Важная деталь карданной передачи — крестовина заднего кардана

Когда наступает время плановой замены крестовины кардана или (что более вероятно) в районе кардана начинается вибрация, биение, шумы и треск, то автовладельцы готовятся выложить внушительную сумму за ремонт кардана. Чаще всего требует замены крестовина кардана. Данная деталь не восстанавливается, её можно только заменить. Стоит она не дорого, но работа по замене потребует снятия кардана, так что готовьтесь оплатить целый день на СТО. Если же вы не боитесь трудностей, то крестовину кардана возможно поменять своими руками.

Кардан служит для соединения коробки передач и заднего (в заднеприводном автомобиле) или переднего (в полноприводных) моста. Его задача – передать мосту или мостам вращение от двигателя. Узлом соединения для этих элементов является шарнир, главная часть которого – это крестовина. Она имеет форму креста, на концах которого имеются чашки с игольчатыми подшипниками. От корпуса подшипник отделяет уплотнительное кольцо из резины или пластика. Для каждой модели автомобиля размеры крестовин отличаются друг от друга.

Крестовина карданного вала — Техно Кардан

Крестовина – это основной элемент карданных валов, от которого на прямую зависит ресурс карданных передач. Эта деталь встречается в любом автомобиле. Основным предназначением этой детали, является гашение сопротивления кардана и передача крутящего момента на колеса.
Помимо этого крестовина карданного вала, даёт постоянное подвижное соединение, которое так важно для баланса автомобиля на плохой дороге. Наиболее подвержена нагрузкам на грузовых автомобилях, поскольку испытывает постоянное давление от перевозки тяжелых грузов.

Крестовина довольно долговечная деталь, но всё таки иногда приходит время, когда нужно её заменить. К тому же, бывают случаи когда на плохой дороге, под днище залетают камни, которые могут повредить механизм.

Если же вы ощущаете вибрации кузова на углах поворота, то срочно необходима её замена. Если вы будете продолжать эксплуатировать автомобиль с поврежденной крестовиной, то это со временем может привести к более дорогостоящим поломкам, да и к тому же вы подвергнете к опасности свою жизнь и жизнь окружающих людей.

Давайте выясним что же включает в себя карданная крестовина:

6) Корпус игольчатого подшипника (иногда называют — стакан)

При покупке очень важно выбирать крестовины брендованных производителей, так как только изделия известных производителей могут обеспечить требуемое качество и долговечность.

Источник

Пружина для крестовины.

AREA рекомендует или двойную пружину, которая ставится впереди сердечника и надета на болт, пропущенный через оба усовиковых рельса, или одиночную пружину, соединенную с пружинящим рельсом усовика над вторым брусом сердечника и опирающуюся на прикрепленную здесь подкладку. Пружина обычно применяется двойная спиральная, причем большая пружина называется наружной спиралью, а меньшая — внутренней. Давление пружин передается металлическому цилиндру, называемому направляющей втулкой; пружины помещаются в металлических стаканах. Направляющая скоба состоит из кронштейна, выступающего под прямым углом от усилительной полосы, приклепанной или приболченной, по проекту AREA, к крылу пружинящего усовика; этот кронштейн двигается вперед и назад внутри скобы, имеющей форму обернутого U, с небольшим шагом, чтобы не дать подвижному усовику подниматься, в особенности если под ним образуется лед. Обычно достаточно двух таких направляющих скоб. Направляющий башмак представляет конструкцию, по старому проекту приклепанную к несущей подкладке, а по проекту AREA приваренную к ней, для того чтобы воспринимать боковой удар, когда пружинящий рельс находится в открытом положении; направляющий башмак выполняет роль рельсового упора.

Устройство и назначение крестовин

В любом карданном вале, входящем в трансмиссию автомобиля, есть крестовина. Она является ответственной деталью карданной передачи, которая передает крутящий момент от коробки передач на мост под постоянно меняющимся во время движения автомобиля углом.

Устройство крестовины

Крестовина – не что иное, как крестообразный шарнир, обеспечивающий соосность вращающихся элементов передачи. В состав шарнира карданного вала входят две вилки, которые и соединяются собственно крестовиной: их концы присоединены к четырем шипам (концам) крестовин. Одна из вилок имеет жесткое крепление к трубе карданного вала. Шарнир движется с помощью игольчатых подшипников, которые надеты на четыре шипа крестовин. В вилках есть отверстия, в которых устанавливаются игольчатые подшипники. Их фиксацию от смещения обеспечивают стопоры (стопорные кольца). Толщина колец может быть разной, в зависимости от допустимого осевого зазора. При разборке крестовины можно менять стопорные кольца, чтобы уменьшить люфт и вибрацию.

Назначение крестовины

Срок жизни карданного вала и всей трансмиссии зависит от состояния крестовин. У заднеприводного автомобиля коробка передач, двигатель и передний вал карданной передачи закреплены на кузове автомобиля неподвижно, а задний мост и колеса постоянно движутся относительно кузова по вертикали. Угол между передним карданным валом и задней передачей меняется. Назначение крестовины в том, чтобы обеспечить подвижное соединение, которое может менять угол на неровной дороге, гасить динамическую деформацию кардана и передавать крутящее усилие на колеса. Размеры крестовин могут быть разными, в зависимости от того, в какой передаче они применяются – передней или задней, а также отличаются крестовины разных марок автомобилей.

Источник

Когда производится замена крестовины заднего карданного вала

Важно! Крестовины заднего карданного вала– важные детали карданной передачи. Необходимо установить качественные и хорошие детали, ведь от этого зависит, насколько эффективно будет передано вращение от мотора, а также безопасность за рулём.
Если слышится стук, шум или ощущается вибрация во время передвижения автомобиля или при переключении передач, то необходимо проверить крестовину кардана, возможно, требуется замена. Стоит отметить, что задняя крестовина портится быстрее. Она имеет большую нагрузку. Но такие признаки могут говорить не только о поломке этих деталей, поэтому, прежде чем производить замену, необходимо выполнить диагностику.

Крестовина карданной передачи

Автомобили с задним или полным приводом имеют карданную передачу. Это в равной степени относится как к легковым, так и к грузовым автомобилям. Карданная передача (КП) состоит из:

  • кардана, состоящего из полой трубы;
  • крестовины;
  • скользящей вилки.

На некоторых машинах используется сочлененный кардан, состоящий из секций. В состав такого устройства входит подвесной подшипник, жестко закрепленный к корпусу машины, и еще одна крестовина. На некоторых автомобилях она может состоять из нескольких секций – одной, двух, а иногда и трех. Крестовина играет основную роль при передаче крутящего момента от коробки скоростей к редуктору заднего моста.

Другие виды подвижных соединений и их сочетания

Одним из альтернативных видов подвижного соединения для передачи крутящего момента является шарнир раных угловых скоростей, или ШРУС. Это соединение помогает избежать неравномерного вращения соединенных валов, когда угол между сопряженными деталями составляет более 20 градусов — от 30 до 70.

Передачу крутящего момента в ситуации большой несоосности осуществляет промежуточный вал. В его состав входят эластичная муфта, фланец и шарнир равных угловых скоростей. Подвижность соединения несоосных элементов в такой конструкции обеспечивает эластичная муфта. Она представляет собой конструкцию из стальных вкладышей и резиновых перемычек, соединенных воедино. Рывки трансмиссии автомобиля гасятся за счет упругости муфты. В конструкции вала применены и карданные соединения, так как между валами, которые объединяет промвал, существует большая несоосность.

Промежуточный вал применяется, к примеру, в конструкции трансмиссии полноприводных автомобилей ВАЗ (21213, 21214, 2131) семейств Нива — Lada 4×4. При этом в автомобилях текущей модели ВАЗ 21214 карданные соединения промвала заменены шрусовыми — менее шумными и не требующими регулировки соосности.

Как происходит работа крестовины карданного вала

Основное назначение крестовины – передача вращения, она сопрягает вращающиеся валы под углом друг к другу. Эффективная работа осуществляется при углах от 0 до 200, при большем угле на нее воздействуют большие перегрузки.

Появляется дисбаланс, в результате чего возникает сильная вибрация автомобиля.

При производстве устройства используется высоколегированная сталь, специальным способом обрабатывается и закаливается. Конструктивно выполняется в виде крестовины, на концах которой размещены четыре игольчатых подшипника. Использование специальных материалов позволяет ей работать длительное время. Ресурс составляет порядка ста тысяч километров. Если автолюбитель ездит аккуратно, ресурс можно продлить до двухсот тысяч и более.

Карданный шарнир: устройство, назначение

Приспособление с двумя вилками выполнено в виде карданного шарнира, который осуществляет основную функцию в КП. Он подразделяется по виду передаваемого вращения:

  • передающий вращение равных угловых скоростей (ШРУС);
  • передающий вращение неравных угловых скоростей;
  • с полукарданным упругим и жестким шарниром.

Механизмы бывают одновальные, двухвальные и многовальные, по количеству шарниров их можно подразделить на одно-, двух- и многошарнирные.

В переднеприводных машинах устанавливаются ШРУСы, в которых не применяются крестовины.

Механизм монтируется на машинах с приводом на задние колеса или полный привод. При передаче неравных угловых скоростей применяется один, а иногда два кардана, все зависит от расстояния, на которое необходимо передать вращение.

Первый вал, расположенный от коробки передач до опоры, называется промежуточным, а второй – задним. Они соединены при помощи опоры, жестко закрепленной хомутом на днище автомобиля. Это так называемый подвесной подшипник.

Данное устройство предназначено для правильного поддержания КВ. В такой конструкции используется дополнительный шарнир с крестовиной. Кроме этого КП, используют компенсирующее устройство, которое называют скользящей муфтой. Она предназначена для удлинения или сокращения кардана во время движения машины и представляет собой шлицевое соединение кардана и наконечника вилки. Во время преодоления препятствий происходит взаимное изменение заднего моста и кузова автомобиля. В результате происходит сжатие или растяжение кардана. Эти изменения компенсируются скользящей муфтой. При необходимости передачи вращения двум валам под углом применяют механизм с полуупругим шарниром.

Самоохраняющиеся крестовины

Экономичность и безопасность самоохраняющихся крестовин, или крестовин с ребордами, применяемых на станционных путях с умеренными скоростями, общеизвестна. Этот тип крестовины (рис. 5) исключает применение контррельсов, вследствие чего отпадает стоимость их самих и принадлежностей к ним и добавочная стоимость их содержания. Это особенно важно при наличии льда и снега. Отсутствие контррельсов устраняет заботы и расходы по содержанию их в пределах норм и обеспечению условий безопасности движения. Крестовина предназначена для того, чтобы гребни колес, проходя у острия сердечника, направлялись при помощи возвышающихся охранных реборд; наружные части колесных бандажей, легко касаясь их, отклоняются в требуемое направление без толчка. Эти приспособления бывают трех типов: одной отливки с крестовиной, из рельсов с повышенными ребордами, являющихся частью крестовины, и специальные приспособления с регулируемыми частями. AREA одобрила стандарты цельнолитых самоохраняющихся крестовин из марганцовистой стали для марок 1/4—1/10 включительно. Конструкция их аналогична в общих чертах конструкции цельнолитых крестовин из марганцовистой стали, но с добавлением общих с отливкой охранных реборд, возвышающихся на 32 мм над поверхностью катания. Реборды с пологими отводами постепенно доходят до расстояния от рабочей грани, равного стандартной ширине колесного бандажа; далее они проходят почти параллельно рабочим кантам до теоретического острия крестовины, от которого отходят по кривой переменного радиуса до конца своей приподнятой части, где обеспечивается минимальное расстояние между ребордой и соответствующим ей рабочим кантом, равное 152 мм.


Рис. 5. Общий вид цельнолитой самоохраняющейся крестовины

Неисправности

Отказ КП характеризуется непонятными звуками, во время движения машина движется рывками, слышен металлический звук при переключении скоростей.

Основными неисправностями КП являются:

  • люфт в шарнирах;
  • деформация карданного вала. Эта неисправность возникает от удара камня или при наезде на выступающее препятствие;
  • повреждение сальников или их выработка;
  • повреждение защитных чехлов;
  • износ игольчатых подшипников;
  • ослабление соединений механизмов.

Все возникшие дефекты легко устраняются специалистами автосервиса. Неисправные элементы меняются на новые, а ослабленные соединения подтягиваются.

Если неисправна крестовина, наиболее правильным решением будет транспортировать автомобиль на эвакуаторе в автосервис, где произведут диагностику машины с помощью специальных стендов, определят неисправную деталь и предложат оптимальный вариант ремонта. Важно! Некоторые владельцы стараются произвести диагностику в автосервисах, расположенных в гаражных кооперативах. Как правило, там нет персонала, а один специалист не в состоянии знать все тонкости ремонта.

Поэтому автолюбителям не следует обращаться в такие автосервисы. Кажущаяся экономия на ремонте оборачивается дополнительными, а зачастую и не малыми расходами. Наш автосервис при выполнении работ пользуется методиками, разработанными на заводах-изготовителях. После проведения любых ремонтных работ автолюбитель получает гарантийные обязательства на запасные части и все виды услуг и ремонта.

Крестовины с подвижным усовиком.

Главное различие между крестовинами и подвижным усовиком (рис. 3) и обычными крестовинами состоит в наличии подвижного усовика, вместо одного из неподвижных усовиков, и пружины для возвращения его на свое место после прохода колес по его желобу. Поддерживающие мостики существенно необходимы для крестовин с подвижным усовиком и лафет нередко является частью конструкции в дополнение к сдвоенным подкладкам. Различные детали, как-то: приспособления против поднятия и задерживающий башмак, имеют назначение держать усовик на своем месте по отношению костальным частям крестовины. За последнее время крестовины с пружинящим усовиком стали привлекать большее внимание. В последних проектах многие нерациональные детали исключены и теперь изготовляют крестовину более мощную и требующую меньшего ухода. AREA разработала проекты крестовин марок 1/9, 1/10, 1/11 и 1/12. В этих проектах имеются короткие пружинящие рельсы, и в них все заклепки в усиливающих полосах заменены болтами. Кроме того, зажимные скобы, прикрепленные к основным болтам и приболченные к лафету или подкладкам, заменили в них прежние заклепочные соединения. Лафеты обеспечивают крестовине правильное направление в профиле и плане, а заклепочные соединения, наоборот, дают шаткость и игру вследствие коррозии или вибрации под составом. Хотя эти новые конструкции требуют большего шарнирного поворота в стыке из-за малой длины пружинящего рельса, они с успехом применялись на деятельных дорогах в течение нескольких лет. Короткий усовик в передней части крестовины позволяет применять более короткий контррельс по прямому пути, и в этом заключается его преимущество. Крестовины с подвижным усовиком применяются почти исключительно на магистральных линиях — на переводах и съездах, где движение происходит преимущественно по главному пути. Правильно сконструированные поглотители ударов обеспечивают открытое положение пружинящего рельса во время прохода поезда и закрытие его с легким щелчком после прохода последнего колеса состава, без повреждения крестовины.

Рис. 3. Крестовина с подвижным усовиком: 1 —длина крсстовины; Lпп — передняя часть; Lnm — теоретическая длина передней части; Lxn — хвостовая часть; L хт — теоретическая длина хвостовой части; 1 — передний вкладыш; 2 — подвижный усовик; 3 — неподвижный усовик; 4 — предохранители для ног; 5— лафет; 6 — основной вкладыш; 7 — место вреза короткого рельса сердечника; 8 — вкладыш сердечника; 9— теоретическое острие; 10 — практическое острие; 11 — направляющая скоба; 12 — стакан пружины; 13 — предохранитель для ног; 14— хвостовой вкладыш; 15 — длинный рельс сердечника; 16 — угол крестовины; 17 — короткий рельс сердечника; 18 — парные подкладки; 19 — передний вкладыш; 20 — неподвижный рельс; 21— прямая стыковая накладка; 22 — подвижный усовик; 23 — ступенчатый болт; 24 — изогнутая стыковая накладка; 25 —наружная спиральная пружина; 26 — внутренняя спиральная пружина; 27 — шток; 28 — направляющая втулка штока; 29 — выемка в головке рельса; 30— кронштейн стакана пружины; 31— стакан пружины; 32 — подвижной усовик; 33 — усилительная полоса; 34- направляющая скоба; 35 — кронштейн направляющей скобы; 36 — подушка направляющей скобы; 37 — упорка для головки болта; 38 — зажимная скоба; 39 — основной вкладыш; 40— вкладыш сердечника

Пружинящий рельс усовика резко согнут, чтобы дать достаточное пространство для возможности открытия усовикового пружинящего рельса при проходе колес состава. В головке пружинящего усовика выстрогана треугольная выемка, чтобы пропустить гребни колес состава, проходящего по главному пути. Выемка имеет глубину 12,7 мм у острия и сходит на нет в том месте сердечника, где бандаж полностью покрывает оба рельса. Это предохраняет от ударов изношенных гребней и ненужного открывания пружинящего усовика во время прохода подвижного состава.

Крестовина кардана: обзор неисправностей и самостоятельная замена

Когда наступает время плановой замены крестовины кардана или (что более вероятно) в районе кардана начинается вибрация, биение, шумы и треск, то автовладельцы готовятся выложить внушительную сумму за ремонт кардана. Чаще всего требует замены крестовина кардана. Данная деталь не восстанавливается, её можно только заменить. Стоит она не дорого, но работа по замене потребует снятия кардана, так что готовьтесь оплатить целый день на СТО. Если же вы не боитесь трудностей, то крестовину кардана возможно поменять своими руками.

Устройство и назначение крестовины кардана

Кардан служит для соединения коробки передач и заднего (в заднеприводном автомобиле) или переднего (в полноприводных) моста. Его задача – передать мосту или мостам вращение от двигателя. Узлом соединения для этих элементов является шарнир, главная часть которого – это крестовина. Она имеет форму креста, на концах которого имеются чашки с игольчатыми подшипниками. От корпуса подшипник отделяет уплотнительное кольцо из резины или пластика. Для каждой модели автомобиля размеры крестовин отличаются друг от друга.

Как узнать, что крестовина вышла из строя?

Это центральное звено в кардане. Как мы уже отметили, именно крестовина передает крутящий момент между коробкой передач и другими агрегатами. То есть вал крутится именно благодаря ей. Если в дороге случилась поломка, то автомобиль починить должен уметь каждый водитель. Значит, нужно знать, как вынуть кардан, как его отремонтировать. А это особенно сложно, если учесть, что часто выходит из строя все устройство.

Важно использовать при разборке съемник, демонтируя стопорное кольцо, оно должно быть не поврежденным. Если при езде автомобиля слышно постукивание, то, значит, у вас проблемы с карданным валом. Также может быть слышен скрежет деталей. Ни в коем случае не устанавливайте съемник без предварительного снятия стопорного кольца, это нельзя игнорировать. Пройдет пара сотен километров, и кардан полностью выйдет из строя, спровоцировав ДТП.

Главная причина, почему ломается кардан – это зазор в шарнире, также могут износиться подшипники.

Размер кардана небольшой, но это устройство может стать причиной, почему машина не едет.

Проблемы с карданным валом возникают тогда, когда машина управляется лихим водителем, особенно на плохой дороге. Шарнир легко выходит из строя, так как на него попадает вся грязь с дороги и вода после дождя. Используя съемник, можно легко демонтировать неисправную деталь прямо на месте. Также кардан плохо работает, если продолжительное время двигаться по пересеченной местности.

Возможные неисправности крестовины:

  • Люфт крестовины
  • Износ подшипника игольчатого
  • Износ самой крестовины
  • Вытекание и отсутствие смазки
  • Разрушение уплотнительного кольца
  • Металлический звон при движении
  • Шум и треск в районе кардана

Теоретически, крестовина очень надёжная деталь, ресурс которой должен быть около 500 000 километров пробега. Но на практике замена крестовины кардана происходит при пробеге 50-100 тысяч километров. На это влияют такие факторы как условия эксплуатации, фирма изготовитель детали, качество материалов, применяемых при изготовлении детали. Если ваш автомобиль часто эксплуатируется в районе сельской местности, то грязь и различные ухабы сократят жизнь вашей крестовины в несколько раз. Распространённая причина выхода из строя крестовины – банальная невнимательность при проведении планового техосмотра. Часто на отсутствие смазки не обращают внимание, пока крестовина не напомнит о себе вибрацией, шумом или звоном.

Марганцовистые крестовины.

Марганцовистая сталь применяется в крестовинах еще с 1900 г. Сопротивление истиранию и ударным воздействиям, свойственное как литой, так и прокатной марганцовистой стали, позволило применять ее в крестовинах при тяжелых условиях работы, где в тот же период времени изнашиваются две или три крестовины из обыкновенной углеродистой стали. Вследствие относительно высокой стоимости марганцовистой стали в настоящее время избегают ее применения на путях менее напряженных и применяют там марганцовистую сталь только для изнашиваемых частей крестовин из углеродистых рельсов. Марганцовистую сталь применяют в виде общей отливки для сердечника и горловой части крестовины, а прилегающие части делают из углеродистых рельсов. Такие крестовины известны как крестовины с марганцовистой вставкой, марганцовистым центром, марганцовистым телом или как сборные марганцовистые крестовины (рис. 4). Такая конструкция дает возможность продлить срок службы крестовины, используя преимущество марганцовистой стали без значительного удорожания по сравнению с углеродистой. Хотя одно время делали крестовины полностью из рельсов прокатной марганцовистой стали, но более употребительной конструкцией в местах интенсивного износа является цельнолитая или сборная марганцовистая крестовина. Первая из этих двух конструкций крестовин предпочтительна для товарных дворов с крутыми кривыми, где осевые нагрузки велики и где работа стрелок напряженная.


Рис. 4. Общий вид сборной крестовины со вставкой из марганцовистой стали

Общая марганцовистая отливка работает как единая деталь, уход за ней не сложен и срок службы продолжителен. Цельнолитая марганцовистая крестовина не экономична для марок положе 1/12, в которых обычно применяется сборная марганцовистая крестовина. Эта последняя конструкция экономична для всех марок крестовин и предпочтительнее ставится на главных путях.

Сборные марганцовистые крестовины.

Марганцовистые неподвижные крестовины бывают двух типов — сборные и цельнолитые. Первый тип наиболее желателен для длинных переводов, так как марганцовистая сталь особенно подходит для длинных тонких сердечников, а такие крестовины требуют сравнительно небольшого ухода. Этот тип также желателен для переводов на главном пути и на съездах, где значительная часть движения отклоняется через переводы, и для мест, где применяются большие скорости на станционных путях. Чтобы обеспечить непрерывность рабочих граней рельсов и отливок, необходимо плотное соединение в обоих концах крестовины и применение мощных подкладок, часто снабженных ребордами или крючками, чтобы предохранить от преждевременного износа переводные брусья и держать крестовину в правильном положении. Чертежи AREA для сборных марганцовистых крестовин включают марки 1/4, 1/5, 1/6, 1/7, 1/8, 1/9, 1/10, 1/12, 1/14, 1/15, 1/16, 1/18 и 1/20. В чертежах предусматривается отливка из марганцовистой стали для центральной части, опирающаяся на усиливающие рельсы из углеродистой стали и соединенная с ними болтами. Вся отливка полностью называется марганцовистым телом, боковые части отливки — марганцовистыми усовиками и центральная часть — сердечником. Остальные части носят такие же названия, как и в обыкновенных сборнорельсовых неподвижных крестовинах. В проектах AREA для сборных марганцовистых крестовин марганцовистое тело крестовины выступает значительно вперед за горло крестовины, а также за хвост, где заполняет пространство между хвостовыми рельсами и служит для соединения их, а также как хвостовая подушка. Противолежащие сердечнику усовиковые рельсы имеют полное сечение. Практическое острие сердечника во всех типах марганцовистых крестовин, кроме пересекающихся под углом 25° и больше, установлено в том месте, где ширина между рабочими гранями составляет 15,9 мм, вместо обычных 12,7 мм. Однако для удобства в работе теоретическое острие сердечника шириной 12,7 мм отмечается на крестовине риской. Для марганцовистых крестовин с углами 25° и больше практическое острие сердечника имеет ширину 12,7 мм. Глубина и ширина желобов равны 47,6 мм и края дна внизу закруглены по радиусу 21,4 мм.

Цельнолитые марганцовистые крестовины.

Этот тип предназначен исключительно для тяжелой работы в парках станции. Крестовины, которые имеют верхнюю поверхность без повышения, применяются в тех местах, где скорость не ограничена, а там, где скорость ограничена, применяются цельнолитые марганцовистые крестовины с ребордами на усовиках, или так называемые самоохраняющиеся. Детали конструкции сравнительно просты, так как крестовина состоит из одной отливки с накладками и болтами для прикрепления примыкающих рельсов. В этих крестовинах ставят сдвоенные подкладки с крючками. Цельнолитые марганцовистые крестовины марок положе 1/12 вообще неэкономичны. Поэтому стандартные чертежи AREA предусматривают только марки 1/4— 1/12 включительно. Они запроектированы для рельсов среднего и большого веса. Вследствие высокой стоимости отливок из марганцовистой стали они делаются минимальной практически допустимой длины. Цельнолитая марганцовистая крестовина представляет самостоятельную конструкцию. Она имеет дополнительный выступ в заднем конце, который включает также хвостовую подушку, и выступ спереди, причем оба выступа являются вкладышами между примыкающими рельсами. AREA рекомендует применять стыковые накладки длиной 914 мм для крестовин марок от 1/7 до 1/12 при рельсах типов 56 кг/пог. м и тяжелее и стыковые накладки длиной 610 мм для остальных крестовин.

Диагностика неисправностей

Прежде чем проводить ремонт, нужно найти причину неисправности. Для этого понадобится загнать автомобиль на яму либо подъёмник. Ставим коробку на нейтральную передачу и залазим под машину. Осматриваем кардан, особое внимание нужно обратить на состояние сальников крестовин. Далее, удерживая крестовину, вращаем сам кардан. Если крестовина требует замены, люфт можно заметить сразу. Если люфта не будет, а будут слышаться различные шумы и скрипы при вращении, то возможно крестовину менять не понадобится. Нужно только заменить смазку. Крестовин в кардане две и диагностировать нужно обе. Быстрее всего выходит из строя крестовина заднего кардана, так как на неё приходятся большие нагрузки. Грязь и влага при движении так же попадают больше на заднюю крестовину.

Определение причины возникновения постороннего шума

Чтобы определить неисправность, нужно знать, где находится крестовина карданного вала и как получить к ней доступ. Для этого потребуется смотровая канава или подъемный механизм, так как осмотреть деталь можно только снизу.

Этапы осмотра:

  1. Включаем нейтральную передачу.
  2. Смотрим на кардан. Обязательно уделите внимание техническому состоянию сальников.
  3. Проверяем наличие люфта. Придерживаем крестовину и начинаем вращать кардан. Если обнаружен люфт, то деталь придется снимать. Если услышали только неприятный звук, возможно, потребуется заменить лишь смазку.
  4. Осматриваем вторую крестовину.

Чаще всего выходит из строя крестовина заднего кардана. Она воспринимает повышенную нагрузку и работает в более сложных условиях.

Как поменять крестовину на кардане

Чтобы провести ремонт крестовины, необходимо снять кардан. Перед тем как разобрать, нужно знать некоторые нюансы:

  1. Залить гайки вэдэшкой, чтобы крепления легче откручивались.
  2. Поставить зубилом метки на флянцах кардана и флянцах заднего моста. Если этого не сделать, возможно появление вибрации на кардане.
  3. Чтобы не испортить резьбу гаек, желательно использовать изогнутый накидной ключ.
  4. Если карданные болты прокручиваются, нужно зафиксировать их с помощью отвёртки.

Сначала откручиваются четыре болта на карданном вале, потом снимаем крепление подвесного подшипника. После этих процедур снимаем кардан, его нужно достать из шлицевого соединения КПП. Перед снятием крестовины шлицевую часть желательно замотать материалом, чтобы туда не попал песок. Перед тем, как снять крестовину, нужно подготовить инструмент: молоток, круглогубцы, толстую отвёртку и подходящую по диаметру круглую трубку. Зажатие вала в тисках намного облегчит вам работу. Существуют специальные съёмники для снятия крестовин, но их часто не используют даже на СТО. Впрочем, многие гаражные умельцы способны за 10-15 минут смастерить себе такое приспособление. Далее достаются стопорные кольца. Часто, чтобы их извлечь, требуется обстучать их молотком с помощью проставки. После этой операции стопоры легко достанутся плоскогубцами. Далее выбиваются чашки из проушин. Это делается молотком и той же проставкой, которую использовали при снятии стопорных колец. Иногда при этом чашки выпадают самостоятельно, чаще всего извлекать их придётся подручными предметами.

Проверка крестовины на наличие проблем

Для долгой службы карданного устройства и стопорного кольца важно тщательно их проверять. Для этого следует вынимать кардан на поверхность, используя съемник. Благо у данной детали небольшие размеры, которые позволяют легко осматривать элемент на наличие трещин и зазоров. Для этого просто вращайте детали крестовины в разные стороны. Если есть проблемы, вы это сразу заметите. Возьмите одной рукой фланец, другой карданный вал и вращайте в разные стороны. Есть люфт? Значит, проблема с устройством.

Возможно, придется полностью заменить рулевое управление, но если сломан только шарнир, то его размеры позволяют отремонтировать деталь самостоятельно, используя съемник. Так вы исправите работу кардана, который является рулевым в машине.

Меняется рулевое управление просто. Для этого нужно проделать следующие шаги:

  1. откручиваются крепежные болты,
  2. демонтируется кардан, благо размеры позволяют это сделать,
  3. следует открутить гайки,
  4. разжимается стопорное кольцо,
  5. вынимается крестовина.

Подготовка проушин и вилки и установка новой крестовины

Ремонт будет проведён некачественно, если не зачистить проушины и вилку от грязи и ржавчины. Это делается металлической щёткой или наждачкой. Все внутренние поверхности так же нужно очистить и смазать перед установкой новой крестовины. Не стоит забывать про канавки стопорных колец, их нужно прочистить с помощью шила или тонкой отвёртки. Далее снимаются чашки с новой крестовины, а сама она вставляется между проушинами. При снятии чашек нужно следить, чтобы иголки подшипников не рассыпались. Если под новыми чашками нет смазки, деталь стоит поменять, или смазать самостоятельно. Чашки одеваются на крестовину, потом их нужно утопить молотком, пока не откроются стопорные канавки. Завершает ремонт крестовины замена стопорных колец.

Монтаж новой крестовины

Перед установкой следует очистить проушины и вилку от загрязнений и следов коррозии. Грязь и ржавчина легко удаляется наждачной бумагой. Также следует проверить, почистить и нанести слой смазки на внутренние поверхности. Канавки под стопоры нужно тщательно почистить с помощью тонкого инструмента, например, шила или небольшой отвертки.

Процесс установки:

  1. Берем в руки новую крестовину.
  2. Аккуратно снимаем чашки. Следите за подшипниками. В процессе съема чашек они могут рассыпаться.
  3. Обязательно проверьте наличие смазки под чашками.
  4. Установите новую крестовину.
  5. Поставьте чашки, аккуратно утапливая их, пока не увидите канавки под стопорные кольца.
  6. Устанавливаем стопорные кольца.

Установка кардана на автомобиль

При установке кардана нужно соблюдать несколько правил:

  • Все соединения должны быть тщательно смазаны
  • Избегать попадания песка и грязи на движущиеся соединения
  • Проверить состояние сальников крестовины. При их износе — заменить
  • Добиться полного совпадения сделанных при снятии меток. Если они не совпадут, велика вероятность вибрации кардана и придётся делать балансировку

Вставляем сначала шлицевую часть, потом закручиваем четыре болта на кардане. Не забывает про крепление подвесного подшипника. Все болты нужно хорошо зажать, после чего ещё раз их проверить. Если кардан открутится в движении, машину может выкинуть с трассы.

Иногда ремонт может не понадобиться, нужно просто произвести шприцевание. Если вы не знаете, чем шприцевать крестовину, то вам понадобится большой шприц и специальная смазка. Если смазку не найдёте, используйте литол. Особенно в шприцевании нуждается задняя крестовина, так как туда попадает основная масса грязи. Во многих крестовинах есть специальное отверстие для шприцевания. Их нужно тщательно очистить от грязи перед процессом. Шприцевать нужно до тех пор, пока смазка не станет выливаться. Будьте готовы, что большая часть смазки будет на земле. Лучше набрать новую порцию смазки, только не собирать её с земли.

Неполадки, поломки кардана

Не часто, но встречается, что карданный вал стучит. Такие стуки могут возникать во время резкого старта, при переключении скоростей.

Причины появления шума:

  • Ослабли болты крепления фланцев и соединительной муфты коробки передач.
  • Увеличенный зазор в раздвижном шлицевом соединении.
  • Большой зазор в подшипниках крестовины.

Причины вибрации карданного вала при движении:

  • вал деформировался;
  • кардан установлен не по меткам;
  • валы разбалансированы;
  • изношена втулка фланца промежуточной муфты или кольца центрирующего вторичного вала коробки передач;
  • подвесной подшипник имеет увеличенный зазор;
  • ослабли болтовые соединения поперечной опоры;
  • большой зазор в игольчатых подшипниках крестовинах;
  • ослабли крепления соединения вилки;
  • отсутствие смазки в шлицах вала.

Почему вытекает смазка

Соединения, имеющие смазку, уплотнения, часто разгерметизируются и происходит вытекание смазывающего вещества (Литол-24 и т.д.).

Причин всего две:

  • Изношен сальник шлицевого соединения.
  • Изношен сальник подшипников крестовин.

Если слышен хруст в области карданного вала, то рекомендуется доехать до ближайшего сервиса и провести диагностику, или проделать это своими руками.

Как устранить причины неполадок кардана:

  • Постучать по резьбовым соединениям, проверить, если ослабли, сделать протяжку.
  • Если большой люфт в шлицевом соединении, то вал надо разобрать, посмотреть, скорее всего его придется менять.
  • При большой зазоре крестовины, ее заменить.
  • Деформированные детали карданного вала заменить или заменить в сборе.
  • Если карданный вал был установлен не по меткам, разобрать, установить по меткам.
  • Если есть биение вала, надо проверить его на изогнутость. Снять, покрутить. Конечно, для этого нужен специальный стенд, который покажет, согнулся вал или нет, но и на глаз видно бывает, вал ровный или нет.
  • Заменить сальники, если течет смазка.

Как проверить свою работу

Проверить свою работу можно сразу после замены крестовины и установки кардана на автомобиль. Процесс проверки включает в себя те же манипуляции, как при поиске люфта крестовины. Так же кардан нужно осмотреть на наличие подтёков масла или смазки. Особое внимание уделить сальникам. Второй этап проверки – это проверка в движении. При пробной поездке можно сразу услышать вибрацию, шум или биение кардана.

Работа по замене крестовины кардана закончена, и вы сделали её самостоятельно, потратив деньги только на запчасти. Кроме того вы полностью сняли и установили кардан, теперь при выходе из строя любого узла кардана вам не составит труда заменить и его.

Источник

Проверка работы

Произвести её можно по завершении установки механизма в машину. Проверяется тем же образом, что и при обнаружении люфта. Помимо этого, механизм исследуют на наличие подтёков масла и смазки. Внимательно осматривают и сальники. Помимо этого, проверяют и на дороге.

Обращают внимание на наличие или отсутствие посторонних звуков и ощущение вибрации. Стоит упомянуть, что проводить данные процедуры самостоятельно нельзя. Можно нарушить угол вращения, что приведёт к изнашиванию детали и её очередной замены. Лучше обратиться к квалифицированным специалистам, заплатить деньги и наслаждаться качественной работой мастеров.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]