Когда ко мне приходят начинающие автомобилисты за советом, как лучше ухаживать за автомобилем, я сразу же объясню две вещи. Если хотите чувствовать себя в безопасности, то в первую очередь нужно позаботиться о полноценной работе мотора и о надлежащем состоянии тормозной системы.
При поломке движка машина просто не поедет, а вот с тормозами все намного сложнее. Автомобиль сможет тронуться и даже проехать весь путь, но вот затормозить в нужный момент не удастся.
Поскольку вряд ли кому-то хочется попасть в аварию, стоит поговорить даже не о заливке «тормозухи», а о том, сколько тормозной жидкости нужно для замены старого состава на новый.
Отсутствие смазывающего вещества в системе сделает тормоза неработоспособными, что тоже неминуемо приведет к аварии. Итак, это тема моей сегодняшней заметки, а более подробно о процедуре мы поговорим далее.
При каких обстоятельствах требуется замена тормозной жидкости
Чтобы разобраться в том, какое количество тормозной жидкости может потребоваться для замены расходного материала в системе, нужно ответить на один простой вопрос – когда возникает необходимость в проведении подобной процедуры.
Дело в том, что многие автомобилисты не читают рекомендаций в сервисной книжке авто, хотя это и необходимо. В результате, водитель не обращает внимания на явные признаки ухудшения состояние тормозной системы.
Подавляющее большинство автомобилистов действует по старой и проверенной, на их взгляд, схеме – просто доливает «тормозуху» по мере необходимости.
На самом деле так поступать нельзя. Опытные механики в этом вопросе советую ориентироваться на показатели приборной панели, где имеется соответствующий символ. Если уровень снизился до минимальной отметки, то пора предпринимать серьезные меры.
Конечно, жидкость можно и просто доливать, но после проведения этой процедуры потребуется выполнить полную проверку исправности тормозной системы.
Просто так тормозная жидкость убывать не может. Раз уровень уменьшился, значит, где-то образовалась течь или возникли неполадки в работе основного тормозного цилиндра. Бывает, что и вещество к колесам подается неравномерно.
Этапы работы
Профессионалы используют специальную установку для замены ТЖ, но в домашних условиях можно обойтись и без нее. Суть процесса заключается в том, чтобы с каждого тормозного суппорта, через специальный штуцер слить старое вещество, контролируя, чтобы в бачке не оказалось воздуха. Этапы процесса:
- Ищем цилиндр, где располагается бачок тормозной жидкости, и снимаем с него крышку.
- Используя шприц откачиваем старую жидкость в пластиковую бутылку.
- До о заливаем новую ТЖ.
- Домкратим автомобиль и снимаем колесо.
- Убираем с клапана заднего штуцера защитный колпак.
- Надеваем на штуцер прозрачный шланг, другой его конец помещаем в бутылку, куда слили старую жидкость.
- Ослабляем ключом гайку штуцера и быстро приводим ее в обратное положение. Когда гайка закисла и не поддается воздействию, необходимо ее сбить и продолжить замену.
- Для следующего действия требуется помощник, который садится за руль и несколько раз давит на тормоз и отпускает. Раза 4–5 будет достаточно, причем последний раз следует нажать до упора и не отпускать. В это время по сигналу нужно ослабить гайку и через пару секунд вернуть ее в исходное положение. Только потом можно отпускать педаль тормоза.
- Проделывать эти манипуляции необходимо на каждое колесо раз 6–7, если есть терпение, то лучше больше.
- Проверьте наличие жидкости, когда уровень недотягивает до о, долейте. В конце еще раз надавите на педаль и если она не проседает, то замена прошла успешно.
Замена и прокачка
Советы:
- учтите, во время действий машина должна быть заглушена, для уверенности выньте ключ из зажигания;
- процесс прокачки следует начинать с заднего левого колеса, потом переходить на правое заднее колесо, затем левое переднее и переднее правое;
- прокачивайте первый штуцер до тех пор, пока вся старая жидкость не выйдет. Отличить ее от новой можно легко — по цвету. Другие штуцеры прокачиваем как обычно;
- следите, чтобы бак не пустел, иначе наберете воздух. Когда при сливе использованного вещества замечены пузыри качайте до тех пор, пока они, вообще не исчезнут.
При каких ситуациях специалисты рекомендуют проводить прокачку всей тормозной системы автомобиля:
- на протяжении большого количества времени наблюдается нарушение управления (автомобиль резко водит в разные стороны);
- вещество было заменено не в сервисе, а самостоятельно, неопытным водителем;
- нажимая на педаль тормоза, чувствуется, что она слишком мягкая;
- проводился недавний ремонт тормозной системы транспортного средства.
Средний объем тормозной жидкости в авто
Замена жидкости в тормозной системе может быть плановой, а может быть аварийной. Обычно, если начинается ремонт этой важной части автомобиля, вещество полностью сливается. Повторно заливать ТЖ в систему крайне не рекомендуется, поскольку она уже утратила все свои рабочие качества. Оптимальным решением станет покупка нового состава.
Многие начинающие водители интересуются, сколько в обычном легковом транспорте может быть тормозной жидкости. Много зависит от дополнительного оснащения (например, АБС), но обычно, не больше 550 – 1000 мл. Иными словами, чтобы слить отработанное вещество, не потребуется большая емкость.
Самостоятельная замена без помощников
Обычно покупают ТЖ емкостью 1 литр. При замене для легковых автомобилей, используется обычно 0,55 л независимо от размера машины, повышенной ли проходимости, либо наличия ABS. Чаще всего пользуются классом DOT-4.
Это самый востребованный продукт. Меняют ее в результате высокой гигроскопичности. DOT-4 активно поглощает влагу из воздуха, а потому теряет свои характеристики.
Хранить в отрытой емкости ТЖ долго не следует, она сохраняет свои качества всего два года! Предварительно перед заменой устанавливают автомобиль на смотровую яму или эстакаду. Должен быть свободный доступ к месту, что бы слить выработанный материал, а затем наполнить бачок. Нужен удобный доступ к тормозным цилиндрам четырех колес.
Что требуется автомобилю – доливка или полная замена «тормозухи»
Прежде чем переходить к активным действиям, водителю следует четко понять, что он будет делать – просто дольше ТЖ или ему потребуется полностью менять вещество.
Первая процедура более простая, поскольку, достаточно долить жидкость, а потом удостовериться, что ее достаточно для полноценной работы всей системы. Второй вариант более неудобный, поскольку придется «тормозуху» полностью сливать, промывать систему и заливать новый состав.
Есть несколько критериев, позволяющие точно ответить на данный вопрос, а именно:
- автомобиль уже прошел 50-60 тыс. км на одной жидкости;
- машину эксплуатировали на протяжении двух-трех лет.
Собственно, уже этих двух факторов достаточно, чтобы принять решение о замене вещества. Дело в том, что за прошедшее время, ТЖ уже вобрала в себя немало воды, полностью или частично утратила свои тех.свойства.
Исключением может стать ситуация, когда машина длительное время простояла без работы, либо эксплуатировалась излишне интенсивно (до 80-100 тыс. км в год). Здесь возможна только доливка вещества.
Для чего менять ТЖ в системе
Составы, применяемые для правильной работы машины, нужно полностью заменять раз в 24-36 месяцев. Подобная мера оправдана тем, что свойства жидкостей от времени утрачиваются. Если говорить о ТЖ, то, «способность» впитывать влагу, допустим, при продолжительном пуске либо при напряженной работе гидравлической системы, способствует ее закипанию. К тому же, излишки воды провоцируют коррозию всей системы.
Ассортимент тормозных жидкостей
Обновление (частичное/полное) ТЖ требуется:
- по рекомендации автопроизводителя;
- в экстренных ситуациях (обрыв шлангов и пр.);
- после замены системы тормозов либо ее комплектующих;
- в случае присутствия влаги внутри системы;
- в случае попадания в нее воздуха.
Какие факторы оказывают влияние на необходимость в замене ТЖ
Есть еще ряд моментов, которые могут оказать влияние на принятие решения о замене. К примеру, если водитель слишком агрессивно водит ТС, предпочитает спортивный стиль, то замена «тормозухи» будет требоваться намного чаще.
Аналогичным образом обстоит вопрос со спецификацией и типом ТЖ. Чем качественнее продукт, тем дольше он будет сохранять свои технические параметры. Например, популярная жидкость для тормозной системы ДОТ 4 рассчитан на 50-60 тыс. км пробега.
Обновлять такое вещество механики советуют с указанной регулярностью, либо после проведенного ремонта. Многое зависит и от условий эксплуатации автомобиля. Чем сложнее география и рельеф местности, климат, тем короче будет срок использования транспорта. Тормозная система также будет изнашиваться интенсивнее.
Какую лить?
Итак, срок жизни жидкости подошел к концу. Какую использовать для замены? Этот вопрос возникает у многих автолюбителей. Нужно сказать, что в большинстве современных автомобилей используется жидкость класса ДОТ 4. Это касается как российских машин, так и иномарок. Но недавно на некоторых авто стали использовать жидкость пятого класса. Также отметим, что на старых иномарках рекомендуется использовать продукт ДОТ 3.
Можно ли смешивать жидкости? Здесь все зависит от класса. Так, в машину, где заводом предписан класс ДОТ 3, можно заливать продукт четвертого класса. А вот на новые машины с ДОТ 5 заливать ДОТ 4 нельзя.
Наша марка
Общие рекомендации во всех случаях работ при смене жидкости на авто своими руками:
- нельзя допускать попадания химиката на руки, внутрь организма, а также на провода, лакокрасочное покрытие;
- необходимо применять именно тот химикат, который указан производителем марки машин;
- остатки хранить, плотно закрыв тару.
Итак, разберем для примера операцию по замене тормозной жидкости у автомобиля ВАЗ 2110. Что необходимо иметь под рукой – опишем ниже:
Сколько жидкости нам нужно, указывает паспорт автомобиля. Для ВАЗ 2110 это 0,55 литра. Приступаем.
- Открываем бачок системы.
- Приподнимаем заднюю часть авто, производим разблокировку регулятора давления задних тормозов – вставляем отвертку между поршнем и пластиной.
- Клапан выпуска воздуха правого заднего тормоза освобождаем от резинового колпачка, вставляем шланг, конец которого соединен с емкостью.
- Напарник должен резко нажать 5 раз педаль, причем последний раз оставить её нажатой.
- Откручиваем при этом клапан ключом – достаточно сделать три четверти оборота, должна начать вытекать отработанная среда. После прекращения течи закрутить клапан, причем напарник не должен отпускать педаль до затяжки штуцера.
- Необходимо доливать новую среду, как только бачок опустеет до нижней метки. Когда польется чистая жидкость, операция прекращается.
- Повторяем все полностью на левом переднем тормозном механизме.
- Затем опять повторяем манипуляции для второго контура – сначала переходим к левому заднему механизму, в конце – правому переднему.
- Колпачки устанавливаем обратно, убираем отвертку из регулятора давления, проверяем эффективность системы.
Когда менять и как часто?
Как правило, среднее время эксплуатации тормозной жидкости зависит от следующих факторов:
- Состава жидкости и количества используемых присадок.
- От стиля езды водителя.
Отыскать информацию о периодичности замены можно в инструкции к ТС. Обычно этот промежуток времени составляет от 1 до 3-х лет. Если водитель совершает частые поездки, обращать внимание необходимо не на время эксплуатации, а на пробег. Максимально пройденное расстояние автомобилем до полной замены тормозной жидкости не должно превышать 100 тысяч километров.
Существует и еще один незаменимый параметр, который позволяет точно определить, необходима ли замена – это содержание влаги в жидкости. При увеличении процента влаги до 3,5% жидкость следует заменить, так как температура кипения будет составлять 140-160°С. Чтобы узнать этот показатель, можно воспользоваться специальным прибором. Его легко приобрести в автомобильном магазине. Прибор прост и удобен в использовании и позволит своевременно определять необходимость замены тормозной жидкости.
В видео будет рассказано о том, когда нужно менять тормозную жидкость: Опубликовано: 02 февраля 2020
О регламентах
Как часто нужно производить замену тормозной жидкости на «Тойоте» и других автомобилях? Все мировые производители рекомендуют выполнять данную операцию раз в два года, либо каждые 60 тысяч километров. Также следует сокращать данный срок в случае высокой нагрузки и тяжелых условий эксплуатации.
Даже при обычном городском движении эта жидкость нагревается до 150 градусов Цельсия. А в случае остановки температура может кратковременно увеличиваться до 200 градусов. Некоторые могут сказать, что жидкость рассчитана на такие нагрузки. Но они правы лишь отчасти. Да, новая жидкость может выдерживать температуру в 205-250 градусов Цельсия. Но со временем она впитывает влагу. Даже пары процентов ее хватит, чтобы снизить температуру кипения на 50 градусов. Нужно понимать, что жидкость гигроскопична и наличие влаги для нее губительно. В результате происходит паровая блокировка тормозов. При резком расширении пузырьков часть жидкости будет выдавливаться в бачок. А при нажатии на педаль в основном контуре не выработается достаточного давления. Педаль в итоге проваливается, а машина не тормозит. Это очень опасно, так как существенно растет тормозной путь.
Виды и свойства ТЖ
Любая тормозная жидкость имеет 93-98% основного состава и от 2 до 7% присадок, которые, по сути, являются ключевым составляющим для придания заявленных характеристик. Вообще если так посмотреть, то свойства тормозной жидкости зависят от сочетания ее компонентов. В зависимости от состава основы ТЖ подразделяется на 3 группы.
Виды тормозных жидкостей:
- Минеральные (минеральное масло LHM). Они состоят из спирта и касторового масла.
- Гликолевые. Разработанные на основе полигликолей и их эфиров.
- Силиконовые. Изготовлены на основе кремнево-органических полимерных продуктов.
В независимости от вида и состава все тормозные жидкости распределяются на две классификации.
Классификация ТЖ:
- По вязкости.
- По температуре кипения:
- для «сухой» жидкости (без воды);
- «влажной», которая содержит воду 3,5%.
Если температура кипения превысила допустимую норму, то есть риск образования паровой пробки в системе (в результате испарения влаги), что чревато поломкой и провалом педали тормоза.
Чем руководствоваться, выбирая ТЖ
Ключевое условие при неполной смене ТЖ – постоянство! Избрав один вид тормозной жидкости не нужно ее менять на другой.
Автопроизводитель чётко указывает свойства ТЖ, которая залита в систему определенного авто на заводе. Кроме того, предлагаются рекомендации по подбору жидкостей для полной/частичной. Это обеспечивает продуктивную, надежную и длительную эксплуатацию всей тормозной системы.
Правильный выбор ТЖ
Что предпочесть
Сегодня существует 3 вида ТЖ:
- Минеральная ТЖ считается устаревшей. В последнее время применяется очень, поскольку стали доступными более современные аналоги.
- Гликолевая ТЖ является самой гигроскопичной, т.е. более подвержена «впитыванию» Н2О, а это отрицательно отражается на основных свойствах жидкости. Хотя по остальным характеристикам она превосходит существующие аналоги.
- Силиконовая ТЖ предназначена для машин отдельных зарубежных автопроизводителей. Зачастую – это машины премиум-класса. Имеет хорошие ключевые характеристики, но отличается более низкой способностью смазывания.
Каждая из перечисленных разновидностей имеет свои достоинства и недостатки. Минусы ТЖ, кстати, могут не проявиться при своевременной ее замене.
Какую ТЖ выбрать
Всякая марка и модель машины предполагает определенное обслуживание. Все системы ориентированы на конкретные характеристики расходников. ТЖ соответствуют некоторым требованиям:
- бережное отношение к деталям из металла/пластика/резины и пр.;
- рабочий температурный режим (от -30ºС до +150ºС);
- повышенные смазывающие характеристики;
- постоянство свойств.
При покупке ТЖ важно руководствоваться техническими указаниями автопроизводителя. На этикетках всех жидкостей прописываются ее ключевые свойства, поэтому проблем с выбором возникнуть не должно
К слову, для автомобилей российского производства максимально подходит ТЖ DOT-4. Далее перейдем к тому, как менять тормозную жидкость.
Замена ТЖ своими руками
Небольшое историческое отступление
«Пионерами» среди тормозных жидкостей были вещества минерального происхождения с маркировкой DOT 1 и DOT2, применяемые в автомобилях с максимальным разгоном до 60 км/час. Но при повышенных нагрузках такие ТЖ попросту закипали. Их рабочие характеристики были настолько неубедительные, что на сегодняшний день их почти перестали использовать.
Кроме основных своих функций, у тормозной жидкости любой марки имеются и побочные положительные эффекты – смазка суппортов, сальников, цилиндров. В качестве недостатка выделяется только одно – высокая гигроскопичность жидкости, собственно из-за неё и приходится менять ТЖ.
Что будет, если пренебречь заменой
Исходя из типа системы тормозов, особенностей эксплуатации транспортного средства и класса жидкости, состав может меняться с различными временными интервалами. Для машин спортивного класса это действие должно выполняться через десять – двадцать тысяч километров.
Случаются и нештатные ситуации, когда жидкость меняется в связи с утратой своего цветового оттенка. Ее нормальное состояние – от светловато-желтого до коричневатого тона. Темно-красной бывает только ТЖ с добавкой силикона. Несвоевременная замена тормозной жидкости может стать причиной выхода из строя зеркал поршневой тормозных цилиндриков, деформирования манжет.
Классификация DOT
В рамках вышеописанных норм выделяют несколько основных групп тормозных жидкостей. DOT 3 – это продукт на основе гликоля с высоким уровнем гигроскопичности для обычных эксплуатационных условий, но агрессивный по отношению к краске и резине. Для сравнения, DOT 4 объединяет жидкости, неагрессивные по отношению к этим материалам. Более продвинутая DOT 5 – распространенная продукция с силиконом и пакетом присадок. Она практически не впитывает влагу. Также существует DOT 5.1, которая агрессивна к лаку и краске, но безопасна для резиновых частей.