Инструкция по замене заднего подшипника ступицы ВАЗ-2109

Задний подшипник ступицы – одно из самых слабых звеньев почти всех отечественных автомобилей.

И дело здесь не в низком качестве комплектующих (хотя, данный аспект также играет не последнюю роль), а в ужасных дорогах страны.

Следовательно, хороший водитель должен своевременно производить замену неисправного элемента. В противном случае это может привести не только к более серьезным затратам в будущем, но и к ДТП. Давайте же рассмотрим основные нюансы данной работы.

Признаки неисправности

Итак, замена заднего подшипника ступицы ваз 2109 может понадобиться:

  • при появлении шума (обычно проявляется в виде сильного гула) или стука в задней части вашего авто;
  • появления люфта в подшипнике.

Ступица заднего колеса ВАЗ 2109

.

В случае если у вас проявился один из вышеуказанных признаков, необходимо поочередно поднять задние колеса и убедиться в наличии или отсутствии неисправности:

  • хорошенько раскрутите каждое из вывешенных колес и послушайте, появляются ли при этом посторонние шумы. Наличие явного гула говорит о проблемах с подшипником;
  • обязательно проверьте наличие люфта (производится на вывешенном колесе). Для этого возьмитесь за верх колеса и подергайте его от себя и к себе. Если подшипник целый, то колесо люфтить не должно. В противном случае необходимо готовить себя к серьезной работе.

Бывают ситуации, когда времени на ремонт нет. Попробуйте слегка поджать гайку ступицы. Подобная хитрость порой помогает убрать люфт, но ненадолго. В дальнейшем все равно придется производить замену.

Диагностика неисправности ступичного подшипника

Признаки появившейся проблемы проявляются, прежде всего, в шуме, сопровождающем движение. Звук разгоняющегося поезда метро – вот на что больше всего похож возникающий вой, он может исходить с одной стороны или с обеих, его появление в шуме ходовой части чётко указывает на появление проблем в ступичном механизме. В самом начале проблема даёт о себе знать на скорости 50 км/ч, при разгоне, на поворотах шум будет усиливаться.

Послушайте как звучит неисправный ступичный подшипник в этом видео:

При обнаружении характерных шумов стоит попытаться устранить неприятность, простой подтяжкой ступичной гайки. Потом надо проверить узел, скорее всего, шума больше не будет. Но это вариант, который поможет без проблем доехать до мастерской или другого места для ремонта. Подтяжки хватит на 100 – 200 км пути.

Признаки того, что ступичные подшипники на ВАЗ 2109 пора менять:

  • При движении, особенно на поворотах, характерный шум, переходящий в вой, а также стук, хруст, тарахтение. Может возникать только с одной стороны. Кстати, если уже слышен скрежет или хруст, подшипник разбит, а замена нужна срочно, хрустят частицы металла, отколовшиеся от механизма.
  • В самом салоне ощутима вибрация. Она передаётся с повреждённых ступиц на рулевое колесо и корпус. Обычно это признак того, что смазки в подшипнике по каким-либо причинам осталось немного, зато он забит грязью. Попадание внутрь подшипников грязи, инородных предметов вызывает выкрашивание, разрушение материала шариков и кольца.
  • Вибрации педали тормоза.
  • Любые посторонние звуки от механизмов подвески, лучше сразу проверить состояние ступичного узла.
  • Передние подшипники стуком, вибрацией предупреждают о сильном люфте, гул указывает на плохое состояние, износ сепараторов, кольца или роликов.

Узнать, какой именно подшипник пострадал, помогает езда на небольшой (порядка 50 км/ч) скорости, «змейкой». При этом необходимо внимательно слушать возникающие при поворотах шумы, они укажут на проблемный узел. Также надо прослушивать, какая ось, передняя или задняя, тут крутой поворот поможет выявить проблему в передней ступице.

Чтобы окончательно прояснить возможные проблемы подозрительных узлов, надо:

  • приподнять колесо домкратом;
  • проверить на люфт само колесо, не снимая, подёргать его к себе, от себя, в разных плоскостях, если узел в порядке, люфта не будет (сильного, небольшой в пределах допустимого);
  • для уверенности, что проблема именно в подшипнике, надо, чтобы кто-нибудь выжал тормоз при проверке, если с нажатой педалью люфта нет – подшипник подлежит замене;
  • вручную вращая колесо, убедиться в наличии или отсутствии шумов в механизме, колесо должно вращаться плавно, беззвучно, без заедания или вибрации;
  • повреждённая деталь сильнее нагревается, это вполне проверяемо на ощупь;
  • при снятом колесе и тормозном диске, проверяется люфт самой ступицы, двигать её надо тоже вручную, в сторону оси, сильный люфт говорит о необходимости замены;

На такую неисправность внимание обращать важно вовремя, езда с шумом и вибрацией приносит дискомфорт пассажирам, водителю. При отсутствии своевременного ремонта, разрушение переднего подшипника приведёт к возникновению большого люфта. Колесо начнёт «вилять», машина теряет управление

Колесо начнёт «вилять», машина теряет управление.

Задний подшипник просто обездвижит машину, заклинив колесо. Кроме этого, вследствие такой поломки, со временем обязательно пострадает вся стойка, тогда ремонт будет сложнее, а также намного дороже.

Чем опасно бездействие?

Неисправность заднего подшипника ступицы лучше не игнорировать по нескольким причинам:

  • во-первых, при наличии шума и гула ездить в автомобиле далеко не так приятно, как может показаться на первый взгляд. Чтобы избавиться от лишних звуков автолюбители готовы терпеть любые издержки;
  • во-вторых, игнорирование поломки подшипника может привести к необходимости замены всей стойки (что, естественно, влечет за собой более серьезные затраты);
  • в-третьих, неисправности ходовой системы опасны непредсказуемостью автомобиля на дороге и повышению вероятности ДТП. Следовательно, шутить с этим весьма нежелательно.

Важные моменты

  • Предлагаемый выше способ замены ступичного подшипника считается самым лёгким, однако у него есть свои недостатки. Главный недостаток заключается в том, что при съёме кулаков неизбежно будет нарушен развал колёс автомобиля. Для того чтобы избежать нарушения развала, перед снятием поворотного кулака следует поставить пару меток (сделать это можно с помощью зубила, например). Первая метка показывает, в каком положении находился в стойке регулировочный болт. Вторая метка показывает, в каком положении находился поворотный кулак. Конечно, эти метки не позволят добиться точного первоначального развала колёс, однако отклонение от исходного развала при их использовании будет минимальным.
  • Новые ступичные подшипники практически никогда не садятся на место с первого раза даже с применением съёмника и тисков, так что их придётся «досаживать» вручную, то есть вбивать в кулак. Для этого потребуется обрезок стальной трубы (причём диаметр трубы должен в точности совпадать с диаметром внешнего кольца подшипника). Наставка устанавливается на кольцо, после чего по ней следует аккуратно ударить молотком. Кулак при этом должен лежать на ровной твёрдой поверхности, а наставка на подшипнике должна стоять точно, без перекосов.
  • Открутить гайку на 30, удерживающую ступичный подшипник, бывает тяжело. Именно поэтому на вороток торцового ключа лучше всего надеть длинную металлическую трубку и использовать её в качестве дополнительного рычага.
  • Очищать гнездо ступичного подшипника от ржавчины лучше всего с помощью металлической щётки. Если щётки нет, можно воспользоваться обычным кухонным ножом. Смазывать гнездо перед запрессовкой нового подшипника лучше не маслом, а солидолом.
  • Установив подшипник, следует проверить, правильно ли он «сел» на место. Самый простой способ проверки: после того как колесо поставлено, следует поднять машину домкратом чуть выше и слегка покачать колесо с новым подшипником (от себя и к себе). Колесо не должно болтаться. Если чувствуется люфт, значит, подшипник установлен плохо. Обязательно следует крутануть колесо как можно сильнее и послушать звук, который оно издаёт при вращении. Это должен быть очень тихий, однотонный гул. Если слышится какой-то скрип, или хуже того — щелчки, значит, подшипник установлен неправильно.

Как видно из статьи, замена ступичных подшипников — задача довольно трудоёмкая, даже с учётом того, что в статье приводится самый простой способ (альтернативный способ замены позволяет обойтись без снятия поворотных кулаков, но в этом случае автовладельцу обязательно потребуется смотровая яма, которая есть далеко не у всех). В предлагаемом выше способе яма не нужна, а главная трудность состоит в том, чтобы не нарушить развал колёс машины. Если развал всё-таки оказался нарушен, выход только один: ехать в ближайший автосервис и регулировать развал-схождение снова.

Какой марки подшипник должен быть?

Чтобы замена задних ступичных подшипников ваз 2109 была как можно более долговечной, необходимо правильно выбрать деталь.

Итак, конструктивные особенности детали таковы – подшипник имеют закрытую форму (двухстороннее уплотнение). Тип — радиально-упорный, шариковый, двухрядный.

В продаже можно найти и роликовую версию – 537906. К ее особенностям стоит отнести меньшую скорость вращения и большую грузоподъемность.

Производятся подшипники на четырех заводах – на Саратовском подшипниковом заводе (SPZ), в Вологде (23 ГПЗ), Самаре (СПЗ-4), Курске (20 ГПЗ). К слову, в Курске подшипники уже не выпускаются.

Что касается качества, то лучшие – первые два варианта. Что касается Самары, то там производятся подшипники для любителей сэкономить (то есть высокого качества ожидать не стоит).

Номинальные параметры подшипника задней ступицы следующие: диаметр (внутренний – 30 мм, наружный – 60 мм), ширина – 37 мм, вес – 400 грамм, количество шариков – 28 штук.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ

При разборке в полевых условиях водители часто сталкиваются с проблемами.

  • К примеру, среди автомобилистов пользуются популярностью подшипники задней ступицы ВАЗ 2108 от SKF, шведского производства. Однако иногда они могут противиться снятию. Помочь в этой процедуре вне сервиса сможет оригинальное устройство, изготовленное из буксировочного ремня и домкрата.

  • К тому же при ремонте, попутно важно обратить внимание на износ тормозных колодок барабана и провести тщательную диагностику подвески. Иногда бывает так, что биение или стук проявляются из-за «уставших» сайлентблоков.
  • При затяжке креплений колес, на динамометрическом ключе следует выставить усилие 186-225 нм или 19-23 кгс.

Не нашли интересующую Вас информацию? на нашем форуме.

Необходимые инструменты

Для выполнения работы ничего необычного не требуется – большинство инструментов уже есть в гараже автолюбителя:

  • пассатижи (с их помощью необходимо будет демонтировать стопорные кольца);
  • торцевой ключ. Если есть весь набор – замечательно, но для данной работы особенно необходим номер «30»;
  • накидной ключ. Снова-таки можно использовать набор, но для работы достаточно и одного ключа на «12». Без него не получится снять направляющие штифты с тормозного барабана;
  • специальный съемник (необходим для выпрессовки подшипников);
  • из дополнительных инструментов может пригодиться молоток, небольшой деревянный брус, монтировка и зубило.

Снятие колеса

Когда избавитесь от гайки, необходимо снять колесо. Для этого сначала ослабляются болты, которыми произведено крепление. Затем приподнимаете сторону автомобиля на домкрате и устанавливаете ее на опору. Только лишь после этого необходимо полностью выкрутить все болты и снять колесо. Затем при помощи ключа на 12, а на некоторых моделях автомобиля — на 8 или 10, необходимо отвернуть направляющие штифты, при помощи которых произведено крепление тормозного барабана. Желательно перед началом этого действия аккуратно обстучать их молотком

Обратите внимание, что лучше всего для выкручивания этих штифтов использовать накидные ключи. Точно так же проводится замена ступицы ВАЗ 2109

Своими руками все работы можно сделать очень быстро.

Инструкция по замене подшипника

Чтобы быстро и безошибочно выполнить работу, следуйте таким рекомендациям:

Для начала снимите защитный колпачок и расконтрите ступицу заднего колеса (сделать это можно с помощью молотка и зубила).

Послабьте протяжку болтов на ступице и колесе. Учтите, что момент затяжки гайки ступицы весьма серьезный, поэтому нелишним будет увеличить «плечо» ключа дополнительной трубой.

Поставьте авто на первую скорость и зафиксируйте автомобиль (сделать это можно с помощью установки специальных «башмаков» под передние колеса). На ручной тормоз не ставьте.

Окончательно откручиваем все болты и снимаем заднее колесо.

Откручивайте направляющие штифты.

И демонтируйте тормозной барабан.

Если он не снимается, можно воспользоваться бруском (в роли прокладки) и молотком. Путем постукивания по нему, или прокручивая барабан можно с легкостью подорвать с «насиженного» места.

Теперь переходите к основной части. Полностью откручивайте гайку ступицы и снимайте ее с цапфы.

Если есть съемник, то используйте его.

Если же нет, то можно воспользоваться более простым методом.

Или использовать монтировку.

Верните колесо на месте, прикрутите его к ступице болтами (можно до конца не затягивать). После этого резко переместите его на себя (ступица должна сняться).

Учтите, что данная работа не всегда проходит гладко. В частности, на цапфе может остаться внутреннее кольцо подшипника. Если вам не повезло, то придется убирать его с помощью зубила и монтировки.

Или можно применить съемник.

Подшипник в ступице будет фиксировать специальное стопорное кольцо – снимайте его. Для этого можно использовать специальные пассатижи-съемники или обычную отвертку.

Теперь выдавливайте с помощью съемника подшипник из ступицы. Если съемника под рукой нет, то необходимо найти трубу с подходящим диаметром, поставить ее и бить до «победного».

Или так.

Очистите внутреннюю поверхность ступицы и хорошо смажьте ее.

Запрессовывайте новый подшипник. Здесь есть несколько вариантов – сделать работу с помощью съемника, тисков или же молотка и деревянной или металлической, как в нашем случае, проставки.

Возвращаем на место стопорное кольцо с помощью отвертки и пассатижей.

Производим монтаж ступицы на ось. Если не получается посадить деталь на место вручную, можно аккуратно подбивать подшипник с внутренней стороны.

Как поменять передний ступичный подшипник на ВАЗ 2109

Замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109, особенно с помощником, при наличии нужных инструментов (они есть почти у каждого автовладельца), занимает чуть более часа по времени. Эта процедура аналогична выполняемой на ВАЗ 2110-2115, для Калины или Приоры, по причине полной идентичности ступичного узла.

Инструменты

Чтобы замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 была выполнена быстро, качественно, все необходимые предметы должны быть под рукой:

пассатижи (круглогубцы);
крупная плоская отвёртка (хорошо, если есть набор, но можно обойтись малым);
ключи накидные гаечные, № 10, 13, 17, 19;
ключ шестигранный, №10;
молоток, зубило, монтировка;
ключ № 30, удлинённый, можно воспользоваться торцовой головкой, тех же размеров;
хорошо иметь оригинальный съёмник для ступицы, ВАЗовский, это существенно упростит работу, но можно использовать тиски;
инструмент динамометрический (ключ), без него трудно правильно, с нужным усилием, потянуть гайку ступицы;
универсальный съёмник тоже пригодится.

Для проведения работ понадобится хорошее освещение, также ускорит работу наличие смотровой ямы или эстакады. Поверхность, на которой устанавливается машина должна быть ровной. Под задние колёса подводят упоры, это могут быть обычные деревянные бруски – «башмаки», а передачу на КПП выставляют 1-ю.

Выполняем собственноручную замену ступичного переднего подшипника ВАЗ 2109

Пошагово, предпринимаются такие действия:

  1. Гайку передней ступицы немного отпускают в самом начале, прежде, чем авто подняли домкратом.
  2. Фиксация переднего колеса тоже должна быть ослаблена.
  3. Колесо надо демонтировать, гайка ступичного подшипника скручивается ключом № 30. Это непросто, гайки ступицы обычно «прикипают» к резьбе. Так что, ключ или головку потребуется удлинить, положим, обрезком трубы, для увеличения плеча рычага.
  4. Суппорт фиксируют 2 болта, их свинчивают ключом № 17, отсоединяя суппорт от поворотного кулачка.
  5. Отвёрткой разгибаются колодки, суппорт надо убрать, как удобнее, лучше положить на подставку, подвешивать на шланге нежелательно, он может быть повреждён.
  6. На болтах закреплен ещё тормозной диск, который тоже подлежит демонтажу. Болты шаровой опоры удобно развинтить накидным ключом, потом снимают кулак.
  7. Развал колёс в процессе обязательно нарушится поэтому прежде, чем снимать кулак, зубилом отмечают место регулировочного болта в стойке и положение самого кулака. Тогда при сборке узла первоначальный развал восстановить реально, пусть не в точности, то очень близко к идеальному.
  8. Вручную ступицу выколачивают из элемента, с помощью соответствующего диаметра обрезка трубы, потом круглогубцами убирают стопорное кольцо.
  9. Саму деталь снимают, выпрессовывая, что удобно выполнить специальным съёмником.
  10. Теперь то место, где был подшипник, необходимо тщательно очистить от грязи, ржавчины (для этого есть специальные металлические щётки или скребки, можно пользоваться для этого даже кухонным ножом), нанести слой смазки – солидол.
  11. Приобретенный новый передний ступичный подшипник, рекомендованный для ВАЗ 2109, требуется впрессовать в кулак. Кстати, идеально на место новая деталь сразу, скорее всего, не встанет. «Сажать» на место понадобится вручную, используя всё тот же обрезок трубы, подходящего диаметра, вбивая деталь в кулак. И перекосов здесь нельзя допускать, кулак – на ровной поверхности, наставка – точно по диаметру, строго на месте, удары молотка аккуратные, с дозированным усилием.

После всего производится сборка узла, предыдущие операции выполняются в обратном порядке, от возвращения на место стопорного кольца, до установки колеса. Ступичную гайку хорошо затянуть динамометрическим инструментом, усилие 20 H*m.

После того, как замена переднего ступичного подшипника ВАЗ 2109 была произведена, понадобится проверить степень успешности и качество работы. С этой целью, установив колесо, приподнимаем авто повыше, как при начальной диагностике, проверяя на наличие люфта (покачать колесо во всех плоскостях), плавность и бесшумность вращения. Если вместо очень тихого, ровного гула слышится стук, щелчки, вращение с усилием, люфт больше нормы – работу надо переделывать.

Данный способ считают самым простым, при альтернативном варианте смотровая яма или эстакада необходима. Если применять данный метод замены ступичного переднего подшипника ВАЗ 2109 своими руками, то самое сложное – не нарушить развал колёс. Иначе надо проводить повторную регулировку.

Устройство и назначение задней ступицы

Диагностика и ремонт задней ступицы ВАЗ 2109 не требует наличия определённого образования, эта операция по силам многим автолюбителям. Однако для того чтобы выполнить необходимые мероприятия правильно, нелишне ознакомиться с устройством этого узла автомобиля.

Задняя ступица крепится на балке с помощью четырёх болтов.


Местоположение задней ступицы в автомобиле ВАЗ 2109

Сама ступица включает в себя несколько составляющих. На рисунке ниже можно увидеть их перечень и взаимное расположение.


Устройство задней ступицы авто

Из представленной инфографики уже можно сделать вывод, что ступичный подшипник представляет собой связующее звено между ступицей колеса и осью транспортного средства. К фланцу ступицы с помощью четырёх болтов крепится колесо, и вся эта конструкция вращается благодаря подшипнику качения.

В задачи, которые поставлены перед ступичным подшипником, входит:

  • обеспечение вращение колёс с минимальными потерями на трение;
  • бесшумность работы;
  • комфортное и лёгкое движение автомобиля;
  • надёжность и безотказность;
  • большой ресурс эксплуатации.

В свою очередь, подшипник представляет собой систему взаимосвязанных частей: обойму, пыльник, ролики и сепаратор.


Устройство подшипника качения ступицы

Колёсные подшипники работают в условиях приближенных к экстремальным:

  • перепады температур;
  • агрессивная среда (дорожные антигололёдные реагенты);
  • воздействие влаги;
  • удары из-за неровности дорог;
  • динамические нагрузки (разгон, торможение, резкие манёвры).

Технические характеристики подшипников

Каталожный номер изделия – 256706, у него такие характеристики:

  1. Диаметр внутренней обоймы – 30 мм.
  2. Диаметр внешней обоймы – 60 мм.
  3. Масса – 400 гр.
  4. Ширина подшипника – 37 мм.
  5. Внутри находится 28 шариков диаметром 9,525 мм.
  6. Динамическая грузоподъемность не менее 30,1 кН.
  7. Статическая грузоподъемность 25,9 кН.
  8. Подшипник работает нормально при 6500 об./мин.

Всего четыре производителя этих изделий в России:

  1. ОАО «СПЗ» (г. Саратов). Производит наиболее качественные и долговечные подшипники. Стоимость довольно низкая.
  2. ГПЗ-23 (г. Вологда). Выпускает очень хорошие элементы, которые немногим уступают саратовским (обозначаются аббревиатурой VBF).
  3. Самарский СПЗ-4. Не отличается качеством изделий, зато стоимость очень низкая.
  4. ГПЗ-20 в г. Курске. Занимался завод выпуском качественных изделий, в настоящее время можно найти на прилавках только экземпляры прошлых годов выпуска.

Установка нового подшипника

Прежде чем устанавливать новый элемент, необходимо осмотреть всю внутреннюю поверхность. На ней не должно быть задиров и повреждений. Чтобы установка происходила немного легче, можно новый подшипник поместить на несколько часов в морозильную камеру, а ступицу прогреть. Но обратите внимание на то, что нельзя нагревать до очень высокой температуры.

В противном случае при установке нового подшипника произойдёт расплавление его сальников, что существенно сократит ресурс элемента. Запрессовку подшипника нужно производить с помощью съемника либо же воспользоваться обоймой от старого элемента. Обязательно зафиксируйте положение подшипника с помощью стопорных колец, убедитесь, что они попали в свои пазы.

Почему ломается подшипник?

На автомобиле ВАЗ-2109 задние колеса не поворачиваются, поэтому ступицы жестко закреплены на элементах подвески. Подшипник очень плотно запрессовывается в ступицу, которая вращается на валу. Недопустимо появление люфта в этой конструкции. Вращение колеса должно происходить максимально плавно. Никаких хрустов и заеданий не должно быть.

Средний ресурс качественных ступичных подшипников около 100 000 км пробега. Но срок эксплуатации зависит от того, по каким дорогам ездит автомобиль. Если эксплуатация производится на грунтовых дорогах, по грязи и ямам, то износ элемента происходит намного быстрее. Сильные удары по подвеске также выводят подшипник из строя. Кроме того, воздействуют естественные причины износа.

ТАБЛИЦА РЕКОМЕНДУЕМЫХ ПРОИЗВОДИТЕЛЕЙ

№ п/пПроизводительНомер каталожныйЦена 2022 год, рубКомплектация
Кольцо стопорноеГрязезащитный колпакКонтргайкаИнструкция
1VBF Россия2108-3104020500
2SPZ Россия2108-3104020520
3SKF ШвецияVKBA130719002++
4FAG Германия545312A600

Подготовка к проведению ремонта

Сначала нужно зафиксировать автомобиль на ровной площадке. Обязательно установите под передними колесами упоры, которые не позволят машине скатиться. Далее выполните такие действия:

  1. Снимите защитный колпачок.
  2. При помощи плоской отвертки или зубила выровняйте стопорный буртик, который находится на гайке.
  3. С помощью воротка и головки на «30» либо же накидного ключа необходимо сорвать ступичную гайку.
  4. Сорвите болты крепления колеса.
  5. Поднимите ремонтируемую сторону при помощи домкрата, установите под машину надежную опору и снимите колесо.

На этом подготовку можно считать завершенной. Далее нужно полностью разобрать весь узел.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]