Проверяем датчик холостого хода Шевроле Нива. Замена на новый

Регулятор холостого хода — это специальное устройство, регулирующее подачу воздуха. Он выполнен в виде конического клапана с приводом от электродвигателя. Он управляется ЭБУ, который определяет необходимый уровень открытия канала.

Регулятор холостого хода Нива Шевроле неразборный, поэтому при возникновении проблем с его работой его необходимо полностью заменить. Разборка несколько затруднительна, так как дроссельная заслонка также должна быть отсоединена для снятия регулятора.

Порядок работы по снятию устройства

Для работы по снятию этого приспособления необходимо запастись небольшим набором инструментов, состоящим из торцевого ключа 13 размера, отвертки и плоскогубцев.

  1. Поставьте автомобиль на ровную поверхность и зафиксируйте стояночным тормозом.
  2. Далее нужно отсоединить клеммы АКБ.
  3. Откручиваем гайки и шпильки крепления ствольной коробки к дроссельной заслонке. В этом случае нет необходимости отключать патрубки системы охлаждения и вентиляции картера.
  4. Отсоедините клеммы от проводов.
  5. Отверткой Phillips откручиваем форточки на дроссельной заслонке.
  6. Когда устройство откручено, вы можете вынуть его. Обычно вместе с ним можно снять уплотнительное кольцо. Но в некоторых случаях он может застрять в амортизаторе.
  7. В этом случае нужно аккуратно его разобрать.

Но иногда устройство может работать нормально, а сбои связаны с засорением. В этом случае вы можете попробовать очистить его с помощью очистителя карбюратора. Обычно этот метод помогает оживить устройство, у которого нет видимых механических повреждений. Но эта мера не гарантирует 100% результата, она носит временный характер, позволяя добраться до ближайшего СТО или магазина с запчастями.

Скорость холостого хода Шевроле Нива может быть отрегулирована неправильно, если датчик имеет больший ход между клапаном и опорной поверхностью. При измерении штангенциркулем это расстояние не должно превышать 23 миллиметра.

Соблюдение этих параметров необходимо для правильной установки и не повреждения корпуса дроссельной заслонки.

Перед установкой необходима очистка. В качестве альтернативы уплотнительное кольцо можно смазать моторным маслом для облегчения установки.

Как происходит замена

Конструкция двигателя Chevrolet Niva допускает замену РХХ без снятия дроссельного патрубка. Это достаточно неудобно, но возможно.

Трудности возникают при отворачивании и установке на место заднего винта крепления регулятора. Приходится работать отверткой под некоторым углом. Поэтому не стоит после откручивания удалять винт, лучше снять его вместе с регулятором. Точно так же надо поступить и при установке новой детали: сначала расположить винт в ее отверстии и только потом ставить РХХ в корпус заслонки.

Важно! Надо помнить про наличие уплотняющего резинового кольца. Если при демонтаже детали оно осталось в гнезде, его необходимо извлечь. Новое кольцо входит в комплект датчика. Чтобы не испортить его при установке, на него стоит нанести несколько капель чистого моторного масла.

Наличие возможности простой замены РХХ без демонтажа ненужных деталей не означает, что всегда надо именно так и поступать. Как правило, необходимость замены возникает после значительного пробега машины, когда система питания уже засорена всевозможными посторонними включениями, и лучше совместить работу с промывкой дросселя.

Для этого дроссельный узел демонтируют в сборе, после чего уже значительно легче заменить неисправный РХХ, а все детали тщательно промывают, например, очистителем карбюратора в аэрозольном баллончике. Чистый дроссель обеспечит качественную и равномерную работу двигателя на ХХ.

При замене регулятора надо снять клемму с аккумуляторной батареи. Это не только вопрос безопасности при любых работах с двигателем, но и обеспечение нормальной калибровки начального положения штока РХХ. Обычно датчики продаются во взведенном состоянии, когда шток максимально утоплен. Это можно проверить, замерив расстояние от его колпачка до привалочного фланца. Оно не должно быть больше 23 мм, иначе клапан будет вдавлен в гнездо после затяжки винтов крепления и поврежден.

Подключив разъем к датчику и установив клемму на место, можно включить зажигание. Процессор управления двигателем тут же отработает начальную позицию штока и обеспечит нормальный запуск мотора.

Плавная и устойчивая работа двигателя на холостых оборотах, которой управляет шаговый регулятор, очень важна как для ресурса двигателя, так и для безопасности движения. Внезапно заглохший мотор может повлечь большие неприятности. Поэтому никогда не стоит затягивать с ремонтом, то есть заменой этого простого и недорогого устройства.

Даже если получится избежать нежелательных ситуаций на дороге, последующая поломка и внеплановый ремонт двигателя обойдутся гораздо дороже 500 рублей, которые в первом приближении может стоить хороший РХХ. Цена, разумеется, неточная, поскольку выпуск этого приборчика, оригинальный номер которого начинается с цифр 21203-1148300, освоен многими предприятиями.

Датчик акселератора

Кроме того, на плавность работы двигателя на холостом ходу может влиять датчик дроссельной заслонки Нивы Шевроле. Этот компонент контролирует количество воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Основная задача этой части — сделать это количество оптимальным.

Дроссельная заслонка регулируется специальным датчиком, который при необходимости закрывает ее, создавая разрежение во впускной системе или открывает, впуская воздушную смесь.

Если есть неисправеность, ошибки отображаются в период бездействия. В этом случае нужно удалить элемент и запустить диагностику.

  1. Для обесточивания датчика сначала необходимо отсоединить клеммную колодку
  2. Для проверки работоспособности необходимо измерить напряжение между первым и третьим разъемами в блоке с помощью мультиметра.
  3. В этом случае необходимо изменить положение заслонки из закрытого в открытое.
  4. Сам элемент закреплен двумя винтами, которые для замены необходимо открутить.
  5. После снятия элемента убедитесь, что в седле не осталось уплотнительных колец. Вам нужно проверить его внешний вид и если все в порядке, переустановить.
  6. Теперь вы можете установить новую деталь и собрать ее в обратном порядке.

Где находится у «Шевроле Нива»

Как следует из описания принципа работы, регулятор располагается на корпусе дроссельного узла системы питания, внизу слева по ходу движения. Расположен он довольно неудобно, что может создавать проблемы при его замене без определенного навыка.

РХХ помещен в гнездо корпуса и закреплен двумя винтами. Между регулятором и корпусом расположено уплотняющее резиновое кольцо, препятствующее подсосу воздуха в обход клапана.

Найти регулятор визуально поможет хорошо видимый сектор, надетый на ось дроссельной заслонки. К нему подходит тросик от педали акселератора, что прекрасно видно при взгляде на двигатель сверху. С противоположной от тросика стороны дроссельного узла расположены два датчика. Верхний из них находится на одной оси с сектором тросика — это датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ). А искомый РХХ стоит сразу под ним, с той же стороны.

Принцип работы датчика холостого хода

Датчик холостого хода, по-другому — регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала исходя из заданных условий. В случае поломки этой детали ритм работы двигателя нарушается, так как в камеру сгорания поступает недостаточно воздуха.

Принцип работы следующий: датчик расхода воздушной смеси (DFID) определяет, сколько воздуха попало в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает количество топлива, которое нужно подать к форсункам. Обороты двигателя считываются с датчика коленчатого вала (ДПКВ), и если этот датчик небольшой, РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали акселератора. Аналогичным образом система действует при холодном пуске. IAC увеличивает подачу воздуха, поэтому двигатель быстрее прогревается до оптимальной температуры.

Проверяем датчик холостого хода Шевроле Нива. Замена на новый

Большинство систем управления двигателем построено таким образом, что при нажатии педали акселератора и увеличении оборотов, привод РХХ отключался и оставался в последнем до ускорения состоянии.

Таким образом, уменьшается нагрузка на привод регулятора. В дизельных двигателях для поддержания холостых оборотов используется регулирование поступления топлива также по байпассному типу. Для этого в топливных насосах высокого давления применяется специальная электронная система регулирования.

В качестве приводов РХХ в топливных насосах высокого давления используются соленоидные либо роторные клапаны. Данным способом трудно обеспечить точную установку холостых оборотов.

Поэтому клапаны управляются широтно-импульсным модулированным сигналом высокой частоты ШИМ-модуляция. Чем больше ширина импульса, тем большее время за период открыт замена регулятора холостого хода нива шевроле видео канал, то есть обороты увеличиваются. Импульсные транзисторы, управляющие работой клапана, часто устанавливаются в электронном блоке на топливном насосе. Для их охлаждения используется протекающее через насос дизельное топливо.

Признаки неисправности РХХ Основными признаками неисправности регулятора холостого хода являются: Где находится регулятор и его конструкция Внешний вид РХХ с байпассной системой изображен на фото: Вид в разрезе: РХХ в некоторых случаях можно отремонтировать, если оборвалась обмотка, или заклинило шток. Разборку регулятора следует производить с особой аккуратностью. При этом нет необходимости отсоединять патрубки системы охлаждения и вентиляции картера.

Признаки неисправности

Чаще всего неисправность РХХ можно спутать с проблемами, возникающими при выходе из строя датчика положения дроссельной заслонки. Единственное отличие состоит в том, что при выходе из строя TPS на комбинации приборов загорается индикатор CHECK ENGINE. При неисправностях IAC этот индикатор не загорается.

Кроме того, неисправность регулятора можно определить по нескольким основным характеристикам:

  • При запуске двигателя количество оборотов сильно колеблется.
  • Если включить фары или печку, обороты могут упасть ниже 500 об / мин.
  • Когда двигатель запускается после длительного периода простоя, он не переходит в режим обогрева, а работает на нормальной или низкой скорости.

Если один или несколько признаков совпадают, то следует проверить регулятор. Рассмотрим основные способы проверки датчика на Шевроле Нива:

Чтобы проверить его на работоспособность, можно измерить напряжение, идущее на регулятор. Шаги проверки:

  1. Ставим машину на ровную поверхность и поднимаем рычаг стояночного тормоза.
  2. Отсоеденяем клеммы от контроллера.
  3. Берем метиметр и подключаем черный провод (минус) к корпусу мотора, второй провод (+) замыкаем на разъемы A и D поочередно.
  4. Поворачиваем ключ в замке зажигания и смотрим на мультиметры.
  5. Нормальное напряжение должно быть 12 вольт. Если он намного ниже, проблема с зарядом аккумулятора.
  6. Если напряжение полностью отсутствует, значит в цепи, идущей на IAC, произошел обрыв. В этом случае нужно проверить все провода, идущие к датчику и к компьютеру.
  7. При проверке сопротивления необходимо поочередно проверить выводы IAC: A и B, C и D. При исправной работе сопротивление должно быть 53 Ом.
  8. Если измерить сопротивление на выводах B и C, A и D, показания будут выше критических значений.

Диагностика регулятора

Проверка работоспособности узла проверяется после его демонтажа. Перед работами отключается питание от АКБ, автомобиль устанавливается на ровную поверхность. Демонтаж проводят при отключенном зажигании. Порядок разборки по шагам.

  1. Снять колодку питания.
  2. Ключом на 19 снять два болта крепежа.
  3. Аккуратно вытащить регулятор.

Присоединить к датчику штекер питания, включить зажигание. На исправном узле при активации зажигания игла штока заметно сдвинется. Если шток остался на месте, элемент неисправен.

Регулятор холостого хода Нива, 2121/2123

Автомобиль «Нива» начал производиться еще во времена Советского Союза и с течением времени претерпевал различные модификации и улучшения. Затем карбюраторный двигатель был заменен на более технологичный и совершенный двигатель с впрыском топлива.

Как правило, для работы двигателя с инжектором требуется большое количество различных датчиков, которые автоматизируют и упрощают процесс работы с ДВС.

Описание РХХ

Регулятор холостого хода устанавливался только на Ниве с впрыском топлива и механическим дросселем. При установке электронного ускорителя IAC не используется, так как весь процесс ХХ управляется электроникой.

Регулятор предназначен для регулировки оборотов двигателя до ХХ, регулируя воздух, подаваемый в головку блока цилиндров. IAC — это двигатель постоянного тока с червячной передачей на валу, имеющей конус, регулирующий подачу воздуха через канал ХХ в дроссельном узле.

Этот датчик достаточно ненадежный, часто подлежит поломке и замене. Позже из-за ненадежности от него отказались в пользу электронного дросселя.

Устройство РХХ

Регулятор холостого хода представляет собой двигатель постоянного тока. Ниже представлена ​​схема с описанием деталей, из которых состоит Нива МАК.

  1. Мобильный воздушный клапан;
  2. Накладные крепления РХХ;
  3. Обмотка;
  4. Вал червячной передачи;
  5. Выход (разъем);
  6. Рукав;
  7. Рамка.

Где расположен датчик

Настраиваем холостой ход Шевроле Нива

Регулятор холостого хода представляет собой специальное устройство, которое осуществляет регулировку подачи воздуха. Он сделан в виде конусовидного клапана, который приводится в действие электрическим двигателем. Приводиться в действие ЭБУ, которая определяет необходимый уровень открытия канала.

Регулятор холостого хода Нива Шевроле является неразборным, поэтому при наличии проблем с его работой подлежит полной замене. Демонтаж отличается определенной сложностью, поскольку для снятия регулятора необходимо так же отсоединить дроссельный узел.

Визуальная проверка

Эта проверка выполняется только после снятия IAC с пульта дистанционного управления.

Необходимо проверить состояние корпуса регулятора. Между металлическими и пластиковыми деталями не должно быть зазубрин, трещин и зазоров.

Проверяется наличие всех заклепок, фиксирующих пластиковую часть датчика, так как отсутствие заклепки может сопровождать прохождение воздуха.

Проверяется состояние резинового уплотнительного кольца. На нем не должно быть следов и трещин.

Проверка мультиметром

Поскольку датчик является механическим и в принципе по своей конструкции представляет собой обычный двигатель постоянного тока, проверка осуществляется путем измерения сопротивления обмотки IAC.

Чтобы проверить мультиметром, установите переключатель на измерение сопротивления 200 Ом.

Подключаем щупы мультиметра к центральным выводам РХХ и замеряем на них сопротивление. Показание измерителя на экране должно быть близко к 50 Ом. Если на приборе отображается 1 или бесконечность, скорее всего, обмотка сломана.

При обрыве обмотки регулятор холостого хода ВАЗ 2121-2123 необходимо заменить на новый.

Как заменить РХХ на Niva Chevrolet

Перед тем, как заменить регулятор, необходимо узнать его каталожный номер и приобрести запчасть с нужным артикулом – 21203114830004. Следующий этап – процедура замены.

Порядок действий:

  1. Снимите минусовую клемму аккумулятора.
  2. Открутите крепление воздушного патрубка к дроссельной заслонке.
  3. Снимите патрубок. Если его демонтажу мешают шланги сапуна, то их нужно также демонтировать.
  4. Снимите трос с дросселя.
  5. Открутите две гайки крепления дроссельной заслонки.
  6. Отодвиньте ее в сторону и открутите два винта крепления РХХ.
  7. Снимите разъем с регулятора и установите новую запчасть.
  8. Произведите сборку в обратной последовательности.

Подробно процедуру замены можно рассмотреть в данном видео:

Большие обороты после замены регулятора – это норма?

Каждый, кто сталкивался с заменой регулятора холостого хода, мог наблюдать кратковременное повышение оборотов двигателя после запуска. Данная ситуация является нормальной, так как новый РХХ должен «прописаться». Пока ЭБУ двигателя «не знает» о новом регуляторе, он завышает обороты до тех пор, пока устройство не перепрограммируется. Если ситуация повторяется после каждого запуска ДВС, сделайте инициализацию ЭБУ в диагностике.

Датчик акселератора

Кроме того, на плавность работы двигателя на холостом ходу может влиять датчик дроссельной заслонки Нива Шевроле. Этот компонент контролирует количество воздушной смеси, поступающей в цилиндры. Основная задача этой части — сделать это количество оптимальным для качественного розжига.

Дроссельная заслонка Шевроле Нива регулируется специальным датчиком, который при необходимости закрывает ее, создавая разрежение во впускной системе, или открывает, впуская воздушную смесь.

Если TPS неисправен, неисправности отображаются в период бездействия. В этом случае нужно удалить элемент и провести диагностику.

Принцип работы датчика холостого хода.

Датчик холостого хода, по-другому — регулятор (РХХ), позволяет выбрать оптимальную частоту вращения коленчатого вала исходя из заданных условий. В случае поломки этой детали ритм работы двигателя нарушается, так как в камеру сгорания поступает недостаточно воздуха, в результате чего обороты двигателя начинают уменьшаться поплавками.

Принцип работы следующий: датчик расхода воздушной смеси (DFID) определяет, сколько воздуха попало в камеру сгорания, после чего электроника рассчитывает количество топлива, которое нужно подать к форсункам. Обороты двигателя считываются с датчика коленчатого вала (ДПКВ) РХХ увеличивает подачу воздуха, имитируя нажатие педали акселератора. Аналогичным образом система действует при холодном пуске. IAC увеличивает подачу воздуха, поэтому двигатель быстрее прогревается до оптимальной температуры.

Регулятор холостых оборотов: причины неисправностей

Устройство представляет собой специфическое реле особой конструкции. Обычно деталь выходит из строя по причинам.

  1. Естественный износ. При длительной эксплуатации механизм может изнашиваться: ослабляется пружина, изнашивается головка клапана. Также возможно порвать прокладку, герметик.
  2. Механическое повреждение. Обычно такие проблемы возникают после неаккуратного ремонта или неправильного обслуживания автомобиля. Корпус детали выполнен из пластика, он не рассчитан на то, чтобы выдерживать удары и сильную вибрацию.
  3. Электрическое повреждение. Автомобилисты обращаются к механикам с проблемой повреждения проводки. Неисправность быстро устраняется и машина снова готова к езде.
  4. Программный сбой электрооборудования. В отдельную категорию выделены неисправности ЭБУ и наличие программных ошибок. Такие проблемы диагностируются только сканером и могут быть устранены только на программном уровне.

Причины неисправности и методы устранения

Не всегда при устранении неисправностей потребуется замена датчика холостого хода, могут быть и другие причины, вызывающие выход из строя исполнительного агрегата.

Окисленные контакты, сломанный разъем, изношенный провод прерывает прохождение напряжения на исполнительный механизм. Перед разборкой датчика проверяется качество подключения всех электрических кабелей, зачищаются клеммы аккумулятора и разъем.

В 40% случаев при диагностировании выхода из строя элемента причина была в наличии грязи, пыли, частичек масла, которые забиваются на подвижном элементе регулятора и останавливают его. Необходимо вовремя заменять воздушный фильтр и содержать дроссельную заслонку в чистоте.

Перегорание электродвигателя. Данная неисправность относится к прямому выходу из строя датчика, имеющего в цепи шток и электродвигатель. Найти неисправность можно, разобрав датчик на части и проверив его мультиметром.

Регулятор холостого хода

Наиболее частыми причинами выхода из строя регулятора холостого хода (РХХ) 21203 — 1148300 на Шевроле Нива-2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ-2120 являются их модификации.

Симптомы неисправностей IACS во многом схожи с неисправностями TPS (датчика положения дроссельной заслонки), но в последнем случае световой индикатор CHECK ENGINE четко указывает на неисправность TPS» .

Неисправности регулятора холостого хода (РХХ) 21203 — 1148300 выявить сложно, так как датчик холостого хода на Шевроле Нива — 2123, ВАЗ 2131 (НИВА) и ВАЗ — 2120 их модификаций является исполнительным устройством, не покрываемым общей системы управления, а в случае сбоев в ее работе сигнальная лампа «Check-Engine» не горит».

Но по некоторым характерным симптомам можно предположить, что датчик холостого хода не работает должным образом, например:

— нестабильные холостые обороты;

— когда рычаг переключения передач находится в нейтральном положении, двигатель непроизвольно останавливается;

— минимум значительно снижается при включении других устройств ;

— непроизвольное увеличение или уменьшение скорости независимо от режима работы двигателя;

— при запуске холодного двигателя становится трудно достичь более высоких оборотов.

Любая поломка автомобиля требует своевременного решения, так как может привести к более серьезным проблемам. Датчики в современном автомобиле — один из важнейших измерительных приборов.

Вывод хотя бы одного из них приводит к тому, что ЭБУ не может иметь полного представления о ходе работы системы.

Датчик не подлежит ремонту, но при его загрязнении можно попробовать очистить его специальной промывкой карбюратора. Это не решит полностью проблему, но как минимум позволит добраться до ближайшего гаража.

Регулятор холостого хода — это специальное устройство, регулирующее подачу воздуха. Он выполнен в виде конического клапана с приводом от электродвигателя. Он управляется ЭБУ, который определяет необходимый уровень открытия канала.

Регулятор холостого хода Нива Шевроле неразборный, поэтому при возникновении проблем с его работой его необходимо полностью заменить. Разборка несколько затруднительна, так как дроссельная заслонка также должна быть отсоединена для снятия регулятора.

Предназначение регулятора

Датчик холостого хода на Шевроле Нива, равно и для других авто с бензиновым ДВС и инжекторной системой впрыска, считается деталью системы топливоподачи. Основное назначение датчика — осуществлять стабилизацию подачи воздуха, когда ДВС эксплуатируется на холостых оборотах.

В данном режиме работы дроссельная заслонка остается закрытой, правильно сформировать процентное соотношение топливо/воздух помогает датчик, который определяет, какое количество воздуха должно пройти через впускной тракт для низких оборотов.

Во время работы мотора на средних и низких оборотах дхх дополнительно стабилизирует работу ДВС при значительном повышении напряжения от генератора, когда в салоне включается медиа, вентилятор (печка), свет и другое электрооборудование. Регулятор холостого хода срабатывает на увеличение подачи впуска воздуха в цилиндры.

Чтобы точно увидеть где находится датчик холостого хода на Ниве Шевроле неопытному водителю необходимо изучить систему впускного коллектора. Рхх установлен на дроссельном блоке, рядом с контроллером положения ворот дросселя или ДПДЗ. Узел напоминает бочонок, монтажный фланец прилегает к корпусу, фиксируется, в зависимости от модели авто 2–3 винтами.

Виды и конструкции датчика холостого хода Нива Шевроле

Стандартный регулятор холостого хода Шевроле Нива представляет собой электромеханический модуль с шаговым двигателем и регулируемым запорным клапаном. На Шниве модель выглядит как пластиковый цилиндр округлой формы с выводом для электрических контактов. Устройство устанавливается на карбюратор или дроссельную заслонку, где регулирует малую скорость.

Заводская модель оснащена пластиковым запорным клапаном грибовидной формы. При установке газовой системы некоторые пользователи устанавливают DXX с металлическим наконечником. Усиленная деталь отличается большей прочностью и устойчивостью к агрессивным средам.

Обратите внимание, что устройство не имеет обратной связи от ЭБУ. В корпусе детали всего две пары контактов, которые отвечают за перемещение штока и позиционирование его в пространстве

Стоимость детали варьируется в зависимости от производителя и качества. Оригинальная запчасть имеет артикул 212031148300-03 и поставляется на рынок по цене примерно 1000 руб. При желании можно найти более дешевую деталь, количество которой также зависит от производителя.

В основном цены колеблются от 300 до 1000 руб.

Признаки неисправности регулятора холостого хода «Шевроле Нива» и где он находится

В общеупотребительной терминологии постоянно встречается ошибка в названии этого прибора, задающего обороты двигателя при сбросе газа, то есть при полном закрытии дроссельной заслонки. Его называют датчиком, хотя, конечно же, никакой это не датчик. Регулятор холостого хода «Шевроле Нива» (РХХ), как и на всех других автомобилях, по принципу своего действия является исполнительным механизмом.
Рассмотрим причины появления этого прибора в системе управления впрыском, принцип его работы, характерные признаки неисправностей и методику их поиска. Разобравшийся в этом водитель сможет самостоятельно устранять значительную часть неполадок в системе питания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]