Изначально двигатель ВАЗ 21126 стал второй версией базового мотора 2112. В первой модификации 21124 был увеличен объем и соблюдены стандарты Евро-4, но снизился крутящий момент/мощность. Производителю АвтоВАЗ был нужен мощный движок с минимальным ресурсом 200 000 км пробега, поэтому версия 21126 имеет 145 Н*м крутящего момента и 98 л. с. мощности, указанный эксплуатационный ресурс.
ДВС 21126
Характеристики двигателя 21126
Мотор 21126 является второй версией базового ДВС 2112 из пяти существующих (21124, 21127, 21128 и 21129). Основными задачами разработчиков в данном случае были:
- увеличить мощность;
- повысить ресурс;
- сохранить протокол Евро-4;
- удержать себестоимость изготовления в разумных пределах.
Маркировка блока
Нуждались в двигателе с такими характеристиками автомобили Лада Приора, выпуск которых начался в этом же году. Важной особенностью ДВС маркировки 21126 стала комплектация импортными запчастями – облегченная шатунно-поршневая группа от Federal Mogul, ремень и ролики ГРМ производителя Gates.
Осталась прежней схема двигателя:
- рядный поперечного расположения для переднего привода;
- 16 клапанов и 2 распредвала по схеме DOCH;
- гидрокомпенсаторы и фазированный впрыск;
- объединенный с ресивером впускной коллектор;
- выпускной катализатор с интегрированным каталитическим нейтрализатором.
Движок в сборе
Начальная форсировка движков из версии 21124 произведена изготовителем, обеспечен потенциал минимум 50 л. с. мощности для самостоятельного тюнинга.
С учетом вышесказанного технические характеристики версии силового привода АвтоВАЗ 21126 имеют вид:
Изготовитель | АвтоВАЗ |
Марка ДВС | 21126 |
Годы производства | 2007 – … |
Объем | 1597 см3 (1,6 л) |
Мощность | 72 кВт (98 л. с.) |
Момент крутящий | 145 Нм (на 4000 об/мин) |
Вес | 115 кг |
Степень сжатия | 11 |
Питание | инжектор |
Тип мотора | рядный |
Впрыск | распределенный с электронным управлением |
Зажигание | катушка для каждой свечи |
Число цилиндров | 4 |
Местонахождение первого цилиндра | ТВЕ |
Число клапанов на каждом цилиндре | 4 |
Материал ГБЦ | сплав алюминиевый |
Впускной коллектор | объединен с ресивером, полимерный |
Выпускной коллектор | катализатор |
Распредвал | 2 шт., метки на шкивах смещены на 2 градуса |
Материал блока цилиндров | чугун |
Диаметр цилиндра | 82 мм |
Поршни | облегченные, производитель Federal Mogul |
Коленвал | от 11183 |
Ход поршня | 75,6 мм |
Горючее | АИ-95 |
Нормативы экологии | Евро-4 |
Расход топлива | трасса – 6 л/100 км смешанный цикл 7,2 л/100 км город – 9,8 л/100 км |
Расход масла | максимум 0,1 л/1000 км |
Какое масло лить в двигатель по вязкости | 5W-30 и 10W-40 |
Какое масло лучше для двигателя по производителю | Liqui Moly, ЛукОйл, Роснефть, Mannol, Mobil, Castrol |
Масло для 21126 по составу | синтетика, полусинтетика |
Объем масла моторного | 3,5 л |
Температура рабочая | 95° |
Ресурс мотора | заявленный 200000 км реальный 300000 км |
Регулировка клапанов | гидрокомпенсаторы |
Система охлаждения | принудительная, антифриз |
Количество ОЖ | 7,8 л |
Помпа | ТЗА |
Свечи на 21126 | BCPR6ES от NGK или отечественные АУ17ДВРМ |
Зазор между электродами свечи | 1,1 мм |
Ремень ГРМ | Dyco, ширина 22 мм, ресурс 40000 км пробега |
Порядок работы цилиндров | 1-3-4-2 |
Воздушный фильтр | Nitto, Knecht, Fram, WIX, Hengst |
Масляный фильтр | номер по каталогу 90915-10001 замена 90915-10003, с обратным клапаном |
Маховик | от 2110 |
Болты крепления маховика | коробка МТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм, проточка 11 мм коробка АТ – М10х1,25 мм, длина 26 мм без проточки |
Маслосъемные колпачки | код 90913-02090 впускные светлые код 90913-02088 выпускные темные |
Компрессия | от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар |
Обороты ХХ | 800 – 850 мин-1 |
Усилие затягивания резьбовых соединений | свеча – 31 – 39 Нм маховик – 62 – 87 Нм болт сцепления – 19 – 30 Нм крышка подшипника – 68 – 84 Нм (коренной) и 43 – 53 (шатунный) головка цилиндров – три стадии 20 Нм, 69 – 85 Нм + 90° + 90° |
У производителя имеется мануал с пошаговыми операциями ТО и ремонта, в котором приводится описание параметров и регламент обслуживания. Поскольку ресурс заявлен с учетом комплектации с конвейера деталями зарубежных производителей, рекомендовано производить капитальный ремонт оригинальными запчастями. Качество отечественных компаний не дотягивает до уровня международных брендов Gates и Federal Mogul.
Гнет ли клапана
В автомобилях Лада Приора даже в 16-ти клапанном силовом агрегате 126 часто могут гнуться клапана. Причины, вызывающие данный дефект, кроются в несоблюдении правил эксплуатации, при нарушении регламента замены следующих узлов и деталей:
- ролики;
- ремень газораспределительного механизма (ГРМ);
- помпа водяная.
При поломке одного из перечисленных компонентов поршни, оказывая механические воздействия на клапана, могут их погнуть. Конструктивные особенности двигателя — вот причины того, что мотор может загибать клапана. Деформация клапанов вызывает необходимость производить капитальный ремонт двигателя Приора.
Чтобы избежать данного дефекта автовладельцу необходимо производить своевременную проверку элементов ГРМ. Особое значение имеет ремень, который подлежит тщательному обследованию через 50 тысяч километров пробега. При проверке исключаются следующие неисправности:
Недостатки и преимущества
Указанные характеристики двигателя и реальный опыт его эксплуатации с 2007 года позволяют судить о недостатках:
- обрыв приводного ремня ГРМ чреват капремонтом;
- из-за необходимости высококачественной смазки повышается бюджет эксплуатации авто;
- на стоимость капремонта влияет высокая цена ремня ГРМ и роликов, ШПГ иностранных производителей, даже если он производится своими руками.
С другой стороны, достоинств у мотора значительно больше, они перевешивают указанные минусы:
- отсутствие постоянных регулировок зазоров клапанов;
- увеличение ресурса, мощности и крутящего момента;
- снижение шумов и вибраций;
- экономичный расход топлива и масла;
- соответствие стандарту Евро-4.
Металлические прокладки служат дольше, а ремень ГРМ не нужно постоянно подтягивать и контролировать его случайное соскальзывание при попадании масла.
Особенности
Концерн АвтоВАЗ в 2007 году порадовал широкую общественность, поскольку они запустили в производство силовой агрегат ВАЗ-21126. Изначально ДВС размещался под капотом Лада Приора. Но после этого, оказалось что он насколько надежный, что его можно без особых проблем использовать и на других моделях производителей.
В будущем производители даже стали использовать этот силовой агрегат в качестве экспериментальной базы для того, чтобы разрабатывать спортивные модификации. Самим ярким примером стала версия NFR, которая устанавливалась на Лада Калина. Также его использовали в качестве основы и для других моторов, которые отличались своей современностью, например ВАЗ-21128.
Уже по классике мотор собирался в рядной компоновке с четырьмя цилиндрами и без турбины. Рабочий объем в 1.6 литра позволил обеспечить довольно внушительные технические характеристики двигателя ВАЗ 21126 в виде мощности в 98 лошадиных сил, при этом его крутящий момент составляет 145 Нм.
Блок двигателя ВАЗ 21126 изготавливался из чугуна. Нижняя часть блока размещает в себе 5 опор коленчатого вала, которые имеют вкладыши из сплава и алюминия. В этот раз высота блока цилиндров была равна 197.1 миллиметра. Коленчатый вал отливали из чугуна с повышенной прочностью. Устройство двигателя ВАЗ 21126 было таким, что требовалось получить ход поршня в 75.6 миллиметра, поэтому радиус кривошипа пришлось увеличить, в сравнении с силовым агрегатом ВАЗ-2112.
Для изготовления поршней использован алюминий, и они как и везде предусматривали два компрессионных кольца и одно маслосъемное. Производители для большей отдачи решили уменьшить массу поршней, а также установить масляные форсунки для охлаждения днища. Двигатели, которые выпускались после 2022 года имели глубокую цековку на днище, предохраняющую клапана от контакта с поршнем, если ремень газораспределительного механизма порвется.
Алюминий был основным материалом для изготовления головки блока цилиндров. Верхняя часть ГБЦ служит местом для установки двух распределительных валов и 16 клапанов, оснащенных гидравлическими компенсаторами. Данное решение позволило отказаться от периодической необходимости ручной регулировки клапанов. Для изготовления крышки головки также использован алюминий.
Система охлаждения двигателя ВАЗ 21126 выполнена в стандартном исполнении, только имеет электрический вентилятор для обдува радиатора. Систему смазки выполнили в комбинированном исполнении, поэтому к трущимся поверхностям смазывающая жидкость поступает под давлением и разбрызгивается.
В системе топлива производители произвели определенного рода модификации. Топливную рампу теперь начали изготавливать из нержавеющей стали, а обратного слива топлива нет. В модуль топливного насоса вмонтировали регулятор давления. В качестве дополнения в системе разместили систему улавливания паров, оснащенную угольным абсорбером, что позволило ограничить выброс паров топлива в окружающую среду.
Система зажигания предусматривает использовать индивидуальные катушки, которые устанавливаются на каждую свечу. Благодаря этому решению в конструкции полностью отсутствуют высоковольтные провода, исключая возможность их поломки.
Применение данных и других современных решений во время разработки силового агрегата позволили гарантировать его экономичность и неприхотливость, при этом смогли сохранить достаточно хорошие технические характеристики в своем классе. В целом, 126 мотор действительно многие называют одним из самых лучших за всю историю существования концерна.
В каких авто стоял?
Сразу после выпуска руководство АвтоВАЗ стало использовать мотор 21126 для комплектации следующих моделей Lada:
- Приора – с 2007 по 2016 год, все комплектации;
- Калина – с 2007 по 2013 год, комплектация Люкс;
- Калина-2 – с 2013 года, на машинах с АКПП;
- Гранта – с 2011 года, комплектация Норма и Люкс.
Лада Гранта
В настоящее время на Приоры монтируются моторы 21127, ставшие следующей версией развития ДВС 21126. На остальных двух моделях – Калина-2 и Гранта этот мотор используется преимущественно с автоматической коробкой JF414 от японского производителя Jatco.
Техобслуживание
Для обеспечения заявленного ресурса двигатель 21126 необходимо обслуживать в соответствии с нижеприведенным регламентом:
- через 10000 км пробега меняется масло моторное с соответствующим фильтром;
- 20000 км выдерживает аккумулятор, ремни навесного и картерная вентиляция;
- рубеж 40000 пробега не могут преодолеть крышка бака, антифриз и шланги системы охлаждения, фильтры топливные и воздушные;
- рекомендуется замена кислородного датчика после 100000 км, ремня ГРМ через 180000 км пробега.
В устройство ДВС добавлены сложные конструкционные решения, поэтому необходимо выдерживать сроки замены расходников.
Проблемы
Но несмотря на то, что мотор достаточно сильно хвалят, и говорят о нем много положительного, без характерных проблем и поломок не обошлось. Многие владельцы часто сталкиваются с определенного рода неисправностями, которые заключаются в следующем:
- До 2022 года обрыв ремня ГРМ двигателя ВАЗ 21126 приводил к столкновению клапанов с поршнями. Это влекло за собой загиб, после чего эксплуатация двигателя становилась невозможной. После 2018 года в конструкции ДВС применяли другие поршня и проблема исчезла.
- Датчик массового расхода воздуха нередко выходит из строя, поэтому владельцы мотора сталкиваются с плавающими оборотами. Но не стоит сразу приобретать новые датчики, поскольку надо сначала попробовать почистить регулятор холостого хода и дроссельную заслонку.
- Нередко из строя может выйти и термостат. Это влечет за собой проблему перегрева. Как правило, в холодную погоду автомобиль никак не может набрать рабочую температуру, а летом начинает закипать, поэтому стоит обратить внимание именно на эту деталь.
- Привычным делом для данного силового агрегата также являются и сбои в электрике. Это может повлечь за собой достаточно серьезные последствия в виде сгоревшего стартера, сломанных катушек зажигания, регулятора давления топлива или же электронного блока управления двигателем под индексом 1411020.
- Можно также заметить, что двигатель начал работать на трех цилиндрах. Сначала стоит обратить внимание на каждую катушку и свечу, а если с ними все в порядке, то надо снять форсунки. Как показывает практика, они могут забиться и их просто необходимо промыть.
- Гидравлические компенсаторы могут создавать неприятные стуки из под капота во время работы мотора. Но если в них не замечено никаких нареканий, то стоит подготовиться к капитальному ремонту, поскольку могут стучать шатуны или поршни.
Неисправности, причины, устранение
Поскольку мотор 21126 является 16 клапанной переднеприводной конструкцией с верхним положением распределительных валов, ему присущи характерные поломки:
Отсутствует запуск при вращении коленвала | 1)неисправны катушки зажигания 2)выход из строя электронного управления 3)поломка ДПКВ 4)неисправности топливной системы | 1)Ремонт или замена 2)перепрошивка или замена контроллеров 3)замена датчика положения коленвала 4)замена регулятора давления, прочистка топливного модуля, форсунок и рампы |
Мотор не заводится | 1)холодный 2)прогретый | 1)подзарядка АКБ, очистка системы питания, замена температурного датчика ОЖ, замена форсунок, ремонт системы управления топливом 2)кроме перечисленного, замена воздушного фильтра |
Плавают обороты ХХ | 1)соединения шлангов вакуумных 2)прокладка ГБЦ 3)засор воздушного фильтра | 1)замена или протяжка хомутов 2)использование новой прокладки 3)прочистка либо замена картриджа |
Пропуск зажигания в режиме ХХ | 1)низкая компрессия 2)отказ форсунок 3)поломка катушек зажигания 4)неисправность свечей зажигания | 1)замена колец; маслосъемных колпачков2)установка новых форсунок 3)ремонт или замена 4)регулировка зазора или замена |
При соблюдении требований инструкции по эксплуатации и регламента ТО указанных неприятностей можно избежать.
Рабочий ресурс
Завод-изготовитель заявляет, что мотор 126 на 16 клапанов может стабильно работать на протяжении 200 тысяч километров. После этого предела силовой установке требуется капитальный ремонт. Но не стоит забывать, что АвтоВАЗ – это настоящая лотерея, у некоторых владельцев Приоры мотор ловил клин на 2 тысячах. Но если вы бережно относитесь к машине Лада, исправно выполняете ТО и заменяете поврежденные компоненты, то можно смело рассчитывать на ресурс в 150-200 тысяч км пробега.
На ресурс силовой установки влияют множество факторов, вот некоторые из них:
- Перегрев. Работа двигателя на Приоре при повышенных температурах заметно сокращает его ресурс. Рабочая температура, о которой мы поговорим в следующем разделе, должна сохраняться на одном уровне.
- Топливо. В руководстве по эксплуатации указано, какой бензин необходимо лить в мотор номер 126 на 16 клапанов. Также рекомендуется посещать только проверенные заправки, на которых вам не зальют разбавленное горючее.
- Моторное масло. Здесь все просто – своевременно меняйте смазочную жидкость и покупайте качественные масла, тогда ресурс составит 150-200 тысяч км. Для 16 клапанного агрегата 126 подходит полусинтетика (рекомендация Лада) и синтетика. Менять масло необходимо раз в год или каждые 15 тысяч км пробега, как видите, ресурс у жидкости не большой.
Тюнинг ДВС
По умолчанию двигатель 21126 уже форсирован конструкторами АвтоВАЗ. Однако мощность ДВС может дополнительно повысить тюнинг. Достаточно учесть следующие нюансы:
- ШПГ уже максимально облегчена, но можно расточить цилиндры, использовать поршневую группу большего диаметра;
- чаще всего применяется тюнинг механизма газораспределения – разрезная шестерня и облегченный распредвал Нуждин;
- используется тюнинг впускной и выпускной системы – 4 дросселя для каждого цилиндра, схема выхлопного тракта «паук», соответственно.
Тюнинг 21126
Для турбирования движка потребуется высокий бюджет модернизации, заметно снизится ресурс мотора и участится плановое техобслуживание.
Таким образом, ДВС 21126 стал улучшенной версией предыдущей модификации 21124. Увеличились силовые характеристики и эксплуатационный ресурс, упростилась конструкция ГРМ привода, облегчилась замена ремня и роликов.
Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них