Какое количество масла необходимо заливать в автомобильный мотор

Автомобиль уже очень давно перестал быть роскошью. Множество семей сегодня имеют больше одной машины, которые позволяют ежедневно совершать дальние поездки на работу, в командировки и за покупками. Но любое транспортное средство нуждается в регулярном техническом обслуживании, и водитель должен знать, сколько масла нужно заливать в двигатель, а также как выполняется его доливка в двигатель.

Что такое уровень масла и чем он определяется

Всем известно, что уровень определяется с помощью масляного щупа. Его контрастную рукоятку трудно не заметить под капотом, а после извлечения на нём ясно видны отметки минимального и максимального уровней. Уже можно догадаться, что картер двигателя представляет собой нечто вроде ванны, куда заливается масло, смазывающее детали двигателя. Очевидно, что заливать его нужно столько, чтобы уровень был между о и «MAX», желательно поближе ко второй. Но о количестве это ничего не сообщает.
К тому же в информации, приводимой в литературе, в том числе и прилагаемой к машине, иногда встречаются странные сведения. Например:

  • количество масла в картере двигателя;
  • ёмкость масляного фильтра;
  • количество масла в системе его охлаждения;
  • объём масла в двигателе при его заправке после ремонта;
  • сервисный объём при замене масла.

И так далее. Сколько масла надо покупать конкретно — не написано нигде. Как и подробностей на этот счёт, разъясняющих с чем это связано.

Необходимость замены по моточасам

Исходными данными служат стабильная средняя скорость транспортного средства по городу рекомендации завода-изготовителя по замене смазки. Допустим, скорость по городу составляет 40 км/ч, а рекомендации завода по замене 15000 км.

Для расчета моточасов необходимо дистанцию разделить на скоростной режим. В данной ситуации, 15000/40=375 м/ч. Полученное значение означает, что через 375 моточасов работы силовой установки необходимо провести замену масла.

Международным стандартом АРІ разработана сводная таблица замены масел, в зависимости от их типа и наработки моторесурса.

Тип масляного раствораНаработка в моточасах
Минеральное130-150
СинтетическоеАРІ SJ/SHАРІ SL/SMПолиальфаолефиныЭстеры230-250320-350370-400430-450
Полусинтетическое230-250

Допустим, что в двигатель транспортного средства была проведена заливка масляного раствора SL/SM с рабочим ресурсом 330 моточасов. Для определения пробега, необходимо 330 м/ч умножить на средний трафик 40 км/ч. В результате получим пробег до следующей замены смазки 13200 км.

Сколько масла вытечет при замене и с чем это связано

Достаточно простой способ определения нужного объёма. Правда, неудобный, поскольку масло-то покупать надо заранее, разве что как в автосервисе, его запасы не ограничены.

Под автомобиль ставится мерная ёмкость для отработки, отворачивается сливная пробка, и остаётся только подождать, когда струя, а потом отдельные капли прекратятся. По шкале на ёмкости можно определить, сколько масла надо заменить. Но при одном условии — если до процедуры уровень был номинальным, а значит, надо было заранее в этом убедиться, посмотрев на щуп.

Если масло было в норме, то полученное значение и будет определять сервисный объём, то есть тот, который надо восполнить. Он отличается от полной заправочной величины, поскольку в моторе есть много мест, откуда слить масло можно только перевернув машину вверх колёсами, что вряд ли будут делать при техническом обслуживании. Как и разбирать двигатель. Жидкость может остаться на стенках всех деталей, в углублениях головки блока, в масляном радиаторе, если он предусмотрен конструкцией, а так же в масляном фильтре, который специально снабжён обратным клапаном для предотвращения его осушения на стоянках. Последнее особенно интересно, поскольку оттуда ничего не сольётся, но долить эту дозу всё равно придётся, так как фильтр будет удалён и заменён на новый, совершенно сухой.

Необходимость замены по расходу топлива

Исходными данными должны стать расход топлива на 100 км движения по паспортным данным и фактический. Например, по паспорту расход составляет 9 литров на 100 км, а фактический – 11 литров. Согласно паспорту, смена масла должна проводиться через 15000 км движения машины.

Расчет расхода топлива проводится методом пропорции для паспортных и фактических данных отдельно. Для паспортных данных: 15000х9/100=1350 литров. Для фактических данных: 15000х11/100=1650 литров.

Реальное расстояние, через которое необходимо заливать новое масло рассчитывается подобной пропорцией: 1350х15000/1650= 12270 км.

Каждый из методов можно использовать для любого транспортного средства. Необходимо лишь зафиксировать данные в момент заливки смазки в мотор.

Каков порядок замены

Допустим, нужное количество примерно известно. По соображениям, приведённым выше или по более точной информации, которая будет рассмотрена ниже. Но не стоит сразу лить в мотор указанный объём.

  1. После окончания слива отработки надо завернуть обратно сливную пробку, не забыв заменить её одноразовую прокладку, если таковая предусмотрена конструктивно. Момент затяжки указан в ремонтной документации, поэтому если нет значительного опыта, то лучше применить динамометрический ключ. Дело в том, что прокладка обычно сделана из мягкого металла, её надо слегка деформировать затяжкой, но не выдавить, и уж тем более не сорвать резьбу. Недотяг достаточно опасен, поскольку есть риск не только получить медленную утечку, но и вообще потерять на ходу пробку, вместе с ней и масло, обеспечив очень быстрый клин двигателя со всеми вытекающими последствиями.
  2. Следующим шагом меняется масляный фильтр. Отворачивается он обычно всевозможными приспособлениями, поскольку успевает надёжно прикипеть к своему месту. А вот закручивается новый от руки, тянуть его ключом смысла нет, только надо не забыть смазать резиновое уплотнительное кольцо, оно должно хорошо скользить по металлу.
  3. По поводу предварительной заправки фильтра маслом можно найти много споров, но особого смысла в этом нет, только зря выпачкается мотор снаружи. Ничего за те секунды работы на малых оборотах, пока маслонасос заполнит корпус фильтра, с мотором не произойдёт, все его детали надёжно защищены масляной плёнкой, а нагрузки практически отсутствуют.
  4. После установки фильтра в двигатель заливается примерно на 0,5 литра масла меньше предполагаемого объёма. Этого достаточно для начала. Затем закрывается заправочная горловина и двигатель пускается. Нажимать на акселератор не нужно, следить надо за контрольной лампочкой давления. Как только она погаснет — это будет означать, что фильтр заполнился, масло поступило во все каналы, и давление установилось на номинальном уровне. Мотор можно глушить.
  5. Подождав полминуты стекания в картер, можно измерить уровень. Щуп извлекается, протирается и вставляется обратно, причём до упора, что очень важно, иначе показания будут ложными. На вновь вытащенном щупе можно разглядеть масляный уровень, хотя продукт ещё очень чистый и прозрачный, это будет нелегко. Потребуется хорошее освещение.
  6. По результатам наблюдений принимается решение о доливе. Именно добавлении до уровня, поскольку если сразу залить излишек, то удалить его без специального инструмента достаточно непросто.
  7. Добавлять надо исходя из тех соображений, что между минимальной и максимальной отметками обычно содержится около литра масла, хотя, конечно, единого стандарта для всех автомобилей тут нет. Лучше добавлять понемногу, контролируя процесс замерами по щупу.
  8. По окончании процедуры количество израсходованного масла даст окончательную величину сервисного объёма, которой и надо будет руководствоваться в дальнейшем.

Но это не означает, что покупать масло надо ровно в определённом количестве. Некоторые двигатели активно расходуют масло на угар, вплоть до литра на тысячу километров пробега, что является средним порогом, за которым мотор пора отправлять в капремонт. Причём многие из них делают это даже новыми, расход заложен конструктивно. Притом, что другие вообще не требуют долива между ТО. А смешивать масла в целом достаточно безопасно, но всё же нежелательно. Зная за своим двигателем такую привычку, лучше иметь запас того продукта, что залит в картер. То есть при ёмкости системы 4 литра, покупать 5-литровую канистру.

Что вам нужно проверить

  • Резиновые перчатки.
  • Кухонное полотенце.
  • Машинное масло.
  • Раструб.

Масло может испачкать руки, так что вы будете даже рады перчаткам, а кухонное полотенце отлично подходит для вытирания щупа после его использования. Воронка спасает от разливов.

Убедитесь, что у вас есть подходящее масло для вашего автомобиля.

Важно: обратитесь к руководству пользователя, чтобы подтвердить тип масла и узнать количество для залива.

Шаг 1: припаркуйте свой автомобиль на ровной площадке

Для начала убедитесь, что ваш автомобиль припаркован в нужном месте. Если автомобиль находится на склоне, показания не будут точными.

Шаг 2: Найдите щуп и протрите

Откройте капот вашего автомобиля и найдите щуп. Это обычно ярко окрашено с круглой или Т-образной ручкой.

Снимите щуп и протрите его. После того, как вы вытерли грязное масло с щупа, вставьте его снова до щелчка.

Шаг 3: Снимите щуп еще раз и проверьте уровень

Затем следует снова вынуть щуп, чтобы проверить уровень масла. На щупе будет две отметки, показывающие оптимальный уровень масла. Ваш уровень масла должен быть где-то между ними.

Если ваш уровень масла ниже нижней отметки или если на щупе вообще нет масла, вам следует немедленно долить моторное масло.

Шаг 4: долейте масло с помощью воронки

  1. Чтобы долить масло, сначала необходимо установить крышку маслозаливной горловины в моторном отсеке. На нем должно быть о или контур масляной банки.
  2. Затем поместите воронку на верхнюю часть излива и залейте масло. Убедитесь, что вы используете масло, подходящее для вашего автомобиля.
  3. Чтобы понять, сколько масла вам нужно; зазор между отметками на щупе обычно составляет около 1 литра масла, поэтому вы знаете, что если ваша отметка масла была на минимуме, вам нужно около литра, чтобы ее долить. Если эта отметка только на полпути вниз, вам понадобится около половины литра.

Старайтесь не переполнять, заливая немного и проверяя свой щуп, используя метод, о котором я только что говорил.

Все сделано. Теперь вам просто нужно вставить щуп обратно и почистить руки!

Почему у всех двигателей не одинаковый объём масла

Это связано со многими причинами, в основном с размерами мотора, его рабочим объёмом, характером воспламенения (дизель или бензин), тепловыми нагрузками. Масло в картере как бы отдыхает и охлаждается, чем его больше, тем ниже достающиеся ему циклические температурные, химические и ударные нагрузки. Оно в реальности изнашивается как любая другая деталь двигателя. И чем его больше, тем дольше сохранятся его полезные свойства. Но покупать каждый раз по десять литров дорогого продукта тоже мало кому понравится. Поэтому в среднем сервисный объём масла в двигателе составляет около 4-х литров. Бывает меньше, чаще больше.

Златовласка и три машины

Поскольку мы уже определили, что масло является кровью, поддерживающей прокачку двигателя вашего автомобиля, неудивительно, что поддержание необходимого количества в вашем автомобиле имеет решающее значение для его работы без каких-либо проблем.

Помните историю Златовласки и Трех Медведей? Слишком жарко, слишком холодно и просто так? Ну, вы можете думать о сумме, которая идет таким же образом. Нехорошо иметь слишком мало, но не менее вредно иметь слишком много.

Что происходит во время каждого из этих сценариев — вождение автомобиля с избытком или продолжение поездки в автомобиле, жаждущем смазки, — и почему последствия настолько серьезны? Давайте разберемся. Что произойдет, если я положу слишком мало?

Это то, о чем думает большинство людей, когда они беспокоятся о запасе масла в своем автомобиле, и, как и ожидалось, вы не оказываете никакой пользы, ездя на нем до тех пор, пока он не станет абсолютно сухим.

Помните о следующих трех моментах, когда в следующий раз у вас возникнет искушение проигнорировать запланированную замену масла, или вам не захочется брать лишнюю кварту во время следующей смены дома.

Предварительный поиск информации

Легче всего найти точные сведения в сети интернет. Эту процедуру замены уже проводили многие тысячи людей, в том числе любящих и умеющих давать советы. Кроме них, существуют многочисленный сайты, где подобная информация собрана и классифицирована. Надо просто сделать соответствующий запрос в любом поисковике, сколько масла заливать в двигатель, указав модель автомобиля, объём двигателя и год выпуска. И не ограничиваться одним источником, в интернете всегда можно найти самую противоречивую информацию. Доверять стоит большим солидным сайтам, а ещё лучше — повторяющимся цифрам в разных источниках. И смотреть именно на объём, требующийся при замене.

Что произойдет, если я залью слишком много?

С другой стороны, переполнение вашего автомобиля может быть такой же проблемой, как слишком мало смазки для двигателя.

Коленчатый вал, который отвечает за питание поршней в вашем двигателе, часто лежит чуть выше масляного резервуара. Обычно насос вытягивает масло из поддона, чтобы он мог выполнять свою работу.

Однако, если уровни достаточно высоки, чтобы войти в контакт с быстро движущимся коленчатым валом, масло становится склонным к пенообразованию. Этот воздушный, пузырящийся беспорядок насосу трудно правильно уловить и распределить, а это означает, что двигатель не получит ровный, тонкий слой смазки, необходимый для его наилучшей работы.

В чём опасность ошибки с количеством

Щуп показывает истинную информацию, если его, конечно, не повредили. Но заливать «с запасом» не стоит. В двигателе над масляным зеркалом в картере находятся быстро вращающиеся противовесы коленвала. Если они начнут бить по поверхности жидкости, то она мгновенно превратится в пену, которая нормально работать не сможет. Кроме того, мотор начнёт «потеть» по всем сальникам и уплотнениям. Это не так опасно, но крайне нежелательно.

Ещё хуже недолив. Он приводит к оголениям маслоприёмника в критических ситуациях, таких как крены, ускорения или просто переохлаждение при зимних запусках. Воздух в насосе приведёт к падению давления и задирам трущихся поверхностей. Мотор быстро растратит весь свой многотысячный ресурс.

Уровень масла в двигателе вблизи минимальной отметки ничем по влиянию на детали не отличается от максимального. Но есть одна опасность — так легко просмотреть момент, когда он за счёт расхода на угар снизится до катастрофического. Поэтому лучше поддерживать состояние ближе к максимальной отметке, так безопасней. А запас возить в багажнике, но не в картере.

Информация о том, сколько масла нужно заливать в двигатель, обычно требуется один раз за всё время эксплуатации конкретного автомобиля. После первого ТО она уточняется, запоминается или записывается, и никогда больше не изменяется, мотор не умеет увеличивать или уменьшать свои внутренние объёмы. Хотя одно исключение всё же есть — на неровной дороге можно наехать на камень, от которого не спасёт даже защита картера. Тонкий его металл может не разорваться, а просто деформироваться, после чего ёмкость этой масляной ванны уменьшится, а уровень возрастёт. Можно повторить процедуру определения заправочного объёма. Но гораздо правильнее будет, не откладывая, снять и выпрямить картер, или заменить его на новый. С системой смазки лучше не шутить, ремонт двигателя может стоить столько, что придётся его менять в сборе, что тоже недёшево.

Как я узнаю, когда мне нужно заменить масло?

Вы узнаете, когда это произойдет, если цвет вашего масла черный и зернистый, ваш двигатель громче обычного, вы не сможете вспомнить, когда вы в последний раз меняли масло, или индикатор проверки двигателя не погаснет. Кроме того, если вы продолжаете доливать масло, а уровень быстро падает, значит, ваша смазка слишком старая и ее необходимо менять.

Основываясь на многолетнем опыте, я всегда проверяю уровень смазки сразу после замены масла. Недавно на замене я обнаружил, что бак был переполнен почти на литр. Мне сказали, что беспокоиться не о чем, но, по моей просьбе, вынули излишки — рассказав мне о проблеме, с которой они сталкивались при дозировке масла в автомобили из их большого бака для сыпучего масла.

Я позвонил другу, и он сказал, что переполнение действительно является проблемой и может привести к повреждению двигателя. Если специалисты уронят щуп, им лучше предупредить о переполнении, особенно если у их дилеров есть неисправные системы измерения в процедурах заливки масла.

Да, слишком много масла могло быть проблемой, возможно, не при такой степени переполнения, но есть вероятность повреждения, когда уровень в масляном поддоне слишком высок.

В результате вращающийся коленчатый вал может аэрировать масло, превращая его в пену по мере прохождения с каждым оборотом. Это масло, содержащее крошечные частицы воздуха, не может выполнять надлежащую смазочную работу. В тяжелых случаях недостаточный поток смазки может привести к перегреву — не очень хорошо для мотора.

Какое масло лучше заливать

Для ЗМЗ 409 с инжектором, отвечающим нормам Евро-2, требуется заливать объем, приведенный в таблице.

Название маслаЦена в руб за 4 л
UAZ Motor Oil Premium 5W-40 (оригинал)2184
Shell Helix Ultra 5W-40 (аналог)3720
Liqui Moly Special Tec LL 5W-30 (аналог)4250
Valvoline Synpower 5W-30 (аналог)3040
ZIC X9 5W-30 (аналог)3740

В качестве оригинального смазочного материала применяется полусинтетическое. Оно имеет умеренную стоимость и характеризуется нужными рабочими свойствами.

Как производится смена жидкости

Если вы столкнулись с этой задачей первый раз, то вот вам несколько советов:

  1. Устанавливайте машину на ровную поверхность. Идеальный вариант – гаражная яма или эстакада.
  2. Перед сливом жидкости погоняйте автомобиль по городу или трассе в течение 30-40 минут, чтобы внутри двигательной системы установилась рабочая температура.
  3. При каждой замене масляной смазки меняйте масляный фильтр.
  4. Удаление старого масла производится путём откручивания маслоналивной горловины в верхней части двигателя и вытаскивания сливной пробки под машиной. Защиту картера перед заменой необходимо снять.
  5. Пользоваться аппаратами для «экспресс-замены» слишком часто не рекомендуется: они вытягивают далеко не всё количество смазки, оставляя часть рабочей жидкости на дне агрегата. В результате происходит смешивание устаревшей и новой жидкостей, что приводит к снижению ресурса двигателя.

Замена моторного масла

Проведение технического обслуживания автомобиля без замены масляной жидкости неразумно. Её обновление необходимо проводить регулярно, причём периодичность такой процедуры зависит от многих факторов.

К примеру, если вы собрались лить под капот минеральное масло, его полезные действия, при соблюдении спокойного стиля вождения, улетучатся через 5-6 тысяч км пробега. Любите агрессивную езду? Масло прослужит гораздо меньше.

Полусинтетика откатывает чуть больше 8 тысяч км, ну а высококачественная синтетика в лучшем случае прослужит автомобилю не более 15 тысяч км. Таким образом, интервал замены зависит от химической основы, стиля вождения, условий эксплуатации и «возраста» авто.

Частота замены расходника

Всякому автовладельцу необходимо знать, как часто требуется проводить замену автомасла в ДВС. Обыкновенно рекомендуемая частота указывается автопроизводителем в эксплуатационном руководстве. Средняя частота замены равна десяти тысячам километров.

Начинать отсчитывать километры необходимо после того, как вы слили отработанную масляную жидкость. Обязательно фиксируйте начало отсчета. В дальнейшем, эксплуатируя транспортное средство, делайте по спидометру отметки километров, которые вы проехали.

В сильные холода, а также при жестких эксплуатационных условиях менять масло нужно почаще как минимум на пару тысяч километров. Обусловлено это дополнительной работой, которую выполняет авто, простаивая в пробках, а также при утреннем прогревании.

Следовательно, частота замены для автомобилей, которые эксплуатируются в крупных мегаполисах либо зимой, составляет один раз в восемь тысяч километров. Заменить масляную жидкость в автомобильном сервисе стоит приблизительно пятьсот рублей. При этом смазку и маслофильтр покупает хозяин машины. Иногда автосервисы устраивают акции, бесплатно заменяя расходник, если водитель купил определенное масло. В любом случае, намного выгоднее собственноручно заменять автомасло. Это предоставляет возможность сильно сэкономить собственные денежные средства, а также время.

Зачем моторное масло заливается в мотор

Прежде чем перейти к главному вопросу, определим, для чего под капот машины льётся моторное масло. Дело в том, что во время работы всей двигательной системы каждый её металлический элемент подвергается большим температурным перегрузкам: быстрое взаимодействие деталей вызывает высокую силу трения, которая разрушающе действует на весь мотор.

Смазка, имеющая определённую производителем вязкость, заполняет все зазоры между элементами, активируя тем самым защитный слой между ними. Таким образом, сила трения снижается, температура внутри корпуса приходит в норму, и весь агрегат работает с максимальным ресурсом.

Интервалы когда нужно производить замену

В сервисной книжке на транспортное средство определен пробег, после которого проводиться замена смазочного раствора. При отсутствии напряженного режима эксплуатации, езде по трассе за городом, пробег между сменой смазки может составлять до 15000 км. Эксплуатация транспорта в городском потоке снизит пробег до 9000-11000 км. Но и эти данные не точны до конца, так как на состояние смазки оказывают влияние некоторые факторы, к которым относятся:

  1. Вид и качественное состояние заправляемого топлива.
  2. Объем силовой установки.
  3. Тип смазки, который был залит ранее, и ее состояние.
  4. Наработка моточасов, отработанных двигателем.
  5. Техническое состояние транспортного средства.
  6. Условия работы автомобиля и режимы эксплуатации силовой установки.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]