08.05.2020 480 Электропроводка и электросхемы
Автор:Иван
Умение читать и понимать электросхему ВАЗ 2115 позволяет определить причину неисправности, возникшей в дороге, а также самостоятельно установить дополнительное оборудование. При этом надо учитывать, что автомобили различных лет выпуска отличались электрической системой и приборами.
[ Скрыть]
Что появилось нового в проводке ВАЗ 2115
Ранний легковой автомобиль ВАЗ 2115 имеет проводку, похожую на схему ВАЗ 21099, но позднее появились дополнительные элементы. Новый седан является, по сути, результатом глубокой модернизации машины предыдущего поколения. В конструкции используется модернизированная головная светотехника и электронная комбинация приборов. Из-за этого в проводке появились видоизмененные штекеры, часть жил стала иметь увеличенное сечение. Также изменена длина и маршрут прокладки.
На машинах используется электронный иммобилайзер. Устройство подключено к блокам через отдельную проводку, имеет собственный контроллер управления. Инжекторные двигатели оснащались каталитическим нейтрализатором отработавших газов. Часть машин получила лямбда-зонды, установленные до и после устройства.
В 2011 году автомобили стали комплектовать электронной педалью газа, что снизило токсичность выхлопа. Кроме того, расширился набор опций, предлагаемых заводом. Эти элементы оказывают влияние на электросхему ВАЗ 2115.
Модификации ВАЗ 2115
Все серийные модификации ВАЗ 2115 оснащались рядным 4-цилиндровым 8-клапанным двигателем с рабочим объемом 1,5 и 1,6 литра:
- ранний вариант 2115 с карбюраторным 76-сильным мотором 21083, выпускался с 1997 по 2000 год;
- несколько модернизированный 2115-01, комплектовавшийся 68-сильной версией двигателя 21083 с карбюратором, строился небольшими партиями в 1998-2000 году;
- версия 2115-20, оснащенная мотором 2111 с инжекторным смесеобразованием, мощность 78 л. с., машины производились в 2000-2012 гг.;
- с 2003 года с конвейера стала сходить модель 2115-40, оборудованная 1,6-литровым агрегатом, развивавшим 80 л. с.;
- в 2007 году появилась заключительная модификация 21154, оснащенная 81-сильным двигателем ВАЗ 11183.
Последние машины завод в Тольятти собрал в 2012 году. В их число вошли мелкосерийные 2115-91, комплектовавшиеся роторно-поршневым двигателем Ванкеля. Агрегат имел рабочий объем 1,3 литра и выдавал до 135 л. с.
Иные неисправности
Есть и другие виды поломок, которые могут произойти с системой пуска силовой установки ВАЗ-2114, и каждая из них имеет свои признаки:
- Если стартер крутит даже после отключения его на замке, чаще всего виной является заклинивание якоря реле во втянутом положении. В таком случае остановить стартер можно только путем отключения АКБ от бортовой сети (снятием одной из клемм). Устраняется все путем переборки реле или его заменой;
- Если стартер самовольно включается в работу, вероятно, что крышка реле повреждена. В результате пружина якоря, которая его удерживает в отжатом положении, теряет упор и сам якорь может самовольно перемещаться внутри реле, периодически замыкая контакты. Путем замены втягивающего можно устранить такую неисправность;
- Стартер включается в работу, но маховик не раскручивает, при этом слышен треск. Причин у этой неисправности две. Первая – послабились болты крепления стартера поэтому последний отошел и перекосился. В результате шестерня не может войти в зацепление, но при этом она крутится и контактирует с маховиком (отсюда и треск). Вторая – зубья шестерни выкрошились или стерлись, в результате нет зацепления. Для устранения сначала следует проверить затяжку болтов, если она в норме, то нужно снимать узел и осматривать состояние шестеренки;
- Стартер включается, но маховик не крутит, и сторонних звуков нет. Это указывает на то, что шестерня не доходит до маховика. Чтобы понять по какой причине это произошло, придется тоже снимать стартер и проводить осмотр.
Читайте по теме: Как проверить стартер автомобиля, полезные советы.
Как видно, чаще всего проблемы возникают не с самим электродвигателем, а с его дополнительными элементами – реле и бендиксом.
Возникнуть неисправности могут и из-за других элементов, включенных в цепь – замок, предохранители, а также от состояния мест соединения проводки.. Посмотрите видео почему не крутит стартер на ВАЗ 2114.
Защита электросетей автомобиля
Для обеспечения защиты электронных компонентов автомобиля ВАЗ 2115 «Самара» используются предохранительные вставки ножевой формы. Устройства располагаются в монтажном блоке, установленном в коробе воздухозаборника в моторном отсеке. Модуль закрыт сверху пластиковой крышкой, зафиксированной двумя защелками.
Расположение предохранителей в блоке 2114-3722010-60
Назначение предохранителей приведено в таблице.
Номер на схеме | Номинал, А | Защищаемые устройства |
П-01 | 10,0 (с 2011 года — 20А) |
|
П-02 | 10,0 |
|
П-03 | 7,5 (на части машин — 10,0) |
|
П-04 | 20,0 |
|
П-05 | 20,0 |
|
П-06 | 30,0 |
|
П-07 | 30,0 (с 2011 года — 20А) |
|
П-08 | 7,5 | Противотуманная фара на правой стороне (опция) |
П-09 | 7,5 | Аналогично для левого борта |
П-10 | 7,5 |
|
П-11 | 7,5 | Габаритное освещение в правых фонарях спереди и сзади |
П-12 | 7,5 | Ближний свет в правой фаре |
П-13 | 7,5 | Аналогично для левой стороны |
П-14 | 7,5 | Нить дальнего света в левой фаре и контрольный индикатор включения режима |
П-15 | 7,5 | Дальний свет правого борта |
П-16 | 15,0 |
|
П-17-20 | резерв | Могут устанавливаться предохранители любого номинала, используются для замены сгоревших вставок |
Расположение элементов и внешний вид коммутационных коробок отличается в зависимости от года выпуска автомобиля ВАЗ 2115. Встречаются машины с блоками 2114-3722010-60 и 2114-3722010-18.
На машинах с инжекторным двигателем имеется дополнительный блок, расположенный в ногах переднего пассажира. Коробка рассчитана на три реле и три предохранителя (на 15А), сверху закрыта пластиковым щитком. Крышка закреплена двумя саморезами.
Перечень электро-компонентов в салонном блоке:
- контроллер включения топливного насоса;
- главное реле управления ЭСУД;
- контактная группа вентилятора системы охлаждения;
- плавкая вставка для цепи питания электродвигателя насоса подачи бензина и форсунок впрыска (установлен сверху);
- защита проводки датчиков, вентилятора системы охлаждения и клапана продувки адсорбера (средняя позиция);
- предохранитель для контроллера системы впрыска и зажигания (самый нижний).
Общий вид салонной колодки реле и предохранителей
На части машин ВАЗ 2115 имеются дополнительные предохранители, находящиеся непосредственно в жгутах проводки:
- для защиты противотуманного фонаря на задней части машины (на 8А);
- для безопасной работы штатного обогрева передних сидений (на 16А);
- для питания моторедукторов центрального замка (на 16А).
Схема подключения стартера ВАЗ
На автомобилях ВАЗ применяются стартеры, представляющие собой электродвигатель постоянного тока с электромагнитным двухобмоточным тяговым реле и роликовой муфтой свободного хода (обгонной муфтой). Стартеры служат для обеспечения минимальной частоты вращения коленчатого вала, необходимой для запуска двигателя. Питание стартера в режиме пуска осуществляется от аккумуляторной батареи.
Реле стартера имеет подключение к цепному питанию, тем самым замыкая и размыкая цепь, в зависимости от того, с какой скоростью вращается коленвал. На всех автомобилях устройство стартеров одинаковое, отличия лишь незначительные конструктивные. Если вы разбираетесь, как работает стартер в одном автомобиле, то без затруднений разберетесь и в другом.
Чтобы поломка стартера не застала врасплох, рассмотрим, как заменить его самостоятельно. Но прежде почитайте теорию и изучите все варианты схем подключения стартера на разные модели авто ВАЗ, собранные редакцией 2 Схемы.ру по знакомым автоэлектрикам.
Обслуживание системы электропроводки
Для обеспечения работоспособности электросистемы требуется проводить регулярную проверку и диагностику компонентов:
- При обнаружении проблем в работе (даже минимальных сбоев) следует проанализировать состояние соединительных штекеров.
- Зачастую, после того как владелец пошевелит колодку, контакт восстанавливается. Дальнейшая эксплуатация таких элементов не рекомендуется.
- Узел требуется заменить на аналогичный, параллельно выяснив причину окисления старых деталей.
Контакты реле склонны к подгоранию от воздействия большой силы тока. Устройства можно демонтировать из блока и осмотреть состояние токопроводящих контактов.
Для этого требуется:
- Удалить пластиковый защитный кожух.
- Подгоревшие контакты аккуратно зачистить мелкой наждачной бумагой и продуть воздухом.
При значительном износе деталей требуется установить новые реле.
Из-за расположения монтажной коробки в канале воздухопритока, она забивается пылью и подвержена воздействию влаги. Со временем это приводит к разрушению токопроводящих дорожек на печатных платах и потере контакта. Следует раз в год осматривать блок, при обнаружении дефектов его рекомендуется заменить новым. Одновременно необходимо контролировать состояние заземляющего провода, который может окисляться в местах подсоединения.
Для корректной работы потребителей требуется проверять состояние источников напряжения. Аккумулятор следует периодически подзаряжать от стационарного устройства. От натяжения и состояния ремня привода ротора генератора зависит зарядка батареи и функционирование электросхемы в процессе движения. При износе коллектора и щеток нарушается работа генератора, что приводит к обесточиванию автомобиля.
Схема стартера ВАЗ 2108, 2109, 21099
Электрический ток поступает в цепь включения стартера с вывода «30» генератора. Далее через колодку Ш8 (Х8) монтажного блока (выводы 5,6), колодку Ш1 (Х1)-розовый провод, на выключатель зажигания. Водитель поворачивает ключ в замке зажигания, чтобы включить стартер (положение 2) и замыкает контакты (50, 30). После чего замка зажигания по красному проводу ток поступает на колодку Ш1 (Х1) монтажного блока (вывод 8), далее колодка Ш5 (Х5) (вывод 4), реле включения стартера (вывод 85). Реле срабатывает. С вывода «30» реле включения ток уходит на вывод «50» тягового реле стартера, запитывая его обмотку. Тяговое реле срабатывает, запуская стартер.
В электрической цепи стартера применяется реле включения 111.3747-10.
- Винт крепления защитного колпака.
- Защитный колпак.
- Стопорное полукольцо.
- Гайка крепления задней крышки.
- Задняя крышка.
- Пружины щеток.
- Направляющие щеток (наружная часть).
- Щетки.
- Статор.
- Якорь.
- Рычаг привода.
- Привод.
- Ограничительное кольцо.
- Стопорное кольцо.
- Ось рычага привода.
- Винты крепления тягового реле.
- Передняя крышка.
- Пластмассовое уплотнительное кольцо крышки.
- Стяжные шпильки.
- Резиновая заглушка.
- Сердечник тягового реле.
- Возвратная пружина.
- Уплотнительное кольцо тягового реле.
- Тяговое реле.
- Уплотнительная шайба.
- Регулировочные шайбы.
Модификации
Производитель ВАЗ 2115 предлагает потребителям на выбор несколько комплектаций, от которых зависит их стоимость:
- Полуторалитровый карбюраторный мотор. В этом случае машина маркируется как ВАЗ 2115-01.
- Мотор с таким же объемом, характеризующийся наличием системы распределительного впрыска топлива. Кроме того, машина оснащена также электронным управлением и маркируется она как ВАЗ 2115-20.
Габариты «пятнадцатой» Лады
Электрооборудование автомобиля
В инжекторах или карбюраторах ВАЗ 2115 используется однопроводная схема электрооборудования. В этом случае отрицательный вывод источников питания подводится к минусу, а сам плюсовой вывод подается отдельным проводом.
В результате того, что ВАЗ 2115 карбюратор и инжектор имеют определенные различия, существует и разница в конструктивных особенностях проводки:
- В инжекторных версиях жгуты проводки по своим размерам чуть больше в результате того, что система оснащается дополнительными регуляторами и прочим электрооборудованием.
- В результате изменения схемы были внесены правки в конструкцию некоторых электроцепей.
- Кроме того, была изменена схема укладки некоторой части электрики в целом.
Схема проводки на «пятнадцатой» Ладе
На автомобилях ВАЗ 2115, как и на предшественниках, процесс ремонта схемы электропроводки и оборудования обычно приводит к повреждению фиксирующих клипс. В любом случае, если эти элементы повредились, их необходимо заменить, в противном случае электропроводка может быть очень близко к горячему мотору, что приведет к ее повреждению.
Защита электросетей машины
Схема электрооборудования, в частности, цепи питания в этих моделях авто защищаются от различных повреждений с помощью плавких предохранителей. Стоимость этих элементов в магазинах минимальная, однако они выполняют очень важную роль и всегда должны быть в рабочем состоянии.
Предохранители не защищают только:
- схему зарядки аккумулятора авто;
- схему зажигания;
- электросхему питания генератора и стартера.
Защита электрооборудования осуществляется блоком, в который собраны все предохранители, и находится этот блок в моторном отсеке. Такое электрооборудование, как стартер, очистители лобового стекла, а также оптика — подключается к общей схеме посредством реле. Реле также устанавливают в блоке. В общем электросхема мотора дворников и оптики защищается биметаллическими многоразовыми элементами.
Блок реле инжектора
Итак, как защищается электрооборудование на отечественных авто:
- предохранители на блоке, которые предназначены для защиты различных элементов оборудования, маркируются как F1-F20;
- К1 — это устройство, защищающее цепь очистителей оптики;
- К2 — отвечает за работоспособность световой сигнализации, а также поворотников;
- К3 — элемент обеспечивает функциональность дворников очистки ветрового стекла;
- К4 — устройство защищает электрическую цепь оптики, в частности, лампочек накаливания;
- К5 — если машина оснащена электрическими стеклоподхемниками, то это реле отвечает за их работоспособность;
- К6 — рулевой гудок авто;
- К7 — устройство системы обогрева заднего стекла;
- К8 — дальнее освещение транспорта;
- К9 — ближнее освещение автомобиля.
Нужно отметить, что лампы для противотуманных огней в задних фарах защищаются отдельно. Для этого используется плавкий предохранитель, установленный в салоне транспорта под центральной консолью. Он находится в жгуте проводов, рядом с кнопкой включения оптики.
Где находится реле вентилятора
4 — реле электровентилятора; 5 — реле электрического топливного насоса; 6 — главное реле (реле зажигания).
Внимание: порядок реле и предохранителей может быть произвольным, ориентируемся на цвет проводов. Затем мы находим реле, от которого идет тонкий розовый провод с черной полосой от главного реле (контакт 85 *) (не путать с тонким красным проводом с черной полосой, идущим от контроллера) и толстый белый провод питания с черная полоса (вывод 87) (нужны белый и розовый провода), это реле вентилятора.
Замена электровентилятора в авто
- Ставим машину на ровную поверхность, обездвиживаем стояночным тормозом.
- Открываем капот, отключаем минусовую клемму.
- Гаечным ключом на 10 мм открутите крепеж корпуса воздухоочистителя.
- Отверткой ослабьте зажим воздуховода на датчике воздушного потока и удалите рябь.
- Откручиваем саморезы крепления крышки корпуса воздушного фильтра, снимаем фильтрующий элемент.
- Гаечным ключом 8 открутите держатель воздухозаборника и снимите его.
- Гаечным ключом на 10, затем на 8 откручиваем гайки крепления кожуха вентилятора по периметру (всего 6 штук).
- Отсоедините фиксатор проводки от разъема вентилятора.
- Осторожно снимите кожух вентилятора вместе с устройством.
- Гаечным ключом на 10 мм откручиваем 3 болта, которыми электродвигатель крепится к картеру.
- Ставим на место новую.
- Ставим конструкцию на место, закрепляем, подключаем коннектор.
- Дальнейшая установка производится в обратной последовательности.