Многие водители попадали в ситуацию, когда вечером с автомобилем все было в порядке, а утром он почему-то не захотел заводиться. При этом АКБ еще не успела «отжить свое», то есть с ней все в норме. Одна из явных причин – ток утечки аккумулятора автомобиля. Явление нормальное, и встречается на всех машинах, но должно соответствовать определенным нормам. Если допустимый предел превышен, АКБ станет терять заряд даже когда машина не эксплуатируется. Как итог – появятся сложности при пуске двигателя. Какая норма тока утечки аккумулятора автомобиля, от чего возникает, как выполняется проверка и как быть, когда выявлены отклонения – в статье.
Ток утечки может являться причиной быстрого разряда АКБ.
Что такое ток утечки и каким он бывает?
Начнем с конкретного примера. Допустим, у нас есть аккумуляторная батарея, лампочка и выключатель. Соберем из этого всего простейшую электрическую цепь, да таким образом, чтобы лампочкой можно было управлять при помощи выключателя. Теперь рассмотрим две ситуации — в одной лампочка будет включена, а в другой выключена.
Когда лампочка включена, то по цепи, естественно, течет электрический ток. Вопрос: можно ли назвать этот ток — током утечки? Не спешите с ответом. На самом деле не все так просто, каким оно кажется. С одной стороны, никакой утечки в данной ситуации нет, так как текущий по цепи ток, вроде бы, используется для выполнения полезной работы. Какая же тут утечка, если ток течет с пользой?
И тем не менее, утечка тока в данном случае имеется всегда. То есть, не вся энергия, которая берется из аккумулятора, тратится на полезную работу. И вот как раз то, что не тратится на полезную работу — это и есть, по своей сути, утечка. Утечка тока. Где же она? Куда утекает ток без пользы? А утечка тока в данном случае происходит в проводах, которыми соединены элементы цепи. Поскольку они имеют некое сопротивление, часть протекающего по ним тока бесполезно тратится на их нагрев. Это, в принципе, тоже работа. Но для нас она не полезная (и даже вредная).
Вторая ситуация — лампочка выключена при помощи выключателя. Можно ли при таком раскладе обнаружить ток утечки? Конечно же нет, если система исправна. А если выключатель неисправен? Например, в него попала соленая вода, и он даже в выключенном положении разрывает цепь не полностью. Лампочка, при этом, может светиться слабым накалом, либо не светиться вообще, но АКБ будет терять энергию впустую. Вот в такой ситуации мы имеем дело с самым настоящим током утечки. Он при описанных условиях протекает в нашей цепи.
А теперь немного усложним ситуацию. Вместо лампочки подключим в нашу цепь какую-нибудь электронику, работающую в двух режимах — основном и ждущем. В машине таким прибором является, например, магнитола. Когда мы выключаем потребитель такого рода, он переходит в так называемый спящий или ждущий режим. В этом режиме прибор потребляет энергию из аккумулятора, то есть в нашей цепи течет ток.
А теперь вопрос: это ток утечки? С одной стороны, вроде бы, да. Ведь в случае с магнитолой музыку мы в этот момент не слушаем, а значит, полезная для нас работа не выполняется. С другой стороны, ток, который многие называют утечкой, тратится магнитолой не на такую уж и бесполезную работу — хранение в памяти настроек, хода часов и так далее.
Так что же тогда такое ток утечки в автомобиле? А это ток, который протекает в цепи, но не тратится на выполнение полезной работы.
В случае с бытовыми электросетями в этом вопросе граница более четкая. В правильно организованных системах даже автомат специальный есть, который в случае утечки тока полностью отключает подачу питания.
Однако, когда рассматривается вопрос утечки тока в машинах, граница не такая четкая. В случае с автомобилями током утечки принято считать любой ток, который расходуется из аккумулятора во время стоянки. И это несмотря на то, что далеко не вся энергия растрачивается в таком режиме впустую.
Причины разряда батареи
В течение длительного периода бездействия заряд в агрегате должен сохраняться. Аккумулятор разряжается быстро тогда, когда к сети подключено большое количество разных устройств. Часто в таких ситуациях потери тока в машине намного выше допустимых значений.
Среди стандартных причин подобных неполадок можно выделить:
- Низкое качество старой проводки.
- Неправильное электрическое подключение.
- Грязные и окисленные контакты.
Как проверить утечку тока в автомобиле
Проверить общую утечку тока по линии 12 В машины очень просто: нужно включить мультиметр в режиме амперметра в разрыв между аккумулятором и остальной сетью автомобиля. Двигатель при этом должен быть заглушен и нельзя производить никаких манипуляций с зажиганием. Огромные пусковые токи стартера однозначно приведут к повреждению мультиметра и ожогам.
Это важно! Перед тем как приступать к работе с мультиметром, рекомендуется ознакомиться с обучающей статьёй по работе с прибором.
Рассмотрим процесс более детально:
- Отключаем зажигание и все дополнительные потребители.
- Добираемся до аккумулятора и с помощью подходящего гаечного ключа откручиваем у него минусовую клемму.
- Мультиметр переводим в режим амперметра постоянного тока. Ставим максимальный предел измерения. На большинстве типичных измерителей это либо 10, либо 20 А. Подключаем щупы в соответствующим образом промаркированные гнёзда. Учтите, что в режиме амперметра сопротивление «тестера» равно нулю, поэтому, если вы по привычке коснётесь щупами двух клемм батареи, то получите короткое замыкание.
Для измерения тока утечки необходимо включить мультиметр в режим измерения постоянного тока
Это важно! Не пользуйтесь разъёмом с надписью «FUSED». Этот вход мультиметра защищён плавким предохранителем, обычно на токи 200 или 500 мА. Ток утечки нам заранее неизвестен и может быть гораздо больше, что приведёт к выходу из строя предохранителя. Надпись «UNFUSED» говорит об отсутствии предохранителя в этой линии.
- Теперь подсоединяем щупы в разрыв: чёрный к минусу на батарее, красный – к «массе». Для некоторых старых измерителей полярность может играть важную роль, однако на цифровом приборе это не имеет значения.
- Смотрим на показания прибора. На картинке выше мы можем наблюдать результат в 70 мА, что вполне укладывается в норму. А вот здесь уже стоит задуматься, 230 мА – это много.
Если вся электронная аппаратура действительно отключена, то значение тока в 230 мА говорит о серьёзных проблемах
Важная тонкость: после замыкания бортовой цепи мультиметром, в первые пару минут ток утечки может быть весьма большим. Объясняется это тем, что обесточенные приборы только что получили питание и ещё не вошли в режим энергосбережения.
Плотно держите щупы на контактах и подождите до пяти минут (можно воспользоваться щупами с «крокодилами», чтобы обеспечить надёжное соединение на такое длительное время). Скорее всего, ток постепенно упадёт. Если же высокие значения остаются, проблема с электрооборудованием однозначно существует.
Нормальные значения токов утечки разнятся для различных ТС. Ориентировочно это 20-70 мА, но для старых автомобилей они могут быть ощутимо больше, равно как и для авто отечественного производства. Современные иномарки вообще могут потреблять на стоянке считанные единицы миллиампер. Лучше всего воспользоваться интернетом и выяснить, какие значения для вашей модели являются приемлемыми.
О чём следует помнить?
При проведении профилактических работ с аккумулятором советуем проверять ток утечки автомобильного аккумулятора. На современном автомобиле нормой является значение 15─75 мА при выключенных потребителях бортовой сети.
Если значение тока утечки значительно превышает норму, то как минимум следует обратиться за консультацией к автомобильному электрику. Если у вас есть тестер и навыки обращения с ним, то проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Советуем также прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора. В любом случае ток утечки, превышающий норму, нельзя игнорировать. Ведь это может закончиться не просто севшим аккумулятором, а ещё и возгоранием изношенной проводки. Будьте внимательны и удачи на дорогах! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.
Какой ток утечки — норма
В любом автомобиле присутствует минимальный ток утечки порядка 50-80 мА. Этот показатель зависит от многих факторов. В частности: состояния проводки, возраста аккумулятора и чистоты его клемм, а также температуры воздуха. Саморазряд АКБ в разомкнутой цепи допускается не более 1% в сутки, но учитывая, что он постоянно подключен к бортовой сети, то этот показатель может достигать до 4 процентов. Таким образом, допустимая утечка будет равна емкости умноженной на коэффициент 0,4.
Поскольку, кроме допустимой утечки тока аккумулятора на автомобиле, даже в состоянии покоя могут потреблять ток такие потребители как: сигнализация и иммобилайзер (20-25 мА), аудиосистема (3 мА), блок центрального замка и контролер ЭБУ (по 5 мА), то ток покоя будет значительно выше. Итого спровоцированной нормой тока утечки считается – 50-70 мА, а максимально допустимым значением – 80-90 мА.
Повышенный ток может возникать из-за: гнилой старой проводки (в большинстве случаев), замыкания в цепи через окислы, поврежденной изоляции проводов и неправильно подключённой сигнализации или магнитолы. Хотя небольшое потребление тока сигнализацией допустимо, поскольку это активное устройство и требует питание на радио-модуль, датчики объема/удара и светодиод.
Произвести расчет тока утечки в зависимости от саморазряда аккумулятора (для нового норма потери 0,5–1,0 % а для подержанного АКБ 1–1,7 %) и количества потребителей, которые даже в дежурном режиме потребляют энергию, поможет наш online-калькулятор нормальной (естественной) утечки тока покоя аккумулятора автомобиля.
Калькулятор расчета тока утечки в автомобиле
Превышенная норма тока утечки в автомобиле будет способствовать разряду аккумулятор во время стоянки. С причинами и проверкой утечки стоит разбираться отдельно. На начальном этапе главное понять, какая допустимая утечка и сколько миллиампер являются нормой для конкретного авто, поскольку потери будут зависеть от количества и наименования источников потребления энергии. Онлайн калькулятор, используя формулу — Емкость АКБ (А) * число k, поможет быстро подсчитать допустимый ток утечки.
Утечку тока стоит проверять как можно чаще, особенно в сырую погоду!
Аккумулятор и ток покоя, ток потребляемый стоящим авто
Lorderon
Мастер советчик
Предлагаю всем владельцам авто (любого) отписаться у кого сколько потребляет авто в ждущем режиме. Желательно написать какое оборудование стои штатное и не штатное (сигналки, подогреватели и пр.). Думаю всем будет полезно при отыскании виноватого “Кто посадил аккумулятор?”. С себя и начну.
Ток холостого – 0.17А. Думаю, что всё таки многовато. Прямо скажем не лучший результат. С утра проблемы с прокруткой двиг. Аккум VARTA Silver 77Ач.
Поправляю: Комплектация стандартная. ABS, ESP, Кондиционер. автомагнитола стоит штатная касетник и отдельно CD-проигрыватель. выключается кнопкой. Climatronic выключен. Правда стоит еще блок комфорта откючающий плавно свет и т.п. но думаю что это не он так как свет в салоне не включен.
VW Golf 4 2000 г.в. двиг. ATD 1.9 TDI. Добавлена Сигналка StarLine B9.
ДАШОУМЕНЯТАМТАКОЭ?!
Сигналка Cenmax Vigilant + магнитола Alpine CDE-9874, магнитола была подцеплена постоянно, минуя замок зажигания + активная антенна, паралельно магнитоле. Кушало все это 0.2А в режиме ожидания. при -25 -30 сажало аккум за сутки с небольшим.
Повесил управляющий сигнал магнитолы и антенну на провод зажигания(у меня нет АСС), ток снизился до 0.02А, считаю этот ток приемлемым
Cruser
Завсегдатай
Vaxa20
Самоделкин
Ток до 50мА= 0.05А считается нормальным на любой машине, привышение этого значения надо уже думать что работает не так как надо!
У Вас 170 мА по любому чтото потребляет много. Ток в 50мА полностью заряженый АКБ высадит до нуля за месяц -2 простоя зависит от емкости АКБ. в вашем случае хорошо если на неделю простоя хватит!Это полностью заряженного АКБ! Ищи те что потребляет иначе испортите АКБ.
И еще советую померить ток покоя не просто после закрытия машины а в течении хотябы 20мин, объясню, дело в том что на современных машинах стоят блоки комфорта которые могут потреблять некоторое время напряжения после закрытия всех дверей, также если некоторое время чтото в его цепи включено через примерно 15 мин он автоматически отключит эту нагрузку, и сам перейдет в спящий режим! Пример БМВ 535 2003гв после закрытия всех дверей кушает 2.5А, в течении 10-15сек потом ток падает до 0.5-0.7А (хотя все лампочки потушены) через 10 мин ток покоя становится всего 20мА, при ее полном варше и куче блоков управления!
На бывшем пасате ток покоя был 35мА, приотключении доп оборудования, сигналки магнитоллы и усилителя ток составлял всего 5мА.
Причины возникновения утечки
Утечки возникают по двум основным причинам: незапланированная работа оборудования авто, короткие замыкания положительных контактов на «массу». Оборудование автомобиля может оставаться включенным, если:
- это предусмотрено заводом-изготовителем (например, сигнализация и некоторые другие системы безопасности включены всегда);
- допущены ошибки при установке дополнительных устройств;
- отдельные узлы или детали электрооборудования неисправны;
- водитель забыл выключить осветительные приборы, обогрев или другие системы;
- электрооборудование включили третьи лица (часто это бывают дети, которые любят поиграть с кнопками).
Короткие замыкания могут возникать из-за износа изоляции, поломок некоторых механических деталей электрооборудования, ошибках при подключении к системе новых устройств. Помимо очень быстрого разряда, короткие замыкания создают опасность возгорания, что требует немедленной локализации, устранения подобных неисправностей.
Саморазряд АКБ
Протечка, это и причина и следствие саморазряда АКБ — процесс может быть как:
- Спровоцированный саморазряд. Вызывается токопотерей вследствие короткого замыкания, неправильного подключения оборудования или его неисправностей.
- Эксплуатационный. Вызывается внешним замыканием клемм АКБ через слои загрязнений на корпусе (пыль, грязь, технические жидкости).
- Электролитный. Вызывается внутренним замыканием клемм АКБ через осевшие на дно продукты химических реакций («шлам» – частицы окисленного свинца).
- Естественный. Деградация пластин и электролита АКБ при длительном простое или в процессе эксплуатации.
Критичным значением саморазряда называется потеря более 2,5% емкости за сутки простоя. В норме аккумулятор за этот период должен терять не больше 0,5-1%.
Через магнитолу
Утечка электрического тока через магнитолу обычно возникает не из-за неисправности самого магнитофона (хотя иногда такое тоже бывает), а из-за неисправности проводки, подключенной к устройству. При этом появление дефектов проводки может возникать как по естественным причинам, так и из-за нарушения правил подключения магнитофона.
Автосигнализация
Охранное устройство автомобиля должно работать, когда все другие блоки отдыхают. Сигнализация также часто является причиной этого явления. Она и в нормальном состоянии может потреблять до 200 миллиампер тока, это тоже включается в утечку.
В хороших сигнализациях с обратной связью присутствует приемопередатчик, который может периодически связываться с брелоком, есть системы геопозиционирования, GSM и т.д. Сейчас производители автомобильных сигнализаций (например, PANDORA) своей целью ставят минимизацию тока потребления автосигнализаций в режиме охраны. Есть модели, где такой ток менее 20 миллиампер.
Стартер
Исправный стартер не потребляет ток во время стоянки, хотя на него также постоянно подается напряжение питания.
Токи утечки, связанные с влажностью, загрязнением контактов
В реальных условиях эксплуатации автомобиля, особенно в холодное время года, на токоведущие проводники, контакты, разъемы попадает влага с различными примесями. Появляются токи электролиза.
О присутствии этого паразитного процесса свидетельствует зеленоватый и белый налет на контактах, проводах, клеммах, разъемах, словом там, куда добралась соль, кислота, щелочь и влага.
Электролиз не возможен без тока. Иногда токи утечки по этой причине достигают 0,5 Ампера (500 миллиампер) и более. Если электропроводка ухожена, обработана специальными составами, то утечка по этой причине обычно не превышает 5 миллиампер.
Монтажный блок
Если все предохранители проверены, но тестер всё также определяет утечку тока, причина находится в области, незащищённой предохранителями: генераторе, стартере либо системе зажигания. Для этого необходимо отключить провода от этих систем и провести тщательную проверку. Также не стоит забывать, что автомобиль может быть оснащен самостоятельно установленными устройствами, которые без использования предохранителей подключены к цепи замка зажигания.
Далее нужно проверить всю проводку: если обнаружится подозрительная ее часть, необходимо «прозванивать» провода на предмет целостности состояния и искать замыкание. Эти действия нужно выполнять с помощью того же мультиметра, только установленного в иной режим – омметра. Данный режим позволит наблюдать сопротивление провода.
Проверить генератор. Чтобы это сделать, необходимо мультиметр установить в режим вольтметра, подсоединив параллельно приборам. Производить замер напряжения следует только при работе двигателя, включённых габаритах и подфарниках. В норме показатель напряжение равен 13,5–14 В.
Блоки ABS, управления кузовом, климат-контроля и другие
Общее потребление этих блоков (исправных) не более 10 миллиампер.
Большой ток утечки аккумулятора — проблемы
Большим током утечки, при котором требуется непременно найти проблемную точку, считают величину в 0,5 А. Потеря в пол-ампера за десять часов поглотит 5 А/ч, а оставленный на 4 суток автомобиль разрядится в ноль. Поэтому на длительную стоянку автомобиль оставляют с разомкнутой цепью.
Если в авто есть проблемный узел, в котором создается ток утечки, там обязательно начнется разогрев в транзисторе или микросхеме. Блок выйдет из строя. При утечке тока по проводнику не наступит возгорания, но может повредиться изоляция. Это и приведет к замыканию, интенсивному разогреванию в месте контакта и пожару.
Как найти утечку тока на аккумуляторе без прибора? В темное время суток остановить авто, открыть капот, закрыть дверь, но охрану не подключать. Снять провод с положительной клеммы и подождать 5 минут. Снова подключить клемму аккумулятора. Если искра проскочит мощная – утечка есть. Небольшое искрение – процесс естественный. Дальше следует измерить показатели и определить проблемное место.
Абсолютно точный признак утечки тока без измерения – за неделю стоянки свежий аккумулятор полностью разряжается.
Как происходит разрядка батареи?
Ускоренный разряд аккумулятора возникает в случае превышения указанного значения в несколько раз. Если норма будет превышена незначительно (до 0,1–0,5 А), автолюбитель не заметит проблемы и спокойно продолжит эксплуатацию авто, хотя срок службы источника питания станет незаметно сокращаться.
Когда потребление каким-либо электроприбором вызовет повышение тока в цепи от 1 до 10 А, аккумулятор начнет разряжаться очень быстро – буквально за ночь. Почему автомобильное оборудование «тянет» из батареи электроэнергию в состоянии покоя:
- В подавляющем большинстве случаев (около 90%) причиной ускоренной разрядки становится неквалифицированное вмешательство в электрическую схему машины. Сюда относится установка и неправильное подключение нештатных приборов – усилителей, сабвуферов, стеклоподъемников, противотуманных фар и дополнительных обогревателей.
- На автомобилях с большим пробегом (свыше 200 тыс. км) нередко возникают неполадки силового оборудования – генератора либо стартера. В результате обмотки указанных агрегатов становятся потребителями энергии.
- Залипание контактов одного либо нескольких реле, включающих силовые цепи, например, подогревателя стекла или сиденья.
Если вы столкнулись с ситуацией, когда требуется ежедневная подзарядка вполне исправного источника питания, необходимо измерить ток утечки аккумулятора и сопоставить показания с нормой. В случае превышения попытайтесь найти источник проблемы описанными ниже способами.
Важное замечание. Короткое замыкание электропроводки на кузовные детали машины вследствие нарушения изоляции не относится к утечкам.
Такая неисправность проявляется иначе – слышен запах горелого пластика, виднеется дым и искры, затем проводник перегорает или вызывает пожар. За столь короткий промежуток времени аккумуляторная батарея не успевает разрядиться «в ноль».
Дополнительные признаки
Если под рукой нет мультиметра, наличие утечки тока можно оценить в темное время суток визуально. Для этого необходимо выключить зажигание, всё электрооборудование, открыть капот, закрыть автомобиль, не включая автосигнализацию на охрану.
Далее необходимо отключить положительную клемму АКБ, подождать минут пять. После этого необходимо подключить клемму аккумуляторной батареи. Если в момент подключения клеммы будет образовываться большая искра, утечка, скорее всего, есть.
Примечание: искра будет в любом случае, так как во время подключения клеммы может временно включаться дежурное освещение, сигнализация.
Такую проверку можно сделать, если есть главный признак утечки тока: разряд АКБ после непродолжительной стоянки. Считается критическим, если достаточно свежий аккумулятор разряжается через одну неделю стоянки. Проверить это удается не всегда, так как авто находится в постоянной эксплуатации.
Видео — как померить ток утечки в автомобиле мультиметром:
Еще один признак – наличие посторонних шумов, тресков, жужжаний, искрений в автомобиле при выключенном электрооборудовании.
Наличие посторонних запахов с привкусом дыма при посадке в авто утром после стоянки – серьезный признак неисправности. Если в автомобиле есть большая утечка тока, то согласно законам сохранения энергии она может проявить себя в виде механической, тепловой или световой энергии.
К сожалению, такими методами найти истинную причину практически невозможно. Необходимо прибегнуть к помощи мультиметра. Автоэлектрики выявление причин и устранение утечки тока в автомобиле относят к сложным ремонтным работам.
Подключение прибора
Каждому автовладельцу необходимо знать, какой ток утечки должен быть в автомобиле. Перед определением потерь тока прибор необходимо подключить к сети. Устройства, потребляющие заряд батареи, нужно отключить. Мультиметр подключается к системе:
- Извлекается кабель от положительного выхода батареи.
- Один контакт мультиметра подключается к плюсу аккумулятора.
- Второй контакт подсоединяется к выключенному из сети проводу.
Нельзя подключать устройство к плюсу и минусу батареи одновременно — это может вызвать короткое замыкание. С автомашиной все будет в порядке, но предохранитель быстро сгорит. Если все подключено правильно, на дисплее отображается показатель электрического тока, который постоянно проходит через электрическое устройство.
Если допустимая потеря электричества в машине ниже результата измерений, следует продолжить поиск причины утечки.
Как избежать утечек тока в электросети автомобиля
Проблемы с электрической сетью автомобиля очень сложные, поэтому лучше минимизировать вероятность их возникновения. Для этого рекомендуется соблюдать несколько простых правил:
Следите за чистотой, как в самом автомобиле, так и в местах электрических соединений. Особенно важно, чтобы чистыми оставались клеммы и контакты;
- Чтобы минимизировать вероятность возникновения окислов на проводах и в местах соединений, рекомендуется смазывать 1-2 раза в год пластичной смазкой фишки и соединения, также рекомендуется смазать клеммы аккумулятора;
- Выполняйте установку новых приборов в электрическую сеть автомобиля только в проверенных сервисных центрах. Если работа проводится самостоятельно, уделяйте внимание электрической разводке автомобиля, которую можно найти в книге по эксплуатации машины;
- Если перегорел один из предохранителей, обязательно выполните диагностику цепи, за которую он отвечал. Чаще всего причиной перегорания предохранителей является короткое замыкание в цепи;
- Следите за проводами. Не допускайте, чтобы они “болтались” по салону или под капотом. Обращайте внимание на достаточную изоляцию проводов, особенно тех, которые касаются металлических элементов кузова автомобиля;
- Выполняя ремонтные работы, не забывайте о проводах. Обращайте внимание, чтобы после работы они не были зажаты и не находились на греющихся элементах.
Соблюдая эти простые правила, можно избежать возникновения проблем с проводкой, поиск и решение которых может затребовать немало усилий и средств.
Как измерить ток утечки мультиметром?
Схема подключения мультиметра для измерения тока утечки
Для измерения утечки тока из АКБ вашего автомобиля вам потребуется три вещи – мультиметр, ключ на 10 и резиновые перчатки. Порядок действий следующий:
- заглушите авто, выключите всю электронику в салоне (все лампочки в салоне, багажнике, бардачке, прикуриватель, магнитолу);
- выньте ключи из зажигания, опустите стекла (чтобы был доступ в салон без ключа);
- закройте все двери.
- подождите минут 10-15 пока обнулится все статическое напряжение в электросети.
- откройте капот и при помощи ключа скиньте минусовую клемму с АКБ.
- установите мультиметр в режим измерения тока и подключите один щуп к минусу аккумулятора, а второй к клемме, прибор должен показать вам определенное значение – это и будет ток утечки АКБ.
Важно: не подключайте мультиметр к плюсу обоими щупами. Это может привести к короткому замыканию и перегоранию предохранителя мультиметра.
Лайфхак: как проверить мультиметром утечку тока в автомобиле
Утром при попытке завести машину вместо привычного урчания стартера услышали одинокие щелчки втягивающего реле и слабый гул обмоток? Или, может быть, не услышали вообще ничего? Если стартер и аккумулятор исправны, то причина – утечка тока.
К сожалению, утечку чаще всего обнаруживают довольно поздно, к этому моменту остаточного заряда АКБ уже не хватает для запуска двигателя. Приглашаем узнать больше об этой проблеме, способах ее диагностирования и устранения.
Как найти и устранить дефект
К сожалению, найти и устранить электрическую утечку не так легко, как кажется. Сложностей здесь несколько:
- Единственный надежный «симптом», указывающий на наличие дефекта — это быстрая разрядка аккумуляторных батарей . Однако в случае небольшой утечки разрядка АКБ может происходить достаточно медленно, что значительно усложняет диагностику.
- Также следует обратить внимание, что при наличии этого дефекта машина далеко не всегда бьет током, поскольку сила тока может быть достаточно низкой (то есть человек не почувствует его при прикосновении к авто).
- Источником неисправности может служить множество элементов сети — проводка, сам аккумулятор, генератор и так далее. Также «забирать» ток могут дополнительные приборы, подключенные к сети (например, сигнализация).
- При этом никакого единого алгоритма починки нет. После установления источника неисправности Вам придется самостоятельно искать, почему же этот прибор работает неправильно. В ряде случаев сделать это бывает непросто.
Как проверить аккумулятор мультиметром
Для диагностики машины обычно применяется небольшое компактное устройство мультиметр. Измеритель емкости, позволяет определить параметры электрического тока на данном участке цепи. Перед проведением замеров обязательно обесточьте всю электронную аппаратуру (сигнализация, магнитофон + скрытая аппаратура в бардачке и под капотом).
После этого откройте капот и закрепите его. Не забудьте закрыть двери авто (окна при этом рекомендуется оставить открытыми, поскольку при проведении замеров иногда срабатывает центральный замок).
Теперь можно приступать к проведению замеров:
- С отрицательного полюса АКБ снимите провод и положите его рядом (он Вам вскоре пригодится). Выставите на мультиметре значение «10 ампер». С помощью одного щупа-крокодила соедините мультиметр с АКБ, с помощью другого щупа соедините мультиметр с проводом от АКБ (не перепутайте полярность).
- Обратите внимание на циферблат мультиметра — там должно появиться число (это сила тока, проходящего через данный участок цепи). В норме это число должно находиться в пределах от 0,01 до 0,03 — если же показатель сильно отклоняется от данных значений, то это значит, что в сети есть утечка (обычно это указывает на поломку самого АКБ либо повреждение проводки).
- После тестирования системы обязательно выполните проверку всех электронных устройств. Для этого по одному подключите приборы к электросети и выполните замеры тока мультиметром согласно инструкции выше. Если после подключения какого-либо устройства вдруг резко вырос ток, то это значит, что этот прибор работает с утечкой.
- В конце также рекомендуется измерить силу тока на генераторе. Для этого на мультиметре выставите режим, который используется для измерения напряжения. Потом подключите мультиметр к аккумулятору, заведите мотор автомобиля, включите фары и обогреватель — в норме Вы должны получить значение от 12 до 14 вольт. Отклонение от нормы указывает на наличие утечки.
Способ устранения утечки напрямую зависит от причин появления этого дефекта. Например, в случае неисправного аккумулятора рекомендуется приобрести и поставить новую батарею. Если же из строя вышла проводка, нужно найти поврежденный участок и выполнить его ремонт.
А при чем тут работа генератора
Генератор отвечает за восполнение заряда АКБ и в норме должен удерживать ток на одном уровне и сам может создавать проблемы. Во-первых, при недостаточной мощности или технической поломке, из-за недостаточного натяжения приводного ремня, генератор не может выдавать нужное напряжение. Его неисправность сказывается на стабильности работы бортовой электрики. Во-вторых, избыточное напряжение, созданное генератором, может ускорить износ других элементов электрооборудования, включая АКБ.
При пробое диодного моста генератора и замыкании его обмоток он сам может превратиться из источника электричества в потребитель и способствует еще большим протечкам и после того, как аккумулятор отдаст весь заряд, автомобиль потеряет работоспособность.
Электрооборудование, это одна из базовых систем автомобиля, от исправной и стабильной работы которой во много зависит удобство и безопасность всех систем.
Протечки в бортовой электросети автомобилей, это одна из самых распространенных проблем. Их нельзя игнорировать, ведь со временем это может привести к серьезным поломкам.
Вовремя проводите диагностику электрооборудования на своей машине.
Обратный ток диодного моста
В свое время это было основной причиной чрезмерного разряда аккумуляторов – генератор оставался единственным устройством, прямо связанным с АКБ после отключения зажигания. Автомобильный генератор – это трехфазная (реже-четырехфазная) машина переменного тока, который для использования в бортовой сети необходимо выпрямить. За это отвечает диодный мост – характерная «подкова» из мощных полупроводниковых диодов, которая в цепи автомобиля включена между статорными обмотками и аккумулятором.
Идеальный полупроводниковый диод проводит ток в одном направлении, на этом основано их использование в выпрямителях переменного тока. Но на практике у диода есть и обратный ток – будучи подключенным к аккумулятору диодный мост медленно высаживает аккумулятор на статорные обмотки. В норме обратный ток диода составляет несколько миллиампер, с учетом того, что в мосту их несколько, нормальным обратным током сборки считается 20-40 мА.
Однако полупроводники со временем деградируют, что приводит к изменению параметров диода, включая и рост обратного тока. Так утечки могут вырасти в разы – а постоянная нагрузка в сотню-две миллиампер.
Какие автомобили больше подвержены проблеме
В большей степени подвержены нарушениям в электроснабжении автомобили производства ВАЗ. Проблема возникает не просто так, а на фоне безграмотных решений разработчиков.
Одно из них касается системы питания машины, которая сформирована далеко не идеально. Из-за чего даже без запущенного двигателя АКБ продолжает терять чрезмерные объемы электроэнергии. Однако в новых моделях автомобилей уровня Гранты данное упущение было исключено.
Еще одна категория опасности включает в себя старые иномарки, в которых размещается большое количество электроники. Проблема та же – отсутствие адекватной системы расходования энергии.
Почему падает напряжение?
Чтобы знать, как увеличить напряжение в электроцепи авто, необходимо разобраться в причинах:
- Неисправность аккумулятора — как показывает практика, это одна из распространенных причин. Чтобы аккумулятор после стоянки смог восполнить свой заряд, на машине необходимо проехать около 20 минут. Но если батарея разряжается по определенным причинам (к примеру, из-за сульфатации пластин или из-за нехватки электролита), то такой метод восполнения заряда не поможет. Необходимо точно выявить причину, по которой батарея не держит заряд и ликвидировать ее — восполнить уровень электролита, а иногда просто зарядить ее. Если поняли, что АКБ уже восстановить нельзя, то лучше заменить.
- Генератор. Некорректная работа генератора может привести к неполадкам в работе бортовой сети. Перед тем, как напряжение в проводке повысить, нужно выявить причину неправильной работы генераторного узла.
- Утечка тока. Иногда бывает такое, что обрыв в электроцепи приводит к утечке тока. Для ликвидации проблемы необходимо выявить точное место утечки и устранить обрыв.
- Использование оборудования, которое не подходит. Если номинал используемых электроприборов не соответствует тому, который установил производитель, это приведет к падению напряжения. Если используете мощные лампы освещения либо множество различных гаджетов, на применение которых аккумулятор не рассчитан, это станет причиной падения напряжения. АКБ будет выдавать необходимый для нормальной работы ламп света или электронных устройств заряд, при этом он не будет успевать восполняться.
avtoexperts.ru
Знакомая многим ситуация. С приходом минусовых температур запуск двигателя на холодную становится настоящей проблемой. Аккумулятор, который еще вчера был исправным, сегодня еле прокручивает стартер, либо вообще не отзывается на поворот ключа зажигания. Значит по какой-то причине аккумуляторная батарея разрядилась.
Причины разрядки аккумулятора
Это может быть неисправный генератор, перетертая проводка, не натянутый приводной ремень генератора, отказ реле-регулятора, неисправность самой батареи, либо забытые на ночь потребители. Но основной и частой причиной, разряженного аккумулятора, является большая величина утечки тока в цепях электрооборудования автомобиля.
Зачастую данная проблема возникает в каком-либо электронном приборе из дополнительного оборудования, наличие которого становится все больше в современных авто. Также питание к этому нештатному оборудованию выполняется самостоятельно, часто без надлежащей защиты проводки, где нередко возникают короткие замыкания.
Если же причину утечки не установить и ликвидировать (зачастую автовладельцы покупают новую батарею, считая, что старая уже выходила свой ресурс, либо неисправна), то не помогут никакие новые аккумуляторы, так как они также быстро разрядятся.
Следовательно, при быстром разряде батареи рекомендуется сразу, не откладывая на спасительное потом, найти и устранить проблему разрядки аккумулятора своими руками, либо обратиться за помощью в автосервис. Это вызвано тем, что помимо проблем с запуском, есть вероятность короткого замыкания, выхода из строя оборудования (которое совсем не дешево), а также возможность и возгорания автомобиля.
Почему важно знать величину тока утечки в автомобиле
При температуре наружного воздуха порядка -10 -15 градусов Цельсия пусковой ток стартера составляет порядка 276-280А. а при прогреве двигателя стартеру будет достаточно и 180-200А. Поэтому, если пусковой ток аккумулятора составляет порядка 450А, а батарея наполовину разряжена, то уменьшается и величина пускового тока, и при минусовой температуре она способна отдать ток лишь на одну две попытки запуска двигателя стартером. Далее, как правило, водитель услышит треск втягивающего реле, что подскажет о том, что батарея полностью разряжена и уже не в состоянии проворачивать стартер.
Плюс к этому любой свинцовой-кислотный аккумулятор имеет просадку при минусовых температурах, то есть теряет часть своих стартерных характеристик. Скажем даже исправная батарея имеющая пусковой ток 600А, простояв на морозе ночь будет иметь ток порядка 400А. Если вдобавок к этому имеется повышенный ток утечки, то аккумулятор может разрядится буквально за сутки.
Почему считается нормой потребление тока утечки до 0.05 -0.06А?
Основные потребители тока в покое:
• ЭБУ потребляет в покое 0.03А
• Блок сигнализации – 0.02А
• Магнитола — 0.01А (при правильном подключении питания)
Допускается потребление тока утечки до 0.08А (80мА) при наличии нештатного оборудования (видеорегистратор, навигатор и пр.).
Приборы для проверки тока утечки:
Порядок замера:
Мультиметр (тестер) – один провод прибора устанавливаем в гнездо «минус» (черный провод), второй в гнездо проверки постоянного тока 10А, а указатель прибора переводим в сектор «10А». В данном положении гнезд проводов нельзя касаться ими клемм батареи (плюсу и минусу), во избежание короткого замыкания.
• Выключается зажигание, закрываются все двери, багажник;
• Снимается клемма «минус» с аккумуляторной батареи;
• Провода мультиметра устанавливаются в разрыв между выводом батареи и снятой минусовой клеммой;
• После подсоединения выводов тестера его показания могут быть завышены, так как электронные приборы должны будут уйти в спящий режим;
• По истечении порядка 2-5-7 минут. Показания сбросятся до реальных значений утечки тока в цепях авто;
• Нормой при этом считается потребление тока порядка 0.03 – 0.05 А;
• Повышенные показания тока «подскажут» что в цепи есть элемент, потребляющий большой ток при выключенном зажигании;
Токовые клещи – не снимая клемму с батареи (что очень удобно, так как не стирается память электронных устройств), защелкиваем их разъем на минусовом проводе, ставим прибор в положение измерение постоянного тока и смотрим на показания прибора.
Принцип подключения потребителей тока к бортовой сети
Электроток будет течь по проводнику, только если замкнуть электроцепь. Потребление электричества должно быть штатным — клемма аккумулятора «плюс»—потребитель—клемма «минус», при этом цепь не должна разрываться. В качестве примера мы привели простейшую схему. В вашей машине потребители подсоединены к схеме, сложность которой в несколько раз выше. Поэтому непрофессиональному автоэлектрику будет трудно понять все нюансы.
Как выполнить проверку утечки тока в автомобиле? Ориентируйтесь на расположенное выше изображение. На нем вы можете увидеть, что есть единый «минус» у лампы и клеммы 85 реле, обычно он соединяется с «массой» (кузов).
При этом на положительном проводе установлен выключатель, размыкающий цепь. Когда контакты выключателя замыкаются, электричество идет через катушку реле, которая подсоединена к 85-му и 86-му контактам. За счет электромагнитного поля катушка начинает замыкать 87-й и 30-й контакты, а электроток идет через лампы.
Описанная схема стандартная для большинства транспортных средств. Однако обычно цепь размыкает дополнительный выключатель — замок зажигания, при этом плавкий предохранитель бывает врезан в положительный провод. Чтобы было удобнее, один или два монтажных блока объединяют в себе реле с предохранителями. Зная это, вы не испытаете шок, когда увидите множество жгутов проводки. А также сможете, подразделив огромное количество объединенных цепей на мини-схемы, провести проверку утечки тока в автомобиле клещами.
Часть автоприборов объединяются в общие сети. Вообразите, что это — один потребитель, но просто разросшийся в пространстве. Выявлена утечка тока в автомобиле после проверки? Причина — разные цепи подключаются друг к другу или же к «массе» машины по причине того, что изоляция проводки пришла в негодность. Также утечка может происходить из-за «мостов» электротока, которые появляются из-за грязи.
Пара советов от бывалых автолюбителей
Совет 1.
Необязательно производить замеры утечки по «минусовому» выводу, протестировать бортовую сеть можно и по «плюсовому».
Алгоритм действий примерно тот же – отсоединяется клеммник от «плюсовой» клеммы АКБ.
К ним подсоединяются щупы и производится замер. Но если при замере на «минусовой» вывод полярность подключения прибора неважна, то при проверке по «плюсу» важно правильно подсоединить прибор – «минусовой» щуп прибора подсоединяется только в клеммнику с проводом, а «плюсовой» щуп – к клемме АКБ.
Здесь важно не перепутать полярность, иначе можно испортить прибор.
Совет 2.
Перед проведением замеров лучше окна в авто открыть, да и не стоит ключи оставлять в зажигании.
Дело в том, что при отключении клеммника от АКБ возможно срабатывание центрального замка, в результате чего авто закроется.
Открытые окна и ключи в кармане позволят избежать такой неприятности, как закрытый автомобиль с ключами внутри.
Как подключить мультиметр
Прежде чем начать поиск утечки тока в автомобиле, нужно правильно подключить прибор к бортовой сети. Что касается потребителей электричества от аккумулятора, их лучше по возможности отключить. Для проведения измерений амперметр включают в разрыв цепи. Чтобы получить такой разрыв, с плюсовой клеммы АКБ снимают провод. Затем подключают один контакт амперметра к плюсу аккумулятора. А второй – к только что снятому проводу.