ВАЗ: история создания и развития. ОАО «АвтоВАЗ»

Волжский автомобильный завод был создан в 60-х годах прошлого столетия. Это производство было на то время просто необходимо. Правительство с его строительством стремилось удовлетворить потребность советских граждан в персональном авто. ВАЗ изначально планировался как наиболее крупное производство машиностроительной отрасли СССР. За годы своей работы легендарное предприятие знало взлеты и падения. Его легковушки до сих пор встречаются в большом количестве на дорогах нашей страны.

Разработаны также новые модели ВАЗ. История автогиганта богата событиями и интересна для каждого автолюбителя. Ведь по мощи этому производству не было равных на всей территории Советского Союза.

Создание производства

История создания автогиганта начинается в середине 60-х годов прошлого столетия. В 1966 году было принято решение построить машиностроительное производство в г. Тольятти. «АвтоВАЗ» создавался очень быстро.

Оборудование, принимающее участие в технологических циклах, производилось на заводах не только СССР и дружественных ему стран, но и предприятиях Европы и США.

В августе 1966 года руководство страны заключило договор с итальянским «Фиатом». Этот концерн помогал возводить в г. Тольятти легендарное производство. Итальянцы не только принимали активное участие в строительном процессе, но и обучали технологии выполнения технологического цикла персонал.

На этом этапе известна небольшая казусная ситуация. В эмблеме, придуманной советскими художниками, была допущена ошибка. При выпуске ее итальянцы в слове «Тольятти» вместо буквы «Я» написали букву «R». Брак быстро устранили.

Стратегическое партнёрство с зарубежными автопроизводителями

Зимой 2008 года Волжский автомобильный завод вместе с Renault стали стратегическими партнерами, что значительно увеличило производительность. стала владельцем четверти акций. Через 2 года к ним присоединилась компания Nissan. Все вместе они приняли массу усилий для проведения реконструкции платформы в главном сборочном цеху на заводе в Тольятти. Этот этап стал очень значимым, поскольку позволил компании перейти на более высокий уровень производства автомобильной техники.

Совместная деятельность с зарубежными компаниями пошла на пользу «АвтоВАЗу». На заводе начали использоваться международные стандарты. Сотрудники зарубежных компаний также получили пользу от сотрудничества – переняли опыт мастеров российского рынка. Общими усилиями удалось не только навести порядок в сборочном цеху, но и произвести настоящий фурор в сфере машиностроения.

Интересные факты

История создания ВАЗ была бы неполной, если бы не было рассмотрено несколько интересных фактов. В период переговоров с представителями итальянской компартии советское руководство разрабатывало план строительства огромного машиностроительного предприятия в городе Ставрополе. В 1964 году его переименовали в Тольятти.

Это решение было принято не случайно. Название города, в котором был построен завод, было дано в честь генсека коммунистической партии Италии П. Тольятти. Его постигла скоропостижная кончина во время посещения его делегации пионерского лагеря «Артека». В этот период советские руководители обговаривали со своими партнерами детали предстоящего совместного предприятия.

Чтобы почтить память генерального секретаря в его честь был назван город, где был возведен первый .

Какая зарплата у сотрудников предприятия?

Согласно официальным данным, в первой половине 2020-го в среднем работники завода официально получали около 42 000 рублей. Кому-то подобная цифра покажется очень скромной. Но нужно учитывать, что на тот момент средняя зарплата в Тольятти составляла 35 200 рублей. А в Самарской области она немного не добиралась до отметки в 39 500.

Также важно понимать, что средняя зарплата сотрудников АвтоВАЗа, общее число которых превышает 36 000 человек, стабильно растет. К примеру, в 2014-м заработная плата равнялась 28 000 рублей.

Дополнительно выплаты работникам регулярно индексируются. Понятно, что доход Волжского автозавода пока что не сравним с заработком работника одного из европейских предприятий Рено. Но будем надеяться, что ситуация изменится к лучшему уже в ближайшее время.

Начало работы

С 1970 года начинается работа знаменитого ВАЗ. Волжский автомобильный завод возводился ударными темпами, поэтому первая партия «Копеек» появилась на свет очень скоро. Это легендарная модель ВАЗ-2101. Она была произведена в количестве 6 штук. Этой машине было присвоено название «Жигули». За первый год работы предприятия было создано 100 тыс. машин, которые распределялись между работниками советских предприятий как поощрения за ударный труд.

Спрос на «Жигули» ограничивался только производственными возможностями ВАЗ. История развития говорит также об экспортном направлении реализации продукции автогиганта. Только для поставок заграницу название «Жигули» поменяли на Lada. Первоя наименование на французском языке звучало, как «жигало», то есть мужчина, танцующий за деньги.

Начало экспорта

Название «ЛАДА» появилось только в 1971 году. Данные советские автомобили были предназначены для потребителя, проживающего на территории других стран. Популярными «Жигули» стали в Исландии, Норвегии и Венгрии. Большим спросом пользовались в Швеции и Финляндии. Экспорт осуществлялся большими партиями в Канаду и Латинскую Америку. Встретить автомобили советского производства можно было на территории Австралии, Африки и Азии. Экспорт «Жигулей» составил 60% от прибыли, которую приносило отечественное машиностроение.

Разработка моделей

После начала производства в Тольятти «АвтоВАЗ» появились новые модели. На мировой рынок вышли ВАЗ-2102 и ВАЗ-2103. Это были модификации уже полюбившейся всем «Копейки».

С 1966 по 1991 год производственные мощности были сконцентрированы на 5 основных заводах. Первый генеральный директор «АвтоВАЗа» Поляков В. Н. (фото представлено далее) и весь трудовой коллектив завода адаптировали первую модель автомобилей под условия отечественных дорог.

«Копейка» была создана по прототипу седана Fiat 124. Только у нее конструкторы увеличили клиренс до 175 мм и усилили подвеску и тормоза. «Тройка» же считалась на то время «люксовой» моделью. Ее отличал от «Копейки» дизайн. «Тройка» обладала 4 фарами, улучшенный вид приборной панели, а также хромированные элементы.

История АвтоВАЗ, года выпуска моделей ВАЗ

«Лада – ключ к дорогам России»

— именно так звучит девиз — это крупнейшая российская компания в области автомобилестроения. Также, данная компания является крупнейшим производителем легкового автомобильного транспорта в Восточной Европе. Относительно недавно, контрольный пакет акций данной компании перешел в руки альянса Renault-Nissan, что дало новый виток развития АвтоВАЗу.

На сегодняшний день, официальное название компании звучит как Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ», но так было не всегда. В период с 1966 по 1971 годы компания называлась Волжский автомобильный завод, а с 1971 года и до вступления в альянс Renault-Nissan, называлась Волжское объединение по производству легковых автомобилей «АвтоВАЗ».

Помимо смены названий, история АвтоВАЗ насыщенна и многими другими интересными событиями. Самыми интересными из них, были выпуски и закрытия производства автомобилей. В рамках данной статьи мы рассмотрим года выпуска моделей ВАЗ, которые были разработаны и произведены как самой компанией, так и в партнерстве с другими автомобильными производителями.

Модельный ряд и годы производства каждого автомобиля

За годы своей работы под разными названиями, АвтоВАЗ успел выпустить несколько десятков моделей автомобилей. Ниже вы найдете года выпуска моделей ВАЗ, которые когда-либо сходили с конвейера этого завода. 1. Жигули 2101

. Эти автомобили выпускались с 1970 по 1988 годы.

2. Жигули 2102

. Эти автомобили выпускались с 1972 по 1985 годы.

3. Жигули 2103

. Эти автомобили выпускались с в 1972 по 1984 годы.

4. Жигули/Лада 2104

. Эти автомобили выпускались с 1984 по 2012 годы.

5. Жигули/Лада 2015

. Эти автомобили выпускались с 1980 по 2010 годы.

6. Жигули 2106

. Эти автомобили выпускались с 1976 по 2004 годы.

7. Жигули/Лада 2107

. Эти автомобили выпускались с 1982 по 2012 годы.

8. Лада Спутник/Самара I 2108

. Эти автомобили выпускались с 1984 по 2003 годы.

9. Лада Спутник/Самара I 2109

. Эти автомобили выпускались с 1987 по 2004 годы.

10. Лада Спутник/Самара I 21099

. Эти автомобили выпускались с 1990 по 2004 годы.

11. Лада 110

. Эти автомобили выпускались с 1996 по 2007 годы.

12. Лада 111

. Эти автомобили выпускались с 1998 по 2009 годы.

13. Лада 112

. Эти автомобили выпускались с 1999 по 2008 годы.

14. Лада Самара II 2113

. Эти автомобили выпускались с 2005 по 2014 годы.

15. Лада Самара II 2114

. Эти автомобили выпускались с 2001 по 2014 годы.

16. Лада Самара II 2115

. Эти автомобили выпускались с 1997 по 2012 годы.

17. Ока 1111

. Эти автомобиль выпускались с 1988 по 1994 годы.

18. Лада Калина I 1117

. Эти автомобили выпускались с 2007 по 2013 годы.

19. Лада Калина I 1118

. Эти автомобили выпускались с 2004 по 2012 годы.

20. Лада Калина I 1119

. Эти автомобили выпускались с 2006 по 2013 годы.

21. Лада Калина I 11198

. Эти автомобили выпускались с 2008 по 2013 годы.

22. Лада EL Lada

. Эти автомобили выпускаются с 2013 года.

23. Лада Калина II 2194

. Эти автомобили выпускаются с 2013 года.

24. Лада Калина II 2192

. Эти автомобили выпускаются 2013 года.

25. Лада Приора 2170

. Года выпуска моделей ВАЗ Приора начинают свой отсчет с 2007 года.

26. Лада Приора 2171

. Эти автомобили выпускаются с 2009 года.

27. Лада Приора 2172

. Эти автомобили выпускаются с 2008 года.

28. Лада Приора 21728

. Эти автомобили выпускаются с 2010 года.

29. Лада Приора 21708

. Эти автомобили выпускаются с 2009 года.

30. Лада Надежда 2120

. Эти автомобили выпускались с 1998 по 2007 годы.

31. Жигули/Лада Нива 2121

. Эти автомобили выпускаются с 1977 года.

32. Жигули/Лада Нива

2131. Эти автомобили выпускаются с 1993 года.

33. Жигули/Лада Нива II 2123

. Эти автомобили выпускались c 1998 по 2002 годы.

34. Chevrolet Niva

. Эти автомобили выпускаются с 2002 года.

35. Лада Гранта 2190

. Эти автомобили выпускаются с 2011 года.

36. Лада Гранта хэтчбек

. Эти автомобили выпускаются с 2014 года.

37. Lada Largus

. Эти автомобили выпускаются с 2011 года.

ИСТОРИЯ АвтоВАЗ

Впервые, о том, что в СССР необходимо построить новый современный автомобильный завод заговорили в 1966 году, именно в этом году началась история АвтоВАЗ. На очередном съезде ЦК КПСС, который состоялся 20-го июля, было утверждено, что в городе Тольятти будет построен новый производственный объект, который будет выпускать самые современные автомобили. Чтобы эти машины были конкурентоспособны на мировом рынке, к техническому оснащению и обучению персонала, советское правительство решило подключить дружественный в те годы итальянский автомобильный концернн «Fiat».

Новый завод начал свое функционирование в 1969 году, именно тогда были сформированы его первые трудовые бригады. Первые же автомобили сошли с конвейера год спустя. Это были автомобили ВАЗ 2101, которые были сконструированы на основе итальянского автомобиля FIAT-124. Ниже, мы расскажем подробнее об этом и многих других автомобилях, которые когда-либо сходили с конвейера АвтоВАЗа.

ВАЗ 2101

Это четырехдверный седан, который, как мы уже говорили выше, был построен на базе Fiat 124. Для адаптации к советским дорогам, автомобиль претерпел более 800 изменений. Так, он юыл оснащен более объемным карбюраторным двигателем – 1200 кубических сантиметров, плюс к этому, автомобиль получил более высокий клиренс, а также его кузов и колесная система были усилены.

Чуть позже, на базе этого автомобиля были выпущена так называемая серия классических автомобилей: ВАЗ 21011, который получил еще более объемный двигатель – 1,3 литра, 21013 – аналог 21011, но с двигателем от ВАЗ 2101, а также специальная модель для нужд полиции: автомобиль ВАЗ 2101-34, который оснастили самым мощным двигателем в данном семействе.

ВАЗ 2102

История АвтоВАЗ и его сотрудничества с итальянским концерном Fiat не остановилась на модели ВАЗ 2101, всего через год, после появления этого автомобиля на рынке, появился новый авто: ВАЗ 2102, который являлся лицензионной версией Fiat 124 Familiare.

Главной доработкой, по сравнению с ВАЗ 2101, стал багажник, который находился на уровне пола. Это было сделано для того, чтобы облегчить процедуры погрузки и разгрузки. К сожалению, из-за этой доработки, у автомобиля появился серьезный минус: слабый уровень герметизации салона со стороны задней двери, из-за чего в салон попадала пыль, а также пары, который выходили из горловины бензобака.

Еще одной проблемой доработки стала увеличенная масса машины, что потребовало сделать амортизаторы и подвеску более жесткими. Это конечно позволило сохранить приемлемую грузоподъемность: до 250 килограмм с 2-мя пассажирами и до 55 килограмм с пятью пассажирами, но сделало автомобиль очень жестким при езде.

В 1978 году, была выпущена специальная модель: ВАЗ 21021, которая предназначалась для экспорта. Изменения претерпели двигатель, который был взят с модели ВАЗ 21011, а также заднее багажное стекло, которое было оснащено смывателем и дворниками.

Позже, в течение пяти лет, автомобиль постоянно модернизировался, но не менял названия. В него была установлена более надежная система зажигания, еще более мощный двигатель, а также были произведены другие, менее значительные корректировки, но все это уже не могло спасти машину и в 1985 году она была снята с производства.

ВАЗ 2103

Автомобиль ВАЗ 2103 – это доработанная версия ВАЗ 2101, которая базировалась все на том же Fiat 124. Он появился на рынке в 1972 году. Главными отличиями стали более мощный двигатель: 72 лошадиные силы, и более просторный салон: пространство над головой пассажиров и водителя было увеличено на 15 миллиметров. Также, нельзя не отметить, что ВАЗ 2103 стал первым отечественным автомобилем, на который установили вакуумный усилитель тормозной системы, а также «спортивную» панель.

В 1980 году, этот автомобиль оснастили новым карбюратором, который сделал ВАЗ 2103 более надежным, но так же, как и в случае с ВАЗ 2102, нововведения не спасли модель. В 1984 году она была снята с производства.

ВАЗ 2104

С автомобиля ВАЗ 2104 началась история АвтоВАЗ, как официального производителя автомобилей в кузове универсал. Этот автомобиль был выпущен на замену ВАЗ 2102 и был призван вобрать в себя все лучшее от этой машины, но оставить в прошлом все выявленные ее недостатки. Впервые, этот автомобиль был выпущен в 1984 году и выпускался вплоть до 2012 года. За этот огромный для автомобиля срок жизни, на рынке появлялось масса модификаций этого авто:

ВАЗ 21041 – специальная, более дешевая версия, с двигателем меньшего объема.

ВАЗ 21042 – эта модификация была выпущена специально для стран с правосторонним движением

ВАЗ 21043 – обновленный, более современный салон и новая пятиступенчатая коробка передач.

ВАЗ 21044 – обновленный, более объемный двигатель – 1700 кубических сантиметров.

ВАЗ 21045 — обновленный, более объемный двигатель – 1800 кубическихсантиметров.

ВАЗ 21045Д – аналог ВАЗ 21044, но с дизельным мотором.

ВАЗ 21047 – экспортный вариант данной модели.

ВАЗ 21048 — аналог ВАЗ 21045, но с дизельным мотором.

ВАЗ 21041 – первая и единственная модификация этого автомобиля с инжекторным двигателем, который имел объем 1,7 литра.

ВАЗ 2105

Автомобиль ВАЗ 2105 – являлся основой экспортной линейки машин АвтоВАЗа. Его дизайн был построен на моде 80-х годов Европы, но и в родной стране он сыскал неплохую популярность. В течение всего выпуска данного автомобиля, он, как и многие другие машины того времени, претерпел много изменений, который становились все новыми и новыми модификациями, но по большому счету, серьезной была только одна, прошедшая в начале 2000-х годов, когда на ВАЗ 2105 стали устанавливать инжекторные двигатели.

Еще одним интересным фактом о данном автомобиле, который стоит упомянуть стало то, что ВАЗ 2105 является первой машиной в истории АвтоВАЗ, которая стала иметь комплектации, а не выпускалась в одной только версии.

ВАЗ 2106

Автомобиль ВАЗ 2106 – это более современная версия ВАЗ 2103. У него был более приятный для тех лет дизайн, а также более мощный двигатель, который был сравним с моторами, которые устанавливались на поздние версии ВАЗ 2103.

Как и прежние модели АвтоВАЗа, «шестерка» за свою жизнь получила множество модификаций, но действительно интересной стала ВАЗ 21067, когда завод впервые выпустил автомобиль, который соответствовал экологическим европейским нормам. На тот момент это был стандарт Евро 2.

ВАЗ 2107

Данный автомобиль стал первой машиной АвтоВАЗа, которая работал на бензине выше АИ-76. Еще одним интересным моментом стал тот факт, что впервые за машиной на завод обратились спецслужбы. Для них была выпущена специальная модификация ВАЗ 21079, которая оснащена была двигателем в 140 лошадиных сил.

Ну и конечно, нельзя не упомянуть тот факт, что ВАЗ 2107 – это первый ВАЗовский автомобиль, на который была установлена система моноврпыска, хотя и для экспортной модификации.

ВАЗ 2108

Автомобиль ВАЗ 2108 – это первый автомобиль в истории АвтоВАЗ с передним приводом. Изначально, машина имела кучу недостатков (многие связывают это с непривычным для конструкторов кузовом: трехдверный хэтчбек) из-за чего пользовалась малой популярностью на рынке, но спустя пару лет, большая часть из них была исправлена, потребителям представили три комплектации: «Стандарт», «Норма» и «Люкс», а также оснастили машину более мощным двигателем, что вдохнуло в автомобиль новую жизнь, которая продлилась до 2003 года.

ВАЗ 2109

Автомобиль ВАЗ 2109 – пятидверный хэтчбек с передним приводом. На АвтоВАЗе выпускался с 1987 года по 2004 год, а после, с более объемным двигателем в 1,6 литра продолжил выпускаться на территории Украины для внутреннего рынка. Как и прочие автомобиль АвтоВАЗа, выпускалось множество модификаций этого авто, но никаких критичных изменений не происходило, даже смена карбюраторного двигателем инжекторным, стала типичной для своего времени.

ВАЗ 21099

Автомобиль ВАЗ 21099 – этот тот же ВАЗ 2109, но с увеличенным на 200 миллиметров задним свесом. Даже модификации у этих автомобилей выходили аналогичные. Единственным серьезным отличием стала более продуманная и актуальная система безопасности ВАЗ 21099, которая была лучшей среди отечественных автомобилей того времени.

ВАЗ 2110

Автомобиль ВАЗ 2110 представлялся руководству и широкой публике пять раз. Первые четыре раза он не получил одобрения, так как выглядел либо безликим, либо сильно напоминал машины других производителей, что затруднило бы выход на зарубежные рынки. Только после того, как в 1988 году к разработке дизайна привлекли специалистов из Porsche, конструкторам удалось создать машину, которая все-таки поступила в производство и заменила линейку ВАЗ 2106, которая к тому времени морально устарела.

За годы своего существования этот автомобиль несколько раз претерпевал серьезные изменения в области двигателя и системы выхлопа. Это было связано с тем, что он неплохо продавался на экспорт, но было необходимо строго соблюдать часто меняющиеся в те годы экологические стандарты. Так, были выпущены «десятки», которые соответствовали и Евро 2, и Евро 3, и даже Евро 4.

ВАЗ 2111

Это семейный универсал, который был выпущен на рынок для последовательного замещения ВАЗ 2104, но так и не смог толком добиться нужного результата. При этом, под экспортным названием Lada 111, он сыскал немалую популярность среди зарубежных покупателей. Все дело было в очень большом багажнике, который в зависимости от положения задних сидений имел объем от 490 до 1420 литров.

Как и прочие машины которые знает история АвтоВАЗ, он прошел долгий жизненный путь, в течение которого было выпущено более десятка модификаций ВАЗ 2111.

ВАЗ 2113

Автомобиль ВАЗ 2113, стал продолжателем линейке малолитражных автомобилей АвтоВАЗ с передним приводом в кузове трехдверного хэтчбека. Решение о возобновлении производства подобных автомобилей было принято под давлением потребителей, которые хотели видеть на рынке аналог ВАЗ 2108.

Машину оснастили двигателем объемом 1,5 литра, и она сразу соответствовала стандарту Евро 2, а позже, была доработана и стала соответствовать стандарту Евро 3.

ВАЗ 2114

Автомобиль ВАЗ 2114 – это решение, которое было принято сразу же, после поставки на конвейер машин ВАЗ 2113. Фактически, ВАЗ 2114 заменил на рынке очень популярные в свое время автомобили ВАЗ 2109.

На удивление многих поклонников АвтоВАЗа, данная машина за годы своего существования получила только одну модификацию и то, разница от базовой версии заключалась лишь в двигателе большего объема.

ВАЗ 2115

Автомобиль ВАЗ 2115 – это четырехдверный седан с передним приводом, который был запущен в производство, в качестве наследника рынка прежде весьма популярной машины ВАЗ 21099. Конструкторы выпустили две модификации ВАЗ 2115, но в отличие от прежних лет, они не стали никак менять название автомобиля, а также, вместо того, чтобы усиливать двигатель, экспериментировали с установкой двигателей меньшего объем. Так, они вначале попытались поставить мотор в 1,1 литр, а когда идея провалилась – 1,3 литра, но и этот вариант не обрел популярности и завод был вынужден вернуться к первоначальному двигателю объемом 1,5 литра.

ВАЗ 2112

Автомобиль ВАЗ 2112 – это, фактически, ВАЗ 2110 в кузове хэтчбек. Машина была очень популярна в свое время благодаря привлекательному внешнему виду, а также невысокой цене. Эти же факторы сделали ее экспортную модификацию Lada 112 популярной и на зарубежном рынке.

После успеха пятидверной версии, была выпущена трехдверная ВАЗ 2112 Coupe, но она не стала популярной, что, скорее всего, связано с тем, что любители трехдверных отечественных машин уже успели привыкнуть к ВАЗ 2108 и ВАЗ 2113.

Lada Kalina

Автомобиль Lada Kalina поступил в продажу в 2006 году. Выпускался автомобиль в кузове седан и в кузове хэтчбек, а чуть позже появился и кузов универсал. В 2007 году, машину доработали, она стала соответствовать стандарту Евро 3, а также стала более экономичной.

Впервые в истории АвтоВАЗ, конструкторы завода разработали специальную версию автомобиля – Lada Kalina GTI, которая предназначалась для любителей скоростной и динамичной езды. Автомобиль был значительно маневреннее базовой модели, а также обладал лучшей динамикой, но до класса GTI других производителей явно не дотягивал.

Lada Priora

Автомобиль Lada Priora является, на текущий момент, одним из самых популярных автомобилей в семействе АвтоВАЗа. Впервые, история АвтоВАЗ получила машину, которая даже придирчивые автомобильные журналы назвали хорошей для своего времени.

Данный автомобиль выпускается в кузовах седан, универсал, трехведный хэтчбек и пятидверный хэтчбек.

ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 Нива

Автомобили серии Нива – это единственные внедорожники, которые выпускаются АвтоВАЗом самостоятельно. Они популярны как среди отечественного потребителя, так и среди зарубежных покупателей. Бесспорно, в этом автомобиле минимум комфорта, но зато, он показывает отличные показатели проходимости, а в совокупности с низкой цене становится и вовсе единственным представителем сегмента по-настоящему бюджетных внедорожников.

Разница между ВАЗ 2121 и ВАЗ 2131 заключается в том, что первый автомобиль трехдверный, а второй – пятидверный.

Chevrolet NIVA

Автомобиль Chevrolet Niva – это модифицированный ВАЗ 2131, который собран в более современном кузове и адаптирован под городские условия. Этот автомобиль более комфортен, нежели классическая Нива, но менее проходим.

Lada Granta

Автомобиль Lada Granta – это машина, которая построена на платформе очень популярного в нашей стране автомобиля Renault Logan. Данный автомобиль является самым бюджетным из ныне выпускаемых АвтоВАЗом машин и является, чуть ли не самой популярной моделью в истории АвтоВАЗ.

Лада Ларгус

Автомобиль Лада Ларгус – это машина, которая стала заменой некогда выпускаемых ВАЗ 2102, позже – ВАЗ 2104, а еще позже – ВАЗ 2111. Но в отличие от прежних универсалов, этот автомобиль получил семейную семиместную модификацию, а также модификацию «фургон», которая разрабатывалась специально для коммерческого сегмента.

«Классические» модели

В следующие годы было разработано еще несколько «классических» моделей ВАЗ. История выделяет их как самые покупаемые автомобили. К ним относятся ВАЗ-2104, 2105, 2106, 2107. Но наиболее популярной стала именно «Шестерка». За 30 лет ее серийного производства (начиная с 1976 года) было распродано более 4,3 млн автомобилей этой марки.

«Четверка» и «Пятерка» известны как модели эконом-класса. «Семерка» стала улучшенной версией ВАЗ-2105. Дизайнерами были разработаны модная на то время прямоугольная форма фар. Салон каждой последующей модели переделывался и модернизировался.

Улучшения проводились и в области двигателя. Все «классические» модели хорошо продавались. И ныне можно встретить представителей этого поколения легковушек на наших дорогах.

Самые продаваемые модели «Лада»

Чуть менее десяти лет назад АвтоВАЗ зарабатывал совсем другие суммы. И совсем на других машинах. В 2013-м особым спросом пользовались «Ларгусы», «Приоры», «Гранты» и «Калины». Свою лепту в общую казну вносила и «Лада 4х4», то есть, усовершенствованная версия легендарной «Нивы». Но сейчас все изменилось.

В 2022 году АвтоВАЗ вышел на третье место по количеству проданных машин. На российском рынке завод уступает только немецкому концерну Mercedes-Benz и корейской компании Kia. Но так как тенденция к покупке бюджетных авто в стране сохраняется, то предприятие из Тольятти уже в ближайшем будущем может обойти зарубежных конкурентов.

Ожидаемо, самыми продаваемыми моделями завода остаются недорогие легковушки. В первую очередь, это «Гранта», различных вариантов которой за пять месяцев текущего года было продано более 57 000 экземпляров. На втором месте по продажам идет «Веста». Ее приобрели более 45 000 раз

. «Ларгус» занимает лишь третью позицию.

Ситуация может измениться

с ростом цен, что неизбежно из-за инфляции. Но так как дорожают не только отечественные автомобили, но и иномарки, кризис в какой-то мере даже на руку Волжскому автозаводу. Ведь его продукция становится популярнее по сравнению с более дорогими зарубежными аналогами.

Главное, чтобы конвейер не приходилось останавливать из-за отсутствия комплектующих. В связи со сложившейся ситуацией, иногда запасные части даже из других предприятий Рено приезжают в Тольятти с огромным опозданием. И это негативно сказывается на сборочном процессе. Возможно, логистику удастся улучшить уже в этом году. Но все будет зависеть от эпидемиологической обстановки в мире.

Последующая модернизация

Последующие модели «АвтоВАЗа» разрабатывались в 80-х годах прошлого столетия. Первым представителем этого поколения легковушек стал «Спутник». В народе его сразу же стали называть «Восьмеркой». В индексе эта машина имела соответствующую цифру. ВАЗ-2108 наделялся клиновидной формой передка. За это его также окрестили «Зубилом».

Эта модель обладала улучшенной коробкой передач и обновленным двигателем. Все внутренние компоненты «Восьмерки» компания создала совместно с Porsche. Главный директор «АвтоВАЗа» Исаков В. И. поручил разработку дизайна отечественным художникам. Через некоторое время в продажу поступили пятидверные «Восьмерки» с кузовом типа седан и хэтчбек.

Конец 80-х годов ознаменовался выходом в свет малолитражки под названием «Ока». Прототипом этого авто стал Daihatsu Cuore.

Сколько АвтоВАЗ зарабатывает сейчас?

А теперь пора ответить на главный вопрос.

Но прежде чем сделать это, давайте проясним, что начиная с 2012 года, предприятие работало в убыток. И это несмотря на все вливания капитала со стороны инвесторов.

Лишь в 2018-м ситуация улучшилась. И АвтоВАЗ завершил год с небольшой прибылью. И с тех пор дела концерна постепенно налаживаются. В 2019-м чистая прибыль предприятия составила 385 500 000 рублей. А в 2020-м она превысила 741 700 000. Это если не брать во внимание выросшие капитальные затраты. Иначе по данным представителей Renault-Nissan операционная прибыль в два предыдущих года приблизительно равна. И составляет 130 000 000 и 129 000 000 евро в 2019-м и 2020-м соответственно.

Даже с учетом экономического кризиса, роста стоимости новых моделей и снижения покупательской способности, руководство АвтоВАЗа не сомневается, что и 2021 год компания завершит на мажорной ноте

. С огромной вероятностью суммарное количество проданных машин уменьшится. Однако из-за более высоких цен на новые автомобили концерна прибыль может превысить прошлогодние показатели.

Распад СССР

Кризис коснулся практически всех предприятий. Не исключением стал и ВАЗ. История этого предприятия знала длительный кризис. Причиной тому стало множество внутренних и внешних причин.

В первую очередь, «АвтоВАЗ» столкнулся с таким понятием, как конкуренция. В те годы рынок наводнили импортные подержанные автомобили. Отечественные легковушки на их фоне не выдерживали никакой критики. Спрос на продукцию некогда процветающего предприятия значительно уменьшился.

В 90-х годах автомобили «АвтоВАЗа» стали производиться гораздо меньшими объемами. В это время сокращение рабочих мест достигло 25%. Несмотря на государственные дотации и повышение таможенных пошлин на зарубежные автомобили, спрос катастрофически падал.

Новые перспективные разработки

Именно «АвтоВАЗ» был первым среди предприятий Советского Союза, где еще в те времена «заложилась» логическая бомба – так называемая компьютерная программа. Это стало причиной остановки сборочного конвейера и послужило началом этапа переконструирования цеха. Общими усилиями удалось установить высокотехнологическое оборудование, благодаря которому увеличились возможности производства.

Сотрудники, проработавшие в более 20 лет, получили звание «Ветерана ВАЗ» и им на руки было выдано удостоверение. На пятнадцатилетие технического центра открыли музей, в котором собрали целый парк автомобилей, где можно лицезреть уникальные экспонаты. Каждый желающий может посетить заведение и посмотреть, какие автомобили были произведены на заводе, как менялся их внешний вид и эксплуатационные возможности со временем.

Сегодня бывший Волжский автомобильный завод является гигантом по производству российской автомобильной техники. Несмотря на то, что многие модели уже давно сняты с производства, их по-прежнему продолжают перекупать и использовать. Длительный срок эксплуатации обусловлен высочайшим качеством комплектующих и работой настоящих профессионалов.

Работа в кризисный период

ОАО «АвтоВАЗ» в кризисный период работало над созданием новых моделей. В начале 90-х мир увидела одна из немногих моделей этого периода ВАЗ-2110. «Десятка» представляла собой улучшенную версию «Восьмерки». Эта модель седана обладала более совершенным дизайном салона и оригинальной формой кузова.

В последующие десять лет производство не знало существенных изменений. Только в 2003 году в серийное производство поступила Chevrolet Niva (ВАЗ-2121). Это единственная отечественная модель, которая продавалась в Японии.

Существует интересное утверждение главного конструктора «Нивы» Прусова П. М. о присвоении названия этой модели. Он говорил, что это аббревиатура из первых букв имени его дочерей (Нина, Ирина) и сыновей главного конструктора «GM-АвтоВАЗ» (Вадим, Андрей).

Производство первой полноприводной модели

Несмотря на все усилия, прилагаемые , создать полноприводный автомобиль удалось только в конце 70-х. Это был вездеход «Нива» ВАЗ 2121. Идея родилась благодаря А. Косыгину, поручившим создать качественный автомобиль, который можно будет использовать в условиях сельской местности. В деле приняли участие три организации – Волжский автомобильный . Одержать превосходство в данном деле удалось «АвтоВАЗу».

Внедорожник «Нива» стал легендой не только на территории Советского Союза, но и в странах ближнего зарубежья.

Среди особенностей автомобиля малого класса следует выделить:

  1. Трехдверная и пятидверная вариация.
  2. Наличие бензинового двигателя (емкость – 1,7 л).
  3. Полный привод, комфортабельный салон и независимая подвеска.
  4. Отличные эксплуатационные характеристики в неблагоприятных условиях.

Производство осуществлялось в полном соответствии с Законодательством страны. Модели, которые были произведены, в полной мере соответствовали установленным стандартам безопасности и качества.

Инвестиции в производство

ОАО «АвтоВАЗ» пользовалось поддержкой госбюджета, но этого было недостаточно, чтобы пробудить предприятие из долгого кризисного состояния. Ситуация усугублялась внутренней борьбой за владение компанией. Были зафиксированы случаи хищения имущества в очень крупных масштабах. Эти суммы равнялись годовой выручке от реализации компании. Поэтому все эти события не способствовали выходу из убыточного состояния.

В 2009 году снижение выручки от реализации достигло рекордного уровня 39%, сравнительно с предыдущим периодом. Такого краха компания не знала за всю свою историю. Чтобы предприятие не прекратило свою работу, требовались кардинальные меры. Для этого в активы вливались огромные инвестиции.

В июле 2009 года уставный капитал предприятия увеличился на 240 млн. евро. При этом компания Renault-Nissan владела 25% акций, а «Ростехнология» — 44%. На должность главного дизайнера был назначен Стив Маттин. Он ранее занимал аналогичную должность в концернах Мерседес, Вольво. С этого времени начался период возрождения.

Кто руководит АвтоВАЗом?

Председателем совета директоров предприятия в Самарской области является французский топ-менеджер Николя Мор

. Он уже работал на данной должности с весны 2016-го до лета 2018-го. А с 1 июня 2021-го опытный управленец снова возглавил АвтоВАЗ.

Следует отметить, что Мор связан с автомобильной отраслью с конца восьмидесятых, когда он перешел из Boston Consulting Group сначала в компанию Valeo, которая занимается производством запчастей и комплектующих, а затем в более крупного игрока на том же рынке Faurecia. В начале века Николя связывает свою жизнь с компанией Renault. Сюда он приходит в качестве управляющего по закупкам запасных частей. А позже становится директором одного

из заводов французского концерна.

Во второй половине нулевых Мор возглавляет компанию Dacia. А затем становится вице-президентом Renault-Nissan по закупкам механики.

Музей «АвтоВАЗа»

Несомненно, история «АвтоВАЗа» богата событиями. Его продукция стала настоящим символом той эпохи. Неудивительно, что существует музей «АвтоВАЗа». Он находится в г. Тольятти. Это учреждение посвящается известному не только в нашей стране, но и за рубежом бренду «Лада». Ведь именно он стал известен всему миру, как машина, сделанная в нашей стране.

Здесь представлено множество значимых для автогиганта экспонатов. Здесь можно встретить и первые модели, выпущенные после развала СССР, и самые давние экземпляры. Некоторые из представленных на экспозиции авто сейчас уже не встретить на дорогах. Их не только не выпускают уже много лет, но и полностью изъяли из эксплуатации.

Музей «АвтоВАЗа» готов продемонстрировать своим посетителям первую «Копейку» вишневого цвета, которая была продана через сеть реализации. Ее владелец эксплуатировал свое авто более 19 лет. В 2000 году он подарил его музею. За это «АвтоВАЗ» презентовал меценату новую машину, только что сошедшую с конвейера завода. Это крупнейшее производство легковых автомобилей заслуживает славы и признания.

История создания завода

В 1960 году в Советском Союзе отсутствовали технологии для того, чтобы производить качественный автотранспорт. Для увеличения возможностей завода, в проектировании принял участие концерн Италии – Fiat. Через 6 лет был подписан контракт А. Тарасовым – министром автопромышленности. Д. Аньелли (глава Fiat) принял все необходимые меры для организации производства на территории Тольятти. Большое значение имело использование авторских идей и лучшего оборудования того времени.

Ударная комсомольская стройка началась зимой 1967 года. В масштабном проекте принимали участие компании из ФРГ, Франции, Соединенных Штатов Америки и Великобритании.

После того, как Советский Союз распался, были приняты попытки для создания альянса AVVA. Предполагалось, что Автомобильный всероссийский альянс будет работать под контролем и руководством Б. Березовского.

В 2000 году за завод началась война. В разборках погибло полтысячи человек – милиционеры, бизнесмены, руководители завода, журналисты, бандиты и даже общественные деятели.

Спустя 8 лет компания Renault скупила четверть акций «АвтоВАЗа». Для охраны завода были задействованы ФГУП «Охрана» и группы СОК, что исключило вероятность возникновения каких-либо разногласий между владельцами предприятия и сторонними лицами, которые хотели бы стать совладельцами.

На период 2008-2009 года наступил экономический кризис, что привело к появлению проблем с экспортом и продажами на территории России. Завод был должен поставщикам около 14 млрд руб. Производство сократилось практически на 50%. Для решения данной проблемы Правительство РФ выделило «АвтоВАЗу» 25 млрд руб. беспроцентной ссуды на срок до 12 месяцев. В качестве помощи была создана специальная программа на государственном уровне, которая подразумевала выдачу автокредитов на автомобили с целью повышения продаж.

В начале осени 2009 года с целью улучшения финансового положения компании массово сократили персонал. Кризис стал причиной снижения качества производимых автомобилей. Через год в силу вступила программа «ЛАДА качество», которая была направлена на изготовление исключительно качественной продукции. Принятые меры для модернизации дали весомый результат – качество автомобилей улучшилось в 10 раз уже чрез 3 года. Рост производства планируется увеличить до 1,2 миллионов автомобилей в год, что указано в бизнес-плане, который действителен до 2022 года.

Предприятие сегодня

После выхода из затяжного, глубочайшего кризиса ВАЗ, история которого испещрена самыми разными событиями, снова наращивает производство. Еще в 2004 году свет увидели универсальные хэтчбеки и седаны «Калина». С этого момента ведутся неустанные разработки нового дизайна и составных компонентов «Лады».

В 2007 году была выпущена новая модель под названием «Приора». Спрос в это время все еще падал. Чтобы его стимулировать, была разработана более дешевая версия «Калины». Ее назвали «Гранта». Это время знаменуется для «АвтоВАЗа» выходом из кризисного состояния. Наращиваются производственные мощности.

В 2012 году на базе автомобиля Renault Logan была разработана «Лада» модели «Ларгус». Для процветания легендарного предприятия требуется грамотный подход, новые, неординарные идеи и достаточное инвестирование. При правильном подходе эта компания снова сможет приносить государству огромную прибыль. Для этого у современного «АвтоВАЗа» есть все возможности. Это производство может стать не только прибыльным, но и вернуть свое звание легендарного предприятия отечественного и мирового машиностроения.

Краткий экскурс в историю

Волжский автозавод был основан летом 1966 года. В Тольятти планировалось построить огромное предприятие, которое в сотрудничестве с итальянским концерном ФИАТ обеспечило бы Советский Союз совершенно новыми легковушками. Позже именно так и случится. ВАЗы, созданные на базе разных модификаций FIAT 124, навсегда войдут в историю мирового автомобилестроения. А еще позже завод начнет выпускать уникальные машины,

не имеющие аналогов.

В советские годы с конвейеров АвтоВАЗа ежегодно сходило более полумиллиона экземпляров легковых автомобилей. Многие модели отправлялись на экспорт в десятки, а то и сотни стран.

Сначала это были машины на базе «классики», а затем «Нивы» и «Самары».

С распадом СССР для предприятия наступили темные времена.

Завод долгое время переходил из рук в руки. И лишь во второй половине нулевых годов ситуация немного наладилась. На производство пришли иностранные инвесторы, которые и помогли выжить легендарной компании.

«Копейка» и «Тройка»

Вспоминая все модели АвтоВАЗа (за всю историю существования автогиганта), нельзя не отдать дань ее первым детищам. Это были ВАЗ-2101 и ВАЗ-2103. Первую за последние две цифры номера модели в народе прозвали «Копейкой». Вторую же машину начали именовать «тройкой».

«Копейка» была адаптированным под условия советских дорог моделью седана Fiat 124. У отечественного автомобиля был увеличен клиренс со 110 до 175 мм. Также разработчики усилили тормоза и подвеску. Эта машина была символом советской эпохи автомобилей 70-х годов. «Копейка» стала родоначальницей седанов с задним приводом и универсальных «классических» моделей.

Спустя короткое время после сошедшей с конвейера первой «Копейки» была запущена в серийное производство «тройка». Ее на то время называли «люксовой» моделью. Это была основательно переработанная «копейка». Особое внимание уделялось дизайну. Автомобиль имел четыре фары, хромированные элементы и улучшенную приборную панель.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]