Докатка для авто: чем отличается от полноценного запасного колеса и какой должна быть


Ночь. На часах 2:30. Обочина дороги посреди поля. Смартфон не может найти сигнал сотовой сети. Колёса RunFlat, но одно пустое. Оказалось, даже «бронированные» шины не защищены от боковых порезов. Всему виной яма посреди дорожного полотна и свой же диск. В багажнике ни полноценной запаски, ни докатки, ни инструментов для замены. Да, задачка со звёздочкой. Кажется, сценарий маловероятный. Но опытные автомобилисты подтвердят, что на дороге может произойти всякое. После подобного происшествия неизбежно займёшься поиском если не полноценного запасного колеса, то хотя бы докатки. Верное решение.

Подписывайтесь на наш Телеграм

Что собой представляет докатка для автомобиля

Докатка представляет собой облегчённую версию стандартного автомобильного колеса. Название у неё говорящее, ведь она предназначена лишь для того, чтобы «докатиться» до ближайшего шиномонтажа, произвести ремонт базовой шины, установить её на машину и продолжить движение. С одной стороны, докатка не особенно отличается от полноценного колеса с точки зрения конструкции. С другой стороны, у неё облегчённый форм-фактор, который предназначен для того, чтобы не занимать слишком много места в специальном отсеке для хранения под полом багажного отделения или в нём самом, если постоянное хранение не предусмотрено.

Диск докатки чаще всего изготавливается не из легкосплавных металлов, а из стали. У такого колеса более скромные габариты, чем у обычного, поэтому данное решение нужно для обеспечения ему необходимой прочности. Другие материалы, которые легче, но могут быть такими же надёжными в компактном формате, обычно не используются из экономических соображений. Докатка приблизительно такого же размера, как полноценное колесо, по высоте. Но она более узкая, чтобы занимать меньше места в горизонтальном положении. Соответственно, шина на докатке не стандартная, а «особенная». Она уже и, как показывает практика, не очень качественная, ведь нужна до ближайшего шиномонтажа.

У докатки куда более скромные габариты, чем у полноценного колеса | Car Insurance

Ремкомплект

Ремкомплект вместо запаски становится вполне распространенной опцией и потихоньку перебирается из премиум-сегмента на более простые машины. Хотя ковыряться с ремонтом колеса в нашей специфичной стране, где подчас и обочины-то нет, занятие на тонкого ценителя. Впрочем, владельца Kia Rio по-любому проще представить с «затычкой» и клеем в руках, чем водителя Porsche или Cadillac.

Технология «Run Flat» (дословно — «бежать на спущенном») до бюджетных машин если и доберется, то очень нескоро. Шины с усиленными боковинами и бортовым кольцом, не дающим спущенной шине сползти с диска, — вещь сама по себе хорошая. Они менее подвержены повреждениям в принципе, а с проколом вполне выдержат сотню километров. Для чего и придуманы.

По каким критериям выбирают докатку для авто

◉ Размер. При выборе докатки некоторые тут же ошибочно озадачиваются качеством резины, которая на ней используется. Как показывает практика, это не имеет большого значения, так как подобное колесо предназначено лишь для временного использования. С разболтовкой диска докатки также обычно не нужно озадачиваться, ведь в интернет-магазине или в обычной розничной точке достаточно только указать совместимость с конкретным автомобилем. А вот с размером немного другая история. Важно, чтобы он отличался от всех остальных колёс не более чем на 1 дюйм (2,54 см) в любую из сторон. Иначе сильно повысится нагрузка на ходовую часть транспортного средства.

Докатка не должна отличаться от полноценного запасного колеса по размеру более чем на дюйм | Kwik Fit

◉ Протектор. В отечественных реалиях протектор докатки желательно выбирать с претензией на всесезонный формат. Конечно, важно понимать, что у резины, которая будет использована на таком колесе, будет абсолютно другой состав, чем у обычной шины. Впрочем, данный подход позволит обеспечить приемлемое сцепление в любое время года.

Чем отличается докатка от обычного колеса

Аварийное колесо имеет облегченную конструкцию, поскольку служит для экстренной замены поврежденного колеса основного комплекта в неблагоприятных условиях: на трассе, во время дождя или при низкой температуре воздуха.

Масса

Масса докатки значительно снижена по сравнению с массой колеса основного комплекта. Причиной этого является:

  • штампованный диск имеет облегченную конструкцию и меньшую ширину;
  • номинальная ширина шины меньше на 1/3;
  • толщина шины меньше за счет небольшого слоя тканевого корда и высоты протектора.

Такая конструкция докатки призвана уменьшить занимаемую площадь в багажнике автомобиля и повысить удобство при установке.

Типоразмеры

Внешний диаметр аварийного колеса должен совпадать с размером колес рабочего комплекта.

Допускается в экстренных случаях установка колес с разницей в единицу, например, вместо R14 поставить R13 или R15, но при этом следует быть готовым к существенному снижению маневренности автомобиля и повышенному износу деталей подвески.

Качество

Аварийное колесо изготавливается и проходит испытание в соответствии с методами, установленными ГОСТ Р 41.64 – 99 г. «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств, оборудованных запасными колесами/шинами для временного пользования». Следовательно, качество докатки соответствует требованиям безопасности, а движение на таком автомобиле достаточно комфортно, но при условии строгого соблюдения скоростного режима и времени использования.

Прочность

Способ и материалы изготовления запасного колеса предусматривают максимальный пробег докатки в 2500 – 3000 км в зависимости от производителя. До достижения этого значения аварийное колесо соответствует всем требованиям прочности и обеспечивает безопасное движение.

Цена

Цена аварийного колеса снижена за счет:

  • способа производства диска – штамповка и сварка;
  • материала диска – углеродная сталь;
  • упрощенной технологии изготовления корда шины;
  • отсутствия дополнительных вставок в конструкцию шины.

Стоимость докатки на автомобиль среднего класса варьируется в пределах 600 – 2500 рублей.

Какие инструменты нужны для установки докатки

◉ Домкрат. Он необходим для того, чтобы поднять автомобиль для замены колеса. Если запаска или докатка у конкретной модели вообще не предусмотрена, что в современных компактных машинах встречается всё чаще и чаще, то и домкрата с завода быть не может. Судя по всему, производители уверены, что в случае прокола проще будет вызвать эвакуатор.

Важно обзавестись не только запаской, но и домкратом | The Home Depot

◉ Гаечный ключ. Как показывает практика, про него многие забывают. Да, его также обычно нет в комплекте, если докатка или запаска не предусмотрена. Более того, если автомобиль приобретался на вторичном рынке, лучше также проверить полный комплект инструментов, ведь предыдущий владелец может «заботливо» выложить любое из приспособлений.

◉ Ключ секреток. Если диски прикручены секретками, нужен и ключ от них. Некоторые водители берут его с собой только в том случае, когда нужно заменить зимнюю резину летней, и наоборот. Без подобного приспособления произвести самостоятельную замену колеса не получится даже при большом желании. Эту штуку вообще лучше не терять ни в коем случае.

◉ Насос или компрессор. Так как докатка, как и полноценное запасное колесо, используется достаточно редко, давление в ней явно не будет необходимым для нормального движения. Именно поэтому в случае повреждения основного колеса её придётся накачать до заявленного производителем уровня. Подойдёт или насос, или компрессор.

Компрессор — обязательный прибор для любого автомобиля

запасное колесо


Один из способов сохранить полноценную запаску в случае, когда завод не предоставил для нее места. Решение несложное и очевидное, но потребует определенных усилий и инвестиций.
Один из способов сохранить полноценную запаску в случае, когда завод не предоставил для нее места. Решение несложное и очевидное, но потребует определенных усилий и инвестиций.

Нюансы при установке докатки и движении на ней

◉ Позиция докатки. Докатку крайне нежелательно устанавливать на ведущие колёса. Поэтому, если на переднем приводе повредилось переднее колесо, лучше всего переставить целое и установить запасное назад. С задним приводом сложнее, ведь на передние колёса приходится более высокая нагрузка, а задние толкают транспортное средство. В данном случае придётся пойти на компромисс: либо рисковать проколом докатки и жертвовать управляемостью, либо расстаться с нормальным сцеплением с дорогой. Что касается полного привода, то докатку лучше ставить назад, чтобы снизить нагрузку на неё при движении.

◉ Давление в докатке. Так как у неё заметно меньшая ширина, качать её непременно нужно до более высоких показателей. Обычно нормальное давление для докатки 4–4,2 атмосферы. Впрочем, лучше ознакомиться с маркировкой, которая должна быть указана либо на шине, либо на транспортировочной упаковке.

Рекомендации по использованию докатки обычно изображены на ней самой | Car Insurance

◉ Скорость движения. Во время перемещения на докатке важно соблюдать скоростной режим. Обычно рекомендуется не превышать 60 километров в час. Из-за возможных вопросов по управляемости двигаться на докатке нужно более осторожно. Лучше также включить аварийный сигнал, чтобы заострить внимание на себе других участников движения.

RunFlat

Надо сознавать, что для обитателей премиум-сегмента перечисленные недостатки недостатками не являются. Бог им в помощь! Но и нам тоже, поскольку ремкомплекты и докатки по объективным причинам не внушают должного спокойствия и уверенности на дальних дистанциях.

Половина россиян, по данным одного из опросов, считает российские дороги плохими либо очень плохими — и именно такие они и есть в половине случаев. Само количество шиномонтажных пунктов в России дает понять, что с дорогами у нас что-то не так, и шиномонтажный бизнес востребован отнюдь не только в сезоны перекидывания комплектов.

Докатка — добро или зло?

Какие плюсы и минусы у докатки против запаски

Преимущества:

⊕ Минимальные габариты. Конечно, большинство предпочитает докатку полноценному запасному колесу именно из-за скромных габаритов. Это актуально, чтобы она не занимала много места в багажнике, если стандартный отсек для хранения не предназначен или в него установлено газовое или любое другое вспомогательное оборудование.

Докатка сильно экономит пространство внутри автомобиля

⊕ Небольшой вес. Из-за того, что она заметно меньше запасного колеса, она и весит не так много. Это, пусть незначительно, но определённо положительно скажется на расходе топлива как в городском режиме, так и по трассе. Впрочем, в первом случае из-за близкого расположения шиномонтажей докатку вообще возить с собой необязательно.

⊕ Простота использования. Так как докатка заметно легче полноценного запасного колеса, её потенциально легко установить на автомобиль. Впрочем, если приходится менять расположение колёс, чтобы запасное было не на ведущей оси, то это преимущество тут же улетучивается и превращается в ощутимый недостаток.

⊕ Невысокая стоимость. Если у вас нет ни полноценного запасного колеса, ни докатки, то обзавестись последней будет куда дешевле. В этом нет ничего удивительного, ведь вещь первоначально менее качественная и материалоёмкая, поэтому ниже по себестоимости, а также по цене розничной продажи.

Достоинства и недостатки компактной запаски

Как и любой другой продукт, докатка имеет свои преимущества и недочеты. К первым можно отнести:

  • Малый размер и компактность, позволяющие не забивать багажник под завязку.
  • Небольшой вес. Менять такую запаску гораздо легче, чем полноразмерное колесо.
  • Ценник. Стоимость докатки такова, что ее может себе позволить даже автомобилист с самым ограниченным бюджетом.И это вполне естественно, если учесть, какое количество материалов тратится на ее изготовление.
  • Простота монтажа/демонтажа. Поскольку это колесо меньше и легче, то и устанавливать его гораздо проще и быстрее.
  • Хороший прогноз по восстановлению. Прохудилась докатка? Не беда, ведь для мастера ничего не стоит провести ее разбортирование и сборку.

Что касается недостатков, то их тоже немало. И прежде всего, речь идет о следующих серьезных минусах:

  • Малый вес и габариты докатки напрямую влияют на безопасность эксплуатации транспортного средства.
  • Хрупкость и низкая надежность. В силу того, что докатки изготавливают из самых дешевых материалов, неудивительно, что они гораздо быстрее выходят из строя, чем обычные колеса. Стоит отметить, что и порезать/проткнуть такую запаску гораздо проще, нежели полногабаритную.

В принципе, достоинств у докатки больше, чем недостатков, но это не означает, что нужно выбирать именно такую альтернативу. И если есть лишние деньги, то всегда имеет смысл приобрести полноразмерное колесо для запаса, а вовсе не его уменьшенную копию в бюджетном исполнении.

#7 Докатка, часть первая.

Этот пост прежде всего для тех автовладельцев Эспейс V, кто не может ездить без запасного колеса и ищет варианты подходящие по размеру, цене и прочим параметрам купить докатку.

Спорить на тему: «я 10 лет езжу и ни одного пореза, только прокол, — а его я залью жидкостью из баллончика для резины, — да мне запаска 100 лет не уперлась, обойдусь без запаски, на фиг она нужна» и прочих замечаний «бывалых» авто владельцев не хочу и не собираюсь. Я за свой водительский стаж 32 года побывал в разных ситуациях на разных авто без запаски — по разным причинам (речь здесь не о этом), и чувствую себя очень не комфортно передвигаясь на авто куда то, зная что запасного колеса у тебя с собой нет. Но это лично мое мнение, и я его ни кому не навязываю, а просто рекомендую — запаска (докатка) должна быть у вас в авто для вашего же спокойствия и уверенности. Итак вернемся к предмету разговора. В моей комплектации запаска (докатка) отсутствует, в место нее вот такой набор:

Изучаем тему с докаткой, штатно под днищем авто стоит размер R17, а так же есть варианты в багажнике под полом то же на R17. Видел фото где установлена докатка на авто 17го размера — смотрится как то не очень, меньше колесо по сравнению с теми что стоят — хотя функцию свою она выполняет на все 100% — то есть до ехать до ближайшего шиномонтажа. Ищем варианты на ресурсах по продаже. Выбор очень не велик и цены то же не приятные. Да — самое главное, забыли про параметры диска. Рено у нас 5х114,3 ЦО 66,1 по вылету не совсем понятно с докаткой, надо смотреть. А у Ниссана такие же размеры дисков (посадочные болты и ЦО) что у Рено. О этом практически все знают — многие берут диски как второй комплект от Ниссан/Инфинити кто на лето, кто на зиму. Ищем от Ниссан, попадается отличный вариант от Мурано Z51. Размеры диска: J 18X4T 706 06 3.0 Резина и ее параметры: GOODYEAR CONVENIENCE SPARE T165/90 D18 107m По очень приличной цене 2.500руб. Если посмотреть на ресурсах объявлений то такое можно купить от 3,5 и до 7 тысяч.

Источник

Сколько можно ехать на докатке

В зависимости от производителя, пробег для докаток установлен в диапазоне 60-200 км. За использование аварийных шин не по назначению в ПДД предусмотрен штраф 500 руб.

Во время остановки инспектор ГИБДД может попросить показать пробитое колесо, чтобы удостоверится, что автомобиль направляется в гараж. Водитель может отказать в просьбе, а сотруднику запрещено самому открывать багажник и проводить осмотр, но такое поведение послужит поводом для составления административного протокола и выписки штрафа. Вариант, что пробитое колесо оставлено на обочине, не рассматривается – в этом случае можно получить штраф за загрязнение окружающей среды.

Как ставить докатку на автомобиль в зависимости от типа привода

Производители рекомендуют не устанавливать аварийное колесо на ведущую ось. Если в переднеприводном автомобиле прокололась передняя шина, рекомендуется провести полноценную замену: снять заднее колесо, переставить на переднюю ось, сзади установить докатку.


В чем особенность езды на докатке

Многие водители пренебрегают таким порядком работ, поскольку достаточно сложно на дороге снимать с машины два колеса.

Если авто имеет привод на заднюю ось, устанавливать докатку необходимо на переднюю. Это минимизирует нагрузку на дифференциал, но значительно снизит управляемость. Скорость при такой установке не должна превышать 50-60 км/ч.

Правила эксплуатации аварийного колеса:

  1. При вхождении в поворот желательно максимально сбрасывать скорость.
  2. При движении следует избегать резких маневров, резко сбрасывать и набирать скорость также не стоит, автомобиль может занести.
  3. Опытные водители советуют не отключать электронные системы, которые помогут в критической ситуации удержать авто новичкам, несмотря на их возможную некорректную работу.

Каким бы странным это не казалось, но управление автомобилем с докаткой требует от водителя соответствующего опыта.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Для любых предложений по сайту: [email protected]