Устройство и принцип работы регулятора тормозных сил

Это устройство, которое в народе называют «колдуном», является одним из важных элементов в тормозной системе любого авто. Основная функция регулятора тормозных усилий – это препятствование уходу автомобиля в занос. В более современных отечественных и зарубежных моделях авто традиционного механического регулятора уже нет. Его место заняли электронные помощники. В частности, функции «колдуна» выполняет система EBD. Но в базовых комплектациях производители на всем экономят, поэтому иногда механические регуляторы встречаются даже в новых иномарках. Давайте рассмотрим, что представляет собой данный элемент, для чего он нужен в автомобиле, как его настраивать.

Функции и назначение

Регулятор тормозных усилий используется, чтобы автоматически изменять давление жидкости в цилиндрах задних тормозов автомобиля. При этом регулировка осуществляется по мере нагрузок, действующих на машину при снижении скорости. Такие регуляторы применяются в системах с пневматическим или гидравлическим приводом. Изменять давление цилиндров нужно для того, чтобы предотвратить полную блокировку задних колес. Если они заблокируются, то машина пойдет юзом, водитель может потерять управление.

В некоторых моделях авто, чтобы сохранить управляемость и устойчивость, дополнительно применяют подобные механизмы-регуляторы и на тормозных приводах передних колес.

Кроме того, регулятор тормозных усилий применяется для повышения эффективности остановки пустого автомобиля. Когда машина не загружена, то сцепление ее с дорогой будет отличаться от сцепления загруженной машины. Поэтому очень важно обязательно изменять тормозное усилие на разных осях. На легковых автомобилях в качестве регуляторов применяют статические устройства. В грузовых авто устанавливают автоматические решения.

В автомобилях, созданных для спорта, применяют еще одну разновидность “колдунов”. Это винтовой регулятор. Что это такое? Он находится в салоне, и с помощью него можно настраивать баланс работы тормозной системы непосредственно в процессе гонки. Настройки зависят от погоды, состояния трассы, а также состояния резины.

Регулировка тормозных усилий Лада Веста

Принцип работы системы, регулирующей и распределяющей давление тормозной жидкости на автомобилях Lada Vesta, в корне отличается от предыдущих моделей, и в нём нет никакого «колдовства». Регулятор давления тормозов Лада Веста напрямую связан с системой ABS и регулируется электронным методом в зависимости от скоростей каждого из колёс.

Блок управления ABS передаёт сигналы с датчиков скорости и анализирует обстановку. Система «понимает» любые заносы и позволяет распределять тормозное усилие с максимальной эффективностью. Давлением управляют клапаны гидравлического блока антиблокировочной системы, и нет никакой необходимости в использовании «колдовства». К тому же электроника сама определяет все неисправности и сообщает о них водителю с помощью специальной лампы на приборной панели.

Как устроен механизм?

Нужно заметить, что регулятор тормозных усилий не устанавливают на машины, где имеется АБС, хотя «колдун» является предком данной системы. Он также позволяет защитить колеса от блокировки в процессе торможения.

В легковых авто «колдун» имеет достаточно простое устройство. Он состоит из трех элементов – это корпус, поршни, а также клапаны.

Корпус устройства внутри делится на две полости. Первая полость регулятора соединяется с главным цилиндром (ГТЦ). Вторая соединена с задними тормозными механизмами. Когда необходимо выполнить экстренное торможение, то передняя часть машины наклонится. При помощи поршней и клапанов за счет этого наклона доступ рабочей жидкости к тормозному цилиндру будет перекрыт.

Так, регулятор тормозных усилий ВАЗа в автоматическом режиме ведет контроль и осуществляет распределение усилий на колесах задней оси. Машина не уходит в занос в случае экстренного нажатия на педаль.

«Шевроле-Нива»

При штатном положении регулятора с увеличением массы автомобиля его тормозной путь уменьшается — сказывается более полное использование сцепного веса задними колесами.

Лучшее торможение — при полной нагрузке, когда регулятор минимально ограничивает давление в задних тормозных механизмах.

Но при частичной нагрузке это чревато заносом. Высокий центр тяжести и короткая база «Шнивы» способствуют значительному перераспределению масс при торможении, поэтому при частичной нагрузке вклад задней оси в торможение невелик.

Где находится регулятор

«Колдун» можно отыскать на легковом автомобиле преимущественно в задней части кузова. Он может находиться как слева, так и справа на днище.

Регулятор находится в соединении с задним мостом или балкой посредством тяги и специального торсионного рычага. Именно этот рычаг и оказывает воздействие на поршень внутри регулятора. Входящая часть регулятора тормозных усилий соединена с ГТЦ, а выходная подключена к рабочим тормозным цилиндрам задних механизмов.

Регулятор давления тормозов, или как работает колдун на автомобилях ВАЗ

Регулятор тормозных усилий, в простонародье колдун, представляет собой механическое устройство, предназначенное для сброса избыточного давления в задних барабанных тормозах.


На автомобилях ВАЗ-2109, ВАЗ-2108, на ВАЗ-2114 и других переднеприводных моделях тольяттинского производства устанавливался в задней левой части кузова, под днищем, перед балкой задней подвески. Регулятор давления тормозов на модели ВАЗ-2107 и другой «классике» расположен справа по ходу движения автомобиля.

В новых транспортных средствах, оснащенных системой ABS и EBD, колдун не используется.

Принцип действия

Когда водитель осуществляет резкое нажатие на педаль, машина обязательно «клюнет» передней частью кузова. В результате задняя часть немного поднимется. В данный момент и запускается в работу «колдун».

Если задняя пара колес будет тормозить вместе с передними, то в этом случае значительно повышается вероятность заноса машины. Если колеса на задней оси будут останавливаться позже передних, то в этом случае риски того, что авто пойдет в занос, минимальны.

Когда осуществляется процесс торможения, то увеличивается расстояние между днищем и задним мостом машины. За счет этого поршень регулятора тормозных усилий ВАЗ-2110 отпускается. В результате чего магистраль с жидкостью внутри перекрывается. Колеса не будут заблокированы, а продолжат вращение.

Как проверить регулятор?

«Колдуном» данное устройство называют не просто так. Хотя многие новички толком не знают, как он работает. Давайте посмотрим, как проверить работу регулятора, чтобы понять, исправен ли он.

Для теста понадобится как минимум два человека – один будет управлять автомобилем, а второй будет наблюдать за машиной. Водитель в ходе проверки должен будет разогнать пустое авто на ровном участке до скорости примерно в 60 километров в час. Затем следует выполнить резкое торможение. Далее в данный момент наблюдающий должен контролировать, как работают задние колеса. Важно заметить, заблокированы они или вращаются при нажатии на педаль тормоза.

Если происходит блокировка задних колес сразу или они продолжают вращаться и никак не реагируют на нажатие педали, то регулятор тормозных усилий 2110 неисправен.

В работе тормозов нет места оптимизму

Многие машины продолжают ездить с закисшим намертво регулятором, поскольку их владельцы не понимают всей роли этого простого устройства и даже не подозревают вообще о его существовании. Получается, что работа задних тормозов зависит от того положения поршня регулятора, в котором он закис и потерял подвижность. Машина или сильно проиграет в эффективности торможения, фактически работает только передняя ось, или наоборот, постоянно забрасывает зад при резком торможении из-за начинающегося заноса. Такое может проходить безнаказанно только до первого экстренного торможения с высокой скорости. После чего водитель даже понять ничего не успеет, настолько быстро окажется летящим на встречную полосу вперёд багажником.

Работу регулятора надо проверять при каждом ТО согласно инструкции. Поршень должен обладать подвижностью, зазор соответствовать норме. А стендовые показатели соответствовать паспортным данным. Избавляет от этих процедур лишь тот факт, что «колдун» давно не применяется в современных автомобилях, а его роль отведена электронной системе, устроенной и проверяемой совершенно иными способами. Но при покупке пожилого автомобиля о наличии такого устройства следует помнить.

Что будет, если ездить без регулятора?

Если проверка показала, что “колдун” не работает, то у владельца автомобиля есть два варианта. Первый и наиболее правильный – это покупка и установка нового регулятора. Второй вариант – удаление “колдуна” из системы. Давайте посмотрим, чем грозит эксплуатация автомобиля без этого устройства. Некоторые владельцы и вовсе намеренно убирают регулятор, чтобы снизить тормозной путь.

Однако специалисты убирать механизм не рекомендуют – такой путь ошибочный. Без регулятора и передние, и задние тормоза будут срабатывать одновременно. Растет риск возможного ДТП – водитель, движущийся сзади, может не успеть правильно среагировать на процесс торможения.

Наличие исправного регулятора тормозных усилий на 2114-м ВАЗе очень важно. Убирать его из системы запрещено – об этом указано в ПДД. Если механизм работает неправильно, можно попробовать выполнить его регулировку.

Как регулировать распределитель ВАЗа?

Чтобы рабочая нагрузка на передний и задний приводы тормозов распределялась максимально корректно, следует периодически выполнять регулировку. Принцип ее заключается в следующем. Между торцевой частью поршня и пластиной имеется зазор. Он может составлять от двух до трех миллиметров. Однако трудность в том, что размер зазора неточный. Его определяют опытным путем. Чтобы выполнить более точную регулировку регулятора тормозных усилий, перемещают регулятор вдоль его кронштейна.

Параметры зазора следует подбирать в зависимости от того, как поведут себя задние колеса в каждом случае. Если при торможении юза колес задней оси не наблюдается, тогда зазор можно уменьшить. Если задние тормоза срабатывают раньше, чем передние, тогда зазор следует увеличить.

«Шевроле-Нива»


«Шевроле-Нива» «Шевроле-Нива»

Третье состояние — уменьшаем влияние регулятора, увеличив зазор от исходного также на 8 мм, то есть выставляем 24 мм. Когда в машине двое, тормозной путь практически не меняется — 34,3 м. Однако теперь блокируются задние колеса. Зато при полной нагрузке торможение очень эффективное, замедлением легко управлять и результат рекордный: всего 30,8 м!

  • При штатном положении регулятора с увеличением массы автомобиля его тормозной путь уменьшается — сказывается более полное использование сцепного веса задними колесами.
  • Лучшее торможение — при полной нагрузке, когда регулятор минимально ограничивает давление в задних тормозных механизмах.
  • Однако при частичной нагрузке это чревато заносом. Высокий центр тяжести и короткая база «Шнивы» способствуют значительному перераспределению масс при торможении, поэтому при частичной нагрузке вклад задней оси в торможение невелик.

Обслуживание

Ремонту данная деталь не подлежит. Но для того, чтобы она могла нормально работать, ее нужно обслуживать. Обычно это делается перед выполнением регулировок. Узел установлен в неблагоприятном месте – при эксплуатации на него попадают вода, снег, грязь, реагенты с дороги. Все это ухудшает работу. Постепенно вода и снег становятся причинами коррозии.

Общие мероприятия по обслуживанию – это очистка “колдуна” от ржавчины, снятие старого резинового пыльника и установка нового, замена смазки, очистка всех элементов регулятора от загрязнения. Предварительно выполняется удаление старой смазки из-под пыльника.

Неисправности

Чтобы определить причину отказа, достаточно визуального осмотра механизма, поэтому лезем под машину и смотрим.

Самой частой причиной отказа «колдуна» — заклинивание поршня.

Это связано с его местом расположением на днище автомобиля. Странным образом на нем собирается вся дорожная грязь, зимние реагенты и другие «какашки». Пробуем головку поршня на движение. Если при нажатии на нее, шток не уходит внутрь и вообще не шевелится – заклинен. Первым признаком клина может быть порванный или развалившейся пыльник. Если он поврежден, то вся «срань» с дороги попадет в корпус регулятора, он откажется работать.

Отсутствуют элементы управления регулятором.

Редко, но бывает, что выпадает рычаг, ломаются кронштейны и другие части конструкции, просто сгнивают. Если чего-то нет, это хорошо будет заметно, поэтому «шаман» не «шаманит».

В случае визуального осмотра ничего криминального не обнаружили, все работает – нужно просто его настроить.

Регулировка “колдуна” на “Логане”

Найти регулятор тормозных усилий на “Логане” не является проблемой. Он находится на днище между передней и задней осями. Многие уверяют, что правильно настроить работу распределителя на этом автомобиле под силу только профессионалам, но это совсем не так. Первичную регулировку выполняет производитель – используется специальная установка, и гайка протягивается со строго определенным моментом. Допускается лишь фиксация свободной резьбы на гайке.

Для самостоятельной регулировки нужно очистить “колдун” и заменить смазку в нем. Затем делают половину оборота регулировочной гайкой. Далее можно выезжать на тест. Если задняя пара колес не тормозит, то гайку подтягивают еще раз.

Если на тестируемом автомобиле нет АБС, тогда, даже если протянуть гайку вплоть до упора, можно не добиться результата. Иногда может помочь замена колдуна, однако и это не всегда спасает ситуацию. Дело в том, что у 9 из 10 “Логанов” без АБС регулятор не работает в принципе. Причины заключаются в слабой пружине. И у владельца снова два варианта – он может поменять пружины на более жесткие или установить резиновую прокладку для увеличения давления на механизм “колдуна”.

Замена регулятора на тройник

Автолюбители иногда выполняют замену стандартного “колдуна” на тройник. Среди причин – изначальная неправильная работа узла, закисание и отказ, различные другие проблемы. Тройник позволяет одновременно блокировать и равномерно распределять тормозное усилие между всеми колесами.

Среди минусов можно выделить опасное торможение (особенно зимой в гололед), риск заноса. Среди преимуществ – резкую и отзывчивую педаль тормоза.

Производители автомобилей не рекомендуют исключать “колдун” из тормозной системы автомобиля. Тем более что цена регулятора тормозных усилий для моделей ВАЗ составляет от полутора тысяч рублей. Это невысокая стоимость, учитывая, что от “колдуна” зависит безопасность.

Стояночная тормозная пневмосистема

При изменении положения рычага тормозного крана с ручным управлением 16 полностью сбрасывается рабочее давление сжатого воздуха в пружинном энергоаккумуляторе пневмоцилиндра 19. В таком состоянии усилие на колесные тормозные механизмы, прилагается за счет сил упругости пружин пневмоцилиндров. Одновременно сбрасывается давление воздуха в магистрали на участке от тормозного крана 16 с ручным управлением до крана управления тормозом прицепа 17. При стоянке автопоезда удержание прицепа осуществляется путем подачи давления в управляющую магистраль. Так как, Директивы Совета Европейского Экономического Сообщества (ККЕС) включают требование, чтобы грузовой автопоезд (грузовой автомобиль и прицеп) мог удерживаться на месте только за счет тормозной системы автомобиля, то в тормозной системе прицепа можно сбросить давление переводом рычага тормозного крана с ручным управлением в «Положение контроля». Это позволяет проверить, отвечает ли стояночная тормозная система автопоезда требованиям ККЕО.

Общий взгляд на тормозную систему Hyundai Porter

В малотоннажных коммерческих автомобилях Hyundai Porter (а также в «родственных» ему H-100 и Kia Bongo) применяется ряд технических решений, характерных для легковых автомобилей. Это относится и к тормозной системе грузовика: в «Портере» двухконтурная тормозная система с гидравлическим приводом и вакуумным усилителем, с дисковыми передними и барабанными задними колесными тормозными механизмами. Также в автомобиле используется такой компонент, как клапан-распределитель (регулятор тормозных сил, в простонародье известный, как «колдун»).

Тормозная система Hyundai Porter содержит следующие основные детали: педаль тормоза, собранная в один узел с главным тормозным цилиндром и вакуумным усилителем тормозов, бачок для хранения запаса тормозной жидкости, передние дисковые тормозные механизмы, задние барабанные тормозные механизмы, регулятор тормозных усилий, система трубопроводов для подачи тормозной жидкости к тормозным механизмам. Каждый компонент играет свою роль в системе.

Педаль тормоза, главный тормозной цилиндр и вакуумный усилитель тормозов. Этот узел в сборе устанавливается под приборной панелью в кабине грузовика на общем с педалью сцепления кронштейне. Система устроена таким образом, что усилие от педали тормоза передается на вакуумный усилитель, а от него — на главный тормозной цилиндр. Вакуум для работы усилителя отбирается от впускного коллектора дизеля, его подача осуществляется через специальную трубку. Тормозная жидкость от бачка на цилиндр передается двумя гибкими шлангами, а от главного цилиндра на цилиндры колесных тормозных механизмов — двумя металлическими трубками.

Бачок с тормозной жидкостью. Он устанавливается в моторном отсеке с помощью двух болтов. Бачок имеет заливную горловину, штуцеры для соединения с трубками подачи рабочей жидкости на главный цилиндр и датчик уровня рабочей жидкости с разъемом.

Передние тормозные механизмы. Дисковые, имеют стандартную конструкцию. На ступице колеса устанавливается стальной тормозной диск, который в передней части входит в суппорт (он закреплен на тормозном щите, зафиксированном неподвижно на ступице колеса) с двумя колодками. Особенность передних тормозов Hyundai Porter — наличие двух расположенных в суппорте цилиндров (и соответственно — двух поршней), обеспечивающих привод тормозных колодок. На суппорте предусмотрен штуцер для подключения тормозной трубки (через нее подается тормозная жидкость) и штуцер для прокачки тормозной системы. В автомобиле используются массивные вентилируемые тормозные диски.

Задние тормозные механизмы. Классические барабанные, с внутренним расположением тормозных колодок. Полукруглые колодки вместе с тормозным цилиндром (в котором предусмотрено два поршня), приводом стояночного тормоза и другими деталями монтируются на тормозном щите и закрываются чугунным тормозным барабаном, который устанавливается на ступицу с помощью пяти шпилек. Данные шпильки также служат и для монтажа диска заднего колеса.

О регуляторе тормозных усилий следует рассказать более подробно.

Как установить тройник вместо колдуна

В случае ВАЗ 2106-07 можно просто удалить регулятор, тройник уже установлен в системе, просто к нему подводится магистраль от ГТЦ.

  1. Специальным ключом на «10» откручиваем штуцера тормозных трубок от механизма.
  2. Откручиваем от заднего тормозного шланга трубку, идущую от регулятора тормозов.


Отсоединяем трубку колдуна от заднего тормозного шланга

  1. Отсоединяем рычаг управления от моста и кузова. Вынимаем регулятор в сборе с тягой и выкидываем его.
  2. Тормозную трубку от главного тормозного цилиндра аккуратно изгибаем, чтобы уменьшить ее длину. Она не должна болтаться под днищем автомобиля. Соединяем ее с тормозным шлангом задних тормозов.


выгибаем тормозную трубку от главного цилиндра к заднему тормозному шлангу

Теперь все усилие от главного идет через тройник на оба задних тормозных цилиндра. Поэтому замедление будет происходить двумя колесами одновременно с передними.

Назначение клапана-распределителя тормозной системы

Внешне процесс торможения кажется довольно простым — колодки прижимаются к диску или барабану, и за счет возникающих сил трения кинетическая энергия движущегося транспортного средства переходит в тепло, в результате падает скорость или происходит остановка. Однако здесь есть несколько «подводных камней», которые особенно болезненно проявляются на автомобилях с задним приводом.

Например, при торможении колеса могут полностью заблокироваться (особенно при отсутствии АБС), что на определенных скоростях даже на сухой ровной дороге может привести к скольжению и срыву в занос. Наиболее часто эта ситуация возникает на задней оси. Поэтому резкое торможение представляет особую опасность и сегодня конструкторы стремятся максимально снизить вероятность полной блокировки колес.

Конструкция и принцип работы клапана

Конструктивно регулятор тормозных сил состоит из клапана, который посредством кронштейна монтируется на раму, и рычага, который крепится к балке заднего моста. Положение рычага устанавливается натяжением пружины. Клапан устроен таким образом, что от степени его открытия изменяется и поток тормозной жидкости, поступающей от главного тормозного цилиндра в контур задних колес.

Работает клапан просто. Без загрузки рама автомобиля максимально поднята над задней осью, и клапан частично закрыт — в этом случае нажатие на педаль тормоза не вызывает быструю блокировку колес. При загрузке автомобиля рама опускается, положение рычага изменяется и клапан полностью открывается — в этом случае к задним тормозам поступает больше жидкости, и они работают эффективнее. Все это происходит и при преодолении нервностей дорог, уклонов и т.д.

Таким образом, регулятор тормозных сил автоматически регулирует тормозное усилие на тормозных механизмах задней оси при различных нагрузках и изменениях условий эксплуатации.

Проверка

Надо:

  • Домкратом поднять задний мост автомашины.
  • Снять диски колес.
  • Снять .
  • Осмотреть тормозные цилиндры, нет ли подтеков.
  • Так же проверить их работу, цилиндры должны выходить на требуемое для торможения расстояние.
  • После отпускания педали не должно происходить их заклинивания. При обнаружении этого изъяна цилиндры надо заменить.
  • Проверить состояние пружин, они не должны иметь изгибов по спирали. Также они должны иметь ровную поверхность.
  • Осмотреть качество самих колодок. На них не должно быть отслоений, толщина должна быть не менее 2/3 по отношению стандарта.
  • Так же осмотреть распорную планку, она не должна иметь никаких дефектов, так как поврежденная планка может нарушать работу колодок.
  • Проверить тормозные барабаны. На них не должно быть заусенцев, больших проточек от работы колодок.

Внимание. Проверять необходимо две стороны автотранспортного средства. После проведения осмотра, при необходимости заменить изношенные или вышедшие из строя детали.

Для проведения регулирования необходимо:

  • пластинка толщиною 3 мм;
  • набор ключей;
  • переносная лампа с защитным стеклянным колпаком, с защитной стальной сеткой.

Процесс регулировки свободного хода тормозной педали проводится для обеспечения нормальной функциональности всей системы. Если уменьшен ход, тогда задние колодки не до конца возвращаются в свое положение. Это вызывает нагрев их и барабанов. Так же происходит неравномерный разгон в начале движения. При увеличенном свободном ходе, нажимая на педаль, происходит неполное раздвижение .

Вопросы обслуживания и ремонта регулятора тормозных сил Hyundai Porter

Мы здесь не будем затрагивать вопросы технического обслуживания и ремонта тормозной системы — эти работы проводятся согласно инструкции по эксплуатации и в целом стандартны для малотоннажных грузовиков. Однако несколько слов необходимо сказать о клапане-распределителе.

Этот узел играет важную роль в работе всей тормозной системы, и его неисправность обычно сразу отражается на эффективности и качестве торможения. В частности, поломка или просто засорение клапана может приводить к следующим последствиям:

• Отказ работы задних тормозных механизмов; • Повышение сопротивления педали тормоза при ухудшении эффективности торможения; • Неполная блокировка задних колес при полностью выжатой педали тормоза; • Утечка тормозной жидкости из регулятора; • Частое завоздушивание тормозов задней оси (при этом воздух в контуре передних колес не появляется).

Диагностика регулятора производится посредством измерения давления тормозной жидкости отдельно в переднем и заднем контурах при разных положениях педали тормоза. Для этого к контурам подключаются манометры, и при нажатии на педаль давление в контурах должно изменяться определенным образом. Данная диагностика производится в условиях автосервиса, а в условиях гаража бывает проще заменить регулятор на новый.

Для замены клапана необходимо отвернуть три болта и отсоединить трубопроводы. Установка клапана производится в обратном порядке, при этом с помощью регулировочного винта осуществляется установка рабочей длины пружины (она в разных моделях клапанов отличается, этот параметр прописан в инструкции по эксплуатации), а затем производится прокачка тормозной системы для выдавливания пузырьков воздуха.

Зачастую можно слышать, что решить проблему можно полным демонтажем регулятора, однако делать это недопустимо, так как удаление клапана и подключение задних тормозных механизмов напрямую к главному тормозному цилиндру чревато возникновением аварийных ситуаций.

При регулярном техническом обслуживании, использовании качественной тормозной жидкости и своевременной замене неисправного регулятора тормозных сил тормозная система автомобиля Hyundai Porter будет работать надежно и эффективно, обеспечивая безопасность в любых ситуациях.

На легковых автомобилях с гидравлическим тормозным приводом без антиблокировочной системы (АБС) применяют регулятор давления. Некоторые автовладельцы называют его “колдуном”, считая загадочным и бесполезным устройством. На самом деле — это важный элемент тормозной системы, он делает более устойчивым торможение даже с высокой скорости на скользкой дороге.

Торможение — создание и изменение искусственного сопротивления движению автомобиля.

Тормозная сила — сила трения, создаваемая в пятне контакта шины с дорогой для замедления автомобиля. Она напрямую зависит от действующей на колесо вертикальной нагрузки и условий сцепления шины с опорной поверхностью.

Блокировка колеса 1 — прекращение его вращения при торможении машины.

Устойчивость автомобиля при торможении — способность сохранять заданные направление движения и положение на проезжей части.

Регулятор давления в гидроприводе тормозов — устройство для автоматического изменения величины тормозной силы в зависимости от усилия на педали (давления рабочей жидкости в главном цилиндре), загрузки автомобиля и интенсивности его замедления.

При торможении элементы протектора шин проскальзывают относительно дороги в продольном направлении. Чем больше проскальзывание, тем хуже колесо сопротивляется боковым силам. При юзе оно даже от незначительного поперечного усилия смещается в сторону.

Поскольку тормозной механизм (без АБС) практически любой конструкции способен заблокировать колесо, и полностью избежать этого сложно 2 , для сохранения устойчивости автомобиля важна очередность юза.

Если задние колеса блокируются раньше передних (рис. 1, вариант I), любое малейшее боковое воздействие (повороты руля, поперечный уклон дороги, порывы бокового ветра и т.п.) может спровоцировать прогрессирующий занос машины. Она движется по инерции, катящиеся передние колеса цепляются за дорогу, а остановленные задние скользят вбок. Получается, что спереди есть “опора”, вокруг которой и разворачивается автомобиль.

Когда передние колеса уже заблокированы (рис. 1, вариант II), а задние еще нет, положение автомобиля на дороге стабилизировано. “Опора” сзади удерживает его в исходном положении.

Рис. 1. Влияние очеред ности блокировки колес на устойчивость автомобиля при торможении: цм — центр масс автомобиля; Fи — сила инерции при торможении; Ми — разворачивающий момент, созданный силовой инерции.

При одновременной блокировке всех колес поведение машины лучше, чем в первом варианте, но хуже, чем во втором, хотя и близко к нему. Такое торможение нежелательно, поскольку нет резерва безопасности 3 .

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]