Не секрет, что за машиной надо следить. Когда неправильно работают внутренние системы, может возникнуть неприятное явление, при котором руль начинает вибрировать во время действия тормозной системы. Такие обстоятельства сильно мешают при движении. Ощущение биения возникает, как правило, из-за ударов или деформации дисков. Так или иначе, поломку нужно исправлять.
Узнайте стоимость диагностики тормозной системы онлайн за 3 минуты Не тратьте время впустую – воспользуйтесь поиском Uremont и получите предложения ближайших сервисов с конкретными ценами!
Получить цены
Откуда возникает биение рулевого колеса?
Под биением руля в момент торможения подразумеваются самопроизвольные рывки рулевого колеса в разные стороны. В особенно запущенных случаях вибрация настолько сильная, что водителю приходится в буквальном смысле ловить автомобиль на дороге. На скорости свыше 50 км/ч явление создает реальную опасность для пассажиров транспортного средства.
Поскольку баранка посредством рейки и шаровых наконечников жестко связана с передними колесными ступицами, источник проблемы нужно искать в ходовой части и тормозной системе авто. Основные причинысильной вибрации кроются в различных дефектах тормозного диска:
- рабочая часть изделия деформирована и представляет собой волнообразную поверхность;
- вследствие удара диск получил повреждение и треснул;
- запчасть изначально бракованная либо установлена неправильно.
Передние тормозные диски названы виновниками не случайно. Стоит рабочей поверхности детали немного изменить форму или получить дефект, как после срабатывания колодок передние колеса начнут вилять, повторяя вращение неровного элемента. Еще сильнее бьет руль при торможении на большой скорости, поскольку частота оборотов передних колес повышается.
Как на диске появляется волнообразная деформация:
- В процессе движения автомобиля элементы многократно захватываются колодками и могут сильно нагреваться.
- Температура распределяется по поверхности неравномерно, соответственно, металл в разных частях детали расширяется больше или меньше.
- Если в момент максимального прогрева колесо попадает в лужу либо снег, металл резко охлаждается и сохраняет вогнутую форму.
- Тормозные колодки, схватывающие диск, заставляют колесо повторять траекторию вращения деформированной поверхности. Вот почему бьет руль в момент торможения.
Биение рулевого колеса также проявляется после неправильного крепления элемента или при наличии заводского брака, когда поверхность запчасти изначально кривая.
Как устранить биение?
Когда на автомобиле слегка вибрирует руль в момент резкого торможения, можно просто ничего не делать и ездить дальше, принимая соответствующие меры безопасности. Они заключаются в том, чтобы избегать слишком резких замедлений, иначе неисправность усугубится, а вы рискуете потерять бдительность и слететь с дороги.
Рекомендация. Перед дальнейшей эксплуатацией авто убедитесь, что виновником биения рулевого колеса является именно дефект тормозного диска, а не другие причины.
Если биение довольно ощутимо и реально угрожает безопасности людей (пассажиров транспортного средства и пешеходов), деформированный диск следует поменять либо реставрировать. Первый путь связан со значительными финансовыми затратами – запчасти на некоторые марки автомобилей достаточно дороги. Вдобавок тормозные диски необходимо менять парами, иначе в моменты резкого замедления переднюю часть машины начнет уводить в сторону.
Реставрация дисков заключается в проточке на специализированном станке. Оборудование продвинутых станций техобслуживания позволяет обработать металл, не снимая дефектной детали с машины. Процедура обойдется дешевле покупки и установки новых запчастей.
- Убедитесь, что рабочие накладки задних и передних колес не заливает тормозная жидкость. Вторичный признак – снижение ее уровня в расширительном бачке.
- Проверьте работоспособность суппортов и колесных цилиндров системы тормозов. Причиной появления вибрации нередко становится заклинивший поршень, а протечки жидкости – прохудившаяся манжета.
- Иногда руль начинает вибрировать после замены колодок. Данный симптом указывает на низкое качество установленных запчастей.
В отдельных случаях вибрация появляется из-за отвалившихся тормозных накладок. Неисправность сопровождается посторонним звуком скрежета либо трения о металл.
Биение руля при торможении может происходить по нескольким причинам. Факт вибрации рулевого узла не только неприятен для водителя, но и в некоторых случаях приводит к возникновению аварий и вылетов с дороги. Автомобиль относится к средству с повышенной опасностью, поэтому даже к самым незначительным неполадкам необходимо относиться со всей внимательностью и устранять неполадки еще на ранних стадиях.
Как определить причину
Прежде чем делать какие–то выводы касательно того, почему при торможении бьет руль, необходимо внимательно осмотреть все узлы агрегатов. Возможно, причина более чем ясная. И вы самостоятельно сможете составить ориентировочную смету ремонта.
Если при торможении бьет руль, в первую очередь проверяем тормозные барабаны, диски и колодки.
Диск должен быть с идеально круглой, ровной поверхностью. Если же они деформированы, «пошли волнами», образовались «шишки» или крайне изношены, стоит задуматься, почему. Владелец авто мог сэкономить на качественных комплектующих и купил подделку неизвестного производителя. Сильно нагретый диск мог попасть в лужу или снег. Сильные перепады температур губительны для металлов. Либо водитель применил экстренное торможение, и в этот момент колодки оставили борозды или погнули диск. Перегретый ранее металл можно легко определить по синеватому оттенку.
Тормозной барабан также должен быть идеально круглый. Стоит учитывать, что его все же сложнее деформировать, чем диск.
Колодки должны быть целыми, неизношенными. Регулярно проверяйте состояние этих механизмов.
Элементы тормозной системы
Чаще всего бьет в руль при торможении из-за проблем с одноименной системой. И произойти это может из-за:
- ДЕФОРМАЦИЯ ТОРМОЗНЫХ ДИСКОВ. Это одна из самых распространенных причин. В результате трения с колодками тормозной диск при торможении достаточно сильно разогревается и если его резко охладить (к примеру, на него сразу попала вода из лужи), то он коробиться (нарушается его геометрическая форма). Искривление рабочих поверхностей диска приводит к биению в колодках, которое передается на суппорт, а от него в свою очередь на ступицу и рулевые тяги. А вот коробление задних тормозных дисков или барабанов перейдет в сильную вибрацию кузова. Устранить проблему можно либо проточкой тормозных дисков (методом, позволяющим провести работы без снятия элемента с авто) или же заменой;
- НЕРАВНОМЕРНЫЙ ИЗНОС КОЛОДОК И ИХ ПОВРЕЖДЕНИЕ. В этом случае биение будет давать неровная поверхность фрикционных накладок. Поскольку колодки прирабатываются к рабочим поверхностям тормозных дисков, то при замене или проточке последних они в обязательном порядке должны меняться;
- ПОДКЛИНИВАНИЕ СУППОРТА. Нередко направляющие суппорта прикипают в своих посадочных отверстиях. Из-за этого суппорт при торможении будет неравномерно прижимать колодки и водитель почувствует биение в руль. «Лечится» все разборкой узла, чисткой и смазкой его направляющих и их посадочных мест.
Отметим, что нередко проблемы с тормозной системой проявляются не только биением в руль, но и в педаль тормоза.
Также в случае с подклиниванием суппорта автомобиль может тормозить неравномерно (рывками).
Зная дополнительные симптомы можно значительно сузить круг поиска причин неисправности.
Что делать, если бьет колесо в «Лада Гранта»
Когда бьет колесо лада «Гранта», нужно сначала выяснить, откуда идет стук. Когда станет ясно – исправить (при возможности) или заменить нужную деталь.
Замена покрышки на новую
Продолжать ездить на покрышке с грыжей – подвергать себя и пассажиров опасности. Что бы ни делали на шиномонтаже, все равно шина не будет, как новая. Поэтому стоит заменить покрышку, чтобы автомобиль вел себя уверенно на дороге.
Замена тормозного диска на новый
Если диск повело, выравнивать или протачивать его нет смысла. Чтобы тормозной новый диск не повело, как старый, по мокрым дорогам нужно тормозить двигателем. Возможно, надо поставить лучшую тормозную систему, которая будет выдерживать интенсивное торможение. Несмотря на это, ни одна тормозная система не выдержит сильного перепада температур, и диск поведет.
Замена или прокатка колесного диска
Прокатка диска – это процесс его выравнивания от вдавливаний. Когда диск поврежден незначительно, прокаткой можно восстановить геометрию. Но чаще в титановых дисках возникают трещины, которые потом заваривают.
Замена диска «Лады Гранты»
Если ситуация с диском крайне печальная, об этом скажут на шиномонтаже, и придется покупать новый.
Замена подшипника ступицы
Бьет колесо «Лада Гранта», когда подшипник выходит из строя. Чтобы его заменить, для начала нужно снять его из ступицы, после чего выпрессовать. Новый подшипник запрессовывается с помощью гидравлического пресса. Прессы есть практически в каждой мастерской, которая занимается ходовой частью авто. Если пресса нет, но хочется сэкономить, тогда лучше снять подшипник вместе со ступицей и занести в сервис. За выпрессовку и запрессовку возьмут гораздо меньше, чем за полный цикл работы. После замены подшипника, люфт переднего или заднего колеса на «Гранте» устранится.
Затяжка оси ступицы колеса
Причины звона внутри барабана задних колес «Гранта» могут быть из-за разрушения барабана или слетевшей пружинке. Если оказалось, что просто не затянута ось ступицы колеса – это наиболее выигрышный способ. Нужно просто затянуть болты.
Затяжка болтов колеса
Чтобы колесо больше не раскрутилось в пути, нужно затянуть его с моментом от 186,3 до 225,6 Hm. Затягивать болты обязательно нужно по диагонали.
Замена или ремонт рулевой рейки
Рулевая рейка подвергается ремонту. Чтобы люфт руля стал меньше, нужно подтянуть рейку. Для этого используют специальный ключ.
Замена рулевой рейки
Если не удастся подтянуть рейку самому, лучше отдать ее в ремонт. Отремонтировать можно гораздо дешевле, чем купить новую.
Замена рулевого наконечника на новый
С рулевыми наконечниками ничего не нужно придумывать. Стоят они недорого, меняются легко. Правда, после замены нужно сделать сход-развал колес.
Как выявить износ тормозных дисков?
Перед ремонтом необходимо диагностировать поломку. Вибрирует только руль? Вероятная причина – износ передних тормозных дисков или системы в целом. Педаль тормоза также изменила своё поведение? Обратите внимание на заднюю систему торможения.
Для определения неисправности может использоваться ручник. Если при его использовании вибрация прекратилась, то следует искать неисправность в передней тормозной системе. Биения осталось? Изучите техническое состояние задних тормозных дисков и систему в целом. Процедура позволяет определить местоположение деформированных деталей.
Далее следует протестировать колёса или изучить внешний вид тормозных дисков. Поднимите машину на домкрате, снимите её с передачи. Если под подозрение попала задняя ось, то необходимо опустить ручник. Прокрутите колесо. Вращение неравномерное и меняет интенсивность в одном и том же месте? Проблема выявлена. При отрицательном результате проверки переходите к следующему колесу.
Внешний вид тормозного диска многое говорит о его техническом состоянии. Заметили трещины, неровности или сколы? Требуется замена или проточка, в зависимости от ситуации. Наличие синеватого оттенка на поверхности – признак перегрева.
При осмотре уделите внимание тормозным суппортам. Маловероятно, но они также могут быть причиной вибраций в руле.
Рекомендации по устранению биения
Я могу порекомендовать именно замену на новые. Можно попробовать проточить, но учитывая низкую стоимость новых дисков, лучше провести ревизию передней тормозной системы и заменить их вместе с колодками.
- Об авторе:
- Последние статьи:
Я просто болен автомобилями. Стараюсь подробно изучить каждый автомобиль, которым владел. Мне нравится ночная езда по улицам города. В своих автомобилях стараюсь осуществлять ремонт своими руками!
- Меняем тросик сцепления на Лада Приоре своими руками — 01.12.2020
- Меняем радиатор охлаждения на Лада Приора без кондиционера (+артикулы) — 19.11.2020
- Устраняем стук гидрокомпенсаторов на Лада Приора — 28.10.2020
- Следующий материал Какой генератор стоит на Лада Гранта
- Предыдущий материал Стали сильно запотевать задние фары на Лада Гранта, в чём причина?
Тэги: Вопросы Лада ГрантаЛада Гранта
Это интересно: Электросхема — Противотуманные фары и Задний противотуманный фонарь Lada Largus
Проверка рулевого механизма
Автомобиль будет необходимо поднять с помощью домкрата. Первое, на что необходимо будет обратить внимание – наконечники рулевой тяги. Не должно быть никаких зазоров. Проверьте люфт тяги – за неё необходимо взяться и подергать. Ваш помощник должен в это время крепко держать руль.
Внимательно осмотрите рулевую рейку – изношенность может быть одной из причин, почему бьет руль при торможении на большой скорости.
Причины биения руля при торможении
Причины могут быть разные:
- поврежденный кронштейн опорных элементов мотора;
- изношенный ШРУС;
- нарушенная форма дисков колес и пр.
Все же каждая из перечисленных неисправностей может сделать так, что руль будет бить не только во время снижения скорости. Самой распространенной причиной вибрации при торможении является либо гнутые диски, либо дефекты в дисковых тормозах.
Не стоит откладывать решение проблемы, лучше оперативно среагировать и отвезти машину на диагностику в сервис. Профессионалы определят истинную причину легкой вибрации при торможении (и более жесткой) с помощью специализированного оборудования. Отчего бьет руль, можно проверить и самому, но без опыта простой осмотр не поможет понять состояние автомобиля. Часто водители берутся самостоятельно решить проблему и начинают заниматься тем, что никак не связано с причиной. Чтобы не тратить нервы и время впустую, отдайте машину на ремонт мастерам в автосервисах, где быстро поймут, почему идет вибрация при торможении.
Устранение вибраций
Устранить проблему после её выявления, а не наоборот, вот главная задача. Дальше уже по средствам и возможностям, либо самостоятельно ремонтировать, либо обратиться к профессионалам. Теперь услышав в рулевом стук на неровностях и на скоростях, либо при торможении бьет руль, причину явления вы уже понимаете. Что делать с поврежденными деталями:
Погнутый кардан или приводные элементы на передних колесах остается только заменить. Сайлентблоки только заменять.
Не забывайте наряду с нижними шаровыми проверять и верхние, конечно на нижние нагрузка идет больше, однако и верхние выходят из строя постепенно.
Рекомендую не соглашаться на ремонт или замену поломанных деталей подвески – восстановленными (отремонтированными), особенно когда заводом такой ремонт не предусмотрен. Ведь вам жить не надоело? Мне однозначно нет.
Рулевой механизм обычно пробуют отрегулировать, так как он имеет для регулировки специальные болты. Да и крепления иногда разбалтываются от вибрации, а при невозможности регулировки, заменяют.
Диски, барабаны протачивают, если позволяет толщина металла, иначе тоже замена.
Полотно колодок никто не будет ровнять, только менять, причем замена делается сразу всех колодок, либо на двух параллельных колесах, по одной заменять, значит не решить проблему. Новая колодка не сношена, остальные уже стерлись на некоторую величину, и при торможении получаем то, с чем боролись. Наглядное видео по теме Развал схождение нужно проверять каждое ТО-1, а балансировку шин рекомендуют выполнять через 5 тысяч пробега, даже если руль у вас не стучит. Своевременное прохождение ТО, которое предписано производителями и обязательно есть в руководстве к машине, помогает своевременно найти неисправность, не дожидаясь, когда руль начнет вибрировать, а машина терять управление.
Лада Гранта 2012, л. с. — поломка
Санкт-Петербург
Лада Гранта, 2020
499 900 ₽
Шадринск
Лада Гранта, 2015
320 000 ₽
Чебоксары
Лада Гранта, 2021
613 500 ₽
Санкт-Петербург
Лада Гранта, 2020
565 500 ₽
Посмотреть больше машин на Дроме
Участвовать в обсуждениях могут только зарегистрированные пользователи.
Войти Зарегистрироваться
Следует ли обращать на биение внимание, если оно не мешает ездить?
В случае рулевой вибрации или отдаче ее на всем кузове машины надежнее будет не доводить ситуацию до критической, а обратиться к специалисту. Как правило, проблема не требует как можно более быстрого решения – ездить с ней можно месяцы (а порой и годы). С другой стороны, следует помнить о том, что в случае ненадлежащего закручивания гаек поведение тормозного диска может быть непредсказуемым, что сказывается на безопасности езды. При всем этом биение нагружает и детали ходовой системы: амортизаторы, рулевое управление, части ступицы – причем в случае поломки все эти элементы (как и их замена) будут стоить недешево.
Кроме вышесказанного, заметим, что биения на большой скорости весьма опасны – сильное вибрирование может привести к потере управления машиной, и, как следствие – к ДТП. Само по себе управления автомобилем уже является источником повышенной опасности для водителя и окружающих. В связи с этим на устранении причин, вызывающих вибрацию, лучше не экономить.
Кстати, многие автомобилисты даже не подозревают, насколько нелепо смотрятся со стороны с вибрирующим рулем; помните об этом, когда будете возить свою семью или просто подвозить попутчика – со стороны трясущийся руль выглядит весьма заметно.
Почему при торможении вибрация
Только понимание вида поломки может предопределить ваши дальнейшие действия. Чтобы разобраться, рекомендуем:
- Сперва достаточно проверить резину на предмет образования грыжи. Следом необходимо проверить балансировку колес на стенде. Недавно установленные запчасти дисков проверяем на брак. Если он найден, лишь замена станет решением проблемы.
- Далее проверке подлежат тормозные диски на износ. Они могли лишиться блеска или банально износиться. В таком случае смотрим состояние резинок у направляющих суппорта. Если они порваны, при торможении может возникать характерный звук скрежета. Вспоминаем также о самой распространенной проблеме — об изменении формы тормозных дисков.
- Подшипник и ступица тоже не должны быть деформированы, проверяем их. Дальше смотрим рулевую тягу: между наконечниками не должно быть зазоров. Чтобы осмотреть систему, понадобится установить машину на подъемнике. Подергав тягу из стороны в сторону, проверяем на наличие люфта. Если он есть — производим замену деталей.
- Проверяем шаровые опоры, пока машина поднята домкратом. Когда колесо будет в состоянии свободно крутиться, пробуем его немного пошатать. Сильное колебание колеса говорит о том, что шаровая опора изношена. Необходима замена.
- В итоге проверяем, как закреплены колеса и установлены элементы крепления. Руль будет вибрировать, если колеса были закреплены неправильно. С этим достаточно легко разобраться.
Опасность возникающих вибраций
Справедливо будет сказать, что лёгкие вибрации на торможении часто не ведут к каким-то моментальным проблемам. Обычно они могут продолжать проявляться с той же интенсивностью ещё несколько месяцев, и даже лет.
При лёгких вибрациях, чтобы продлить срок службы автомобиля и не заниматься ремонтом, обязательно исключите любые манёвры, требующие экстренного торможения.
Если не тормозить резко, вдавливая педаль тормоза в пол, есть хорошие шансы избежать дорогостоящего ремонта в ближайшие 1-2 года. Всё зависит от конкретных обстоятельств.
Но параллельно, когда вибрации продолжаются долгое время, они оказывают негативное влияние на тормозную систему, ходовую часть и подвеску. В итоге срок службы этих узлов сокращается, что в последующем выливается в дорогой и сложный ремонт.
Не занимаясь ремонтом при возникновении лёгких вибраций, которые стали заметными по ощущениям на руле, в краткосрочной перспективе вы можете сэкономить немного денег на диагностику и ремонт. Но если говорить о долгосрочных перспективах, тогда ни о какой экономии речи не идёт. Откладывая с посещением автосервиса, вы постепенно увеличиваете тот объём средств, которые придётся вложить в восстановление изношенного вибрациями автомобиля.
Как только вы почувствуете сильный и резкий удар в руль, в очередной раз нажимая на тормоз, какой-то узел уже практически вышел из строя, и при следующем торможении может вовсе отказать. Оттягивать до возникновения такой ситуации настоятельно не рекомендуется. Это уже вопрос вашей безопасности и жизни, поскольку поломка на ходу автомобиля может закончиться серьёзной аварией со всеми вытекающими последствиями.
Профилактика
Для того, чтобы не разбираться в причинах вибрации руля, наилучшим вариантом будет своевременная диагностика и профилактика ходовой части и тормозов. Иногда можно даже не пользоваться услугами автосервисов, определить некоторые неполадки можно визуально по определенным признакам. Например, если тормозной диск приобрел синеватый цвет, это свидетельствует о том, что он подвержен постоянному перегреву и в этом случае необходимо искать причину. Это же касается и появления волн на поверхности.
Старайтесь регулярно посещать шиномонтаж, чтобы там постоянно перепроверялась балансировка всех колес. Если этого не делать, вибрация может быть довольно сильна, более того, подобное упущение может привести еще к большим проблемам и тогда ремонтные работы будут стоить на порядок выше. Также, в случае износа покрышек, необходимо проводить их замену, чтобы не допустить возникновения неполадок в иных узлах, что может привести к биению руля.
Вибрации, отдающие в руль
Причина: разрушение барабана (диска).
Самой нежелательной причиной появления биения является треснувший барабан (диск). Это, как правило, происходит из-за серьезного нагрева или сильной физической нагрузки. Проблема присуща сильно изношенных тормозным дискам (сильно сточившимся) или барабанам со значительной коррозией.
Выводы
Любая поломка автомобильного транспорта нуждается в срочном и качественном ремонте. Важно понимать, что все детали, особенно в ходовой системе, подвержены очень значительным и постоянным нагрузкам. Отказываясь от ремонтных работ, можно столкнуться с огромными финансовыми затратами в будущем. Кроме того, это может сказаться и на безопасности эксплуатации транспортного средства. Вибрация руля также пагубно сказывается на удобстве управления машиной.
Источники
- https://autochainik.ru/bienie-rulya-pri-tormozhenii.html
- https://www.syl.ru/article/207313/new_bet-rul-pri-tormojenii-na-bolshoy-skorosti
- https://AutoTopik.ru/diagnostika-neispravnostei/1289-bet-rul-pri-tormozhenii.html
- https://AvtoNov.com/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8F-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8/
- https://howcarworks.ru/%D0%B2%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81/%D0%B2%D0%B8%D0%B1%D1%80%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F-%D0%B8%D0%BB%D0%B8-%D0%B1%D1%8C%D1%91%D1%82-%D1%80%D1%83%D0%BB%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8-%D1%82%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B8-%D0%B2-%D1%87%D1%91%D0%BC-%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D1%83%D1%82-%D0%B1%D1%8B%D1%82%D1%8C-%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%87%D0%B8%D0%BD%D1%8B
- https://mojcar.ru/ustrojstva-avtomobilya/podveska-i-rulevoe/pri-tormozhenii-bet-v-rul.html
- https://olade.ru/tryaska-rulya-vo-vremya-tormozheniya-simptomy-i-ustranenie
- https://DriverTip.ru/repair/pri-tormozhenii-poyavlyaetsya-bienie-rulya.html
- https://uremont.com/publications/articles/bienie-rulya-pri-tormozhenii
- https://auto-gl.ru/4-osnovnye-prichiny-bieniya-i-vibracii-rulya-pri-tormozhenii-i-2-sposoba-ih-ustraneniya/