Нормальная работа системы охлаждения двигателя является одним из важнейших условий для максимального увеличения срока службы и ресурса силового агрегата. Также различные неполадки указанной системы в ряде случаев приводят к серьезным последствиям.
В одних случаях последствия перегрева двигателя устраняются путем ремонта, который обычно оказывается весьма затратным. Также распространенной ситуацией становится то, что после перегрева мотора силовая установка не подлежит восстановлению и нужен новый или контрактный мотор.
В этой статье мы рассмотрим, по каким причинам возникает перегрев двигателя, последствия перегрева бензинового и дизельного мотора, а также что делать водителю в подобной ситуации.
Последствия перегрева
Водителю со стажем понятно, что защита двигателя от перегрева является отличным способом продлить ресурс авто и избежать серьезных проблем. Новички в силу отсутствия опыта могут не знать, что если температура превышает расчетный показатель, то могут произойти следующие процессы:
- оплавляется поверхность поршней;
- деформируются сальники;
- разрушаются прокладки ГБЦ;
- «прихватывает» поршень в цилиндре с отрывом и поломкой шатуна;
- деформируется и трескается ГБЦ.
Масштабы проблемы зависят от температуры перегрева двигателя и длительности воздействия данного неблагоприятного фактора. Чем раньше шофер заметит неисправность и примет меры по ее устранению, тем меньший ущерб получит силовой агрегат.
Общие сведения
При какой температуре мотор работает исправно и сколько градусов указывают на проблему? Для каждого агрегата предусмотрены свои значения рабочей температуры. И когда он хорошо прогреется, все системы начинают эффективно функционировать – начиная от управления впрыском и заканчивая рядом подсистем.
Рабочий диапазон практически любой силовой установки лежит в пределе 75-105 °C, что не приводит к перегреву масла или всего агрегата. Однако в современных аналогах этот порог увеличен до 115-130 градусов.
Правда, это актуально лишь в маркетинге для отчетности, ведь в действительности 120-130 °C – слишком большие значения для поршневой группы, а также резиновых и пластиковых элементов. Вряд ли тут можно избежать перегрева масла.
Признаки перегрева двигателя
Сегодня транспортные средства оборудуются бортовыми компьютерами, которые следят за рабочими параметрами мотора. В таких авто все просто: на дисплее загорается ошибка «перегрев двигателя», если его температура превышает допустимый предел.
Косвенные признаки
Иногда лампа перегрева двигателя молчит, но транспортное средство ведет себя странно. Возможно, что отказал сенсор или неисправен индикатор. Опытные водители знают, что система оповещения может подвести, поэтому нужно обращать внимание на косвенные признаки.
Даже если датчик перегрева двигателя не подает сигналов, рабочая температура может быть значительно выше оптимальной. Следующие признаки часто означают, что мотор перегрет:
- вентилятор работает дольше обычного;
- работа «движка» сопровождается посторонними шумами;
- не работает обогрев салона;
- заметно упала мощность;
- на свечах появился налет;
- потемнела охлаждающая жидкость (ОЖ);
- моторное масло быстро стало черным.
Игнорирование подобных признаков приводит к аварии.
Хроника событий
Сначала прогорают поршни, это отражается на работе цилиндров. Коленвал получает повреждения, к нему прилипают определенные элементы.
В дальнейшем воздействию поддается головка блока, это может существенно сказать на функционировании двигателя вашего транспортного средства.
Если поршни крепкие — сломается коленчатый вал, агрегат может продолжить работу. Заклиненный поршень разрывает, он наносит множество повреждений двигателю,поршневой палец с шатуном наносят вред цилиндру — ваше транспортное средство становиться непригодным к использованию.
Причины перегрева двигателя
Наиболее часто мотор «стального скакуна» перегревается по трем причинам:
- нарушен отвод тепла;
- температура повышается там, где нет охлаждения;
- вырабатывается слишком много тепла.
Проблемы с отводом тепла
Засорившийся радиатор
Если радиатор покрыт грязью, тепло рассеивается воздухом менее интенсивно. Другая возможность перегрева двигателя автомобиля – отложения на внутренних стенках радиатора и двигателя. Накипь является хорошим теплоизолятором, мешающим воде или антифризу отдать тепловую энергию наружу.
Неисправный насос
Здесь все просто: если помпа не качает, ОЖ не циркулирует, и «движок» быстро перегревается. Проверить насос перед тем, как из-под капота начнет стремительно идти пар несложно: достаточно проверить руками температуру шлангов, идущих к термостату – при отказе насоса они будут едва теплыми.
Нерабочий термостат
Этот прибор поддерживает температуру ДВС в оптимальном диапазоне, включая при необходимости радиатор в контур циркуляции охлаждающей жидкости. Если термоэлемент неисправен, тосол или антифриз движется только по внутреннему контуру и не попадает в радиатор.
Проверяется аппарат так: нужно прогреть машину, а затем проверить патрубки, идущие к радиатору и термостату. Если они примерно равной температуры – все в норме. Если трубка, идущая к радиатору, заметно холоднее, значит, прибор не срабатывает.
Перегрев из-за недостатка или качества моторного масла
Если моторного масла недостаточно (ниже минимальной отметки), или масло не соответствует допускам, или оно оказалось подделкой, то при средних и высоких длительных нагрузках возможен перегрев.
Синтетическое моторное масло «Suprotec Atomium» 5W-40 4л
Синтетическое моторное масло классом вязкости 5W-40. Покупайте масло с гарантией производителя.
подробнееотзывы
Однако и при хорошем масле также возможен перегрев двигателя, если условия эксплуатации чересчур экстремальные в длительных периодах. Например, в автоспорте, из-за чего спортсмены вынуждены использовать дополнительный теплообменник для охлаждения масла.
Проблема повышения температуры в неохлаждаемых элементах
Неисправный вентилятор охлаждения радиатора
Для принудительного охлаждения радиаторного устройства используется вентилятор с электрическим приводом. Приспособление включается, когда охлаждающая жидкость нагревается выше заданного уровня. Если прибор вышел из строя, перегрев двигателя автомобиля на холостом ходу или в пробке неизбежен.
Недостаток ОЖ
Если тосола или антифриза недостаточно, тепло отводится хуже. При этой неисправности первой перестает функционировать отопление салона. Воздушные пробки собираются в самой высокой точке системы – радиаторе, от которого нагревается воздух внутреннего пространства автомобиля.
Проблема с выработкой чрезмерного количества тепла
Неисправный датчик температуры
Эта причина перегрева двигателя – пожалуй, самая коварная, потому что действует тихо и незаметно. Как диверсант. Внешне кажется, что мотор в норме – сигналов нет, потому что или сенсор не передает информацию о неисправности, или индикатор не подает сигнал шоферу.
Понять, что датчик перегрева двигателя «умер», можно по сопутствующим симптомам. Для малоопытных водителей это достаточно сложно. Совет: следите за поведением своего автомобиля. Подозреваете неисправность? Бегите в автосервис.
Локальный перегрев двигателя
Бывает так, что причиной перегрева двигателя становится неправильное воспламенение топливовоздушной смеси. Это возможно, если «тормозит» система зажигания, «тупит» механизм газораспределения или клапаны.
Неисправная система зажигания
Если зажигание опаздывает, смесь паров горючего и воздуха сгорает, позже, чем задумано конструкторами мотора. Выпускной клапан уже открыт, а топливовоздушная смесь еще горит. Повышается температура отработавших газов. ГБЦ быстро перегревается, так как ее охлаждающая «рубашка» не рассчитана на такой нагрев.
Сбои в ГРМ
Хотя причина несколько иная, последствия аналогичны – перегрев двигателя там, где конструкторы не рассчитывали. В этом случае топливовоздушная смесь сгорает вовремя, но клапан выпуска открывается раньше, чем нужно. Итог закономерен: перегрев ГБЦ.
Проблемы с клапанами
Иногда локальный перегрев двигателя ВАЗ или другого авто возможен даже если зажигание и ГРМ в порядке. Например, если клапаны или седла покрыты нагаром. При подобной неисправности топливовоздушная смесь прорывается в каналы подачи воздуха или отвода выхлопа. Пламя нагревает патрубки, а от них перегревается весь «движок».
Перегрев под длительными нагрузками
Среди причин перегрева двигателя не последнее место занимает неправильная эксплуатация автомобиля. Длительная транспортировка другого транспортного средства или груженого прицепа приводят к тому, что мотор перегревается.
Немедленно останавливайте автомобиль, если «горит перегрев двигателя»! Не следует надеяться, что как-нибудь обойдется. Нарушение температурного режима в течение даже 20 мин. приведет к крупной неисправности.
Мастерство водителя
Теперь несколько слов об упомянутой прокладке. Учитесь чувствовать машину, относитесь к ней, как к живому существу. Вам бы понравилось постоянно работать в режиме с критическими нагрузками? Не стоит насиловать двигатель, вжимая педаль в пол, особенно при низких оборотах. Старайтесь избегать ситуаций с длительным буксованием, резкими ускорениями, в которых нет смысла. Поверьте, машина вас отблагодарит надежностью и исправной работой в любых ситуациях.
Еще один момент, характерный для летних поездок на дачу. Не стремитесь увезти все и сразу, легковушка не предназначена для этого. Хотите заняться грузоперевозками, купите Газель. Правда, гарантии того, что она не закипит тоже не даст никто, есть такая конструктивная предрасположенность.
Основная проблема заключается в том, что автомобиль просто не в состоянии обеспечить поездку с перегрузом на высоких скоростях. В результате получаем работу двигателя в критических режимах, ему ведь тяжело все-таки, он не был готов к таким испытаниям. Недостаточный для эффективного охлаждения радиатора поток встречного воздуха. А если все это еще сопровождается и другими проблемами в системе охлаждения, которые в некоторой степени свойственны любой машине, то все предпосылки для перегрева становятся очевидными.
В общем, относитесь к своей машине с пониманием, прислушивайтесь к ее поведению. Это позволит существенно сэкономить на ремонтах.
Что делать
В первую очередь после перегрева двигателя необходимо найти причину. Затем уже предпринимать соответствующие меры:
- заменить неисправный прибор (насос, датчик температуры, термостат или вентилятор),
- отрегулировать ГРМ или зажигание,
- прочистить радиатор и систему охлаждения,
- долить охлаждающую жидкость в бачок,
- долить или поменять моторное масло,
- очистить клапаны от нагара.
Замену неисправных приборов, регулировку ГРМ и зажигания следует поручить профессионалам, с чисткой радиатора изнутри при наличии навыков можно справиться своими руками. Долить охлаждающую жидкость и масло не составит труда любому водителю.
Чистку клапанов можно выполнить своими руками, и не обязательно разбирать мотор. Если случай не совсем запущенный, хороший результат дает использование специальных триботехнических составов.
Например, отлично зарекомендовала себя промывка топливной системы «Супротек». Данное средство однократно доливается в топливо. Существует два типа средств: для бензина и дизтоплива. Состав полностью растворяется в горючем, улучшая его моющие свойства.
Очиститель Suprotec смывает отложения с клапанов и седел, а также с других компонентов топливной системы. В результате работа этих узлов оптимизируется. Причина перегрева устраняется, и мотор начинает работать при расчетной температуре. Повышается мощность ДВС, так как степень сжатия топливовоздушной смеси восстанавливается до штатных значений.
Очиститель бензиновой топливной системы «Супротек»
Присадка для очистки всех элементов бензиновой топливной системы. Очиститель инжектора и клапанов.
подробнееотзывы
Применение некачественного топлива
С этой причиной сегодня можно столкнуться гораздо реже чем в былые времена, спасибо контролю качества топлива на автозаправочных станциях. Но подобная ситуация, особенно на периферии, еще встречается.
Нестабильная работа двигателя, невозможность полного сгорания горючего, падение мощности и соответственно возросшая нагрузка, детонационные процессы. Все это влечет за собой существенное повышение температуры блока. При малейшей предрасположенности (нарушения в системе охлаждения) возникает перегрев, причем он может достичь критических масштабов.
Основные признаки того, что на заправке вы приобрели серьезные неприятности:
- Нестабильная работа двигателя. Дергается, троит, норовит заглохнуть, особенно на холостых.
- Изменился цвет выхлопных газов. В отдельных случаях создается ощущение, что у тебя не обычная легковушка, а груженный по полной дизельный длинномер.
- Машина начала тупить, никак не хочет набирать обороты, а о резком ускорении можно забыть совсем.
Кстати, в таких ситуациях обратите внимание на топливный фильтр. Значительный объем отсепарированной воды, механические примеси, которые буквально забили устройство буквально через несколько километров после заправки. Все это говорит о низком качестве залитого топлива.
В такой ситуации не рискуйте, замените топливо, гораздо дешевле будет заправить бак по новой, ремонт обойдется гораздо дороже.
Профилактика перегрева двигателя
Проблему легче предупредить, чем исправлять, неисправности после перегрева двигателя автомобиля. Поэтому лучше позаботиться заранее, чтобы защитить поверхности трения от выхода из строя даже при перегреве обработайте ДВС по технологии «СУПРОТЕК» с применением триботехнических составов «Актив ПЛЮС» или «Актив СТАНДАРТ». Кроме того, необходимо следить, чтобы радиатор был чист, помпа, вентилятор и термостат – в порядке, а охлаждающая жидкость – в достаточном количестве.
Присадка в двигатель «Супротек Актив Стандарт»
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
подробнееотзывы
Присадка в моторное масло «Супротек Актив Плюс»
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
подробнееотзывы
Следите за состоянием силового агрегата. Старайтесь заправляться на проверенных на АЗС, где бензин или дизельное топливо надлежащего качества, чтобы поддерживать мотор в хорошем состоянии. Для профилактики отложений на седлах и клапанах регулярно используйте присадку «Супротек Апрохим SGA» или ее аналоги.
Неправильная регулировка систем зажигания и газораспределения
Да, и эти системы вносят свой негативный вклад в повышение температуры до критических пределов. Поэтому доверяйте регулировку только профессиональным мотористам, которые знают машину и ее особенности как свои 5 пальцев.
Чаще всего проблемы возникают из-за установки неправильного опережения. Сгорание топлива в несоответствующее время ведет к удалению отработанных газов еще в высокотемпературном состоянии. В результате получаем картину, которая во многом схожа с ситуацией с прогоревшими клапанами.
Подобный эффект дает и неправильная регулировка газораспределительного механизма. Если цепь перескочит на 1 зуб, ничего критического не произойдет, хотя такая ситуация так же нежелательна. А если смещение будет больше, тогда вся система будет работать в нестандартном режиме. Это ведет не только к перегреву, но и к снижению мощности двигателя. Выявить неисправности такого рода можно только при детальной диагностике.
Похожее действие оказывает и подача слишком обедненной или обогащенной смеси. Определить эти отклонения можно при простом осмотре свечей. Сухие белые свечи говорят о недостатке топлива, а залитые о его переизбытке.
Замена масла
Другой не менее интересный вопрос – зачем и нужно ли вообще менять смазку после сильного нагрева ДВС? Стоит немного углубиться в суть – важная характеристика любого расходного смазывающего материала для силовой установки это его вязкость. Но превышение допустимого температурного порога моторная смазка утрачивает свои качества.
Вязкость в пределах нормы покрывает трущиеся детали тонкой пленкой, за счет чего предотвращается тесный контакт металла с металлом. Из-за перегрева масла сильно растет его потребление, а металлическим поверхностям наносится серьезный урон в силу трения.
Вдобавок имеющиеся в продукте присадки разрушаются и в результате образуются газы, кислоты, а также ряд прочих вредных соединений, которые не растворяются. Циркулируя внутри ДВС, они неизбежно вызывают повреждения различной степени тяжести. Таким образом, ответ на вопрос: нужно ли менять масло после его сильного нагрева – однозначен – да.
Есть подозрения? Давайте проверим!
Если состояние радиатора или уровень жидкости в расширительном бачке легко проверить, узнать что-то о термостате, водяном насосе, качестве антифриза обычному водителю никак не удастся. Антифриз обычно служит 5 лет, помпу в зависимости от модели меняют раз в 60 000 – 100 000 км. Более точные сроки можно узнать в ближайшем дилерском центре ГК FAVORIT MOTORS: если у вас есть подозрения, что двигатель перегревается, запишитесь на диагностику прямо сейчас. Помните, что реальный перегрев — это всегда большие расходы, которых на самом деле легко избежать.
Источник
Защитные мероприятия
Каждый, кто разбирается в электричестве, прекрасно знает, что любой однофазный двигатель нуждается в хорошей защите от перегрузки и сильного нагрева. То же самое относится и к мотору автомобиля. Как не допустить перегрева? Для этого стоит придерживаться ряда профилактических мер:
- Неукоснительно соблюдать все рекомендации производителя, для чего достаточно изучить техпаспорт транспортного средства.
- Контролировать уровень ОЖ и масла в двигателе.
- Избегать агрессивного стиля вождения.
- Регулярно проходить техническое обслуживание.
- Пользоваться услугами профессиональной диагностики, так как это позволит избежать ошибок и вовремя обнаружить неисправность.
Соблюдение этих простых рекомендаций позволит защитить двигатель от температурных перегрузок.