Как выгнать воздух из системы охлаждения: эффективные методы по борьбе с воздушными пробками в двигателе автомобиля

Снижение эффективности отопителя салона и слишком быстрый прогрев мотора, перерастающий в его перегрев – это типичные симптомы завоздушивания системы охлаждения двигателя. Основными причинами образования воздушных пробок являются недостаточный уровень охлаждающей жидкости или разгерметизация системы, но есть и другие.

Из этой статье вы сможете узнать, что такое воздушная пробка, почему она возникает и как быстро стравить воздух из системы охлаждения двигателя.

Как определить перегрев двигателя

То, что произошла именно эта «беда» можно определить по нескольким признакам:

  • На приборной доске либо зажигается индикатор красного цвета, либо температурный указатель заметно поднимается. Это указывает на нагрев мотора;
  • Мотор – кипит, а воздух отопления – холодный;
  • Опытные водители сразу определят, что возникла достаточно большая разница температур в верхнем патрубке наряду с нижним.

Наличие воздуха в охладительной системе не просто досадная неприятность, а катастрофический факт, который многие неопытные водители просто могут не заметить или не обратить должного внимания. Последствия заявляют о себе уже значительно позже, когда приходится делать остановку в самом неожиданном месте, увидев пар, вырывающийся из капота.

Многие фирмы-производители, к сожалению, уже не предусматривают в своих автомобилях указатели температуры со стрелочкой. Хотя порой и присутствие таковых не всегда способно уберечь водителей от такого рода проблем.

К чему приводит перегрев мотора

Когда температура достигает своего максимального значения, то наряду с наличием высокого уровня давления чаще всего происходит пробой в промежуточных перегородках двигательных систем и их прокладках.

От этого страдает не только охлаждающая система, но и смазочная вместе с газораспределительной и прочие.

  • Значительная температура перегрева искривляет головку блока, где расположены цилиндры. При перегреве это наиболее часто встречающаяся неисправность, когда головка становится похожей на пропеллер.
  • В прокладке головки происходит пробой в конечном итоге, а это является причиной попадания в цилиндры жидкости для охлаждения или масла. После чего возможны как задиры, так и гидроудары и тому подобные «сюрпризы», которые приводят к установке транспортного средства на капитальный ремонт с весьма непредсказуемыми затратами.

Чтобы не допустить образования пробки воздуха стоит постоянно внимательно следить за показаниями приборов.

Рекомендации в качестве профилактики

Избежать появления воздуха в охлаждающей системе намного проще, чем потом устранять причины перегрева мотора.

Для этого необходимо придерживаться простейших рекомендаций:

  • заливать антифриз в расширительный бачок тоненькой струйкой без использования широкой воронки;
  • периодически проводить визуальный осмотр патрубков, шлангов и мест их крепления на герметичность и наличие повреждений, при их наличии – заменять поврежденный элемент;
  • регулярно менять насос системы охлаждения согласно требованиям производителя;
  • постоянно контролировать уровень рабочей жидкости в бачке и в случае необходимости сразу ее доливать;
  • проверять уровень масла и при его увеличении необходимо срочно провести диагностику, так как это скорее всего означает повреждение прокладки ГБЦ.

При возникновении симптомов завоздушенности их легко устранить, заменив изношенные части и вытравив газ простыми методами, по уровню сложности осуществимые даже начинающим водителем.

Образование воздуха в системе охлаждения и, как следствие, перегревание мотора легко не допустить, проводя периодическое обследование состояния системы, своевременно подливая антифриз и согласно регламенты производителя заменяя водяной насос и поврежденные детали.

Причины образования пробки

Есть определенные виды неисправностей, при которых система «завоздушивается». К примеру, ее разгерметизация. Возникает она в разных местах. Это может оказаться шланг, патрубок или штуцер. Нередко причиной оказывается повреждение трубок.

  • Кроме того, что она может быть вызвана повреждением некоторых частей механическим способом, они могут просто сами уже износиться к этому времени. Также поводом нередко оказывается снижение уровня давления в системе.
  • В том случае, когда после устранения пробки воздуха, опять возникают признаки ее наличия, то это может означать только одно, опять причина в разгерметизации системы.
  • Далее речь идет о повторном проведении диагностики, а также выполнения визуального осмотра, чтобы выявить место повреждения.

Любая из указанных причин может привести вред, как механизмам транспортного средства, так и его узлам. В основном отсутствие нормального охлаждения приводит к перегреву системы двигателя, его работе, так как износостойкие характеристики могут свестись к минимуму.

Кроме того, что деформации подвергаются его основные части, могут постепенно выходить из строя части уплотнителя. Самое опасное, если двигатель заклинит.

Присутствие воздушной пробки делает печку неработоспособной из-за плохой циркуляции антифриза, без которого отсутствует выработка достаточного количества тепла.


Для того, чтобы справится с такой проблемой, существует несколько действенных методов различных, как по сложности исполнения, так и по способу. Единственное их сходство в том, что в них используется факт, что жидкость тяжелее воздуха.

Симптомы неисправности

  1. Шум со стороны помпы при работе двигателя. Посторонний звук появляется вследствие износа подшипника. Насос системы охлаждения рекомендуется менять через одну либо каждую замену комплекта ГРМ. Если пренебрегать сервисными интервалами, на телах качения, внутренней и внешней обойме появляется выработка, которая и приводит к шуму, свисту. Нередко причиной ускоренного износа является антифриз, который вследствие негерметичности сальника, резиновой манжеты попадает к трущимся парам.
  1. Течь антифриза. Как и подшипник помпы, сальник и резиновый манжет имеют ограниченный ресурс. Появление люфта из-за износа подшипника значительно приблизит негерметичность сальника.
  2. Несоосность по отношению к шестерням привода ГРМ, роликам (помпа становится наперекос). Неравномерное распределение натяжки приводит к ускоренному износу не только подшипника, но и сальника. Неправильная установка либо заводской брак, при котором шкив вращается с перекосом, приводит к ускоренному износу нагруженной части ремня. Подобный дефект даже при небольших пробегах может стать причиной обрыва ремня ГРМ и встречи клапанов с поршнями.
  3. Перегрев двигателя. При обламывании лопастей крыльчатки снижается производительности помпы, вследствие чего через малый контур циркуляции проходит меньшее количество ОЖ.

Часто снижение производительности замечается после использования герметика для устранения течи радиатора. Залитая смесь забивает каналы системы охлаждения, налипает на крыльчатку помпы.

Если жижа не закупорила канал для слива ОЖ в корпусе, то к неисправности водяного насоса заливка герметика не приведет. Но без снятия помпы и промывки системы уже не обойтись.

Первый метод

Действия выполняются в следующем порядке:

  • «Освобождается» расширительный бачок, где присутствует жидкость для охлаждения. Для этого с него снимаются все элементы полностью;
  • Любой из патрубков нужно отсоединить;
  • С бачка убирается крышка, и он накрывается куском ткани;
  • Теперь внутрь бачка надо подуть, чтобы создать определенное давление. Так из патрубка сможет выйти избыток воздуха;
  • Когда начнет выходить антифриз, то патрубок одевается на него и фиксируется при помощи хомута;
  • Крышка бачка закрывается, а все элементы устанавливаются на свои места.

Метод второй

Алгоритм:

  • После запуска двигателю дается минут пятнадцать для проработки, и он выключается;
  • Бачок «освобождается» от элементов;
  • Без снятия с крышки любой из патрубков отсоединяется. Если был избыточный воздух, то он станет выходить;
  • Патрубок ставится на свое место, после того, как начнет литься антифризная жидкость.

Третий метод

Алгоритм третьего способа избавления от воздушной пробки сводится к следующему:

  1. Переднюю часть машины надо приподнять, для чего транспортное средство ставится на небольшую возвышенность. Радиаторная крышка, при этом, должна оказаться выше, чем другие части системы охлаждения. Машина фиксируется ручным тормозом и упорами под колесами;
  2. Двигатель «прогоняется» порядка десяти или пятнадцати минут;
  3. С радиатора, а также бачка надо снять крышки;
  4. На педальную часть акселератора необходимо время от времени нажимать, одновременно пополняя радиатор жидкостью для охлаждения, отслеживая выход воздуха из системы в виде пузырьков.
  5. Так продолжается пока не выйдет полностью воздух. Печка включается максимально. Когда воздух станет горячим, это означает, что полностью открылся термостат, а воздух вышел.

Подготовка к выполнению работ

Когда выявлена неисправность, приступают к её устранению.

Прежде чем начать работу, необходимо:

  1. Найти подходящее ровное место для автомобиля. Взять необходимые инструменты. Для этого подойдут пара ключей, крестообразная отвертка, домкрат.
  2. Заглушить двигатель и подождать 10-15 минут, пока он остынет.
  3. Проверить пробку сливной горловины. Она должна быть плотно закручена.
  4. Внимательно осмотреть внешнее состояние всех агрегатов на наличие механических повреждений. В случае обнаружения таковых проблему решить будет сложнее.


Примерно так могут выглядеть пятна при неисправности системы охлаждения.

Четвертый метод

Если в автомобиле есть вентилятор для охлаждения системы, который функционирует автоматически, то перегазовку делать необязательно. Достаточно просто позволить двигателю нагреться.

После чего дожидаться отключения вентилятора. При этом происходит усиление движения жидкости для охлаждения, циркуляция которого выводит воздух из системы.

При этом жидкость периодически добавляется в систему, чтобы завоздушивание не повторилось.

Признаки завоздушивания

Чтобы лучше понять, как выгнать воздушную пробку из системы охлаждения, необходимо разобраться в общих принципах работы мотора. Если ДВС холодный, то ОЖ «ходит» по рубашке охлаждения, при этом она не проникает в радиатор. Циркуляцию создает помпа. Как только антифриз начинает нагреваться, включается термостат. Он дает возможность ОЖ пройти по большому кругу через радиатор. Таким образом, жидкость охлаждается, но ее прохождения по дополнительному кругу бывает недостаточно. Если это произошло, то включается вентилятор.

Чтобы понять, что с системой охлаждения что-то происходит не так, необходимо прислушаться к ее работе. Существует ряд признаков, показывающих неправильную работу системы:

Шум от помпы. Как только помпа начинает ломаться, ее составляющие элементы издают странные шумы. Это должно насторожить водителя.

Протечка охлаждающей жидкости. Обнаружить протекание возможно невооруженным глазом. Водителю следует провести осмотр мотора и ходовой. Если на поверхности есть следы жидкости, значит, возможна протечка.

Печка функционирует некорректно. Конечно, существует масса причин, по которым печка перестает выполнять свои функции. Образование воздушной пробки — одна из них. Нужен осмотр этого элемента.

Проблемы в функционировании термостата. Бывает, что после запуска система охлаждения включается почти сразу. Это говорит о том, что термостат не работает. Согласно практике, СО перестает слаженно работать из-за неполадок термостата. Если в патрубки проник воздух, то клапан из-за него закрыт не постоянно. Получается, что жидкость «ходит» исключительно по малому кругу. Если ДВС сильно нагревается, то стоит проверить работу термостата, а также определить возможную завоздушенность.

Главным симптомом завоздушенности является перегрев движка. Температура растет, указатель повышается, но уровень хладагента остается на том же уровне. Кроме этого, в зимнее время владелец авто может заметить, что в салон не поступает теплый воздух. Возможно, что в СО попало много воздушных масс.

Если хотя бы один из перечисленных признаков соответствует действительности, то нужно провести диагностику.

Фото-инструкция, как выгнать воздух из системы охлаждения

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]