Среди общего числа автомобилистов всегда есть люди, стремящиеся различными способами улучшить своих «железных коней», повысить их эксплуатационные характеристики, надёжность и долговечность. Подавляющее большинство этих водителей устанавливают на автомобили металлические распорки (иначе — растяжки) передних и задних стоек. Но такое усовершенствование вызывает множество споров, а число сторонников и противников подобного тюнинга примерно одинаковое. Поэтому стоит подробнее рассмотреть вопрос о том, для чего нужны растяжки и о том, как их изготавливать своими руками.
- 2 Насколько необходима поперечина — видеомнение
- 3 Плюсы и минусы от применения растяжек передних стоек
- 4 Разновидности распорок
- 5 Подготовка к самостоятельному изготовлению
- 6 Изготовление распоры своими руками
6.1 Как делается распора своими руками — фото
- 6.2 Видеоролик об изготовлении передней растяжки
Роль распорки в усилении кузова авто: для чего это нужно?
Растяжка представляет собой дополнительную жёсткость, устанавливаемую между верхними опорами стоек (чаще всего — передних). Она изготавливается из металлической трубы, чьи концы прикреплены к двум опорным фланцам. В последних выполнены отверстия, совпадающие по диаметру и размещению со шпильками на стаканах стоек. Фланцы надеваются на них, прилегая к плоскостям стаканов, и прикручиваются штатными гайками.
Так выглядит растяжка на автомобиле
Справка. Поскольку расстояние между опорами и крепёжными болтами отличается у разных моделей автомобилей, то и распорки делаются под конкретную марку машины.
Кузов современного авто выполнен из тонколистового металла, соединённого между собой таким образом, чтобы максимально обеспечить жёсткость конструкции. Тем не менее при кренах, поворотах и езде по плохим дорогам кузов испытывает высокие нагрузки, заставляющие его упруго деформироваться. Такое поведение пагубно влияет на управляемость и уменьшает срок службы машины по следующим причинам:
- чем ниже жёсткость кузова, тем сильнее его «выкручивает» в повороте либо при попадании на ухаб;
- со временем металл «устаёт», отчего в несущих элементах образуются трещины;
- от постоянных ударов со стороны колёс лонжероны изгибаются внутрь, отчего в определённый момент регулировка развала передних колёс становится невозможной.
Вытяжка лонжеронов на стенде, после которой нужно ставить поперечину
Примечание. Как правило, эффект «разъехавшихся колёс» наблюдается на автомобилях, отслуживших больше 10 лет в тяжёлых условиях. Их лонжероны настолько вогнуты, что запаса регулировок не хватает для выравнивания колёс, поэтому шины стираются с внутренней стороны. Проблема решается вытяжкой лонжеронов на стенде и установкой элементов, ужесточающих конструкцию.
Распорка, стоящая между опорами стоек, сообщает кузову дополнительную жёсткость и уменьшает амплитуду деформации. То есть, её установка даёт реальный положительный результат, что бы ни говорили противники подобного тюнинга. Растяжку можно ставить на любой автомобиль, но есть отдельные случаи, когда она приносит особую пользу:
- при постоянной эксплуатации легкового авто в сельской местности по плохим дорогам;
- на машинах, прошедших процедуру вытяжки лонжеронов вследствие усталости металла и чрезмерного прогиба;
- на любительских автомобилях, принимающих участие в спортивных гонках.
Автомобилям с такой рамой распора не требуется
Справка. В профессиональном автоспорте распорки как отдельный элемент не используются. В специально подготовленных машинах устанавливается несущая рама, куда крепятся элементы кузова.
Существует разновидность авто, не нуждающихся ни в каком дополнительном усилении. Это рамные полноприводные внедорожники типа Jeep Wrangler или Land Rover Defender. В малолитражках и микроавтобусах, где стойки уходят под приборную панель, выполнить монтаж перемычки технически сложно. В то же время на некоторых моделях усилители ставятся уже на заводе и являются штатными элементами конструкции.
На этом авто распорки стоят с завода
Ключевые особенности
Подводя итог, выделим некоторые ключевые моменты для лучшего понимания роли распорок. При езде по плохой дороге (ямы, колдобины, проселочная трасса), кренах, поворотах на кузов автомобиля действуют сильные нагрузки, которые его деформируют. Это отрицательным образом сказывается на управляемости автомобиля, что в итоге приводит к сокращению его срока службы. И на это есть свои причины:
- Чем слабее жесткость корпуса, тем сильнее его станет «выкручивать» при вхождении в повороты или попадании на ухабы.
- Металл имеет свойство с течением времени «уставать», из-за чего в несущих элементах появляются трещины.
- Постоянные удары, которые приходятся на колеса, передаются и лонжеронам кузова. Со временем они начинают загибаться внутрь, что в результате может привести к тому, что в один прекрасный момент регулировку развала передних колес станет невозможно выполнить.
Плюсы и минусы от применения растяжек передних стоек
По результатам тестов, проведённых некоторыми автомобильными изданиями, и отзывам многих водителей установка распорки даёт такие преимущества:
- Повышается управляемость машины и чувствительность руля, особенно в скоростных поворотах.
- Снижается вибрация кузова.
- Возрастает устойчивость при движении по прямой.
- Риск появления трещин от усталости металла сводится к минимуму.
- Простой монтаж на 6—8 резьбовых соединений, который способен выполнить практически каждый автолюбитель.
Перемычка ставится на штатные шпильки и прикручивается гайками
Машины возрастом 15 лет и более, на которых произведена вытяжка лонжеронов, не рекомендуется эксплуатировать без распорки передних стоек. Причина — всё тот же «уставший» металл, более склонный к прогибу от ударов со стороны подвески. Без усиления кузов довольно быстро вернётся в аварийное состояние.
Справка. По отзывам владельцев автомобилей российского производства, благодаря ужесточению стоек исчезла одна из распространённых «болезней» – скрип пластика торпедо.
Из негативных сторон применения растяжек стоит отметить три существенных:
- любое воздействие, в том числе при попадании в яму или на ухаб, передаётся с одного колеса на другое;
- от бокового удара в место крепления стойки может пострадать противоположная часть кузова;
- стоящая в подкапотном пространстве штанга может перекрывать доступ к элементам различных систем, например, расширительному бачку с тормозной жидкостью.
Здесь видно, как растяжка упирается в бачок тормозной системы
Избежать последнего недостатка позволяет распорка, сделанная своими руками с учётом всех выступающих деталей. Цены заводских жёсткостей довольно демократичны и стартуют от 1000 руб.
Когда необходима опора двигателя
Любое торможение двигателем, внезапное трогание с места, наезд на различные неровности – все это сглаживает дополнительная опора, ограничивая максимальное перемещение мотора. Также она может препятствовать самовыключению передач в коробке.
Произойти это может при подъезде к кольцевой развязке, когда начинается сбрасывание газа, при этом передача остается включенной. Оценив ситуацию, вы вдруг принимаете решение снова нажать на газ в надежде, что успеете обогнать впереди идущего. Мотор завывает, на колесах отсутствует тяга из-за того, что вылетела передача. О последствиях можно не говорить, они будут плачевными. Поэтому установка дополнительной опоры станет правильным решением. К тому же ее легко поставить самому.
В случае с инжекторным восьмиклапанным движком, стоит приобрести кронштейн, предназначенный для переноса модуля зажигания. Это положительно скажется на модуле, поднимая его повыше, также оградив от попадания дорожной влаги.
Разновидности распорок
Перемычка из профильной трубы смотрится красивее
Перемычки для стоек изготавливаются из труб круглого и прямоугольного сечения. Особой разницы в их эксплуатационных параметрах нет, разве что профильная труба выглядит несколько симпатичнее. Существует 2 способа крепления штанги к посадочным фланцам:
- жёсткий, выполненный посредством сварки;
- подвижный, сделанный на шарнире.
Растяжка шарнирного типа
Шарнирное исполнение надёжнее жёсткого, поскольку сварные швы с течением времени могут лопнуть от воздействия деформаций кузова. По способу крепления распорки делятся на 2 группы:
- Двухточечные. Крепятся к стаканам передних стоек, то есть, имеют 2 точки опоры.
- Трехточечные с промежуточным креплением к кузову.
- Трехточечные с дополнительной подушкой для двигателя.
Третья точка опоры — двигатель
Последний тип растяжек снабжается кронштейном, прикреплённым к штанге через резиновую опору. К нему прикручивается верхняя часть двигателя, что позволяет заметно снизить вибрацию, передающуюся на весь корпус авто.
Здесь третья точка опоры — кузов
По функциональности перемычки делятся на обычные и регулируемые. В последних штанга состоит из двух частей, жёстко соединённых посредством резьбовой муфты, чьё вращение удлиняет либо укорачивает трубу. Смысл идеи в том, чтобы распорка подходила к автомобилям любого возраста, в том числе и старым, где стойки уже смещены в сторону центра.
Двухточечная растяжка с возможностью регулировки по длине
На большинстве заводских поперечин производители делают специальные глубокие насечки. Таким путём они пытаются нивелировать главный недостаток всех растяжек — способность передавать удары от одной стороны кузова другой. По заверениям продавцов, при ДТП с боковым столкновением элемент с насечками просто сложится и не передаст энергию удара противоположной стойке.
Поперечина обычная и с опорой двигателя
Справка. В действительности многое зависит от силы механического воздействия и угла, под которым оно прилагается. Практика показывает, что даже распорки с насечками иногда не спасают и вторую стойку всё равно приходится выправлять.
Регулируемая задняя поперечина
Как правило, поперечины устанавливаются только на стаканы передних стоек. Но существуют и задние распорки, хотя они не столь популярны в силу таких причин:
- перемычка в багажнике зачастую становится помехой для перевозки грузов, поскольку перегораживает часть отсека;
- применение задней распорки не даёт настолько заметных улучшений управляемости и устойчивости, как передняя;
- не в каждой машине есть возможность смонтировать штангу, разве что смастерить самодельную.
Усиление задней части авто уменьшает объём багажника
Примечание. Вместе с растяжкой стоек любители автомобильного тюнинга иногда используют нижние распорки, устанавливаемые под днищем авто между кронштейнами крепления реактивных тяг. Операция даёт результат именно при совместной работе двух перемычек — верхней и нижней.
Нижняя распорка ставится в проушины тяг
Распорки, растяжки, опоры двигателя: подкапотные понты или практические детали?
- Популярность передней распорки
- Когда необходима опора двигателя
- Назначение стабилизатора задней балки
Каждый второй автолюбитель пытается улучшить характеристики своей машины. Поэтому завидя в автомагазине пресловутые распорки, различные растяжки, дополнительные проставки и опоры, мечтают установить их. При этом большинство не понимает назначение этих элементов. Для чего на самом деле нужны такие раллийные технологии?
Подготовка к самостоятельному изготовлению
Чтобы самому сделать перемычку для передних стоек, нужно приготовить такие материалы:
- сталь листовая толщиной не меньше 3 мм;
- труба диаметром 32—40 мм с толщиной стенки 3 мм и более;
- тонкий картон и маркер для изготовления шаблона;
- грунтовка по металлу и краска в аэрозольном баллончике.
Толстостенная труба — то что нужно для изготовления растяжки
Независимо от того, какую конструкцию поперечины вы изберёте — жёсткую или с шарнирами, без сварочного инвертора обойтись не удастся, как и без навыков работы с ним. Проще всего сварить жёсткую нерегулируемую распору, чётко определив все размеры. Кроме сварки, для работы потребуются и другие инструменты:
- машина шлифовальная угловая (в просторечии — болгарка) с кругом для резки металла;
- дрель электрическая с комплектом свёрл;
- слесарный инструментарий — молоток, керн, круглый напильник и пассатижи;
- металлическая щётка;
- гаечные ключи;
- приспособления измерительные — рулетка, линейка, угольник;
- сварочные перчатки и защитные очки.
Необходимый набор инструмента
Совет. Чтобы сделать растяжку нужной формы, которая и внешне выглядит симпатично, вам наверняка понадобится станок — трубогиб. Поскольку таковой есть далеко не у каждого автолюбителя, придётся обратиться в специализированную мастерскую либо изгибать трубу ручным способом. Для получения красивого радиуса поворота металл необходимо нагреть.
На подготовительном этапе важно определиться, в каком месте подкапотного пространства разместить трубу и можно ли её сделать прямой. Перемычка не должна мешать обслуживанию авто и перекрывать доступ к бачкам тормозной системы либо сцепления. В то же время надо предусмотреть расстояние 3—5 см от закрытого капота, дабы крышка не тёрлась о металл поперечины и фланцев крепления.
Совет. Разрабатывая конструкцию распорки, учтите, что трубу можно перемещать назад или вперёд в пределах диаметра стаканов стойки. Выдвигать её дальше, наваривая длинный кронштейн, не допускается, потому что в таком случае на фланец станут действовать силы, стремящиеся повернуть его вокруг собственной оси.
Изготовление распоры своими руками
Первое, что необходимо сделать — изготовить фланцы. Для этого открутите гайки, крепящие стойки к стаканам и, приложив к ним картон, наметьте будущие отверстия маркером. Затем вырежьте их в бумаге и наденьте её на шпильки. Теперь остаётся лишь обрисовать контур фланца по форме стакана и обрезать излишки картона. Внутри шаблона проделайте круглый проём, соответствующий выступающей части опоры.
Готовый картонный шаблон с отверстиями
Важный момент. Наружную кромку шаблона, обращённую к двигателю, сделайте не круглой, а прямой, поскольку к ней будет приварено ребро для крепления трубы.
Дальнейшие операции выполняйте в таком порядке:
- Приложите картонный шаблон к листу металла, обрисуйте его маркером и вырежьте стальной фланец с помощью болгарки. Скруглите все кромки и обработайте, чтобы не осталось заусенцев.
- Накерните центры отверстий и просверлите их по диаметру шпилек. Используйте сначала сверло малого размера, а потом — большого. Снимите фаски с обеих сторон отверстий и примерьте деталь по месту. Если обнаружено несовпадение, немного расширьте каждое отверстие круглым напильником.
- Вырежьте стальную полосу шириной 4 см и приварите её под углом 90° к прямой кромке фланца. Чтобы под нажатием трубы полоса не отгибалась назад, изготовьте треугольные рёбра жёсткости и приварите их по краям.
- Поставьте фланцы на шпильки и проверьте на предмет перекосов. Прижмите их двумя гайками и тщательно замерьте расстояние между полосами, чтобы отрезать трубу как можно точнее.
- Отключите аккумуляторную батарею и накройте подкапотное пространство влажной материей. Приложите к кронштейнам фланцев трубу, отрезанную по размеру, и надёжно прихватите её сваркой с обоих концов. Проверьте зазор между крышкой капота и вашей конструкцией.
- Открутите гайки и снимите растяжку с автомобиля. Качественно проварите все швы, отбейте шлак и попробуйте поставить её обратно. Если конструкцию повело сваркой настолько, что фланцы не садятся на шпильки, снова обработайте отверстия напильником.
- Повторно снимите готовую распорку, очистите её щёткой от ржавчины, обезжирьте и покрасьте в 2 слоя, предварительно наложив грунтовку. Установите перемычку на место и окончательно прикрутите гайками.
Совет. Если планируется изгиб распоры, то сделайте его перед тем, как отрезать трубу в размер.
Муфта для регулирования ставится в разрыв трубы
Если вы специалист в сварочном деле, то без проблем сможете сделать растяжку регулируемой. Для этого купите готовую резьбовую муфту требуемого диаметра и приварите её посередине поперечины, предварительно разрезав её на 2 части. После приварки скрутите их вместе, зафиксируйте муфту контргайкой, и только потом отрезайте трубу точно по размеру между фланцами.
Примечание. Описанный способ вполне подойдёт и для изготовления задней растяжки, если вы пожелаете её сделать своими руками. В этом случае хорошенько продумайте конструкцию, чтобы перемычка занимала минимум места в багажном отсеке и не перегораживала его посередине.
Удачная конструкция растяжки — она стоит прямо за сиденьями
Как делается распора своими руками — фото
Вырезанная из металла заготовка Заготовку нужно скруглить и зачистить Деталь примеряется по месту К самодельному фланцу привариваются полосы и ребра жёсткости Трубу надо аккуратно прихватить к фланцу Правильная конструкция — труба огибает бачок с жидкостью После покраски распора крепится окончательно Для распределения нагрузки к трубе надо приварить косынку Последняя примерка распоры перед покраской Для начала нужно открутить гайки крепления