Рулевая система современных легковых машин оснащается гидроусилителем — устройством, благодаря которому вращение рулевого колеса не требует физических усилий от водителя. Несмотря на заявления многих автопроизводителей, что жидкость ГУРа подлежит замене только в случае ремонта устройства, за состоянием системы следует внимательно следить и по мере необходимости менять загрязнённую техническую жидкость.
- 2 Как выбрать масло для гидроусилителя руля
2.1 Типы жидкостей для популярных автомобилей: таблица
- 5.1 Инструменты для работы
В каких случаях требуется замена
Жидкость в ГУР выполняет несколько функций:
- она является рабочим телом системы,
- обеспечивает её безопасную эксплуатацию,
- защищает элементы устройства от перегрева,
- коррозии и иных повреждений,
- снижает износ деталей рулевой системы.
Специально разработанное вещество рассчитано на функционирование в широком температурном диапазоне — от –40 до +120°С.
Схема гидроусилителя руля на автомомбилях концерна VAG (Volkswagen Aktiengesellschaft)
Можно выделить две ключевых ситуации, когда требуется её замена:
- В ходе ремонта гидроусилителя или после снятия и установки рулевой рейки жидкость в ГУРе загрязняется механическими частицами, которые способны повредить систему, стать причиной быстрой потери эксплуатационных свойств жидкости. В этом случае необходимо произвести полную замену жидкости в ГУРе, даже если масло является относительно свежим.
- После пробега в 20 000 км рекомендуется регулярно проверять состояние технической жидкости в расширительном бачке гидроусилителя руля. При помощи щупа немного вещества помещается на чистую светлую поверхность — салфетку или бумагу. Если жидкость прозрачная и сохраняет свой первоначальный цвет (красный, зелёный или жёлтый), то замена не нужна. Поводом для смены жидкости являются механическое загрязнение, помутнение, запах горелого.
Если пробег автомобиля не превышает 20 000 км в год, замена жидкости ГУРа необходима приблизительно раз в два-три года. Если своевременно этим не заниматься, загрязнённое синтетическое вещество теряет свои эксплуатационные свойства, что ведёт к перегреву и повреждениям элементов системы, выходу из строя гидроусилителя руля, насоса, рулевой рейки.
Рекомендации специалистов
Опытные автомобилисты и сотрудники автосервисов рекомендуют менять смазку в ГУРе с помощником. Обусловлено это тем, что, пока один человек вращает колесо руля, другой удерживает шланг с воронкой и следит за ситуацией. Это позволяет избежать вылета шланга из емкости. Также при выполнении доливки желательно, чтобы кто-то контролировал объем автомасла в агрегате.
В автосервисах смазку меняют квалифицированные специалисты, тщательным образом промывающие агрегат особыми жидкостями, которые не всегда доступны обычным людям. В конце процедуры работники сервиса осуществляют качественную прокачку и проверку рулевого гидроусилителя.
Минусом обращения в специализированный сервисный центр считаются денежные расходы. Впрочем, поменять нефтепродукт в ГУРе стоит не слишком дорого, любому водителю подобная услуга по карману. Лучше сразу потратиться на услуги автосервиса, чем в будущем столкнуться с необходимостью ремонта машины из-за ошибок при проведении процедуры замены.
11.03.2019 Автор: Мастер Сервис 641
Гидроусилитель руля – надежный помощник и верный друг водителя. Он облегчает поворот руля, делает вождение плавным и комфортным. Но чтобы ГУР служил вам верой и правдой как можно дольше, о нем тоже нужно заботиться.
Схема рулевой рейки с ГУР
Что такое масло ГУР
Именно масло в гидроусилителе, по сути, помогает вращению руля, передавая усилие от руля на колеса за счет давления в системе. Помимо своей основной функции, масло ГУР служит смазкой для всего механизма рулевой рейки, охлаждает его и заботливо оберегает от коррозии.
Какие бывают виды масел и какие мифы о нем придумало автосообщество, читайте здесь.
По правилам плановую замену масла проводят раз в один или два года, в зависимости от нагрузки на автомобиль, или не реже, чем раз в 100 тысяч километров. А срочную, или экстренную замену проводят, если вышел из строя насос или другой элемент гидросистемы.
Как выглядит фильтр ГУР
Но наши водители обычно “забивают” и не меняют масло по 3-4 года. Чем это чревато?
- В отработанном масле скапливается огромное количество мельчайшего мусора, металлической стружки и других продуктов износа. Вся эта взвесь не идет на пользу гидросистеме, особенно фильтру, который находится в бачке ГУР. Он забивается и на насос идет сверхнагрузка. Как результат – сломанный насос ГУР, цена которого, кстати, не самая низкая.
- Масло для ГУР не такое гигроскопичное, как тормозная жидкость, однако и оно впитывает конденсат. Вода в системе ГУР вызывает неумолимую и безжалостную коррозию рулевой рейки.
- Кроме того конденсат в масле способствует вязкости масла зимой. Масло не может нормально циркулировать, идет избыточная нагрузка на весь агрегат и его уплотнители, система разгерметизируется, течет, появляется гул под капотом.
- А в жаркую погоду масло с конденсатом, наоборот, излишне жидкое, “водянистое”. В этом случае такое масло не создает нужного давления на колеса. Руль становится тугим, либо проворачивается рывками.
Как выбрать масло для гидроусилителя руля
В гидравлической системе используется синтетическое вещество, которое должно отвечать следующим параметрам:
- максимальная рабочая температура от 110°С;
- стабильная вязкость среды независимо от температуры и уровня нагрузки;
- наличие добавок, позволяющих повысить эффективность функционирования под давлением;
- устойчивость к пенообразованию;
- безопасность для материалов, из которых выполнены уплотнители и шланги.
Выбор жидкости осуществляется в строгом соответствии с требованиями производителя
Сегодня производители предлагают жидкости для ГУР, которые различаются:
- по типу базы (синтетические и минеральные);
- по вязкости;
- по характеристикам присадок;
- по эксплуатационным свойствам и т.д.
В продаже можно встретить жидкость для ГУР красного, жёлтого и зелёного цветов, причём красные и зелёные составы бывают минеральными и синтетическими, при этом:
- красный — только для автомобилей с АКПП;
- жёлтый — универсальный, для «механики» и «автомата»;
- зелёный — только для авто с МКПП.
Важно! Синтетические и минеральные масла категорически нельзя смешивать, даже если они имеют один цвет! Использование двух типов масла одновременно влечёт за собой образование сгустков, закупорку насоса и отверстий в рулевой рейке, поломку системы.
При выборе жидкости для ГУР следует ориентироваться на рекомендации автопроизводителя и использовать тот же состав, что залит в систему, либо его аналог.
Часто бывает, что жидкости надо приобретать в комплекте. Одной бутылкой промывается система, вторая остаётся в ГУРе
Синтетические составы разрешается заливать только в систему, для которой они указаны производителем автомобиля. Применение синтетики взамен минерального масла приведёт к порче уплотнительных элементов и шлангов, в результате гидроусилитель потеряет герметичность и выйдет из строя. Даже предварительная промывка системы не избавит от этой проблемы.
Типы жидкостей для популярных автомобилей: таблица
Красная (минеральная или синтетическая) | Dexron II | Дэу Нексия, Пассат до 2005 г. в. |
Dexron III | Тойота Авенсис, Камри, Патрол, Королла до 1997 г. в; БМВ до 1994 г. в.; корейские Шевроле Лачетти и Круз | |
Dexron IV | Шевроле Авео после 2012 г. в. | |
New PSF-3 | корейские авто, включая КИА, Хёндэ | |
Жёлтая | Мерседесы, некоторые другие авто | |
Зелёная (синтетическая или минеральная) | автомобили VAG; французские авто за исключением Рено Дастер, Логан, Сандеро |
Допускается смешивать жидкости для ГУР разных производителей между собой, если они совпадают по типу (минеральные — с минеральными, синтетические — с синтетическими), цвету и характеристикам.
Принцип работы рулевого редуктора
ВАЗ 2107 оснащен рулевым редуктором червячного типа. Принцип его действия заключается в следующем.
Водитель поворачивает руль. Посредством карданных шарниров приводится в действие вал червяка. Он вращается, перемещая двухгребневый ролик. Затем поворачивается вторичный вал, на котором зафиксирована сошка, приводящая в движение рулевые тяги.
Трапеция двигает поворотные кулаки, осуществляя поворот колес в нужную сторону.
Чтобы уменьшить трение внутренних элементов рулевого редуктора, в механизм заливают трансмиссионное масло с классом вязкости по SAE 75W-90, 80W-90 или 85W-90. Заправочный объем редуктора ВАЗ 2107 составляет 0,215 л.
Частичная замена своими руками
Упрощённый вариант замены допускается, только если автовладелец точно знает, состав какого типа в данный момент залита в бачок ГУРа, и имеет возможность использовать подходящий состав. Поводом для частичной замены служит загрязнение бачка, пятна или взвесь на поверхности жидкости после долгого неиспользования авто.
Порядок действий:
- Отвинтите пробку бачка ГУР, и используя шприц на 20 кубиков + эластичную трубочку, откачайте загрязнённое масло.
- Залейте новую жидкость, ориентируясь на верхнюю отметку, и поставьте пробку на место.
Лучше лить через трубочку, чем расплёскивать драгоценную жидкость мимо
- Заведите двигатель, несколько раз поверните руль вправо и влево до упора.
- Остановите двигатель и проверьте при помощи щупа и белой бумаги уровень и состояние жидкости в бачке ГУР.
- При необходимости повторите процедуру — масло должно в итоге стать чистым.
Сколько лить жидкости в ГУР при полной заливке
Перед тем как приступить к полной замене, вам следует узнать не только тип жидкости, но и требуемый объём. Если информацию вы не нашли в инструкции к автомобилю, можно воспользоваться поиском в интернете.
К примеру:
- для Тойота RAV4 D4D требуется жидкость DEXRON II-D или DEXRON III, в объёме 1,1 литра.
- для Рено Логан используется жидкость Elf Elfmatic G3 в объёме 1 литр;
- для Форд Фокуса 2 требуется зелёная жидкость Форд WSA/M2C195/A либо аналоги, в том числе Ravenol-PSF в объёме 2 литра.
Как заменить полностью на Форд Фокус 2
Полная замена будет рассмотрена на примере Ford Focus II.
Инструменты для работы
Для работ по полной замене жидкости в ГУРе, например, Форд Фокус 2 потребуется использовать:
- шланг длиной не менее 1,5 метров со штуцером на конце, его диаметр должен соответствовать возвратному шлангу системы;
- аналогичный по диаметру шланг длиной около метра, оснащённый заглушкой;
- тару объёмом в несколько литров и с широкими краями или горловиной;
- плоскогубцы с наконечниками изогнутой формы;
Можно использовать обычные круглогубцы, но они менее удобны
- домкрат;
- новую жидкость для ГУР (с запасом, т.к. предусматривается промывка системы).
Как поменять: инструкция
Выполнять этот вид техобслуживания рекомендуется вдвоём.
- Приподнимите автомобиль при помощи домкрата, чтобы было легче вращать рулём. Двигатель должен быть заглушен.
- Открутите крепёж и снимите бачок ГУР. При помощи плоскогубцев отведите в сторону хомут, которым на нём закреплён возвратный шланг (он идёт от рулевой рейки). Со шланга «обратки» слейте старую жидкость в подставленную ёмкость. Установите вместо «обратки» шланг со штуцером. Вместо второго шланга (прямой подачи) поставьте шланг с заглушкой.
Расположение шлангов - Затем тонкой струйкой наполните бачок новой жидкостью. Один человек должен вращать руль до упора в обе стороны, второй — следить за качеством сливающихся отходов. Чистое масло отличается от загрязнённого цветом и запахом.
Вращаем руль влево-вправо до упора несколько раз - После того как вы убедитесь, что гидроусилитель очищен, установите штатные шланги на место, закрепите бачок, долейте новую жидкость по верхнюю отметку. Чтобы убрать воздушные пробки, запустите двигатель и плавно вращайте рулевое колесо до упора в обе стороны — двух-трёх повторений достаточно, чтобы жидкость заполнила всю систему. При помощи щупа проверьте уровень жидкости, если нужно — долейте.
- Если замена проведена правильно, рулевое колесо будет вращаться ровно и без усилий. Убедившись в этом, завинтите пробку бачка ГУРа. Проверьте герметичность подсоединения шлангов.
Отличия между гидравлическими жидкостями
Dexron. Лубриканты выпускаются с 1968 года. Это отдельный класс, созданный корпорацией General Motors. Dexron является официальной торговой маркой, производство ведется не только компанией GM.
ATF (Automatic Transmission Fluid) — смазки, предназначенные для автоматических коробок передач. Получили широкое распространение у японских производителей. Нередко такое гидромасло встречается в ГУР, в большинстве своем имеет красный оттенок.
PSF (Power Steering Fluid) – масло для гидравлического усилителя.
Multi HF – универсальные гидромасла для использования в системах гидравлического усилителя рулевого колеса, допускают полное смешивание и взаимозаменяемость, имеют допуски от многих автоконцернов. Такое масло является лучшим выбором при покупке.