Все круги термостата: признаки неисправности и что делать 

Любой двигатель при работе требует охлаждения. Для этого в блоке есть специальные каналы, а снаружи предусмотрен термостат. Вся система соединяется патрубками. Циркуляция охлаждающей жидкости обеспечивается специальным водяным насосом. В народе его называют помпой. Но еще не все. Чтобы мотор быстро прогревался, часть жидкости принудительно «отсекается» и не циркулирует определенное время. Чтобы управлять потоками ОЖ, используется термостат. Признаки неисправности его и устройство – далее в нашей статье.

Как это работает?

В любом двигателе используется два контура:

В обоих находится охлаждающая жидкость. Однако, после старта двигателя, она нагревается только по «малому» кругу. Так мотор быстрее наберет свою рабочую температуру, которая, как известно, составляет 80-90 градусов Цельсия. Малый круг – это теплообменник печки и непосредственно сам двигатель. Ко второму контуру относят радиатор с патрубками, который имеет большую площадь охлаждения. Находится этот радиатор перед двигателем. Дополнительно забор воздуха обеспечивает специальная крыльчатка. Это может быть вискомуфта либо электровентилятор. Но работа этих элементов уже не зависит от термостата (здесь задействуется температурный датчик или приводной ремень коленчатого вала).

Как видите, устройство имеет простой принцип работы. Однако и этот механизм иногда дает сбои. Признаки неисправности термостата, на «Рено Логан» установленного, всегда сопровождаются перегревом. Но обо всем по порядку. Итак, ниже рассмотрим основные симптомы и признаки неисправности термостата.

«Логан» 1.6 имеет медный термостат. Его срок службы довольно большой (10 и более лет). Но при его неисправностях не стоит медлить с заменой.

Принцип работы и функции термостата

Чтобы уверенно пользоваться предложенными в статье методиками диагностики термостата, придётся кое в чём разобраться. А именно:

  1. Как работает термостат?
  2. Зачем он вообще нужен?
  3. Как выполняет свои функции в исправном состоянии?

Работает термостат крайне просто. Он представляет собой клапан, который открывается или закрывается при достижении охлаждающей жидкостью определенных температур. Когда антифриз холодный — термостат закрыт. При температуре выше 80 °C (зависит от двигателя) — открывается. Срабатывает это за счёт того, что внутри детали есть специальная капсула, содержащая сильно расширяющуюся от нагрева смесь (на основе воска). Когда она нагревается, её объем увеличивается, капсула давит на шток и, преодолевая сопротивление пружины, открывает клапан.

Теперь разберёмся вкратце — зачем нужен термостат и какие функции на него возложены. Для этого рассмотрим устройство системы охлаждения автомобильного двигателя в упрощённом виде. А состоит она из двух контуров:

  1. Малый контур — включает «водяную рубашку» двигателя, а также радиатор, который используется для работы печки в салоне машины.
  2. Большой контур — включает всё вышеперечисленное, плюс основной радиатор и расширительный бачок.

Термостат же установлен в системе таким образом, чтобы разделять или сообщать эти два контура в нужный момент. Когда мотор ещё холодный или вышел лишь на нормальную рабочую температуру – клапан полностью закрыт. Охлаждающая жидкость циркулирует только по малому контуру. За счёт этого двигатель быстрее прогревается. Кроме того, раньше можно включать печку для обогрева салона автомобиля в зимнее время.

Когда же температура охлаждающей жидкости достигает критически высокой температуры, термостат по описанному выше принципу начинает приоткрываться. Часть горячего антифриза поступает в основной радиатор, где происходит её охлаждение. В малый контур, тем временем, течёт холодная (или охлаждённая) жидкость. Когда температура в малом контуре снижается, термостат закрывается. За счёт этого постоянно поддерживается номинальная рабочая температура двигателя.

Следует отметить, что клапан термостата необязательно открывается или закрывается полностью. Он срабатывает по мере увеличения или понижения температуры охлаждающей жидкости, и в соответствии с этим изменяет свою пропускную способность. Эта особенность позволяет добиться более плавной терморегуляции, за счёт чего в системе не происходит резких скачков температуры.

Подведём промежуточные итоги. Термостат нужен для того, чтобы:

  • холодный двигатель быстрее выходил на рабочую температуру;
  • раньше можно было пользоваться печкой в салоне;
  • температура охлаждающей жидкости поддерживалась на нужном уровне;
  • в случае перегрева понизить температуру в малом контуре, сбросив часть антифриза на охлаждение в основной радиатор.

То есть, если бы термостата не было — двигатель долго бы прогревался, а зимой вообще не выходил бы на рабочую температуру. Чтобы устранить эту проблему, пришлось бы уменьшать объём системы охлаждения. Но в этом случае двигатель будет быстро перегреваться и закипать. Это важно понимать, так как на этом основывается часть описанной ниже диагностики.

Мотор не прогревается до рабочих температур

Как ни странно, но это тоже частые признаки неисправности термостата. «Калина» тоже подвержена такому явлению. Если клапан заклинивает в открытом положении, жидкость постоянно циркулирует по большому кругу. Машина будет долго прогреваться.

Даже на ходу температура двигателя не превысит отметки в 60 градусов. Как видите, перегрев – это не основные признаки неисправности термостата. ВАЗ классических моделей не является тому исключением. Мотор должен работать в своем диапазоне. В противном случае, меняется вязкость масла, свойства пленки и зазоры на клапанах. Двигатель подвергается повышенным нагрузкам.

Как проверить термостат не снимая его с машины

Проверить работу устройства, без его снятия можно только условно. Исключением могут быть только случаи, когда его заклинило. В подобной ситуации вывод об исправности термостата можно осуществить, проверив температуру патрубков, период за который совершился прогрев и датчику температуры.

Для проверки следует включить двигатель и подождать 2 минуты, затем потрогать шланг, идущий от термостата к радиатору. За это время клапан еще не срабатывает и шланг должен быть холодным. Если он горячий – в клапане есть какие-либо неполадки, и когда спустя какое-то время шланг не становится горячим – клапан заклинило и следует чинить устройство.

Профессионально проверить термостат способы только специалисты. Если возникают нарекания на работу двигателя, лучше будет обратиться к опытным работникам и своевременно устранить проблему.

Симптомы неисправности термостата автомобиля

Учитывая малое количество функций, которые возложены на термостат, определить его неисправность довольно просто. О том, что термостат автомобиля полностью вышел из строя или частично не справляется с возложенными на него задачами, свидетельствует следующее:

Двигатель автомобиля медленно прогревается до рабочей температуры или часто происходит его перегрев;

  • После старта холодного двигателя нижний патрубок радиатора становится теплым за 2-3 минуты или даже быстрее;
  • В момент разгона стрелка температуры двигателя резко опускается, а в момент остановки и работы мотора на холостых оборотах, она вновь поднимается;
  • Мотор прогрет, но нижний патрубок остается холодным, при этом мотор начинает закипать.
  • Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что если имеются проблемы с охлаждением мотора, необходимо первым делом обратить внимание на правильную работу термостата.

Проверка без демонтажа

По факту снимать термостат нужно в ситуации, когда он точно неисправен, и требуется замена.

Пытаться отремонтировать этот узел практически бессмысленно. Проще приобрести новый, наверняка рабочий, подходящий конкретно для вашего автомобиля.

Проверка без демонтажа выполняется очень просто:

  • сначала запустите двигатель на холостых;
  • дайте поработать около 2 минут;
  • перемещайтесь к подкапотному пространству;
  • нащупайте шланг, который идет от радиатора на термостат;
  • пока датчик не сработает, этот патрубок будет холодным;
  • после прогрева ДВС до рабочей температуры термостат должен сработать;
  • после этого патрубок начнет греться.

Заранее стоит посмотреть в руководство по эксплуатации, чтобы узнать точную температуру срабатывания датчика конкретно на вашем авто. Для разных машин показатели разные.

Если после прогрева патрубок большого круга циркуляции остается холодным, клапан не сработал, устройство заклинило. Также есть проблема, если сразу после запуска шланг начал нагреваться.

Параллельно проверьте новый купленный узел. Для этого можно обойтись без профессионального инструмента и дистанционного термометра. Но измеритель температуры, рассчитанный на температуру нагрева ДВС, вам нужен.

Суть проверки предельно простая. Нужно набрать холодную воду в емкость, погрузить в нее полностью деталь. Затем начинайте постепенный нагрев. Следите за тем, чтобы при достижении воды температуры срабатывания термостата элемент сработал, и клапан поменял свое положение. Если этого не происходит, деталь нужно вернуть продавцу.

Крайне важно выбрать термостат именно с такой температурой срабатывания, которая предусмотрена характеристиками вашего двигателя.

Рассматриваемый элемент системы охлаждения может выйти из строя по разным причинам. Это заводской брак, естественный износ, имеющиеся проблемы в системе охлаждения, неправильно подобранный или старый антифриз , и многое другое.

Приходилось ли вам сталкиваться с подобными проблемами? Насколько легко или трудно было их устранить самостоятельно? Делитесь своими историями и мнением.

Подписывайтесь, оставляйте комментарии, рассказывайте о нас своим друзьям и задавайте нам вопросы!

(
4 оценок, среднее: 4,75 из 5)

Основные неисправности термостата

Термостат представляет собой довольное простое устройство, которое редко выходит из строя. Если возникли проблемы с термостатом, чаще всего они связаны со следующими причинами:

  • Клапан переключения циркуляции жидкости с большого на малый круг перестал плотно закрываться. Из-за этого сразу после пуска двигателя антифриз циркулирует по полному большому кругу, из-за чего разогрев до рабочей температуры в 90 градусов Цельсия занимает в разы больше времени, чем при исправном термостате;
  • Клапан переключения циркуляции жидкости заклинил в закрытом состоянии. В такой ситуации датчик на его открытие срабатывает, но заслонка не может сдвинуться. Это приводит к тому, что тосол даже после разогрева мотора продолжает циркулировать по малому кругу. Соответственно, детали двигателя не получают необходимого охлаждения, и он перегревается.
  • Проверка термостата тремя простыми способами

    Как было обещано в самом начале, два из трёх предложенных способов диагностики термостата позволяют выявить неисправности без снятия детали с машины. Последний способ потребует частичной разборки системы охлаждения, но, с другой стороны, он является более точным и наглядным.

    Способ 1. Проверка термостата по приборной панели

    В системе охлаждения любого автомобиля есть датчик температуры антифриза. Устанавливается он всегда на малом контуре, то есть, условно перед термостатом. Соединён этот датчик с указателем температуры, который расположен на приборной панели. В его роли может выступать как обычная стрелка со шкалой, так и цифровое табло. Независимо от исполнения в работе указателя температуры наблюдается закономерность, по нарушению которой можно определить неисправности термостата.

    А работает указатель при исправном термостате следующим образом. Когда холодный двигатель запущен для прогрева, температура заметно повышается в течение нескольких минут. Затем стрелка (или цифры) останавливается на определенной отметке, и некоторое время остаётся примерно в одном и том же положении. Если после этого дать двигателю нормальную нагрузку (начать движение), то со временем можно будет заметить, как указатель резко опустится, и потом плавно начнёт подниматься. Далее цикл повторяется, а интенсивность изменения показаний температуры варьируется в зависимости от нагрузки на двигатель и ряда других факторов (температура на улице, скорость движения, особенности мотора, режим работы печки и пр.).

    Теперь рассмотрим несколько ситуаций, указывающих на поломку термостата:

    1. Температура двигателя (стрелка или цифры) долго не поднимается или не достигает нормы — это явно указывает на то, что термостат заклинило в открытом положении, либо он закрыт не до конца.
    2. Двигатель немного прогревается (судя по стрелке), но на рабочую температуру никогда не выходит – то же самое. Термостат постоянно находится в открытом или приоткрытом положении.
    3. Двигатель перегревается, на что указывает зашкаливающая стрелка температуры охлаждающей жидкости – термостат заклинило в закрытом положении, либо он открывается не полностью.

    Следует обратить внимание на то, третья из описанных ситуаций не всегда указывает на поломку термостата. Двигатель также может закипать и по вине радиатора или обдувающего его вентилятора. То есть, термостат мог и сработать, но антифриз в радиаторе не охлаждается так, как надо. Такое часто бывает, если, например, соты в радиаторе закупорены грязью или насекомыми, а также в случае поломки вентилятора.

    Способ 2. Проверка термостата по температуре охлаждающей жидкости

    Для проверки термостата этим способом лучше воспользоваться каким-либо инструментом, позволяющим измерять температуру в пределах 100 °C. Подходит для этих целей мультиметр с датчиком температуры. Как альтернативный вариант, можно утащить с кухни кулинарный термометр. Ещё лучше, если таких приборов найдётся два.

    Проверка термостата выполняется по следующему простому алгоритму (для двух термометров):

    1. Датчик первого термометра закрепляется на патрубке, идущем от термостата к основному радиатору. Делать это можно при помощи изоленты или канцелярского скотча. Главная задача — как можно плотнее прикрепить датчик к патрубку, а также закрыть его, чтобы температура окружающей среды не вносила погрешностей.
    2. Второй термометр надо закрепить где-то на малом контуре, причём, как можно ближе к термостату. Если ещё одного лишнего инструмента не нашлось, можно обойтись и без него.
    3. Двигатель изначально должен быть холодным. Кроме того, возиться с термометрами при горячем моторе довольно опасно. Высока вероятность получить ожоги.
    4. Запускаем двигатель, и следим за температурами охлаждающей жидкости до, и после термостата по установленным термометрам.
    5. Зная теперь, как работает термостат, делаем соответствующие выводы по полученным показателям температуры.

    Например, если в процессе прогрева двигателя температура с обеих сторон термостата растёт примерно одинаково — клапан явно заклинило в открытом положении. Нормой следует считать ситуацию, когда охлаждающая жидкость в малом контуре стремительно прогревается, а в большом контуре первое время остаётся холодной, либо прогревается со значительным отставанием.

    Здесь, наверное, стоит немного уточнить некоторые особенности устройства термостата. Дело в том, что на многих автомобилях клапан даже в полностью закрытом положении не является абсолютно герметичным. В нём есть небольшое отверстие, которое необходимо для сброса лишнего давления, возникающего в малом контуре по мере прогрева мотора. Исключением являются те системы охлаждения, в малом контуре которых предусмотрен отдельный клапан для сброса избыточного давления.

    Соответственно, если температура до термостата продолжает без конца расти, а на пути к радиатору патрубок холодный или еле тёплый, то есть вероятность, что клапан заклинило в закрытом положении. Либо он открывается с большим опозданием. Чтобы выяснить это по термометрам, нужно будет предварительно узнать, при каких температурах должен начинать срабатывать термостат на конкретном моторе.

    Как показывает практика, этот способ проверки термостата является более предпочтительным и точным, нежели первый. А всё потому, что на многих не новых автомобилях детали системы охлаждения меняются на неоригинальные. К примеру, часто устанавливаются датчики температуры, из-за которых стрелка на приборной панели начинает «врать». Соответственно, ориентироваться на неё почти бессмысленно. А вот непосредственное измерение температуры охлаждающей жидкости при помощи посторонних приборов исключает подобные ошибки.

    Способ 3. Проверка термостата в кипятке

    Последний способ проверки термостата требует частичной разборки системы охлаждения, однако, позволяет воочию убедиться в его исправности, своевременности срабатывания или в какой-либо поломке. В некоторых случаях уже после демонтажа видно, что деталь имеет один из описанных выше дефектов, и последующие шаги делать уже не нужно.

    Алгоритм проверки термостата этим способом выглядит следующим образом:

    1. Слейте с системы охлаждения 1—2 литра антифриза. Это позволит не пролить его во время дальнейших действий. Полностью сливать систему нет абсолютно никакой надобности. Разве что попутно вы решили заменить старый антифриз на свежий.
    2. В соответствии с руководством по эксплуатации извлеките термостат из корпуса.
    3. Осмотрите термостат визуально. Он должен быть полностью закрыт. Если клапанная тарелка приоткрыта или «застыла» в полностью открытом положении, то проверку можно не продолжать.
    4. Возьмите небольшую ёмкость с водой.
    5. Погрузите в воду термостат таким образом, чтобы он не касался дна (можно подвесить на проволочке).
    6. Аналогичным образом погрузите в воду термометр для измерения температуры воды со шкалой не менее 120 °C. Градусник тоже не должен касаться дна посудины, так как температура там будет выше, чем в самой воде.
    7. Нагревайте ёмкость на газовой плите или другим доступным способом. Крайне нежелательно использовать для этой процедуры электрический погружной кипятильник. Он прогревает воду в посуде неравномерно, и тест может выйти очень неточным.
    8. Установите по градуснику температуру, при которой термостат начал приоткрываться. Это, как минимум, градусов 80-85, а то и больше. В некоторых двигателях нормальная рабочая температура охлаждающей жидкости переваливает за сотню градусов. Не кипит она только потому, что находится в герметичной системе с высоким давлением.
    9. Затем установите температуру, при которой термостат открылся полностью. Соблюдайте осторожность — не пытайтесь повернуть погружённую в почти кипящую воду деталь рукой, чтобы было удобнее смотреть.
    10. Сверьте полученные данные с руководством по эксплуатации вашего автомобиля.

    Как правило, температурный диапазон срабатывания термостата можно увидеть прямо на его корпусе. Однако, если есть вероятность, что деталь неоригинальная, ориентироваться на эти показатели нет особого смысла. Термостат должен срабатывать не при той температуре, которая на нём написана, а при указанной в руководстве по эксплуатации конкретного двигателя.

    Если же вода в ёмкости для проверки уже закипела, а клапан так и не сдвинулся с места, то деталь по понятным причинам подлежит замене. Хотя чаще всего встречается именно первая из описанных неисправностей, когда термостат заклинивает в открытом положении. А выявить этот дефект можно даже не снимая деталь с машины, либо, на крайний случай, при визуальном осмотре после демонтажа.

    Как определить, что неисправен термостат

    Как известно не только автомобилистам, но и людям, достаточно далеким от автомобилей, в машине есть такое механическое устройство, как «термостат», и оно связано с системой охлаждения .

    И действительно, термостат представляет собой механический клапан, основная задача которого — регулирование охлаждающей жидкости в системе. Среди основных функций термостата, за которые он отвечает, можно выделить:

    • прогрев двигателя до рабочей температуры (путем своевременного перенаправления потоков охлаждающей жидкости по малому или большому кругу);
    • исключение перегрева мотора;
    • нагнетание в салон теплого воздуха.

    Таким образом, как только термостат выйдет из строя, автомобилист это точно почувствует одним из двух путей:

    • мотор начнет перегреваться;
    • из печки будет дуть холодный воздух, потому что двигатель не прогрет
    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]