, то двигатель изнашивается гораздо быстрее и, соответственно, будет засоряться всевозможными осадками и отложениями. А, значит в том, что масло быстро чернеет в двигателе, нет ничего удивительного. Итак, рассмотрим в целом причины, почему ММ может быстро темнеть в моторе:
- как мы уже разобрались, это недостаток щелочного числа в составе смазывающего материала;
- попадание продуктов сгорания и окисления в систему смазки в результате физического износа цилиндро-поршневой группы;
- непосредственно плохое качество расходного материала (не удивляйтесь, если вы купили ММ у какого-нибудь подозрительного продавца на обочине дороги);
- либо это может быть дорогой и качественный расходный материал, который вымывает отложения и осадки, образовавшиеся в ДВС автомобиля во время эксплуатации масла.
Отработанная жидкость черного цвета
Когда тёмное масло – норма
Автомобильная система смазки – это замкнутый герметичный контур. Стекая в картер, масло затем насосом доставляется в каналы магистрали, проходящие чрез смазываемые детали. По пути оно вбирает в себя окислы, механические частички, образующиеся при трении, а также нагар, и возвращается в картер. Неудивительно, что оно, постоянно обогащаясь различными загрязнителями, темнеет.
Поскольку детали силового агрегата, работающие в экстремальных скоростных режимах, сильно разогреваются, существенная часть тепла передаётся в технические жидкости – антифриз и моторное масло. Последнее может разогреваться до температуры, превышающей 100°С. Для смазки это хорошо – она становится более текучей, что позволяет ей проникать в технические зазоры, снижая трение и смывая свежий нагар, не успевший закоксоваться. Такое естественное потемнение называют термином «работа масла».
Так что если после продолжительной эксплуатации ММ практически не изменило свой цвет – говорят, что смазка не работает. По крайней мере, это касается её очистительных характеристик. В этом случае все отложения остаются на стенках мотора, образуя довольно толстый слой несмываемого нагара, который, во-первых, изменяет размеры технологических зазоров и геометрию узлов двигателя, а во-вторых, ухудшает теплоотдачу силового агрегата, что приводит к длительной работе при повышенной температуре. Образно говоря – к перегреву. Следовательно, автовладелец использует откровенно некачественный продукт, подделку, которая сокращает ресурс мотора.
Чёрное масло в двигателе не является поводом для беспокойства, если тёмный окрас приобретался постепенно на протяжении регламентного интервала. Таким образом, если смазочная жидкость после наезда 5000-10000 километров в целом сохранила свои изначальные рабочие характеристики, но потемнела – это нормально, это показатель того, что используемое масло соответствует конкретному двигателю.
Если масло в двигателе чернеет, это говорит лишь о том, что все загрязнители, включая отработанные в процессе сгорания ТВС соединения попадают в смазочную жидкость, не задерживаясь на стенках рабочей зоны. Такая защитная способность моторного масла минимизирует вероятность возникновения внутри силового агрегата окислительных реакций, увеличивая его ресурс. Во время плановой замены масла при очередном техническом обслуживании все вымытые смазкой вещества сливаются, а в систему заливается чистое масло.
Выводы
1. Изменение цвета масла говорит о следующем:
— потемневшее – все работает отлично, двигатель в безопасности;
— светлое – выбранный смазочный материал не выполняет своих функций, его надо заменить;
— черное – свидетельствует о поломке и необходимости проведения диагностики автомобиля.
2. Скорость потемнения масла не влияет на его защитные и смазочные функции, но лучше его заменить раньше установленного срока.
3. Качественный высокощелочной смазочный продукт имеет малые интервалы между заменами, его необходимо использовать осторожно, особенно для старых моторов.
Постепенная очистка двигателя
Как мы выяснили, изменение оттенка масла – результат попадания в него загрязнителей, образующихся в моторе в процессе его интенсивной эксплуатации. Свою лепту вносят и высокощелочные присадки. Слишком тёмный цвет вовсе не говорит о том, что с силовым агрегатом имеются проблемы, это вполне нормальный естественный процесс, но при сильном потемнении ММ следует его заменить вместе с маслофильтром, не дожидаясь, пока на спидометре появятся цифры, соответствующие приведенным в руководстве по эксплуатации. Если ваша цель – постепенно очистить мотор от скопившихся загрязнений, меняйте масляный фильтр не только при смене масла, но и в промежутках, хотя бы единожды. Это не настолько затратный способ, чтобы не попытаться его использовать.
Слив черного ММ из двигателя
Можно с уверенностью утверждать, что медленная очистка двигателя от взвешенных микрочастиц намного полезнее, чем экспресс-метод, основанный на применении моющих присадок с агрессивными компонентами, которые в результате смешивания с маслом ухудшают его технические параметры (в частности, вязкость).
Более жидкая смазка быстрее стекает в поддон, не задерживаясь в рабочих зонах, что становится причиной более быстрого износа нуждающихся в качественной смазке узлов мотора.
Многие автовладельцы отказываются от метода постепенной очистки, считая его слишком накладным. В действительности более частая замена ММ вначале приедет к тому, что со временем оно будет загрязняться намного медленнее, вернувшись к показателям, которые наблюдались во времена молодости силового агрегата.
Для старых сильно изношенных двигателей одной из наиболее характерных причин ускоренного потемнения смазки является попадание в масло продуктов сгорания, то есть картерных газов. Такая проблема легко диагностируется, поскольку этот процесс сопровождается появлением в подкапотном пространстве весьма специфического и узнаваемого запаха горелого ММ. Об этом же будет свидетельствовать и повышение его расхода, а также увеличение трат топлива.
Проблема лечится заменой поршневых колец, а в особо тяжёлых случаях – расточной гильз, которая позволяет придать им первоначальные нормативные размеры.
Еще один хороший способ не допустить преждевременного загрязнения смазки – регулярная её доливка при уменьшении уровня, пока не придёт пора регламентной замены.
Большинство опытных автовладельцев утверждает, что при использовании качественной смазочной жидкости оно начинает темнеть после достаточно весомых пробегов, порядка 7-10 тысяч километров. Если исходный показатель щёлочности высокий, при потемнении такого масла никаких деструктивных процессов в двигателе не происходит. Тёмный цвет в данном случае является свидетельством того, что смазке удалось вобрать в себя максимальное количество скопившихся на поверхности деталей мотора вредных отложений. Спешить с заменой не стоит, выполняйте это мероприятие в соответствии с рекомендованными датами.
Что можно предпринять?
- Чтобы быть уверенным в качестве смазывающей жидкости, лучше выбрать продукцию проверенных брендов. Наверняка она будет стоить дороже, но помните, что затраты на капремонт значительнее.
- Не стоит пренебрегать рекомендациями автоконцерна, выпустившего машину. В технической документации указывается, с какими характеристиками масло должно заливаться в силовой агрегат.
- Лучше не менять марку смазывающей жидкости без веских причин. Это может потребоваться, только если залитая не справляется со своими задачами.
- Периодически выполнять промывку мотора. Для этого применяются специальные составы. Их особенность – в повышенном содержании моющих присадок. Эта процедура обязательна при смене марки масла. Она позволяет удалять загрязнения и остатки старого состава.
- Не пренебрегайте регулярными заменами масла. Их следует выполнять в соответствии с регламентом производителя. Одновременно нужно сменить фильтры, провести необходимые регулировки функционирования систем.
Постепенное потемнение моторного масла – естественный процесс, который будет мало сказываться на рабочих характеристиках ДВС. Однако если почернение происходит стремительно и интенсивно, то стоит обратиться в автосервис для диагностики и выявления причины. Чтобы не навредить силовому агрегату авто, следует придерживаться рекомендаций производителя и выбирать смазывающую продукцию ответственных брендов.
Последствия длительной езды на чёрном масле
Корни заблуждения многих автомобилистов относительно цвета ММ, которое проявляется в виде неприятия чёрного цвета смазочной жидкости, следует искать в советском прошлом, когда качество масла напрямую ассоциировалось с его цветом, и это было справедливо. Но это было давно. Сегодня даже откровенный фальсификат имеет прозрачную консистенцию и светлый оттенок.
Если после длительной работы мотора масло потемнело слабо, это говорит либо о том, что двигатель не сильно загрязнён, либо о недостаточно высоком показателе щёлочности. В последнем случае смазочные свойства жидкости никоим образом не страдают, а вот очистительные откровенно недостаточны.
Тёмное ММ свидетельствует о том, что оно исправно выполняет очистительные функции, но функциональность такой смазки резко снижается. Если продолжать ездить на таком масле, оно уже не сможет смывать продукты загрязнения с поверхности деталей силового агрегата, содействуя утолщению слоя нагара на ключевых узлах двигателя.
Последствия почернения масла в двигателе
Вовремя диагностируем проблему
Сравнение свежего/с пробегом/старого масла
Чтобы понять, быстро ли темнеет ГСМ или, наоборот, сохраняет кристальную чистоту, необходимо регулярно оценивать его состояние с помощью масляного щупа. Проверка должна проводиться 1-2 раза в неделю для того, чтобы своевременно распознать неполадку.
Обратите внимание, что перед анализом цвета, консистенции и уровня смазывающего вещества необходимо протирать щуп только чистой ветошью. Попадание в рабочую зону нитевых волокон, катышек или прочего мусора приведет к быстрому загрязнению технической жидкости.
Рекомендации
Приобретать смазочные материалы следует только в специализированных магазинах. На плановый техосмотр лучше приезжать со своим маслом, предварительно проверив, не дает ли оно осадка.
Проверять уровень и состояние смазки по масляному щупу.
Можно периодически проверять состояние масла по методу «капельной пробы». Для этого потребуется пористая бумага (подойдет любая, даже кусочек газеты). После остывания двигателя нужно на бумагу капнуть смазочного вещества с масляного щупа. Нормальное масло должно расплыться по бумаге, образуя круги. А вот если оно образует густую черную каплю, то, значит, требуется его срочная замена.