Как проверить работоспособность вентилятора охлаждения

Каждый пользователь ПК должен знать, как проверить вентилятор на ноутбуке, ведь именно этот компонент предотвращает перегрев всей системы.

При нормальном использовании, вентиляторы ноутбука выпускают воздух и издают мягкий или умеренно слышимый звук. Если кулер ноутбука работает бесшумно, воздух возле вентиляционных отверстий спокоен, а ноутбук очень горячий, скорее всего, охлаждение не работает.

Вентиляторы играют решающую роль в долговечности и функциональности ноутбука. Обязательно стоит немедленно заменить сломанный кулер, чтобы избежать сбоя оборудования.

Наличие звука

Правильно работающий кулер ноутбука звучит как вентилятор с мягким пропеллером; однако он может быть не слышен при первом включении компьютера, поскольку он работает на самой низкой возможной скорости.

Чтобы обеспечить больший поток воздуха и охлаждение системы, вентилятор ускоряется по мере того, как человек продолжаете использовать ноутбук. Он, вероятно, переключится в более быстрый и громкий режим примерно через пять минут, когда ноутбук достигнет рабочей температуры.

У ноутбуков с лучшим охлаждением могут быть невероятно тихие вентиляторы, которые слышны только в тихих комнатах внимательными слушателями. Нужно обратить внимание на то, что вентилятор может быть сломан или засорен, если он издает нерегулярные пульсирующие или громкие звуки.

Что представляет собой вентилятор радиатора

Для начала обозначим, что вся предоставленная информация больше предназначена для владельцев ВАЗов, хотя для водителей иномарок она также может быть полезной.

Вентилятор охлаждения ВАЗ представляет собой обыкновенный электрический двигатель с питанием 12 В от бортовой сети автомобиля. Его вал оснащен крыльчаткой, формирующей мощный поток воздуха и направляющей ее на рабочую поверхность радиатора. Вентилятор на специальной рамке (станине) крепится к передней его части. Сзади он защищен радиаторной решеткой.

Большинство автомобилей ВАЗ оснащаются одним вентилятором. Но есть и исключения. Например, вентилятор охлаждения «НИВА» имеет два независимых электромотора с крыльчаткой, включающихся одновременно. Это необходимо для того, чтобы двигатель отечественного внедорожника охлаждался быстрее.

Ощущение воздуха

Даже если не слышно, как работает вентилятор, пользователь должен чувствовать воздух, выходящий из вентиляционных отверстий. Поток воздуха может быть очень слабым, когда впервые включается компьютер, но он усиливается, когда система достигает нормальной рабочей температуры.

После чего вентилятор ноутбука должен начать выталкивать воздух из основного выпускного отверстия, обычно расположенного на одной из сторон.

Можно положить руку ладонью на систему, примерно на полдюйма от вентиляционного отверстия, и почувствовать поток воздуха. Если ноутбук работает тихо, и нет воздушного потока, возможно, кулер сломан.

Если слышно, как вентилятор работает, но из отверстий ощущается только слабый поток воздуха, кулер может быть закрыт, и в этом случае следует очистить вентиляционные отверстия сжатым воздухом.

Наблюдение за ошибками

Если компьютер регулярно перезагружается без предупреждения, замедляется при обычном использовании или выдает страшное BSoD или «Синий экран смерти», возможно, есть проблема с вентилятором.

Сам вентилятор прикреплен к радиатору как часть охлаждающего устройства, поэтому даже если он нагнетает воздух, могут возникнуть проблемы с другой частью устройства. Система может перегреться, если охлаждающий блок выйдет из строя или термопаста, соединяющая процессор и охлаждающий блок, изнашивается.

Проверка температуры

Даже если вентилятор выталкивает некоторое количество воздуха из вентиляционных отверстий, у него все равно может быть аппаратная проблема, например, проблема с двигателем, которая не позволяет ему достаточно охладить компьютер.

Некоторые ноутбуки отображают показания температуры при включении. Но если ПК не предоставляет такую информацию, целесообразно использовать программу аппаратного монитора для проверки температуры процессора.

Если программа регистрирует постоянную температуру свыше 70 градусов по Цельсию, когда ноутбук абсолютно ничего не делает, возможно, вентилятор сломан.

Устранение перегрева

Если пользователь уверен, что кулер работает, но не справляется со своей задачей, ему нужно помочь.

Одним из способов помочь является устранение лишних процессов. Пользователи Mac могут изолировать и уничтожать нежелательные процессы с помощью Activity Monitor, в то время как пользователи Windows могут использовать диспетчер задач.

Пользователи Linux также имеют ряд опций, доступных для управления процессами.

Как проверить кулер на ноутбуке

Правильная работа охладительной системы продлевает жизнь компьютера на долгий срок. При наличии же неполадок детали начинают перегреваться и выходить из строя. Если же техника начала «тормозить» или стала сильно нагреваться, то в первую очередь следует проверить на работоспособность кулер на ноутбуке .

Программная проверка

Проще всего выяснить причину неполадок и устранить их последствия можно с помощью программ.

На многих устройствах Биос влияет на активность кулера. Особенно это касается дорогих ноутбуков, хоть и есть исключения.

ВАЖНО! Если у вас ноутбуки фирмы Acer или MSI, то следует присмотреться к этому способу.

Выключите устройство и включите снова. Как только появится экран загрузки, войдите в меню Биос. Это можно сделать с помощью клавиш Del, F2 или ESC. Комбинация зависит от модели купленного устройства.

Зайдя в основное меню, выберите вкладку Power, ответственную за температуру процессора и кулера. Теперь потребуется отыскать CPU Q-Fan Control и CPU Fan Profile. Важно, чтобы первый показатель был активным. Второй параметр отвечает за интенсивность вращения вентилятора:

  • Silent – затрачивается минимальное количество заряда;
  • Optimal – кулер начнёт включаться в момент повышенной нагрузки на ноутбук (часто это бывает при запуске онлайн-игр);
  • Turbo – беспрерывная работа системы охлаждения.
  • Для владельцев Lenovo этот совет может оказаться неактуальным.

    С помощью ПО

    Можно не заходить в меню Биоса и решить потенциальную проблему привычным способом. Для этого потребуется лишь интернет и название нужной программы.

    SpeedFan – отличное приложение, позволяющее определить работоспособность кулера. Скачайте его с официального источника и установите на свой ПК.

    Как только вы запустите программу, увидите, какая температура на датчиках. Также можно будет ручным способом поменять настройку скорости кулера. Для этого снимите флажок напротив «Автонастройка вентиляторов» и напишите необходимую скорость вращения, рассчитанную в процентах.

    Если зафиксированное количество оборотов не подходит из-за сильного перегрева, можно поменять данные в разделе «Конфигурация». Утилита автоматически подстроится к выбранному значению.

    Ещё одно полезное приложение – это AIDA64. Его предпочтительно использовать тем, кто увлекается тяжёлыми играми, особенно в режиме онлайн.

    Если температура не превышает 50 градусов, то кулер работает исправно. Превышение этой границы свидетельствует об имеющихся проблемах.

    Аппаратная проверка кулера

    Можно воспользоваться более трудным способом – аппаратной проверкой. Для этого придётся разобрать ноутбук и продиагностировать кулер вручную.

    Перед извлечением вентилятора обязательно изучите инструкцию. Если срок гарантии ещё не истёк, крайне не рекомендуется разбирать ноутбук самостоятельно. Лучшее решение в этой ситуации — обращение к профессионалам.

    При нежелании посещать сервисный центр можно предпринять самостоятельную попытку диагностики. Важно знать, что полностью извлекать кулер нет нужды. Понадобятся лишь провода для тестирования на другом устройстве.

    Для этого потребуется USB, у которого с одной стороны штекер, со второй же – чёрный и красный провода. Придерживайтесь такого алгоритма действий:

    1. Соедините чёрный провод кабеля с чёрным кулера.
    2. Красный провод необходимо соединить с красным.
    3. Вставьте USB в другое устройство.

    ВАЖНО! Если вентилятор начал вращаться, то с ним всё в порядке. Возможно, необходимо просто прочистить систему охлаждения или заменить термопасту.

    Для избавления от загрязнений необязательно прибегать к извлечению кулера из корпуса ноутбука. Достаточно продуть его баллончиком со сжатым воздухом (на крайний случай сгодится и пылесос). Если пыли слишком много, для её удаления можно воспользоваться кисточкой.

    Затем протрите ноутбук салфетками или смоченной в спирте ватной палочкой. Это увеличит работоспособность устройства даже при отсутствии аппаратной проблемы.

    Если же вышеописанные способы не дали результата при самостоятельной проверке кулера на работоспособность, отнесите свой ноутбук в сервисный центр. Профессионалы уж точно справятся с возникшей проблемой!

    Причины неисправности на ВАЗ-2114

      Неисправность электродвигателя вентилятора. Проблема устраняется путём замены на рабочий;

    Меняем электродвигатель вентилятора

    Меняем реле включения вентилятора

    Проверяем на обрыв в цепи

    Меняем датчик температуры охлаждающей жидкости

    Видео о замене датчика включения вентилятора

    Проверка работоспособности электродвигателя вентилятора охлаждения

    Самый простой способ, проверить работоспособность вентилятора — накинуть на него два прямых провода: минус и плюс.

    Плюс берётся с аккумулятора, минус с кузова автомобиля. Если при замыкании цепи он не сработал, значит проблема заключается именно в нём. При запуске лопастей, ищем проблему в другом месте.

    Схема работы вентилятора охлаждения

    В основном, при обнаружении нерабочего вентилятора выявляются несколько причин:

    • Перегорел электродвигатель, обрыв в обмотке;
    • Износ угольных щёток;
    • Заклинил или рассыпался подшипник.

    Если в двух последних случаях проблема решается так сказать, малой кровью, первый предполагает замену электромотора.

    Важно! При накидывании проводов, основное питание электродвигателя нужно отсоединить.

    Ремонт вентилятора

    Включите зажигание в машине. Первое, проверьте предохранитель, он показан на фото, если предохранить целый, ищем дальше. Теперь можно проверить сам вентилятор, от него отходят провода со штекером, разъедините этот штекер и прям с аккумулятора аккуратно подсоедините провода на штекера (плюс минус разницы нет) если вентилятор не закрутиться значит, меняйте сам вентилятор.

    Дальше, начинайте с самого простого, это с датчика радиатора, что включат вентилятор охлаждения. Снимите с датчика радиатора штекера и соедините между собой как показано на фото, если запустился вентилятор, значит испортился датчик радиатора, меняйте его.

    Фото. Стрелкой 1 показан предохранитель вентилятора охлаждения, стрелкой 2 показано реле вентилятора.

    Если не запустился, то соедините провод что идет на блок предохранителей, прям на массу (обычно он белый с черной полосой), если запустился, то значит, есть обрыв второго черного провода, найдите обрыв, или хорошо соедините его с массой. Затем соедините эти два провода вместе, и если вентилятор заработает, значит, хорошо соединили черный провод с массой. Все, починили вентилятор охлаждения, но если не помогло, то читайте ниже.

    Порядок действий при проверке

    Работа вентилятора на ВАЗ-2114 завязана через 2 предохранителя. Один из них отвечает ещё за звуковой сигнал. Проверить его можно нажав на клаксон. Если звука нет, заменить на целый. Расположен он в монтажном блоке, это 20-ти амперный, обозначенный маркировкой F5.

    Проверяем и при необходимости меняем предохранители

    Второй, находится под торпедой, со стороны пассажира. Под обшивкой расположены 3 реле с предохранителем для каждой. За работу вентилятора охлаждения отвечает средняя пара. Перегоревший элемент заменить на новый (предохранитель можно «прозвонить» мультиметром или ограничиться визуальным осмотром. Для проверки работоспособности реле потребуется омметр). Проверяя их состояние, заодно убедиться в нормальном состоянии контактов, при обнаружении окиси зачистить.

    Важно! Обнаружив перегоревший предохранитель, не стоит ограничиваться его заменой на новый. Нужно обязательно найти причину обрыва, так как в ближайшее время новый снова перегорит.

    Проверка датчика включения вентилятора

    Если причина не обнаружена, следующим шагом должна быть проверка работоспособности датчика включения вентилятора. Сделать это не сложно. Обесточить его и включить зажигание, при этом обратить внимание на вентилятор. Вращение лопастей говорит о том, что причина неполадки именно в датчике.

    Проверяем датчик включения вентилятора системы охлаждения

    Ввиду того, что очень часто датчик начинает глючить, подавая ошибочные сигналы, рекомендуется проверить его ещё одним способом. Для этого понадобится ёмкость с антифризом или тосолом, термометр и мультимерт. К клеммам датчика подсоединяются провода от измерительного прибора, резьбовая часть датчика погружается в жидкость. Содержимое ёмкости нагреть до температуры срабатывания вентилятора (на ВАЗ 2114 — 92 градуса). При замыкании контактов мультимерт подаст звуковой сигнал. Значит датчик рабочий, если этого не произошло можно смело его выбрасывать и покупать новый.

    Полезно! Перед установкой желательно проверить работоспособность купленного датчика таким-же способом.

    Видео о проверке датчика включения вентилятора системы охлаждения

    Итоговая проверка

    Устранив проблему, завести мотор машины. Электродвигатель вентилятора должен запуститься примерно через 5 минут работы на холостом ходу. Если этого не произошло, а температура достигла нужной нормы, проведите диагностику неисправностей ещё раз.

    Видео о причинах почему не включается вентилятор охлаждения на ВАЗ-2114

    Как известно, во время работы автомобильного двигателя происходит сгорание топлива. При этом образуется большое количество тепла в рамках преобразования тепловой энергии в механическую. При этом излишки тепла необходимо отводить от ДВС во внешнюю среду для предотвращения перегрева механизмов и деталей.

    Сам двигатель не должен перегреваться выше оптимальных 80-90°C. Для этого задействуются специальные устройства, которые в комплексе образуют систему охлаждения. Системы охлаждения также разделяются на два типа: жидкостную и воздушную. В современных автомобилях эти два типа систем совмещены и являются гибридными.

    Хотя основной принято считать жидкостную систему, отдельного внимания заслуживает и воздушное охлаждение, без которого при определенных условиях двигатель автомобиля неизбежно перегреется. Давайте рассмотрим систему воздушного охлаждения и ее неисправности более подробно.

    Читайте в этой статье

    Неисправности вентилятора системы охлаждения: признаки и способы устранения

    Как уже было сказано выше, двигатель внутреннего сгорания является сложной системой, требующей бесперебойной работы системы охлаждения. Иначе произойдет перегрев силовой установки, что может привести к поломке и, следовательно, дорогостоящему ремонту.

    Жидкостная система охлаждения, по которой циркулируют специальные охлаждающие жидкости (антифриз/тосол), является закрытой. В двух словах, принцип работы жидкостной системы охлаждения заключается в том, что во время работы двигателя через его рубашку (каналы в БЦ и ГБЦ) циркулирует жидкость, которая отводит лишнее тепло от нагретых деталей.

    Затем горячая жидкость попадает в радиатор, охлаждается и снова возвращается в двигатель для его охлаждения. Во время прохождения радиатора нагретая ОЖ попадает в сеть тонких трубочек. Это способствует ее быстрому охлаждению. Также набегающим потоком воздуха при движении ТС излишки тепла выносятся за пределы подкапотного пространства машины.

    Важно понимать, что только при взаимодействии этих двух систем происходит эффективное охлаждение двигателя. Если просто, термовыключатель вентилятора (датчик вентилятора) срабатывает и вентилятор включается. В результате создается поток воздуха и вентилятор работает до того момента, пока не будет достигнута оптимальная температура.

    Он состоит, как минимум, из четырех лопастей, скрепленных вместе под специальным углом для максимального забора и подачи воздуха. Самой популярной стала крыльчатка на 8 лопастей. По конструкции привод вентилятора можно разделить на 3 типа:

    • механический
    • гидромеханический;
    • электрический;

    Сегодня первый тип практически не используется, особенно на гражданских автомобилях, хотя остается на мощных внедорожниках как наиболее надежный. Второй тип также постепенно отходит на задний план. В любом случае, при выходе устройства из строя необходима немедленная диагностика и устранение причины поломки.

    Проверка вентилятора системы охлаждения

    Итак, при поломке современного вентилятора, нужно учитывать, что они зачастую электрические. Как правило, проблема кроется в проводке, датчиках, предохранителях и т.д. Среди основных неисправностей вентилятора можно выделить наиболее распространённые случаи, когда вентилятор охлаждения:

    1. Не включается.
    2. Не выключаются.
    3. Рано включается.
    4. Неправильно направляет потока воздуха.

    Подавая напряжение на сам вентилятор, проверяется именно его исправность. Если он будет крутиться, значит, проблема не в нем. Если же вентилятор не крутится, лучше обратиться в автосервис. Доехать до СТО можно своим ходом, придерживаясь определённых правил:

    • Двигаться со скоростью, не менее 60 км/ч. Тогда функцию сломанного вентилятора выполнит набегающий воздух.
    • Включить на максимум печку во время езды, чтобы лишнее тепло вывелось в салон. В салоне будет жарко, зато повышаются шансы на то, что мотор не перегреется;
    • Следить за стрелкой температуры двигателя на панели. При ее приближении к красной зоне нужно остановить автомобиль, открыть капот, охладить мотор.

    Как организовать вентиляцию ПК. Краткое руководство для начинающих

    Вопрос, который рано или поздно встает перед любым владельцем ПК, — охлаждение. Перегрев комплектующих вызывает снижение производительности, а в худшем случае дело заканчивается деградацией процессора и отвалом чипов. И наоборот — бездумное обвешивание корпуса вентиляторами может превратить его в настоящий пылесос, который будет раздражать домочадцев своим гулом.

    Качество работы системы вентиляции зависит от типа и количества вентиляторов, способа подключения их к материнской плате и правильного расположения в корпусе компьютера. Впрочем, обо всем по порядку.

    Основные характеристики вентиляторов

    Статическое давление — напор воздуха, создаваемый вентилятором. Зависит от его конструкции и скорости вращения крыльчатки. Чем выше этот показатель, тем лучше работает вентилятор в условиях большого сопротивления (например, при прокачке воздуха через мелкоячеистый радиатор).

    Воздушный поток (CFM) — количество прокачиваемого воздуха. Исторически сложившиеся единицы измерения — кубические футы в минуту. Эффективную работу показывают устройства с CFM больше 50.

    Скорость вращения (RPM) — количество оборотов в минуту. Чем больше, тем выше производительность (и шум). У большинства моделей не превышает 2000.

    Широтно-импульсная модуляция (ШИМ, или PWM) — автоматическая регулировка оборотов вентилятора с помощью материнской платы. Требует разъема 4 pin. Провести точную настройку можно с помощью специальных фирменных утилит.

    ASUS Fan Expert

    Толщина вентилятора — обычно составляет около 25 мм. Для небольших корпусов (HTPC) выпускаются более тонкие версии, однако их эффективность ниже ввиду более слабого статического давления и CFM.

    Тип подшипника — важная характеристика, от которой зависит ресурс и уровень создаваемого шума. В современных моделях можно встретить несколько видов: от самого дешевого подшипника скольжения (с низким ресурсом) до самых дорогих и редких керамического подшипника качения и подшипника с магнитным центрированием. Золотой серединой по ресурсу, цене и шуму являются вертушки с гидродинамическим подшипником.

    Уровень шума — измеряется в дБА. Значение, комфортное для человеческого уха, не должно превышать 30 дБА. Больше вентиляторов — не значит шумнее. Чаще всего дело обстоит наоборот, особенно если вентиляторами управляет материнская плата, контролирующая температуру компонентов.

    • 0–25 дБА — бесшумный ПК;
    • 25–35 дБА — шум на уровне дневного фонового;
    • 35–40 дБА — ощутимый уровень шума (можно снизить, переместив компьютер под стол);
    • 40 дБА и выше — громкий и некомфортный уровень шума.

    Размер имеет значение

    От размера вентилятора зависит его производительность и уровень шума. Чем больше диаметр, тем меньше нужно сделать оборотов для достижения нужного эффекта и тем тише он работает. Чаще всего рядовому пользователю приходится иметь дело с вентиляторами следующих типоразмеров:

    92 х 92 мм — уходящий формат, которому производители корпусов уделяют все меньше внимания. По стоимости сравнимы с более эффективными вентиляторами большего размера.

    120 х 120 мм ­— дешево и сердито. Самые распространенные и универсальные. Хороший четырехпиновый вариант можно купить в пределах 1000 рублей.

    140 х 140 мм — идеальный, по мнению автора, баланс шума и производительности. Цена за приличную модель стартует от 1000 рублей.

    200 х 200 мм — решение редкое, но довольно эффективное в плане охлаждения и тишины. Главная проблема — найти замену в случае поломки. Второй спорный момент — стоимость, которая у именитых производителей начинается от четырех тысяч рублей.

    Отдельные производители встраивают в свои корпуса настоящих монстров.

    Стоит понимать, что выбор корпуса с вентиляторами редких размеров в случае их поломки может обернуться некоторыми проблемами. Если же корпус рассчитан на стандартные 120/140-миллиметровые вертушки, возместить потерю будет проще и быстрее. Как показывает практика, хорошие 140-миллиметровые вентиляторы при 600–800 об/мин или 120-миллимитровые на 800–1000 оборотах обеспечат хороший результат и максимальный акустический комфорт.

    Варианты подключения вентиляторов к материнской плате. Типы разъемов

    Современные вентиляторы подключаются к материнской плате посредством 3- или 4-пинового разъема. От типа подключения будет зависеть возможность управления скоростью вентиляторов программным способом. Более экзотическими являются 2-пиновый разъем (обычно используется в БП) и 6-пиновый (с управлением подсветкой). Подключение вентиляторов напрямую к блоку питания через Molex считается устаревшим.

    У 3-пиновых моделей скорость вращения зависит от изменения напряжения. Возможен мониторинг скорости, однако ШИМ отсутствует. Часто такие вентиляторы работают на повышенных оборотах и издают больше шума.

    У 4-пиновых моделей скорость вращения регулируется материнской платой с помощью дополнительного провода. Современные BIOSы прекрасно справляются с автоматическим управлением вентиляторов, главное — правильно выставить температурные лимиты в настройках материнской платы.

    Большинство современных материнских плат имеют 4-пиновые разъемы, но варианты с 3 pin еще встречаются. В случае необходимости можно подключить 4-пиновый вентилятор к материнской плате с 3-контактными разъемами и наоборот. Вентиляторы при этом будут работать на стандартных оборотах.

    Регулировать скорость вентиляторов можно и с помощью реобаса. Но эпоха подобных устройств уходит в прошлое: в современных корпусах для них не осталось места, а их функции взяли на себя материнские платы.

    Если вентиляторов больше, чем разъемов на МП, используются специальные разветвители. Однако увлекаться ими не стоит: на один канал больше двух вентиляторов лучше не вешать. В противном случае придется обеспечить им дополнительное питание, что приведет к появлению лишних проводов в корпусе.

    В любом случае уже на этапе покупки материнской платы нужно понимать, какое количество вертушек понадобится будущей системе. Несмотря на более высокую стоимость, предпочтение стоит отдать 4-пиновым вентиляторам с наиболее совершенным способом управления.

    Сколько нужно вентиляторов и как их установить

    Современная модель корпусостроения предполагает создание своеобразной аэродинамической трубы: холодный воздух поступает спереди, а горячий — выбрасывается через заднюю и верхнюю стенки. Корпуса с вентиляторами на боковой стенке и на дне из продажи почти исчезли. Чаще всего производители стараются создать в корпусе избыточное давление (ставят больше вентиляторов на вдув), и это не просто так. Во-первых, горячий воздух будет удалятся эффективнее, во-вторых, в корпусе будет оставаться меньше пыли.

    Одного вентилятора вполне хватит, чтобы охладить системник офисного уровня без видеокарты с каким-нибудь селероном, пентиумом, семпроном или A10, где TDP процессора находится в районе 50 Вт. Автор предпочитает установку вентилятора на вдув, так как с выбросом горячего воздуха поможет кулер на процессоре, особенно если он башенного типа.

    Расположение вентилятора показано схематично и зависит от типа корпуса и расположения в нём комплектующих.

    Два корпусных вентилятора (один спереди, один сзади) вполне справятся с комбинацией типа Ryzen 3 (Core i3) + GTX 1650 (RX 550).

    Три вентилятора (два спереди, один сзади) — заявка на средний уровень: Ryzen 5 (Core i5) + 2060 (RX 5500XT).

    Четыре вертушки обеспечат нормальную работу для Ryzen 7 (Core i7) + 2070 (RX 5600XT).

    Все меняется, когда в корпус приходит Ее Величество Игровая Видеокарта — главный отопитель любого игрового ПК. Чтобы удержать в узде тепловыделение HEDT-систем, кроме просторного корпуса нужно пять-шесть вентиляторов: два-три лицевых на вдув, один задний и два верхних на выдув. Или кастомная СВО.

    Что в итоге

    Рассмотрев особенности работы вентилятора радиатора, становится очевидным тот факт, что система охлаждения ДВС в комплексе и сам вентилятор охлаждения двигателя позволяют поддерживать необходимый температурный режим ДВС.

    Также важно понимать, что бесперебойная работа системы охлаждения зависит от слаженной работы всех составных частей. Например, в норме вентилятор включается при повышении температуры двигателя выше 90°C для его охлаждения, а затем должен отключаться.

    Однако на практике зачастую можно самостоятельно провести диагностику проблемного устройства, выявить причину поломки и, по возможности, устранить неполадки. Напоследок отметим, что большинства проблем, связанных с перегревом двигателя, можно избежать путем профилактических проверок, а также регулярной очистки клемм и контактов вентилятора охлаждения.

    В системе охлаждения мотора воздух: симптомы завоздушивания, причины образования воздушной пробки. Как развоздушить систему охлаждения двигателя.

    Вентилятор охлаждения двигателя включается на холодном двигателе или после включения зажигания: основные причины и способы устранения неисправности.

    Устройство и принцип работы вентилятора охлаждения радиатора. Распространенные неисправности, диагностика неполадок и ремонт. Советы по эксплуатации.

    Распространенные поломки системы охлаждения мотора: водяной насос, термостат, радиатор, вентилятор охлаждения и другие. Как самому определить причины.

    Почему двигатель перегревается или кипит, при этом радиатор охлаждения холодный. Признаки перегрева мотора, как не допустить серьезных последствий.

    Радиатор в системе охлаждения, устройство и принцип работы, терморегуляция охлаждающей жидкости. Диагностика неисправностей и самостоятельный ремонт

    Диагностика кулера на ноутбуке

    Поломки и сбои в системе охлаждения портативных компьютеров довольно быстро сказываются на общей производительности системы и вдобавок значительно повышают риск появления дефектов, связанных с термическим повреждением процессоров, памяти, жёстких дисков и чувствительных к температуре участков платы. Поэтому когда ноутбук начинает «тормозить» при работе привычных приложений, опытные пользователи сразу пытаются оценить степень его перегрева и проверяют работу вентиляторов.

    Тестирование кулера ноутбука

    Из-за компактного расположения деталей внутри лэптопа вскрытие корпуса и разборка становятся существенно сложнее, чем для системного блока стационарного ПК. Малоопытный пользователь рискует повредить крепления и контакты, поэтому тестирование лучше начать с проверки программными средствами.

    Способ 1: SpeedFan

    Утилита SpeedFan собирает данные о работе вентиляторов и предоставляет возможности по настройке таких параметров, как скорость вращения пропеллеров, процент загрузки ЦПУ, отведённый на некоторые системные процессы, частота шины, устанавливать прокси-сервер для выхода в интернет и т. д.

      Открываем SpeedFan. Приложение определяет системно управляемые вентиляторы и выводит их списком в нижней половине окна. Рядом показывается скорость в процентах от максимального значения и стрелочки для регулировки.

    • На скриншоте видно, что Speedfan обнаружил только один настраиваемый кулер на графическом процессоре. Следует учитывать, что данная функция программы не будет работать со старыми материнскими платами, а также при неправильном подключении контактов вентилятора.
    • SpeedFan – многоцелевое приложение, которое отлично подходит для контроля температуры чипов и жёстких дисков. Управлять этими параметрами можно через удобный пользовательский интерфейс, без необходимости открывать BIOS или вскрывать корпус компьютера.

      Способ 2: Изменение конфигурации BIOS

      Настройки BIOS содержат множество параметров и задают взаимодействие между аппаратными частями компьютера, напрямую влияя на его производительность.

      Чтобы открыть интерфейс BIOS, перезагружаем ноутбук и нажимаем клавишу F2, иногда для аналогичной цели в устройстве могут использоваться F9или Del.

    Меню зависит от марки и производителя материнской платы. Переходим на вкладку «Advanced» и нажимаем на «Hardware Monitor» или «Temperature».

    Далее открываем вкладку «Save & Exit», выбираем пункт «Save Changes and Reboot», подтверждаем решение вариантом «Yes». После перезагрузки вентилятор будет работать быстрее или медленнее в соответствии с новыми настройками.

    Способ 3: Физическая проверка

    Для аппаратного тестирования потребуется частично разобрать ноутбук. Невнимательность и отсутствие необходимых навыков могут привести к порче деталей, поэтому не рекомендуем обычным юзерам заниматься этим самостоятельно. Лучше отнести лэптоп в сервисный центр, что поможет сберечь нервы и не потерять гарантию.

      Перед тем как приступить к работе, внимательно изучаем инструкцию по разборке.

    Отвинчиваем болты и снимаем крышку. Для проверки демонтаж кулера необязателен, гораздо важнее получить свободный доступ к проводу, по которому идёт питание. Обычно это 4-Pin или 3-Pin кабель, но встречается и вариант с двумя контактами.

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Для любых предложений по сайту: [email protected]